Пересказ литературных произведений в доу

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: В статье описано, с какого возраста лучше начинать подготовку к пересказу. Расписаны требования к литературному тексту. Построение занятия по пересказу. Цели и задачи, для чего нужен пересказ.

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Пересказ – это связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Пересказу необходимо начинать обучать детей после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

В детстве особое внимание уделяется развитию связной речи. Правильно организованный пересказ будет оказывать неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Вторая младшая группа

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения.

Средняя группа

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддержать проявление активности и самостоятельности.

Также необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажения, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Старшая группа

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.

Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное.

Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе.

Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.

Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.).

Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Требования к литературному тексту для пересказа

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников.

Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

✅ доступное, понятное детям содержание;

✅ простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования.

Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке.

Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Структура занятия по обучению пересказыванию

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть.

Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно: в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2006. — 96 с.

4. Гаврилова Т.П. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 3. — С. 89-93.

5. Галеева Е.В., Шестакова А.О. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста/Молодежь в науке// Новые аргументы. — 2015. — №2. — С. 152-154.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи, п оскольку от степени сформированности речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в последующей системе школьного обучения .

Цель речевого развития детей дошкольного возраста

  • Формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения

Основные задачи развития речи:

  • развитие словаря
  • воспитание звуковой культуры речи
  • формирование грамматического строя речи
  • развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической)
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи
  • воспитание интереса и любви к художественному слову

Виды связного монологического высказывания

  • пересказ;
  • составление рассказов о реальных событиях, по картине и серии картин;
  • описательный рассказ
  • творческий рассказ

Монологическая речь, более сложна, чем диалогическая, одним из ее видов является пересказ .

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.

Пересказ литературных произведений в дошкольном учреждении это средство развития речи на основе образца; вид работы воспитанников, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Дети дошкольного возраста хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения.

Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Подготовка детей к пересказам предполагает :

а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:

- понять его основное содержание,

- запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,

- осмысленно и связно передавать текст.

Методика обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других.

Существуют разные виды пересказа:

- подробный пересказ или близкий к тексту;

- краткий или сжатый;

- пересказ с перестройкой текста;

- пересказ с творческими дополнениями.

В д/ с используется, пересказ, близкий к тексту.

Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни пересказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова.

Начиная со среднего дошкольного возраста учебной программой дошкольного образованияпредусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию.

Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказыванииявляется занятие со всей группой.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру :

  • Вводная часть (начало занятия)
  • Первичное чтение произведения.
  • Беседа по содержанию. Словарная работа
  • Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
  • Пересказы детей.
  • Заключительная часть (окончание занятия)

Начало занятия (Вводная часть). Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

•выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

Воспитатель должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста).

- Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

- Беседа по содержанию прочитанного произведения, направленная на анализ и запоминание текста.

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения. В беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа. Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.

Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве воспитателя прийти к правильным выводам.

- Повторное чтение с установкой на последующий пересказ должно быть более медленным по сравнению с первым.

- Собственно пересказы детей. Здесь уместно активное руководство воспитателя.

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется такими приемами, как прием отраженной речи, подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям. Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети.

В конце пересказов лучше вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.

(виды плана, опоры) Наиболее эффективно сочетание наглядного и словесного методов, (использование нескольких анализаторов), т.е. показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, которому дети подражают.

Наглядный образец (рисунок, пиктограмма…) помогает осознать логику плана, составить план высказывания. Для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор – рисунки, предметные картинки, пиктограммы, цветообозначения, графические схемы. Научить дошкольника планировать очень важно. Дети с удовольствием рассматривают комиксы с пошаговой зарисовкой действий, ситуаций. Этот же принцип можно использовать при обучении детей пересказу текста.

Пересказ текста с опорой на предметные картинки. К ключевым существительным текста подбираются картинки, по которым потом проводится работа.

Пересказ текста с опоройна сюжетные картинки. Иллюстрации с после­довательно разворачивающимися действиями:нача­лом, кульминацией и развязкой. Разложенные в нуж­ном порядке, они служат ребенку планом для рассказа и облегчают его составление. А беседа о событии, обсуж­ дение поведения, чувств, эмоций героя в различных значимых для социальной жизни ситуациях открывает взрослому обширное поле для учебной и воспитатель­ной деятельности.

Читаем текст "Снеговик и зайка”, одновременно показывая "мультфильм”, затем дети пересказывают текст целиком с опорой на серию этих сюжетных картинок (Можно использовать приём – сказочный герой не видел интересный мультфильм, но очень хочет узнать, о чем он).

– Дети слепили снеговика. Вышел зайка из леса, увидел снеговика и захотел съесть морковку. Подпрыгнул, а достать не может. . Принес зайка лестницу, залез на нее и все равно не достает морковку. . А солнышко светит все ярче. Сидит зайка и ждет, а снеговик тает. . Ждал зайка и дождался. Снеговик растаял и превратился в воду. Тогда зайка начал есть морковку. Умный был зайка. .

Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация. (разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер)
Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

Он должен отражать содержание текста последовательно. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди.

Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому.

- Окончание занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Во всех возрастных группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

• рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

• лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

- выделение и проговаривание детьми признаков и действий предмета

*Птенчик махал крылышками – Маленький птенчик махал

крылышками - Маленький птенчик беспомощно махал

- Также можно использовать проблемные вопросы педагога, требующие полныхсложноподчиненных предложений с опорой на текст;

(Нпр: Почему говорят, что грачи открыли весну?

Говорят, что грачи открыли весну, потому что они

возвращаются с зимовки самыми первыми.)

- Также дети могут задать вопросы по содержанию произведения, а отвечать будет педагог.

• использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствует пониманию содержания рассказа;

• наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Какие приемыработы над текстом произведения? Мы уже говорили, что основным является:

• беседа по произведению ( она выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения );

•выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

- Можно разложить в логической последовательности перемешанные иллюстрации к произведению (демонстрация дидактического материала). Сегодня на занятии это была игра с волшебной книгой.

- Можно раздать детям картинки и предложить вставить их на демонстрационное полотно в нужный момент коллективного рассказа (демонстрация дидактического материала)

• Можно выделить из текста фразу к каждой картинке;

•придумать дополнительную и недостающую картинки к отдельным фрагментам текста;

• Используется частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц). У нас на занятии это была лисичкина песенка-дразнилка

• Ну и составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Для совершенствования детских пересказовиспользуются приемы:

  • подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
  • пересказ по цепочке;
  • пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог;
  • пересказ по ролям (в лицах).
  • передача текста от первого лица или лица разных его героев.
  • А также разнообразные игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для воспитателей

«Методика пересказа

Основными направлениями р аботы по развитию речи являются:

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

Сегодня мы поговорим о развитии связной речи. А именно о пересказе.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.

Как вы думаете это сложная деятельность?

Да, т.к. в ходе данной деятельности активно участвуют такие психические процессы как, мышление, память, воображение.

Задачи педагога по обучению дошкольников пересказу:

учить детей связно, живо, выразительно пересказывать литературные произведения,

рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не торопясь, помогая подбирать нужные слова, выражения,

развивать образную речь

Подскажите, какие виды пересказов существуют в детском саду:

Подробный или близкий к тексту,

Краткий или сжатый,

С перестройкой текста, от лица разных героев,

С творческими дополнениями (придумать например, начало или конец)

Какой вид пересказа в основном используется в детском саду? (близкий к тексту)

Почему? ( т.к. он легче других )

Скажите, все ли литературные произведения можно брать для пересказа? Нет!

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров :

рассказ и описание,

народную и авторскую сказку.

Давайте вспомним, какие существуют требования к отбору детских произведений для пересказа:

доступные по содержанию (знакомые герои, персонажи)

доступные по объёму

написанные в прозе

имеющие воспитательную ценность (учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу).

динамичные, с хорошо выраженной последовательностью действий

написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм (не содержащие причастных и деепричастных оборотов).

С какого возраста мы может использовать пересказ? (с 3 года жизни)

Существует определенная методика обучения детей пересказу.

В разных возрастных группах методика имеет как общие, так и специфические особенности:

- 3 года – дети рассказывают вместе со взрослым: отвечают на его вопросы или договаривают отдельные слова (посадил дед …) или используют подсказывающие вопросы (жили – были… Кто жили - были?). Короткие, знакомые сказки. Положительную оценку дает взрослый.

- 5 лет – пересказывают самостоятельно сначала знакомые произведения, затем и новые тексты. Перед пересказом обязательно проводится беседа, наводящие вопросы, оцениваются характер и поступки героев. Пересказ начинает педагог, ребенок продолжает. Воспитатель использует подсказ нужных слов, фраз, вопросы. Привлекают внимание детей к языку, к средствам выразительности. Оценку пересказу дает воспитатель, отмечает положительное и недостатки.

- 6 лет – применяется план пересказа (или данный воспитателем или предложенный детьми), если рассказ большой по объему, применяется пересказ по частям, по ролям. К оценке привлекаются дети: выделяют достоинства и ошибки.

- 7 лет – наряду с повествовательными рассказами, вводятся рассказы-описания. Вводится пересказ от лица главного героя. Применяется выборочный пересказ, придумывание продолжения, сочинения по аналогии с прочитанным. Оценку пересказам дают дети, отмечают пропуски, соотносят пересказ с текстом, отмечают выразительность.

Давайте разберем структуру занятия по пересказу :

(мотивация, интерес к воспроизведению текста – это небольшая беседа, загадка, наблюдение)

Первичное чтение произведения.

(воспитатель сообщает название произведения, автора, читает текст без установки о пересказе, с целью целостного восприятия произведения)

Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Беседа по содержанию прочитанного

(с целью анализа текста, тщательно продумывая вопросы. Вопросов не должно быть слишком много, чтобы дети запомнили последовательность изложения. Объяснение трудных слов, фраз. Передача интонационной выразительности, общего тона пересказа)

Пауза - несколько секунд ( для запоминания текста).

Пересказы детей (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) .

(могут использоваться схемы, модели, план пересказа – сначала расскажите о …, затем как …, не забудьте рассказать о таком то герое…, в конце отметьте…)

К детским пересказам тоже предъявляются определенные требования :

Осмысленность, т.е. понимание текста

Полнота передачи (отсутствие пропусков)

Последовательность и связанность

Использование в пересказе оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимов

Выразительность, фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа

Для овладения пересказом необходимо научить детей :

Внимательно слушать произведение

Понять его основное содержание

Запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста

Осмысленно и связно передать текст.

Для успешного пересказа необходима предварительная работа :

Обогащение детского опыта через наблюдения,

Объяснение незнакомых слов до чтения

Рисование, лепка, аппликация после первичного ознакомления с произведением


Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения, первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал.

При выборе учитываются следующие требования:

• произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

• быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

• иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета;

• доступны по объему (учет особенностей детского внимания и памяти).

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

Младший дошкольный возраст.

Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает драматизация с помощью игрушек, настольного теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе). Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы.

На первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой (Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.
Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили).

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ. Ребенок повторяет фразу вслед за ним. Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.
Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы.

Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. В его основе лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально.

Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний:

В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными
К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Типичная структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.

Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка.

3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста

5. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

6. Заключительная часть занятия.

Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра

Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Умение правильно воспринимать литературное произведение в дошкольном возрасте, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Читайте также: