Гнездо глухаря краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Главный герой Судаков Степан Алексеевич проживает в квартире, в Москве вместе с женой, сыном Провом, который собирается поступить в МГИМО, дочерью Искрой и ее мужем Есюниным Георгием Самсоновичем. Георгий работает вместе со Степаном Алексеевичем с иностранными гражданами.

У Искры плохое душевное самочувствие, после перенесенной операции и проблемах с мужем. Пров знакомит свою девушку Зою с матерью Натальей Гавриловной. Отец Зои в тюрьме, а мать продавщица в ларьке.

Вечером Степан Алексеевич рассказывает семье о сослуживце Хабалкине. Сын его покончил с собой. Это означает для Хабалкина, что его карьера завершена. Судаков предполагает, что его назначат на освободившуюся должность или его зятя Георгия (Егора). Степан Алексеевич считает, что у Егора большое будущее и через несколько лет он сможет сменить Коромыслова.

Наталья Гавриловна говорит мужу, что Егор хочет расстаться с Искрой и уйти из семьи. Судаков уверен, что этого быть не может.

К Егору приходит дочь Коромыслова Ариадна для написания курсовой работы. Ради Ариадны Егор хочет уйти от жены. Он рассказывает Ариадне о том, что всегда хотел выбиться в люди и чего-то добиться в жизни. Познакомившись с Искрой, он не упускает шанс войти в престижную семью, женившись на Искре. Ариадна хочет, чтобы Егор честно поговорил с женой и оставил семью. Егор обещает и целует Ариадну на прощание. Пров видит этот поцелуй и обещает Егору никому не говорить об этом.

Судаков узнает, что не его назначают на должность Хабалкина, а зятя Егора. Аридна рассказывает Искре, что Егор уходит к ней, и они любят друг друга.

Пров попадает в милицию из-за кражи портфеля. Мать Зои помогает Прову, и его отпускают. Пров чувствует себя виноватым, что не выслушал Колю Хабалкина перед смертью. Это чувство не дает спокойно жить Прову.

Искра улетает в Томск. Егор намерен поговорить со Степаном Алексеевичем о сложившейся ситуации с его назначением на должность и женитьбе на Ариадне. Судаков отказывается от разговора. Он с женой собирается уехать к давним знакомым.

Произведение учит тому, что в жизни все меняется и человек достигший многого в один момент может все потерять.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ромео и Джульетта – Уильям Шекспир

Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.

Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям – Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы.

На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны – князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.

На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблен и страдает. Предмет его неразделенной страсти – некая неприступная красавица Розалина.

В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями. Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.

В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте еще не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер.


Краткое изложение пьесы Розова “Гнездо глухаря”

Пьесу “Гнездо глухаря” Розов назвал “семейными сценами”, однако социальная чуткость автора выводит ее за рамки камерного психологического произведения.

Здесь перед нами “во всей красе” предстают уже два поколения “хозяев жизни” – Степан Судаков и его зять Егор Ясюнин.

Первый, бывший фронтовик и в общем неплохой человек, став большим начальником, быстро растерял по пути к заветному чиновничьему креслу былую искренность и сострадание. Да и какие там чужие беды, когда Судаков давно уже не “слышит”, да и не хочет

“слышать” проблем и несчастий своих домашних – жены, дочери, сына-девятиклассника. “Не засоряйте мне голову всякими мелочами…

Меня нет, я отдыхаю”, – часто повторяет он, когда близкие люди обращаются к нему за помощью и сочувствием.

Он действительно устал и искренне считает, что сделал для семьи все необходимое и даже больше: добился роскошной шестикомнатной квартиры, украсив ее коллекцией книг, икон и “всякой всячиной” из разных стран.

И теперь, по его глубокому убеждению, все обитатели “гнезда” просто обязаны быть счастливыми: “Уж какие я им условия создал.

Другие на их месте с утра до вечера танцевали бы”.

Фигура главного героя пьесы по-своему драматична. Много лет он обманывал сам себя, убеждал всех и вся в прочности своего семейного “гнезда”, видя в этой прочности нравственное оправдание своей чиновничьей карьеры.

И когда в финале его “гнездо” рушится как карточный домик от подступивших со всех сторон сложностей жизни, этот крах становится и личным крушением для Судакова.

Если главный герой еще может заслуживать авторского снисхождения и даже сочувствия, то представитель младшего поколения “хозяев” Егор Ясюнин – существо абсолютно беспринципное и вызывает у драматурга нескрываемую ненависть. “Сильная натура, человек без нервов” – так характеризует Ясюнина его несчастная жена Искра.

Все в своей жизни он делает сознательно, с далеко идущими намерениями и в то же время вполне конкретной, прагматичной целью. Так он женился когда-то на Искре, рассчитывая утвердиться в Москве. Так теперь этот бойкий провинциал мечтает оставить жену и заняться новой жертвой – молоденькой Ариадной, дочерью еще более высокого начальника.

А там, со временем, ему, может быть, и удастся потеснить своего нынешнего тестя, убрать с дороги это теперь уже ненужное “старье”. Для такого “хозяина жизни” не существует никаких нравственных принципов – ни “десяти заповедей”, ни “морального кодекса строителя коммунизма”.

“Только абсолютное отсутствие условностей может сделать личность выдающейся”, – заявляет он.

И мы понимаем, что не иронично, а вполне серьезно Искра предупреждает свою молодую соперницу: “Вы не боитесь Егора, Ариадна? “…” Вы не будете любить цветы, вы перестанете слушать музыку, у вас не будет детей никогда.

Он растопчет вас, вытрет о вас ноги и перешагнет”.

Самое страшное, что эти удачливые, благополучные, но холодные и жестокие типы рождаются именно “под крылышком” “глухарей” вроде Степана Судакова и с их легкой руки, с их протекции выходят в жизнь.

Эту опасную общественную тенденцию уловили в конце 1970-х – начале 1980-х годов многие авторы.

“Смотрите, кто пришел!” – так недоуменно, но вместе с тем жестко и справедливо назовет вскоре свою пьесу драматург В. Арро.

Пьеса имеет открытый финал : сможет ли герой переболеть всем, что произошло в семье, или его слова о невозможности жить сбудутся? Драматург оставляет вопрос о дальнейшей судьбе своего молодого героя без ответа, предоставляя читателю и зрителю самим выбрать тот или иной вариант.

Пьесу “Гнездо глухаря” Розов назвал “семейными сценами”, однако социальная чуткость автора выводит ее за рамки камерного психологического произведения. Здесь перед нами “во всей красе” предстают уже два поколения “хозяев жизни” – Степан Судаков и его зять Егор Ясюнин. Первый, бывший фронтовик и в общем неплохой человек, став большим начальником, быстро растерял по пути к заветному чиновничьему креслу былую искренность и сострадание. Да и какие там чужие беды, когда Судаков давно уже не “слышит”, да и не хочет

“слышать” проблем и несчастий своих домашних – жены, дочери, сына-девятиклассника. “Не засоряйте мне голову всякими мелочами…

Меня нет, я отдыхаю”, – часто повторяет он, когда близкие люди обращаются к нему за помощью и сочувствием. Он действительно устал и искренне считает, что сделал для семьи все необходимое и даже больше: добился роскошной шестикомнатной квартиры, украсив ее коллекцией книг, икон и “всякой всячиной” из разных стран. И теперь, по его глубокому убеждению, все обитатели “гнезда” просто обязаны быть счастливыми: “Уж какие я им условия создал.

Фигура главного героя пьесы по-своему драматична. Много лет он обманывал сам себя, убеждал всех и вся в прочности своего семейного “гнезда”, видя в этой прочности нравственное оправдание своей чиновничьей карьеры. И когда в финале его “гнездо” рушится как карточный домик от подступивших со всех сторон сложностей жизни, этот крах становится и личным крушением для Судакова. Если главный герой еще может заслуживать авторского снисхождения и даже сочувствия, то представитель младшего поколения “хозяев” Егор Ясюнин – существо абсолютно беспринципное и вызывает у драматурга нескрываемую ненависть. “Сильная натура, человек без нервов” – так характеризует Ясюнина его несчастная жена Искра.

Все в своей жизни он делает сознательно, с далеко идущими намерениями и в то же время вполне конкретной, прагматичной целью. Так он женился когда-то на Искре, рассчитывая утвердиться в Москве. Так теперь этот бойкий провинциал мечтает оставить жену и заняться новой жертвой – молоденькой Ариадной, дочерью еще более высокого начальника.

А там, со временем, ему, может быть, и удастся потеснить своего нынешнего тестя, убрать с дороги это теперь уже ненужное “старье”. Для такого “хозяина жизни” не существует никаких нравственных принципов – ни “десяти заповедей”, ни “морального кодекса строителя коммунизма”. “Только абсолютное отсутствие условностей может сделать личность выдающейся”, – заявляет он. И мы понимаем, что не иронично, а вполне серьезно Искра предупреждает свою молодую соперницу: “Вы не боитесь Егора, Ариадна? “…” Вы не будете любить цветы, вы перестанете слушать музыку, у вас не будет детей никогда.

Он растопчет вас, вытрет о вас ноги и перешагнет”.

Самое страшное, что эти удачливые, благополучные, но холодные и жестокие типы рождаются именно “под крылышком” “глухарей” вроде Степана Судакова и с их легкой руки, с их протекции выходят в жизнь. Эту опасную общественную тенденцию уловили в конце 1970-х – начале 1980-х годов многие авторы. “Смотрите, кто пришел!” – так недоуменно, но вместе с тем жестко и справедливо назовет вскоре свою пьесу драматург В. Арро.

Пьеса имеет открытый финал : сможет ли герой переболеть всем, что произошло в семье, или его слова о невозможности жить сбудутся? Драматург оставляет вопрос о дальнейшей судьбе своего молодого героя без ответа, предоставляя читателю и зрителю самим выбрать тот или иной вариант.

Квартира Судакова в Москве. Её хозяин — Степан Алексеевич — служит где-то в сфере работы с иностранцами. Его сын Пров заканчивает школу. Отец хочет, чтобы тот поступал в МГИМО. Дочь Искра работает в газете в отделе писем. Ей двадцать восемь лет. Она замужем. Муж Искры Георгий (Егор) Самсонович Есюнин работает вместе с её отцом.

Пров приходит домой с подругой Зоей. Зоина мать — продавщица в ларьке, а отец — в тюрьме. Пров знакомит Зою со своей матерью Натальей Гавриловной. Та не возражает против подобного знакомства сына, она больше обеспокоена состоянием Искры — у неё депрессия после недавней операции, к тому же какие-то проблемы с Егором, о которых она не рассказывает. Искра близко к сердцу принимает все письма, которые приходят в редакцию, пытается всем помочь. Егор считает, что нужно уметь отказывать.

Неожиданно приходит Валентина Дмитриевна. Судаков с трудом вспоминает, что это его школьная подруга. Она не москвичка, приехала с просьбой о помощи, у неё беда: её младший сын, учащийся пятого курса одного из институтов Томска, ездил в Польшу с группой студентов. Там он влюбился в польскую девушку, не пришёл ночевать в гостиницу. Естественно, все стало известно в институте, и теперь Диму не допускают к защите диплома. Валентина Дмитриевна, плача, умоляет Судакова помочь Диме, потому что после этого происшествия он замкнулся в себе, ходит мрачный, и она за него боится. Судаков обещает помочь. Валентина Дмитриевна уходит, оставляя на память школьную фотографию.

Искра выходит немного погулять. Наталья Гавриловна говорит мужу, что ей кажется, будто Егор собирается уйти из их дома — оставить Искру. Судаков уверен, что это все чушь. Он идёт к себе.

Искра возвращается с прогулки. Избегает мужа. Егор думает, что Пров ей что-то рассказал. Искра идёт в кабинет к отцу, где тот держит коллекцию икон, становится перед иконами на колени, что-то шепчет. Егор замечает это, идёт за её отцом. Судаков устраивает скандал, кричит на дочь. Он боится, что кто-нибудь узнает, что его дочь молится, — тогда конец его карьере. Пытается заставить дочь плюнуть на иконы. И тут не выдерживает Наталья Гавриловна. Она заставляет мужа замолчать, и Судаков повинуется. Он знает, что его жена — сильная женщина, волевая (с войны у неё медаль за отвагу и два боевых ордена). Наталья Гавриловна уводит Искру. Пров встаёт на колени перед иконами и просит смерти Егору.

Утро Первомая. Валентина Дмитриевна прислала поздравительную телеграмму. Диму к защите не допускают. Пров укоряет отца, что тот не помог. Егор говорит, что не надо было нарушать дисциплину. Звонит телефон. Пров берет трубку. Это Зоя. Пров собирается уходить. Отец спрашивает, к кому тот идёт. Тогда Пров рассказывает, что Зоя за человек, из какой семьи. Судаков в бешенстве. Он запрещает Прову общаться с ней, но тот уходит. Наталья Гавриловна защищает их: ей девочка нравится. Напоминает мужу о Коле Хабалкине. Приходит Золотарев. Это молодой человек с работы Судакова. Золотарев поздравляет Егора с назначением его на место Хабалкина. У Судакова плохо с сердцем: он не ожидал, что Егор обойдёт его по работе, да ещё втихаря. Они с женой переходят в другую комнату.

Звонок в дверь. Искра открывает и возвращается с Ариадной Коромысловой. Ариадна рассказывает Искре, что Егор больше не хочет жить с ними, а хочет жениться на ней, что он никогда не любил Искру. Искра же спокойно все это выслушивает и предупреждает Ариадну, чтобы она остерегалась Егора: он отучит её любить все то, что та любит сейчас, а если у начальника её отца есть дочь, то он спокойно променяет Ариадну на неё, если так будет лучше для его карьеры. На прощание она предупреждает Ариадну, что у них не будет детей: Егор недавно уговорил её на второй аборт. Ариадна убегает, попросив не говорить Егору, что она была здесь.

Звонит телефон. Судакову сообщают, что Прова забрали в милицию, потому что он украл какой-то портфель. Пришедшая Зоя говорит, что её мать пошла Прова выручать. Действительно, скоро Вера Васильевна приводит Прова. В отделении милиции она всех знает, и его отпускают под её честное слово. Судаков считает, что Пров попал в милицию специально, чтобы досадить отцу. Уходит. Пров говорит, что сделал это, чтобы не закончить, как Коля Хабалкин. Они учились вместе. В тот день Коля хотел что-то сказать Прову, но разговора не получилось. Теперь Пров винит себя за это.

Пров, Зоя и Наталья Гавриловна переносят к себе вещи Искры. Приходит Егор. Он хочет поговорить с Судаковым о своём назначении, но с ним никто не хочет разговаривать, его не замечают. Судаков с женой собираются к давним знакомым. В это время к ним приходят два негра с переводчицей. Заметив чёрные африканские маски, которые Судаков повесил вместо икон, негры начинают молиться.

Пересказала Ю. В. Полежаева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В столице живет обычная советская семья. Отец семейства, Степан Алексеевич Судаков, работает чиновником в крупном ведомстве. Жена Наталья Гавриловна занимается домашним хозяйством. Младший сын Пров – учащийся выпускного класса школы, готовящийся к поступлению в престижный институт. Старшая дочь Искра трудится в местной газете, а ее муж Егор служит в том же ведомстве, что и его тесть.

Вечером сын возвращается домой с девушкой, живущей в неблагополучной семье (отец отбывает срок, мама работает обычным продавцом). Пров представляет матери Зою, тревожась о том, как примут ее в семье. Однако Наталья Гавриловна не против общения сына с Зоей, она сейчас очень переживает за дочь, у которой не ладятся отношения с мужем.

За ужином Степан Алексеевич рассказывает домочадцам о том, что сын его коллеги по работе покончил с собой и сослуживцу теперь, к сожалению, придется уйти с работы. Это значит, что для Степана Алексеевича возможно повышение по служебной лестнице. Радостный Судаков обращается к Егору и уверяет его, что и он в будущем достигнет высоких постов.

Вдруг раздается звонок в дверь, к Судакову приехала его одноклассница из Томска Валентина Дмитриевна с просьбой помочь ее сыну, которого хотят отчислить из института. Степан Алексеевич нехотя, но обещает помочь.

Наталья Гавриловна решается открыть мужу свои сомнения по поводу зятя, ей кажется, что Егор хочет бросить их дочь. Но муж отмахивается от глупых предположений женщины.

В гости к Егору является Ариадна - дочь директора ведомства, в котором служат зять и тесть. Это именно та женщина, с которой встречается Егор. Ариадна знает об истинных причинах брака Егора – желание обеспеченной жизни в семье с высоким достатком. Она настаивает на разрыве Егора с Искрой и молодой человек страстно ей это обещает. В момент их поцелуя в комнату неожиданно входит Пров. Ему приходится пообещать молчать об увиденном.

После ухода Ариадны Егор застает Искру, молящейся на коленях перед иконами, и спешно сообщает об этом ее отцу. Степан Алексеевич разгневан, поскольку такое поведение дочери может сильно повредить его карьере. Позже перед иконами встает Пров и начинает молить о наказании неверного мужа сестры. Отец же решает заменить иконы на африканские маски.

Спустя время семья узнает, что Судаков не стал помогать сыну своей одноклассницы. Пров стыдит отца в невыполнении его обещания о помощи. Егор же высказывает мнение, что они сами виноваты в своих поступках.

Внезапно Судаков узнает о семье Зои, с которой встречается его сын. Отец вспыхивает гневом и запрещается сыну с ней видеться. Наталья Гавриловна вступается за молодых людей и вспоминает о судьбе ребенка его коллеги, покончившего с жизнью.

Ариадна решает встретиться с Искрой и рассказать об отношениях с Егором. Искра воспринимает известие равнодушно, лишь предупреждает девушку, что и ее Егор бросит, как только впереди замаячит более заманчивая перспектива.

И вдруг приходит известие, что Пров находится в отделении милиции за кражу. Помогает освободить молодого человека мама Зои. Пров возвращается в дом и пытается объяснить поникшему отцу, что причина его поступка связана с самоубийством сына коллеги Судакова. Мальчики дружили в детстве и его смерть для Прова – сильное потрясение.

В дом Судаковых приезжают в гости африканцы. Увидев развешанные на стенах маски, они падают на колени и молятся.

С помощью социально-психологических портретов своих героев автор показывает ограниченность нравственных принципов и устоев тогдашнего общества.

Читать краткое содержание Розов - Гнездо глухаря. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Розов - Гнездо глухаря

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В доме Жениха, расположенной в испанской деревушке, сидит его Мать. Видя в руках сына нож, начинает гневно ругаться и посылать проклятья тем, кто создал оружие. С той поры, как ее супруг и старший ребенок умерли от ножевого ранения в драке

Данное произведение представляет своего рода некую исповедь автора. Он рассказывает о себе в течение всего произведения. Родился он в Смоленске, рос и учился там. Мать его была сильно больна.

Из-за весенней распутицы наступление советских войск было приостановлено. Среди бескрайних лесов Западной Украины застряли в грязи санитарные автобусы и машины с продовольствием, артиллерийский полк и обоз с боеприпасами.

Яркое и занимательное произведение А. Радищева рассказывает о несправедливом отношении к основному классу Российской империи – классу крестьян. Будучи убежденным патриотом своей страны

Читайте также: