Готовность к школе диагностика рб

Обновлено: 05.07.2024

На главную Психодиагностика психолога в школе Бланки и картотека для диагностики Протоколы для диагностики психологической готовности к школе (Беларусь)

Протоколы для диагностики психологической готовности к школе (Беларусь)
Психодиагностика психолога в школе - Бланки и картотека для диагностики

Психолого-педагогическое обследование шестилетних детей

Протокол диагностики психологической готовности
шестилетних детей к школьному обучению

Фамилия, имя воспитанника ______________________ Возраст __________
Дата рождения ________ Детский сад _______ Дата проведения ________

Интеллектуальное развитие:
1
:
11

Личностное развитие:
1
:
9

Предпосылки учебной
деятельности:
1
:
6

Заключение:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Эксперт, проводивший наблюдение, -
психолог ДУ ___________________________ ___________________________
(подпись) (И.О.Фамилия)

Примечания:
1. Метод наблюдения используется для оценки степени
выраженности-невыраженности показателей психологической готовности
старших дошкольников, завершающих образование в дошкольном
учреждении и поступающих в подготовительный класс начальной школы.
Проводится такое наблюдение в мае-июне. Наблюдение за ребенком
(детьми) осуществляется в процессе проведения воспитателем занятий в
различных видах детской деятельности: игровой, художественной,
познавательно-практической и учебной.
Психолог, проводящий наблюдение, оценивает указанные в
стандарте показатели готовности детей к учебной деятельности,
ориентируясь на степень интенсивности или выраженности их
проявления.
Критерии оценки показателей представляются следующим образом:
1-й уровень - показатель в полной мере соответствует стандарту
(ярко наблюдаемая форма поведения качеств, результат);
2-й уровень - показатель соответствует стандарту, но не в
полной мере;
3-й уровень - показатель частично соответствует стандарту;
4-й уровень - показатель слабо выражен или отсутствует.
2. Общая оценка результатов показателей психологической
готовности определяется через средний балл. Дети, набравшие от 1 до
2 баллов, имеют высокий уровень готовности; от 2 до 3 баллов -
средний уровень; от 3,1 до 4 - низкий уровень.
3. Если психолог использовал для контроля психического развития
воспитанников детского сада (4 года, 5 лет) методы психодиагностики,
то он может использовать их для обследования шестилетних детей.
4. Диагностические задания программы психологического
обследования или тесты, процедуры проведения, интерпретация
результатов должны соответствовать требованиям стандарта "Готовность
к школе".
5. В схеме учета результатов психолого-педагогического
обследования должны быть зафиксированы: фамилия, имя ребенка,
возраст, дата рождения, детский сад (если не посещал ДУ, указать),
дата проведения, диагностические задания, оценки в баллах, средний
балл, уровень развития, заключение, эксперт, проводивший
тестирование.
6. В заключении психолог дает обоснование полученных
результатов тестирования, формулирует рекомендации для психолога и
учителя начальной школы.

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина запись закреплена

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ (ПОДБОРКА МЕТОДИК)

😊

Здравствуйте, коллеги!

Нашла у себя в закромах вот такую подборку. Я её использовала, когда только начинала работать. Немного доработала её и делюсь с вами.

В подборке вы найдёте следующие методики:

❗

Размещение в других группах разрешено с указанием авторства и активной ссылки на группу.

Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.

Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:

– принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;

– обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;

– понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);

– иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;

– делать простой логический вывод;

– копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;

– ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед-назад);

– механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;

– находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;

– хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;

– уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Уметь производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.

Физическая готовность – физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет).

Психологическая готовность к школе – это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения с взрослыми и другими детьми.

Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать.

8. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

9. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.

10. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно больше полезных вещей, игр, предметов.

11. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

12. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11

Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и их обоснование.

Курлыкина Наталья Михайловна,

воспитатель первой младшей группы

Методика анализа и оценки определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Методика 1. Тест Керна-Йрасека.

Методика 3. Экспериментальная беседа

Методика 4. Диагностика уровня развития

произвольного внимания и произвольной памяти.

Методика 8. Тест. Последовательные картинки.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Проводить диагностику готовности к школьному обучению необходимо дважды: первичная - октябрь-ноябрь, предшествующая поступлению в школу; и повторная - апрель–май, позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

Исследование сформированности познавательных компонентов психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта.

Итоговая оценка готовности к школьному обучению:

40-52 балла - готов к обучению в школе

24-39 баллов – условно готов

15-23 балла – условно не готов

4-14 баллов – не готов

Итоговая оценка определения уровня готовности к школьному обучению

40-52 балла – высокий уровень

24-39 баллов – средний уровень

4 – 14 баллов – низкий уровень

Методика 1. Тест Керна-Йрасека.

Цель методики:

Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата иссле дования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий.

Срисование фразы "Он ел суп".

Инструкция :

"Посмотри, здесь что-то написано ( см.приложение к методике № 1). Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй нарисовать это . Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши также".

Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза "Он ел суп". Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных - 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.

5 баллов - Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.

4 балла - Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.

3 балла - Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

2 балла - С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.

1 балл - Каракули.

Изображение 046

Срисовывание точек.

Ребенку выдается бланк с изображением группы точек( см. приложение к методике № 1). Расстояние между ними по вертикали и горизонтали - 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.

Инструкция:

"Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь". (Показать где) .

5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

4 балла - возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение круж ков вместо точек.

3 балла - Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно боль шее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

2 балла - Точки располагаются группами . Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недо пустимы другие изображения, например, линии.

1 балл - Каракули.

Рисунок человека.

Инструкция :

Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разре шается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли нарисовать тетю?"— необ ходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

5 баллов - У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью паль цами. Есть признаки мужской одежды.

4 балла - Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла - У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

2 балла - Примитивный рисунок человека-головы с конечностями - (до статочно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).

1 балл - Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей - "го ловоног".

Изображение 046

Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из трех заданий.

12-15 баллов – готов к обучению в школе

9-11 баллов – условно готов

3-6 баллов – не готов

(модифицированный вариант Е.П. Торренса)

исследование развития воображения.

Подготовка и проведение исследования :

детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

8 - 10 баллов – готов к обучению в школе

3 - 7 баллов – условно готов

0-2 балла – не готов

Методика 3. Экспериментальная беседа

определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.

Вопросы для собеседования:

Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома)?

Ты хочешь идти в школу?

Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

Почему ты хочешь идти в школу?

Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

Если тебе сейчас предложу поиграть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

Во время игры в школу, что у нас будет длиннее: урок или перемена?

Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. Ответы должны быть примерно такие:

Хочу идти в школу.

Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

Люблю, когда мне читают книжки.

Сам прошу, чтобы мне почитали.

Хочу быть учеником.

Пусть урок будет длиннее.

Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.

7 баллов - готов к обучению в школе

4- 6 баллов - условно готов

1- 3 балла - не готов

Давая заключение, следует помнить, что беседа – вспомогательная методика, однако она необходима для выявления общего кругозора ребенка и его личностной готовности.

Методика 4. Диагностика уровня развития

произвольного внимания и произвольной памяти.

Цель : выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Описание : задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оценка выполненного задания :

баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур.

балла – допущена одна ошибка.

балла – допущены две ошибки.

балла – допущены три ошибки.

балл – более трех ошибок.

баллов – не справился с заданием.

5 баллов - готов к обучению в школе

3 – 4 балла - условно готов

0-2 балла - не готов

Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.

Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.

Анализ результатов :

5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.

4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.

3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.

2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).

1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.

0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).

4-5 баллов – готов к обучению в школе;

2-3 балла – условно готов к обучению в школе;

0 -1 балл – не готов к обучению в школе

Критерии оценки :

1 балл – Условно готов. Реакция ребенка менее спонтанная, но он самостоятельно или с большой помощью первого или второго вопроса – находит нелепые места.

0 баллов – Не готов. Ребенок эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствие в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Инструкция :

Далее ребенку задаются следующие вопросы:

Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?

Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?

Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее осталось?

Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Критерии оценки :

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

1 балл – Условно готов. Ребенок правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

0 баллов – Не готов. Ребенок правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком, как арифметического действия, так и пространственной ориентировки.

Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.

Тест. Последовательные картинки.

Этот тест позволяет выявить уровень сфрмированности у ребенка причинно- следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ).

Инструкция:

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ;

1 балл – Условно готов. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности;

0 баллов – Не готов. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция: « Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

- ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …? ( цветок)

- МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ - … ( лес)

- ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК - …? ( температура)

- ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …? ( слух)

- ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ - …? ( ночь)

- УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН - …? ( звонить)

- ГОЛУБЬ-ПТИЦА, а ВАСИЛЕК - …? ( цветок)

- ОГУРЦЫ- ГРЯДКА, а ШИШКИ- …? ( лес)

- САМОЛЕТ- ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА - …? ( водитель, шофер)

- РАДИО-СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ- …? ( зрение, смотреть)

- ДЕНЬ-НОЧЬ, а БЕЛОЕ - …? ( черное)

- ЗАЯЦ-ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА - …? ( рыба)

- ГРИБЫ- ЛЕС, а ПШЕНИЦА - …? ( поле)

- ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА - …? ( врач)

- ФОНАРЬ-СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ - …? ( рисовать)

- КНИГА – ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА - …? ( слушать, играть, сочинять)

- ДЛИННОЕ- КОРОТКОЕ, а ЛЕТО - …? ( зима)

Курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре

Критерии оценки:

2 балла - ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

1 балл - ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

0 баллов - ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

2 балла – готов к обучению в школе;

1 балл – условно готов к обучению в школе;

0 баллов – не готов к обучению в школе.

Методика 10.

В общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка. Тест состоит из двух частей.

Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: педагог произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Назови первый и последний звуки в словах:

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом: что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний – гласный, в третьем: первый – гласный, последний – согласный, в четвертом – оба звука гласные.

Критерии оценки:

2 балла - ребенок правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

1 балл - ребенок 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.

0 баллов - ребенок многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

Читайте также: