Голдинг шпиль краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Действие романа-притчи перенесено в средневековую Англию. Настоятель собора Пречистой Девы Марии Джослин замыслил достроить шпиль, предполагавшийся в первоначальном проекте собора, но по каким-то причинам так и оставшийся на бумаге. Всем известно, что у собора нет фундамента, но Джослин, которому было видение, верит в чудо. Он ощущает собор как частицу себя: даже деревянный макет напоминает ему лежащего на спине человека.

Но шпиль не святым духом строится — его создают рабочие, простые, грубые люди, многие из которых нетвёрды в вере. Они пьянствуют, дерутся; они травят Пэнголла, наследственного сторожа собора, который просит настоятеля заступиться за него. Он не видит смысла в строительстве шпиля, если ради этого приходится разрушать привычный жизненный уклад. В ответ на его сетования Джослин призывает его к терпению и обещает поговорить с мастером.

Джослину приносят письмо от его тётушки, в прошлом любовницы короля, а ныне престарелой дамы. Это она дала деньги на строительство шпиля в надежде, что её похоронят в соборе. Джослин отказывается отвечать на письмо.

Тут же намечается конфликт с ризничим, отцом Ансельмом, духовником Джослина, который не желает надзирать за строительством. Под нажимом Джослина он все же отправляется в собор, но Джослин чувствует, что их многолетней дружбе пришёл конец. Он понимает, что такова цена шпиля, но он готов идти на жертвы.

Настоятелю вновь приносят письмо, на этот раз от епископа. Тот посылает в собор святыню — гвоздь с креста Господня. Джослин воспринимает это как очередное чудо и спешит поделиться новостью с мастером, но тот верит лишь в холодный расчёт. Джослин хочет помириться с Ансельмом и разрешает ему больше не надзирать за работами, но тот требует от него письменного свидетельства.

Наступает весна, и Джослин вновь приободряется. Как-то раз, войдя в собор, чтобы взглянуть на макет шпиля, он становится свидетелем встречи жены Пэнголла Гуди с Роджером Каменщиком. Настоятель словно видит окруживший их невидимый шатёр, понимает всю глубину их отношений. Его охватывает отвращение, ему во всем видится грязь.

Это ощущение усиливает внезапно появляющаяся Рэчел, которая вдруг ни с того ни с сего начинает объяснять, почему у них с Роджером нет детей: оказывается, она в самую неподходящую минуту рассмеялась, и Роджер тоже не мог удержаться от смеха. Но тут же Джослину в голову приходит крамольная мысль: он понимает, что Гуди может удержать Роджера в соборе. Ночью Джослина мучает кошмар — это за его душу борются ангел и дьявол.

Проходит Пасха, и башня под шпилем начинает понемногу расти. Роджер постоянно что-то вымеряет, спорит с мастеровыми. Однажды случается оползень: в яме, вырытой для проверки фундамента, плывёт и осыпается грунт. Яму спешно засыпают камнями, и Джослин начинает молиться, чувствуя, что силой собственной воли держит на плечах весь собор. Зато Роджер теперь считает себя свободным от всяческих обязательств. Тщетно Джослин пытается убедить его продолжить строительство. И тогда Джослин использует последний аргумент. Он сообщает Роджеру, что знал о его решении уйти на работу в Малмсбери и уже написал тамошнему аббату, что Роджер с бригадой ещё долго будет занят на строительстве шпиля. Теперь аббат наймёт других рабочих.

Этот разговор подрывает силы настоятеля, и он хочет уйти, но по дороге становится свидетелем того, как один из мастеровых дразнит Пэнголла, намекая на его мужское бессилие. Теряя сознание, Джослин видит Гуди Пэнголл с разметавшимися по груди рыжими волосами.

Джослин тяжело болен. От отца Адама он узнает, что работа по строительству шпиля продолжается, что Гуди нигде не показывается, а Пэнголл сбежал. С трудом поднявшись с постели, Джослин идёт в собор, чувствуя, что сходит с ума; он смеётся каким-то странным, визгливым смехом. Теперь он видит своё предназначение в непосредственном участии в строительстве. От мастеровых он узнает, что Гуди, до этого бездетная, ждёт ребёнка. Ему открывается и то, что Роджер Каменщик боится высоты, но преодолевает страх и что он по-прежнему ведёт строительство против воли. Словом и делом поддерживая мастера, Джослин заставляет его строить шпиль.

Строительство шпиля продолжается, Джослин работает вместе со строителями, и вдруг ему открывается, что все они праведники, несмотря на грехи. И сам он разрывается между ангелом и дьяволом, чувствуя, что его околдовала Гуди со своими рыжими волосами.

В собор прибывает Визитатор с Гвоздём, который должен быть замурован в основание шпиля. Помимо прочего, Визитатор должен разобраться с доносами, которые поступали на Джослина в течение всех двух лет строительства. Автором их был Ансельм, обвинявший настоятеля в пренебрежении своими обязанностями. На самом же деле в результате строительства Ансельм просто лишился части своих доходов. Джослин отвечает невпопад. Визитатор видит, что он тронулся рассудком, и отправляет его под домашний арест.

Пересказала Е. Б. Туева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

События романа происходят в Англии в XIV веке. Джослин - настоятель собора Девы Марии имеет навязчивую идею построить шпиль, который был в проекте, но его так и не возвели. У собора нет фундамента, но Джослин верит в чудо, ему было видение. Он сроднился с макетом собора.

Шпиль все-таки строится. Его возводят простые и не очень верующие работники. Они пьянствуют и дебоширят. Обижают сторожа собора Пэнголла, который не понимает смысла в строительстве шпиля, если при этом нарушается весь уклад собора. Настоятель просит его потерпеть и соглашается поговорить с бригадиром.

У Джослина происходит ссора с духовником, отцом Ансельмом. Он не хочет следить за строительством. Джослин настаивает и отцу Ансельму приходится пойти в собор. Настоятель понимает, что дружбе придет конец такова цена шпиля, но сознательно идет на жертвы.

Каменщик Роджер определяет, что основание строения не выдержит шпиль высотой в четыреста футов. Настоятель пытается убедить Каменщика поверить в чудо. Но Роджер стоит на своем и не хочет строить шпиль. Приходит жена Роджера, которая начинает поучать Джослина. В конце разговора Каменщик обещает соорудить шпиль, насколько получится.

Гвоздь с креста Иисуса высылает епископ. Настоятель расценивает это как еще одно чудо. Делится новостью духовником, а тот стребует расписку, что больше не нужно руководить стройкой.

Дождливой осенью погибает рабочий, упавший с высоты. Ходят слухи о наступлении чумы. Это гнетет Джослина.

Весной шпиль потихоньку растут. Но вода подтачивает грунт и он осыпается. Роджер опять пытается уйти, не закончив шпиль.

Однажды в городе случается непогода. Джослин вбивает в шпиль железный гвоздь, чтобы сохранить постройку. После этого он заболевает. Приехавшая навестить его тетя в пылу ссоры рассказывает, что ее связь с королем помогла Джослину подняться так высоко. Также Ансельм находится рядом с ним только ради выгоды.

Джослин идет Каменщику и просит у него за все прощение. Оказывается, Роджер убил Пэнголла, узнав о его связи с Гуди. Все перемешивается в голове настоятеля, он теряет сознание.

Роман учит, что не должна мечта человека сбываться вопреки всему и никакие вещи не стоят человеческой жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Голдинг - Шпиль. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главным героем книги является человек по имени Овсянников. Внешне Овсянников был похож на Крылова. Ему было 70 лет. По стилю одежды он напоминает купца. Овсянников отличался ленью, прямодушием, важностью и смышленостью.

Собраны Аленушкины сказки

Начало трагедии представлено диалогом дочери графа Гормаса - Химены и ее воспитательницы Эльвиры о том, кого судьба определит в супруги Химены. Отец удовлетворен выбором дочери в пользу дона Родриго

Средневековая Англия, Джослину, настоятелю собора Пречистой Девы Марии было видение достроить шпиль собора, который остался только в проекте. Фундамент отсутствует, но настоятель верит в чудо.

Однако на фоне этого есть простые рабочие, которые далеки и от веры в чудо и от простой веры. Это пьяницы и невежды, которые травят наследного сторожа собора. Сторож Пэнголл обращается к Джослину и говорит о том, стоит ли строить шпиль, если дело приносит такие страдания и сумятицу, но настоятель призывает того терпеть.

Деньги на шпиль дала тетя Джослина, которая хочет, чтобы ее там похоронили. Настоятель ссорится со своим духовником, который не хочет смотреть за строительством, но тот его заставляет выполнять эту работу и их дружба прекращается. Тем не менее, Джослин считает то, что нужно терять, для того чтобы достигнуть цели.

Мастер изучает фундамент, он еле выдерживает собор. В собор присылают гвоздь с креста Господня, настоятель считает этот факт подтверждением чуда. Осенью начинаются дожди, в фундаменте вода, помимо этого всякие беды, которые, понимает Джослин, ему зачтутся потом и им будет получен счет.

Наступает весна, появляются новые надежды. Тем не менее, случается оползень в вырытую яму. Джослин молится и ему чудится, будто именно он и держит собор на себе.

Джослин в итоге заболевает, до этого он видит по всюду грязь, испытывает разочарование. Тем не менее, шпиль растет, сторож сбегает, настоятель идет в собор и понимает, что главный каменщик боится высоты и строит через силу, но Джослин старается его приободрить. Он теперь видит собственную цель только в строительстве шпиля.

Помимо этого отдельной частью сюжета являются отношения каменщика с супругой сторожа. В итоге она беременеет, у нее случается выкидыш и она погибает. Супруга Роджера-каменщика теперь полностью помыкает им.

В храме проверка с человеком, который привозит гвоздь от гроба Господня. Проверяющий опирается на доносы. Джослин работает с остальными и к этому времени в душевном смятении. Его отправляют под домашний арест.

Он боится падения шпиля, вырывается в собор, вбивает гвоздь в основание шпиля, падает без чувств. Приезжает его тетка, которая была любовницей короля и дала деньги на шпиль. Она рассказывает, что вся карьера настоятеля – ее дело и даже духовник был при нем, чтобы добиться положения.

Также читают:

Рассказ Голдинг Шпиль (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Однажды весенним днем появилась Козявочка-букашечка. Осмотрелась, немного полетала, ей все понравилось.

Произведение Николая Михайловича имеет очень внушительные размеры, оно разделено на двенадцать томов. Данный труд описывает историю родного государства с момента появления до периода Смуты

На фоне беспокойного моря желтела длинная и узкая коса. На её берегу стоял большой шалаш, в котором прятался от жары Василий Легостев. Пять лет назад он, сорокалетний крестьянин, приехал из деревни на заработки

Действие романа-притчи перенесено в средневековую Англию. Настоятель собора Пречистой Девы Марии Джослин замыслил достроить шпиль, предполагавшийся в первоначальном проекте собора, но по каким-то причинам так и оставшийся на бумаге. Всем известно, что у собора нет фундамента, но Джослин, которому было видение, верит в чудо.

Он ощущает собор как частицу себя: даже деревянный макет напоминает ему лежащего на спине человека.

Но шпиль не святым духом строится – его создают рабочие, простые, грубые люди, многие из которых нетверды в вере.

Они пьянствуют, дерутся; они травят Пэнголла, наследственного сторожа собора, который просит настоятеля заступиться за него. Он не видит смысла в строительстве шпиля, если ради этого приходится разрушать привычный жизненный уклад.

В ответ на его сетования Джослин призывает его к терпению и обещает поговорить с мастером.

Джослину приносят письмо от его тетушки, в прошлом любовницы короля, а ныне престарелой дамы. Это она дала деньги на строительство шпиля в надежде, что ее похоронят в соборе. Джослин отказывается отвечать на письмо.

Тут же намечается конфликт с ризничим, отцом Ансельмом, духовником

Джослина, который не желает надзирать за строительством. Под нажимом Джослина он все же отправляется в собор, но Джослин чувствует, что их многолетней дружбе пришел конец. Он понимает, что такова цена шпиля, но он готов идти на жертвы.

Тем временем мастер, Роджер Каменщик, пытается определить надежность фундамента и воочию убеждается, что имеющийся фундамент с трудом выдерживает собор. Что уж говорить о шпиле в четыреста футов высотой! Напрасно Джослин убеждает Роджера поверить в чудо: тот говорит, что теперь ему трудно будет заставить рабочих строить шпиль. Джослин разгадывает истинные намерения Роджера: тот хочет переждать, когда появится более выгодная работа, а затем уйти, так и не начав строительства.

Тут к мужчинам подходит жена Роджера Рэчел, “темноволосая, темноглазая, напористая, неумно болтливая женщина”, которая не нравится настоятелю. Она бестактно вмешивается в разговор мужчин, поучая святого отца. Дав ей высказаться, Роджер обещает возвести шпиль настолько, насколько сможет. “Нет, насколько дерзнешь”, – возражает Джослин.

Настоятелю вновь приносят письмо, на этот раз от епископа. Тот посылает в собор святыню – гвоздь с креста Господня. Джослин воспринимает это как очередное чудо и спешит поделиться новостью с мастером, но тот верит лишь в холодный расчет.

Джослин хочет помириться с Ансельмом и разрешает ему больше не надзирать за работами, но тот требует от него письменного свидетельства.

Наступает осень. Нескончаемые дожди приводят к тому, что под собором постоянно стоит вода. Из ямы, которую Роджер вырыл в соборе для изучения фундамента, исходит нестерпимая вонь. “Лишь мучительным усилием воли” Джослин заставляет себя помнить, какое важное дело совершается в соборе, постоянно вызывая в памяти божественное видение.

Мрачное ощущение усиливается гибелью одного из мастеровых, сорвавшегося с лесов, старческим безумием канцелярия и слухами об эпидемии чумы. Джослин чувствует, что все это записывается в счет, который когда-нибудь будет ему предъявлен.

Наступает весна, и Джослин вновь приободряется. Как-то раз, войдя в собор, чтобы взглянуть на макет шпиля, он становится свидетелем встречи жены Пэнголла Гуди с Роджером Каменщиком. Настоятель словно видит окруживший их невидимый шатер, понимает всю глубину их отношений.

Его охватывает отвращение, ему во всем видится грязь…

Это ощущение усиливает внезапно появляющаяся Рэчел, которая вдруг ни с того ни с сего начинает объяснять, почему у них с Роджером нет детей: оказывается, она в самую неподходящую минуту рассмеялась, и Роджер тоже не мог удержаться от смеха. Но тут же Джослину в голову приходит крамольная мысль: он понимает, что Гуди может удержать Роджера в соборе. Ночью Джослина мучает кошмар – это за его душу борются ангел и дьявол.

Проходит Пасха, и башня под шпилем начинает понемногу расти. Роджер постоянно что-то вымеряет, спорит с мастеровыми… Однажды случается оползень: в яме, вырытой для проверки фундамента, плывет и осыпается грунт. Яму спешно засыпают камнями, и Джослин начинает молиться, чувствуя, что силой собственной воли держит на плечах весь собор.

Зато Роджер теперь считает себя свободным от всяческих обязательств. Тщетно Джослин пытается убедить его продолжить строительство. И тогда Джослин использует последний аргумент.

Он сообщает Роджеру, что знал о его решении уйти на работу в Малмсбери и уже написал тамошнему аббату, что Роджер с бригадой еще долго будет занят на строительстве шпиля. Теперь аббат наймет других рабочих.

Этот разговор подрывает силы настоятеля, и он хочет уйти, но по дороге становится свидетелем того, как один из мастеровых дразнит Пэнголла, намекая на его мужское бессилие. Теряя сознание, Джослин видит Гуди Пэнголл с разметавшимися по груди рыжими волосами…

Джослин тяжело болен. От отца Адама он узнает, что работа по строительству шпиля продолжается, что Гуди нигде не показывается, а Пэнголл сбежал. С трудом поднявшись с постели, Джослин идет в собор, чувствуя, что сходит с ума; он смеется каким-то странным, визгливым смехом.

Теперь он видит свое предназначение в непосредственном участии в строительстве. От мастеровых он узнает, что Гуди, до этого бездетная, ждет ребенка. Ему открывается и то, что Роджер Каменщик боится высоты, но преодолевает страх и что он по-прежнему ведет строительство против воли.

Словом и делом поддерживая мастера, Джослин заставляет его строить шпиль.

Когда он вновь застает Роджера и Гуди вместе, то пишет настоятельнице женского монастыря письмо с просьбой принять “несчастную, падшую женщину”. Но Гуди удается избежать такой судьбы: у нее случается выкидыш, и она погибает. Рэчел, узнавшая о связи Роджера с Гуди, получает теперь неограниченную власть над мужем: даже мастеровые посмеиваются над тем, что она держит его на поводке.

Роджер начинает пить.

Строительство шпиля продолжается, Джослин работает вместе со строителями, и вдруг ему открывается, что все они праведники, несмотря на грехи. И сам он разрывается между ангелом и дьяволом, чувствуя, что его околдовала Гуди со своими рыжими волосами.

В собор прибывает Визитатор с Гвоздем, который должен быть замурован в основание шпиля. Помимо прочего, Визитатор должен разобраться с доносами, которые поступали на Джослина в течение всех двух лет строительства. Автором их был Ансельм, обвинявший настоятеля в пренебрежении своими обязанностями. На самом же деле в результате строительства Ансельм просто лишился части своих доходов.

Джослин отвечает невпопад. Визитатор видит, что он тронулся рассудком, и отправляет его под домашний арест.

В тот же день на город обрушивается непогода. В страхе, что почти достроенный шпиль рухнет, Джослин бежит в собор и вбивает в основание шпиля гвоздь… Выйдя на улицу, он падает без чувств. Придя в себя, он видит у постели тетушку, приехавшую лично просить его о погребении в соборе.

Он вновь отказывает ей, не желая, чтобы ее грешный прах осквернял святое место, и в пылу спора она открывает ему, что своей блестящей карьерой он обязан исключительно ей, точнее, ее связи с королем. Узнает он и то, что Ансельм лишь изображал дружбу, чувствуя, что при Джослине можно неплохо устроиться. Зная, что не найдет поддержки среди клира, Джослин тайком уходит из дома, чтобы “получить прощение от нехристей”.

Он идет к Роджеру Каменщику. Тот пьян. Он не может простить Джослину, что тот оказался сильнее; всячески проклинает шпиль. Джослин просит у него прощения: он ведь “считал, что совершает великое дело, а оказалось, лишь нес людям погибель и сеял ненависть”.

Выясняется, что Пэнголл погиб от руки Роджера. Джослин обвиняет себя в том, что устроил брак Пэнголла с Гуди. Он словно принес ее в жертву – он же ее и убил…

Роджер не может выслушивать откровений настоятеля и прогоняет его. Ведь из-за Джослина, переломившего его волю, он лишился Гуди, работы, бригады мастеровых.

Джослин теряет сознание и приходит в себя уже дома, в собственной спальне. Он ощущает легкость и смирение, освободившись от шпиля, который начинает жить теперь собственной жизнью. Джослин чувствует, что свободен наконец и от жизни, и призывает немого юношу-скульптора, чтобы объяснить, какое сделать надгробие.

Приходит Рэчел, которая рассказывает, что Роджер пытался покончить с собой, но Джослину уже нет дела до мирских забот. Последняя перед смертью, его посещает мысль: “Ничто не совершается без греха. Лишь Богу ведомо, где Бог”.

Читайте также: