Дисциплины в школе будущего

Обновлено: 06.07.2024

Разрыв между школой и реальной жизнью наметился уже давно. И он продолжает расти. Большинство выпускников забывают почти всю школьную программу уже через пару лет, обучение ведется по устаревшим материалам. Вчерашние школьники умеют зубрить, но не знают, как осмысливать информацию, работать в команде, выдвигать и проверять теории, как ошибаться и что с этим делать. Чтобы соответствовать современным реалиям, школа должна измениться. Какие тренды будут определять развитие среднего образования в ближайшие годы?

Разный подход к разным поколениям

Все крупные корпорации, представляя свой продукт, изучают разницу между поколениями, чтобы предложить миллениалам и зумерам именно то, что им требуется.

Например, миллениалам важно выбирать удобный график и поддерживать баланс личной жизни и работы. Тем, кто постарше, важны социальные гарантии. А что важно поколению Z, появившемуся на свет после 2000 года? Какие ценности будут у поколения Alpha – малышей, которые сейчас ходят в садик? Школа должна адаптироваться постоянно, давая всем поколениям возможность для самореализации.

Геймификация

Учеба не должна быть скучной, можно обучаться, играя и увлекаясь этой игрой. Этой идеей сейчас занимается, в частности, International Society for Technology in Education – некоммерческая организация, которая продвигает технологии в образовании.

На недавней выставке этой организации NASA устроили целую игровую секцию с мастер-классами. Microsoft, Minecraft и Google разрабатывают проекты, которые можно использовать на уроках в школе и самостоятельных занятиях дома. Наборы для экспериментов не менее популярны, чем конструкторы и трансформеры. А Science Journal при поддержке Google рассказывает, как проводить несложные опыты, используя подручные средства.

Если NASA считает, что в науке есть место игре, то почему школа все еще стремится к академизму? Даже взрослые учатся быстрее, если в обучении используется элемент игры, что уж говорить о детях.

Профильное обучение

В Москве три четверти всех старшеклассников учатся в профильных классах. Специализированные программы есть почти во всех школах в крупных городах.

Это отличный тренд, но профильные классы – только один из вариантов индивидуализации обучения.

Адаптировать стандартную программу под интересы, склонности и планы ребенка можно и иначе. Например, можно ввести многоуровневую подготовку, когда школьник сам выбирает базовый или продвинутый курс предмета. Ученик сможет изучать все по чуть-чуть, чтобы осознать свои интересы, или отказаться от части необязательных предметов и сконцентрироваться на том, что ему важно – например, на английском и математике.

Адаптивность

Персонализация обучения — это не тренд, это уже абсолютная необходимость. Классно-урочная система была создана в XVI веке. Сегодняшняя программа – продукт ранней индустриальной эпохи, когда школе нужно было учить детей быстро и одинаково. Школа готовила фабричных рабочих, приученных вставать по звонку и работать по инструкции.

Но за последние 150 лет ситуация изменилась. Никому больше не нужны люди, которые знают по верхам все и ни в чем не разбираются глубоко. А ведь большинство выпускников – середнячки. Выучить все и хорошо трудно, иначе все были бы отличниками.

Школа будущего – это не как можно больше информации обо всем на свете. Это самая важная информация об основных явлениях – то, что обязательно пригодится в жизни, вне зависимости от будущей профессии.

Это не одна программа для всех, а персональные траектории, индивидуальные планы и адаптация материалов и подхода под каждого ученика.

Для школы будущего ребенок – не пассивный контейнер для знаний, а полноценный участник образовательного процесса с правом голоса. Такая школа будет развивать сильные стороны и учить, как компенсировать слабые, подстраивать под ученика скорость освоения и стиль подачи материала. Учебный процесс будет базироваться на том, что каждый отдельный ребенок может и хочет, а не на общих для всех нормативах.

Развитие навыков для взрослой жизни

Задача школы – развивать навыки командной работы, поиска информации, креативность и критическое мышление. Иными словами, школа должна учить учиться, сотрудничать с другими и самостоятельно развивать свой потенциал, потому что строгий учитель с указкой не будет стоять над человеком всю жизнь. Но сейчас этому уделяется очень мало времени – его просто нет.

Хотя можно изменить классную работу так, чтобы высвободить время для принципиально иного взаимодействия между учителем и учеником.

Уже сейчас в школах проводят проектную работу – дети выбирают тему, собирают команду, распределяют роли, сами координируют сотрудничество, самоорганизуются. Словом, делают именно то, что им придется делать на работе, во взрослой жизни.

Связь мира школы с миром работы

Как дети выбирают будущую профессию? По совету родителей, по результатам профориентации, иногда – под влиянием СМИ. Но беда в том, что школьники ничего не знают о том, какие специальности будут пользоваться спросом через 5-10 лет. Они не представляют себе ни рынок труда, ни особенности той или иной профессии.

Родители, кстати, этого тоже не знают и продолжают отправлять детей учиться на бухгалтеров и юристов, хотя по прогнозам экспертов уже через несколько лет эти профессии практически исчезнут. Зато спрос на экспертов по кибер-безопасности будет очень высоким. Но об этой работе мама с папой не слышали и потому они ничего не могут посоветовать ребенку.

Именно поэтому важно, чтобы работодатели и школа поддерживали контакт и помогали детям сориентироваться в разнообразии профессий, расширить кругозор и освоить основные знания и навыки, которые потребуются им в работе. Это сведет несоответствие между желаниями школьников и требованиями рынка труда.

Профессиональное обучение за партой

Сейчас школа почти не работает с запросом учеников на внешкольные навыки, но ситуация будет меняться. Есть большая вероятность миграции к формату профессионального обучения в рамках среднего образования, когда ученики уже с 8 класса смогут получать специальность без отрыва от парты. Например, они будут учиться программировать, проводить анализ медиарынка, вести блоги на коммерческой основе, монтировать видео и снимать его.

Пока что школы к такому не готовы и эту нишу занимают EdTech компании и частные образовательные учреждения.

Институт развития интернета вместе со специалистами Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" подготовили список школьных "уроков будущего". Туда вошли уже популярные у детей робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт. Плюс - футуристичные предметы: VR-архитектура, квантовые технологии и другие. Всего 9 предметов, которые позволят детям получить необходимые цифровые компетенции, системные IT-навыки.

 Фото: iStock

"Сегодня почти не осталось сфер, которые бы не затронула цифровая трансформация. Чем быстрее это происходит, тем отчетливее острая необходимость в кадрах, - говорит гендиректор Института Развития Интернета Сергей Петров. - По прогнозам, в течение 10 лет России понадобится два миллиона только IT-специалистов. Наше форсайт-исследование помогает получить представление о том, какие компетенции необходимо развивать сейчас, чтобы быть успешным в цифровой экономике будущего".

При этом подчеркивается: школьникам вовсе не обязательно становиться html-разработчиками или аналитиками больших данных. Приобретенные на "уроках будущего" знания помогут ребятам состояться в любой области. Все дисциплины нацелены на развитие мышления, памяти, логики, внимания учеников, умения работать в команде.

Когда эти уроки могут появиться в школах? Часть из них, по словам авторов списка, уже преподаются в рамках программы - та же робототехника или основы программирования. Другая часть предметов - только формируется - создаются методики и образовательные траектории.

Школьные предметы будущего

1. Робототехника

Алгоритмика, механика, основы электроники и микропроцессорных систем.

Развивает пространственное мышление и логику, мелкую моторчику, креативность, инженерное творчество; закладывает основы экспериментальной деятельности.

Пригодится будущим инженерам, IT-специалистам, а также по любому профилю, связанному с автоматизацией производства.

2. VR-архитектура и web-дизайн

Улучшают навыки проектирования и моделирования, помогают с черчением, графикой, изобразительным искусством в целом.

Пригодятся будущим IT-дизайнерам (включая дизайн офлайн), web-конструкторам, IT-разработчикам, киберспортсменам, проектировщикам, архитекторам, инженерам. И даже юристам по недвижимости и узким специалистам в строительстве.

3. Архитектура искусственного интеллекта

Требует углубленного изучения прикладной математики, алгоритмики, даталогии, аналитики данных, матричных систем.

Пригодится будущим студентам и сотрудникам интеллект-сегмента. Людям, по-настоящему увлеченным программированием, IT-инженерам и аналитикам больших данных, специалистам по нейросетям.

4. Основы цифровой грамотности

5. Анализ и работа с большими данными

Координирует общие знания по математике, информатике, основам программирования, понимание алгоритмики, IT-безопасности и интернет-права.

Пригодится как фундамент для будущего обучения на инженера или аналитика данных, архитектора искусственного интеллекта, программиста, сотрудника сектора IT-безопасности, специалиста системного администрирования и модерирования, юриста с высокой IT-квалификацией.

6. Киберспорт

Развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти. Часть профессиональных игр тесно связана с математикой, информатикой, эвристикой (шахматы, логические задачи), военно-патриотической культурой, а ряд игр дает опыт прикладного программирования. Занятия и тренировки включают динамические паузы, разминки для глаз, интеллектуальные задания и знания по целеполаганию, тайм-менеджменту.

Понадобится профессиональным киберспортсменам и увлеченным геймерам, гейм- и веб-дизайнерам, авторам своих блогов и каналов о кибериндустрии; инвайтерам и специалистам по пиару и рекламе киберспорта.

7. Программирование

Центральный курс любой IT-школы уже сегодня. Связан с профильным освоением точных дисциплин, информатики, алгоритмики, философии цифровых систем. "Прокачивает" IT-знания и умения, подключает практические навыки. Важен для всех специалистов цифровой индустрии, владельцев собственных сайтов, онлайн-предпринимателей.

8. Теория решения изобретательских задач

Фото: iStock

Разработана советским изобретателем Г.С. Альтшуллером. Используется при решении сложных технических задач.

Обучает прогнозировать развитие технических систем и получать перспективные решения, включая принципиально новые.

9. Квантовые технологии, программирование

Может появиться в школах к 2040 году. Уже разработаны языки квантового программирования, а также симуляторы квантового компьютера. В

Предмет аккумулирует знания по физике, квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук.

Программы заинтересуют не только будущих квантовых криптографов, но и вероятных аналитиков данных, специалистов по современной электронике и гаджетам (инженеров, разработчиков ПО, программистов). А также IT-безопасников, прототипистов (и не только) квантовых накопителей.

Эксперты Института развития интернета и НИТУ "МИСиС" составили список школьных "уроков будущего". Он включает в себя девять предметов, которые позволят детям получить необходимые цифровые компетенции, системные IT-навыки, без которых в будущем им будет довольно трудно найти себе применение.

По словам составителей перечня, в исследовании представлены компетенции, "которые необходимо развивать сейчас, чтобы быть успешным в цифровой экономике будущего". Приобретенные на "уроках будущего" знания помогут ребятам состояться в любой области. Все дисциплины нацелены на развитие мышления, памяти, логики, внимания учеников, умения работать в команде.

Список "уроков будущего" приводит "Российская газета". В него вошли следующие дисциплины:

1. Робототехника (алгоритмика, механика, основы электроники и микропроцессорных систем). Развивает пространственное мышление и логику, мелкую моторику, креативность, инженерное творчество; закладывает основы экспериментальной деятельности.

2. VR-архитектура и web-дизайн . Улучшают навыки проектирования и моделирования, помогают с черчением, графикой, изобразительным искусством в целом.

3. Архитектура искусственного интеллекта . Требует углубленного изучения прикладной математики, алгоритмики, даталогии, аналитики данных, матричных систем.

5. Анализ и работа с большими данными . Координирует общие знания по математике, информатике , основам программирования, понимание алгоритмики, IT-безопасности и интернет-права.

6. Киберспорт . Развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти.

7. Программирование (информатика, алгоритмика, философия цифровых систем). "Прокачивает" IT-знания и умения, подключает практические навыки.

8. Теория решения изобретательских задач . Обучает прогнозировать развитие технических систем и получать перспективные решения , включая принципиально новые.

9. Квантовые технологии, программирование . Аккумулирует знания по физике, квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук.

Конечно, современная школа не готова вводить в программу все эти уроки. Хотя что-то и появляется в рамках дополнительного образования. По всей видимости, чтобы получить все эти знания в комплексе, необходимо отдать ребенка в частный лицей с уклоном в сторону IТ-технологий, либо нанимать репетиторов.

Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.


В списке уроков будущего, кроме уже популярных сегодня робототехники и программирования, есть VR-архитектура, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ и работа с большими данными, основы цифровой грамотности, архитектура искусственного интеллекта.

Кстати, эксперты ИРИ также предложили расширить школьную программу и ввести в нее киберспортивные дисциплины — то есть обычные видеоигры. По мнению специалистов, игры развивают у детей абстрактное мышление, способность решать творческие задачи, повышают скорость реакции.

— Нужно ли будет детям будущего ходить в школу или все уроки можно будет проводить в виртуальной реальности?

— Уроки в виртуальной реальности можно организовать уже сейчас. Другой вопрос, что это довольно дорогое удовольствие и не всегда обоснованное. Функция школы, среди прочего, — это социальный сейф, место, в котором ребенок может не только получить знания, но и провести время. Об этом не стоит забывать.

Физически школа, на мой взгляд, будет существовать и дальше. Куда деться ребенку, когда работают родители? Не бегать же по улицам. Виртуальная реальность станет хорошим дополнением, элементом многогранной образовательной среды, основным показателем эффективности которой станет то, что школьники будут лучше усваивать и отрабатывать на практике все необходимые знания и умения.

— Сохранится ли традиционное деление на предметы или их объединят в какие-то смешанные дисциплины? Какие новые предметы должны появиться в программе?

— Что изменится в плане учебников и методических пособий? Как они будут изменяться? Появятся ли новые форматы?

— Учебники в существующем виде постепенно будут уступать связанному комплексу материалов в печатном и цифровом форматах. Это скажется на форме и организации самого процесса обучения. Для чего вообще нужна цифровизация любой отрасли? Она снижает издержки и может создавать дополнительные ценности. Появятся способы, с помощью которых можно будет существенно снижать издержки на административное управление и контроль качества обучения через правильную организацию образовательного процесса. Что точно останется, так это утвержденное государством содержание школьных учебных материалов. Образование — это часть госполитики, потому что это воспитание будущих граждан страны, и утверждение государством содержания образования, конечно, никуда не исчезнет. Будут ли учебные материалы выполнены в форме пособий, будут ли называться учебниками и как будут утверждаться, уже не столь важно.

— Как изменится учитель в школе будущего, какие новые навыки и знания ему понадобятся?

— Учитель будущего станет своего рода наставником, проводником. Безусловно, учителя новой формации постоянно будут обновлять свои знания, развиваться, совершенствовать навыки и личностные качества.

Это принципиально новый формат профессии с более высоким социальным статусом и, как следствие, более высоким уровнем дохода. Причем видится, что это сообщество будет саморегулируемым, то есть объективно лучшие учителя будут подтягивать за собой менее опытных коллег. Социальная сеть в лучшем своем проявлении, когда каждый член сообщества из любого уголка страны получает доступ к самым передовым разработкам, исследованиям, практикам. К таким переменам готовы далеко не все действующие учителя, однако постепенно ситуация будет меняться.

Учителя развиваются не тогда, когда они чему-то учатся (куда-то приехали, и им там читают лекцию), а в процессе работы. Развитие учителя, его собственное обучение происходит во время преподавания, работы с детьми, родителями, коллегами. И одна из основных целей цифровизации — предоставить учителям больше времени для работы с детьми. Как уже показал опыт работы Москвы в цифровом образовании, при наличии нормальной системы управления образовательным процессом никаких отчетов учителя не пишут, все отчеты формируются автоматически, исходя из тех данных, которые есть в системе. Это уже экономит учителям время и дает много дополнительных возможностей.

Читайте также: