Гештальт терапия в доу

Обновлено: 23.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Факультет специальной психологии и педагогики

Контрольная работа

Выполнила: студентка 3 курса ФСПП

группа ДФ - 12

Кожухова Наталья Викторовна

1. Особенности гештальт-терапии с детьми

2. Методы, методики и техники гештальт-терапии в работе с детьми и подростками

Работа с детьми отличается от работы со взрослыми в любом направлении психотерапии. Гештальт-терапия не является исключением. Беря свои истоки в работе со взрослыми, детская гештальт-терапия обрела свою специфику и выделилась в самостоятельное направление благодаря исследованиям В. Оклендер, П. Ван Дамма, Н. Кедровой и др., однако до сих пор ощущается нехватка единой концепции детской гештальт-терапии в научных исследованиях.

В работе гештальт-терапевта с детьми, как и со всеми другими категориями клиентов, основной задачей является осознание и свободное проявление своих желаний и потребностей.

С детьми это происходит в процессе совместной творческой деятельности ребенка и психотерапевта, которая способствует выражению себя, своих истинных чувств, а это часто является одной из самых больших нехваток в жизни не только детей, но и взрослых.

Через экспериментальное взаимодействие ребенка и взрослого, где много экспрессии, творчества, создается особое пространство, благодаря которому ребенок может раскрыть свой внутренний мир, стать более гибким в поведении, свободно осуществлять выбор, принимать решения. Он приобретает новый эмоциональный опыт при выражении своих чувств без оценки и наказаний, а также ресурсы для того, чтобы научиться реагировать по-новому. Таким образом, гештальт-терапия с детьми включает и обучающий компонент – некоторые дети не знают названия чувств, и терапевт объясняет, какие бывают эмоции, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, как они связаны с телом и выражаются с помощью мимики и мышц.

Методы, используемые в работе детского гештальт-терапевта, очень разнообразны как по форме работы (групповые и индивидуальные), так и по используемым ресурсам (рисуночные, скульптурные, игровые, методы по развитию сенсорного опыта и т.п.). Однако большинство методик, используемых в работе с детьми, основаны на использовании проекции (рисование, лепка, рассказывание историй, разыгрывание сцен, работа с метафорами и т.п.), которые в символической форме позволяют ребенку выразить свои чувства и завершить незавершенные ситуации.

Особенности гештальт-терапии с детьми

Работа с детьми отличается от работы со взрослыми. В любом направлении психотерапии. П. Ван Дамм, один из представителей детской гештальт-терапии, выделяет специфические особенности детской психики, которые необходимо учитывать в процессе терапии:

1. Ребенок подлежит созданию, развитию, прогрессивно утверждаясь как личность, как место интеграции и ассимляции, через употребление механизма интроекции. Это вынужденный механизм (по Ф. Перлзу, 1942) - фаза устной агрессивности, без которой дети патологически подвержены окружению с нарушенной функцией Я и рассеянной границей контакта.

- создать гармонию между психическим и физическим развитием.

- работать над прогрессирующей конституцией индивидуальности и обеспечить переход от состояния неотделённости к разделению Я и не-Я.

- позволить ребёнку, через чередование циклов контакт-отступление, через игру вознаграждении фрустрации, отделить себя от других.

2. Гибкость патологической системы. Ребенок в развитии имеет большое преимущество перед взрослым: он носит в себе динамику и гибкость своей патологической системы, что позволяет ему быстрее снять симптомы, передать новую форму через двойное движение регрессии - взросления. Дети, страдающие психосоматическими расстройствами или невротическим воспрещением, мобилизуют большую часть времени на сопротивление, которое называют ретрофлексия (удовольствие или агрессивность не могут выйти наружу).

3. Ребёнок – существо, зависящее от семейного и социального окружения. Он не просился на приём к терапевту, есть всегда третий, кто сопровождает его. Он не примыкает к терапевтическому проекту сразу и вся работа доверия и предконтакта необходима для того, чтобы организовать терапевтический альянс и пространство, где ребёнок находит удовольствие в регулярной встрече со взрослым. Изучая теорию поля организм-окружение, гештальт-терапия представляет ребёнка в его семье как целое: всякое изменение ребенка отражается на семейной жизни. Вмешательство родителей необходимо, чтобы обеспечить изменения, позволить им противопоставить себя воображаемым измененным картинам, которые могут влиять на реального ребенка и изменять его. Школьная среда должна быть подготовлена к приему ребенка и сопровождать его. Вот почему гештальт-терапия более, чем психоанализ, имеет функцию посредника между ребенком и окружением, чтобы обеспечить циркуляцию изменений и поднять сопротивление среды в улавливании и понимании ребенка.

4. У ребенка экспрессия более действенная, чем выражена в действии. Взаимодействие между терапевтом и ребенком проходит через творческую подгонку двух языков: ребенка и взрослого. Каждый пытается общаться с другим через привилегированные средства: игра, артистическое и графическое творчество, крики, музыка, танец в зависимости от возраста и патологии ребенка, проходя через общение согласительное, словесное, примитивное, посредничество их символично. П. Ван Дамм очень метафорично характеризует психическое состояние ребенка с помощью образа шлюза, где он найдет в себе регуляцию, чтобы восстановить единство в своей истории и чувство своего существования. «Шлюз – это также картина терапевтического пространства: смешанные воды, затем разделенные терапевтом и ребенком, промежуточный переход, где каждый находит уровень общения. Это пространство, с помощью игры расстояний и чередований цикла контакт-отступление, становиться составной частью строительства Я ребенка, границы которого стали хрупкими, порванными или закрытыми 3].В. Оклендер, анализируя свой опыт, отмечает следующие особенности психотерапии в работе с детьми:

4) эта особенность в работе с детьми связана с личностью самого терапевта. Он должен быть абсолютно нейтрален по отношению к тому, что он раньше знал или читал о ребенке. Есть большой соблазн составить определенное отношение к ребенку, поговорив с его родителями или прочитав его школьные документы либо услышав другие отзывы и оценки. «Я должна начинать работу с ребенком с того момента, в котором мы находимся, невзирая ни на что из того, что я слышала, читала или даже диагностировала сама…

Говоря о личности психотерапевта, работающего с детьми, следует особо отметить, что он должен быть открыт для восприятия свободного полета детской фантазии и не пытаться втиснуть ее в прокрустово ложе здравого смысла. То, что для ребенка наполнено смыслом и может помочь его лечению, иногда кажется мелочью с взрослой колокольни [9]. Этой же точки зрения придерживается и В. Оклендер, считая, что воображение является для ребенка как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и неразрешенных проблем.

Хотелось бы отметить и такую немаловажную особенность, что терапия с детьми включает и обучающий компонент - некоторые дети не знают названия чувств, и терапевт объясняет, какие бывают эмоции, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, как они связаны с телом и выражаются с помощью мимики и мышц [5].

В работе гештальт-терапевта, в том числе и в работе с детьми, основной задачей является осознание и свободное проявление своих желаний и потребностей. То, какие чувства, какие реакции вызывают у окружающих желания ребенка – то есть его прямое заявление о своих потребностях – во многом определяет способ обращения ребенка со своими желаниями. Он может их увидеть или спрятать, проигнорировать, испугаться, застыдиться.

Ребенок не в состоянии узнать содержание своей потребности, до той поры, пока он не встретится с ней, пока не испытает удовлетворение, пока не узнает ситуацию, в которой ему хорошо, не выделит в своем сознании предмет, человека или отношение, которое приносит удовольствие, и не познакомится, таким образом со своим желанием.

Его чувства говорят ему о том, что чего-то ему хочется, чего-то не хватает. В теле возникает напряжение, дискомфорт, беспокойство. Ребенок выхватывает взглядом какой- то предмет – ага, вот это мне и нужно, вот этого мне и не хватало, без этой машинки, куклы, конфеты, бабушки, мальчика, собачки мне так плохо! Или вспоминает какую-то прошлую ситуацию, когда было хорошо, и пытается вернуться в нее или воспроизвести ее в текущий момент. Хорошо, если это совпадает с реальным желанием ребенка, тогда действительно наступает удовлетворение и встреча со своей потребностью, узнавание и присвоение полученного опыта. Куда как хуже, если на самом деле желание было другим. Тогда ребенок получает желанную собачку, бабушку, конфету, но остается неудовлетворение, остается напряжение и раздражение, которое прорывается через благополучие слезами, криком, обидой или другими способами. И тогда взрослые начинают жаловаться на капризы. Происходит нарушение контакта между ребенком и окружающим миром.

Методы, методики и техники гештальт-терапии в работе с детьми и подростками

В детской психотерапии выделяются 2 принципиальные ориентации, которые можно отнести и к гештальт-терапии:

- работа непосредственно с ребенком;

- работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом).

В своей работе я остановлюсь на непосредственной работе с ребенком. Существует несколько классификаций методов психотерапии. Так, по форме работы с любыми объектами психотерапии, в том числе и детьми, выделяют индивидуальные и групповые методы. Преимущество группы в работе с детьми заключается в том, что она представляет собой своеобразные островок мира, в котором можно исследовать поведение и опробовать его новые формы. Групповая работа создает идеальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. В группе ребенок может осознать, как он взаимодействует с другими детьми, научиться брать на себя ответственность за свои поступки, испробовать новые формы поведения.

Кроме того, каждые ребенок нуждается в связи с другими детьми, чтобы убедиться, что и другие испытывают сходные чувства и сталкиваются со сходными проблемами. Групповые методы наиболее часто встречаются в работе с подростками. По критерию используемых материалов и техник существует несколько классификаций методов. Так, детский психотерапевт К. Бремс описывает следующие группы методов работы с детьми в психотерапии:

- графические и скульптурные художественные методы;

В. Оклендер выделяет:

- рисуночные методы (рисование на заданную тему, на свободную тему, групповой рисунок, живопись с помощью пальцев, с использованием ног);

- скульптурные методы (поделки из глины, пластическое моделирование, поделки из теста, дерева, коллажи, карты);

- сочинение рассказов, поэзия;

- методы по развитию сенсорного опыта;

- драматургическое творчество (разыгрывание сцен, релаксация, медитация, движения тела);

- игровая терапия (игры с песком, куклами, и т.п.).

Согласно В. Оклендер, «драматургическое творчество (разыгрывание сцен, ролевые игры, пантомима) помогает детям становиться ближе к самим себе, потому что позволяет выйти за пределы самих себя. Это на первый взгляд противоречивое утверждение на самом деле верно. В ролевых играх дети никогда не покидают самих себя по-настоящему. В условиях драматургической импровизации дети получают возможность улучшить способность осознавать свое тело воображение, чувства.

Драматургия естественно превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего Я и выразить их, что способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе. Особо В. Оклендер выделяет группу методов по развитию сенсорного опыта. Этот опыт восстанавливает и укрепляет осознавание ребенком тех основных чувств, которые он открывает для себя в младенчестве (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние). Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя о контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем развитии многие из нас утрачивают полноту осознавания своих ощущений.

- Рисование и лепка в большей степени, нежели речь, допускают непосредственное выражение снов, фантазий и других видов внутреннего опыта, который скорее проявится в картинах, нежели в словах.

- Проекции, привнесенные в рисунок, с существенно большей легкостью минуют внутреннюю цензуру, чем выраженные вербально, что ускоряет терапевтический процесс.

- Творения сохраняются в течении длительного времени, не изменяясь. Их содержание не может быть забыто, и авторство трудно отрицать. Всплыв однажды из бессознательного, они продолжают работать.

- Обеспечивается автономия рисующего. Он учится с каждым разом все лучше обходиться со своими рисунками и использовать их для собственного лечения и развития.

Так, со временем отношение к рисункам (а значит, и к внутреннему миру) освобождает от зависимости от терапевта:

- Часто рисующие обнаруживают в своих картинах такую силу, мощь и жизненность, каких до этого в себе не ощущали. Это укрепляет их веру в себя и свою способность успешно решать все проблемы.

- Расширяются и углубляются коммуникативные возможности. Доступ к себе и другим при помощи слов часто бывает закрыт. Бессознательное легко проникает в язык рисунка, способствует осознаванию, ободряет и обогащает.

Часто проекция представляет собой единственный путь, посредством которого ребенок проявляет себя. В. Оклендер очень метко пишет о выборе методов работы с детьми: «моя задача заключается в том, чтобы предоставить им средства, которые позволят открыть все окна и двери в их внутренний мир. Мне необходимо использовать методы, позволяющие детям выражать свои чувства, чтобы с ними вместе работать над этим материалом.

При выборе психотерапевтических методов в работе терапевта следует учитывать и этап психического развития ребенка, его возрастные особенности. Так, авторы так называемой ленинградской школы (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер и др.), занимавшиеся проблемами детской психотерапии, утверждают, что использование психотерапевтических методов и их сочетание в конкретных индивидуальных (семейных) психотерапевтических программах определяется этапом нервно-психического развития ребенка. Они выделяют 5 этапов:

1) период самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений — 2,5-4 года;

2) период застенчивости — 4-7 лет;

3) период адаптации в массовой школе — 7-8 лет;

4) период адаптации личности в коллективе — 9-11 лет;

5) подростковый период — 11-20 лет.

Данная классификация указывает на основные проблемы становления личности на разных возрастных этапах.

По мнению вышеназванных авторов, ведущая тенденция в психотерапии детей переход от симптомоцентрированных к личностноцентрированным методам по мере взросления пациентов. Чем младше ребенок, тем менее нозологическим дифференцированы его нервно-психические расстройства и тем труднее их психотерапевтическая коррекция.

Рассмотрим кратко особенности психотерапии на ранних возрастных этапах и на этапе подросткового возраста, т.к. они представляют собой особые возрастные категории со своей спецификой работы. В случае наличия проблем у очень маленьких детей (4-5 лет)почти наверняка в семье имеются какие-нибудь проблемы, на которые ребенок реагирует,

и этим объясняется его поведение, вызывающее обеспокоенность окружающих. Одной из распространенных причин нарушений в раннем возрасте является депривация – недостаточный контакт со значимыми объектами.

- страхи различной природы;

- стрессовые ситуации или травматический опыт;

- отношения с сиблингами.

Каждая из вышеназванных проблем могла бы стать основой для дальнейших исследований в области детской гештальт-терапии. Таким образом некоторые подходы и определенные виды деятельности более пригодны для того или иного возраста, чем другие; некоторые методы более эффективны при групповых занятиях, в то время как другие дают лучший результат при индивидуальных. Однако большая часть методов может быть адаптирована применительно к любому ребенку и любой ситуации.

Он приобретает новый эмоциональный опыт при выражении своих чувств без оценки и наказаний, а также ресурсы для того, чтобы научиться реагировать по-новому.

Список литературы

1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. Пер. с англ./М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 640 с.

4. Ван Дамм П. Оценка эффективности психотерапевтического сопровождения ребенка с проблемами//Гештальт-терапия с детьми, вып.1/Под ред. Н.Кедровой. – М.: Московский гештальт институт, 2002, с.33-36.

Для того, чтобы ребенок эффективно переживал чувства и эмоции, которые не были завершены в прошлом, психологу следует создать доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживает процесс контактирования со средой, оказывает помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляет для этого достаточное количество времени и пространства. В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.

Для этого я использую следующие упражнения:

1 “Горячий стул” или “Разговор со страхом”

Поочередно садясь то на один, то на другой стул, ребенок идентифицирует себя со страхом. И строит с ним свой диалог. Он может поговорить со страхом. Выразить ему свою злость или даже поругаться с ним. Познакомиться, договориться, подружиться. Либо попробовать заключить с ним определенный договор. В ходе выполнения упражнения и после него обращаем внимание на чувства, эмоции, переживания и дыхание ребенка.

2 Рисование негативных эмоций.

С помощью различных техник (стандартных и нет, я предлагаю нарисовать, начертить, изобразить те негативные эмоции, которые они испытывают.

3 Полезная прогулка.

Я предлагаю детям прогуляться по территории нашего детского сада. И там отмечать те объекты, которые привлекут взгляд. Затем мы собираем их и строим из них скульптуру или коллаж. Это упражнение помогает осознать себя здесь и сейчас и к тому же прекрасно развивает творческое начало.

4 Различные релаксационные упражнения.

Например такая: Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Психотерапевтическая функция арт-терапии Арт- терапия (лат. ars-искусство,греч. therapeia-лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка, когда формируются основные составляющие его психологического здоровья, и в зависимости от того, как он проживет это время, зависит его дальнейшее развитие. Помочь ребенку-дошкольнику быть здоровым – это непростая задача.

В гештальт-подходе психическое здоровье в самом общем виде рассматривается в контексте процесса взаимодействия человека с окружающей средой и описывается через понятие творческого приспособления [10].

В русле гештальт – подхода можно работать с проблемами страха, помогая ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности, творчески переработать конфликт и увидеть различные пути его решения.

Цикл занятий направлен на работу с различными страхами, возникающими у дошкольников, в том числе, со страхом темноты.

В работе со страхами используются традиционные техники гештальт-терапии, а так же разные методические средства: игровая терапия, рисуночная, песочная терапия (sand-play), библиотерапия и психогимнастика.

Психолог таким образом организует пространство контакта ребенка с миром, чтобы ребенок мог найти свой способ актуализировать свои потребности. Психокоррекционная работа с детьми-дошкольниками включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя “До” и “После”.

Психолог помогает ребенку творчески переработать конфликт, дает возможность освободиться от напряжения, адекватно выразить свои чувства, не вытесняя их. Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом. Психолог создает доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживает процесс контактирования со средой, оказывает помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляет для этого достаточное количество времени и пространства.

В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.

Комплексное использование творческих методов позволяет в ряде случаев достаточно эффективно корректировать страхи у детей дошкольного возраста. А так же улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими.

Пролонгированный эффект занятий возможен при наличии взаимного понимания, тесного общения психолога и взрослых (родителей, педагогов), которые окружают ребенка.

  • помощь в проживании чувств и эмоций;
  • предоставление возможности для экспериментирования с самим собой и другими людьми;
  • сохранение психологического здоровья дошкольников;
  • формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций.

Место проведения: кабинет психолога

Частота встреч: 1-2 раза в неделю

Количество занятий: 7-10

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут

Консультации родителей: первичная и повторная консультации родителей (Р (м), (о)), педагогов.

  • Снижение тревожности.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Достижения ребенка.
  • Занятие 1 “Знакомство” (Введение)
  • Занятие 2 “Галерея страхов”
  • Занятие 3 “Я и мой страх”
  • Занятие 4 “В гостях у … Страха!”
  • Занятие 5 “Песочные картины”
  • Занятие 6 “Игры со страхом”
  • Занятие 7- 8 “Маска страха”
  • Занятие 9 “Я больше, чем страх”
  • Занятие 10 “Ритуал прощания” (Обобщающее занятие)
Предмет изучения Диагностическая цель Основные методические средства Литература
Эмоциональная сфера. Изучение особенностей эмоционально-личностного развития ребенка

Выявление страхов у дошкольников.

“Страхи в домиках”.

Тест тревожности Амена.

“Дорога в детский сад”.

Повышение уверенности в себе.

Саморегуляция и снятие психоэмоционального

Сохранение психологического здоровья. Формирование адекватных способов реагирования.

2. А. Тащева. А я не боюсь.- М.: Генезис, 2002

3. Г. Бардиер. Я хочу!-

4. В. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. – М.:

5. А. Захаров. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – Спб., 1995

6.Т.Арефьева Преодоление страхов у детей. М., 2005.

7.Л. Черняев. Взгляд гештальт-терапевта на базовые эмоции. /Гештальт 2007. Часть 2. Философия и этика в гештальт-подходе. – М.: МГИ, 2007

8. А. Татаринцева. Детские страхи. –Спб.: Речь, 2007

9. Т. Шилова. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - Спб.: Речь, 2007.

Беседа.

“Шкалирование эмоции”:

Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас – Паника

Предлагается отследить, в какой части тела у ребят больше всего страха. Можно подкрепить высказывания пословицами и поговорками, точно отражающими место локализации страха в теле.

- Как можно понять, что нам страшно?

- Где в теле прячется страх?

Помогаем осознавать, как мы переживаем страх (телесные проявления, мурашки бегают, сердце колотиться, пальцы холодеют, дрожь, сворачиваемся в клубок и др.)

  • У страха глаза велики.
  • Душа в пятки ушла.
  • Побелеть от страха.
  • От страха ноги подкосились.

- На что похож твой страх?

- Может быть он какой-то формы?

- Какого размера страх?

- А какого цвета твой страх?

- Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?

На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха.

Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: “Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться”.

Рефлексия.

- Что ты уже умеешь делать, когда чувствуешь волнение?

Примеры некоторых упражнений для коррекции страхов.

“Горячий стул” или “Разговор со страхом”

Традиционная техника гештальт - терапии “горячий стул” помогает принять себя до и после, и проинтегрировать полученный опыт. С ребенком подготовительного возраста вполне можно проводить этот эксперимент, если у него хороший интеллект, фантазия и развита речь.

Поочередно садясь то на один, то на другой стул, ребенок идентифицирует себя со страхом. И строит с ним свой диалог. Он может поговорить со страхом. Выразить ему свою злость или даже поругаться с ним. Познакомиться, договориться, подружиться. Либо попробовать заключить с ним определенный договор. В ходе выполнения упражнения и после него обращаем внимание на чувства, эмоции, переживания и дыхание ребенка.

Оборудование: поднос с песком (45х68х5), наборы миниатюрных фигур для sand-play.

Работа в песочнице.


“Начало дружбы со страхом”.

Вот это страх темноты. Он большой-большой. А это Я. Я еду к нему на велосипеде. На пути мне встречаются разные препятствия: идет песочный дождь. Камни летят. Это все страх делает, чтобы Я к нему не проехал…

“Театр теней”

Оборудование: затемнение на окно, настольная лампа, экран белого цвета.

Описание: в затемненном помещении дошкольники устраивают “Театр теней”.

Можно инсценировать наиболее эмоционально заряженные сюжеты совместно с детьми, используя при этом стихи, песенки, марионетки или игрушки оригами. Психолог показывает, какие причудливые формы могут приобретать тени на стене. Мы можем фантазировать, на что это похоже. Какие чувства возникают. Особое внимание уделяем дыханию ребенка, его позе, выражению лица, жестам и интонациям. Часто и в темноте мы одни предметы принимаем за другие (Приложение 1). “Страх проективен и часто отрицает настоящее, игнорирует реальные возможности и ресурсы. Но в страхе есть энергия для контакта с опасностью, для исследования опасности, разоблачения и победы” [7]. Этот момент представляется важным в коррекции страхов

“Костюм темноты”

Оборудование: мешок черного цвета из-под верхней одежды, (мешок прошивается по бокам, оставляются прорези для рук, пришивается капюшон, получается черная накидка с капюшоном); для декорирования костюма: булавки, атласные ленты, веревочки, старые DVD диски, цветные лоскуты ткани.


Описание: Основная идея в том, чтобы предложить ребенку в игровой форме побыть тем, кого боишься. Я как темнота. Я как Баба Яга и т.п.

Изменение костюма страха. Декорирование его. Драматизация “Я и есть страх темноты”

Танец в костюме темноты под “Песенку страхов” из мультфильма “Ничуть не страшно”.

“Маска страха”


Оборудование: гипсовые бинты, ножницы, клеенка, емкость с теплой водой, цветная самоклеющаяся бумага, пластилин, крупа.

Описание: Изготовление маски с лица ребенка с помощью гипсовых бинтов. Декорирование маски Страха с помощью цветного пластилина, бусин, бумаги, крупы.

Пример из практики: (заключительный этап)

Ребенок: “ Вот какой страх получился! Здорово! А у Вас нет зеркала?”

Ребенок: “Ну, да! Я хочу ему показать, какой он. Он же сам себя никогда не видел!”

Я стала искать среди игрушек, как назло, затерявшееся игрушечное зеркало. С., 6 лет, помогал перерывать мешок с игрушками, то и дело беспокоясь: “А я Вас не очень затруднил этой просьбой?” Я рассмеялась. Предложила выйти из кабинета в коридор, где есть большое настоящее ростовое зеркало, он обрадовался.

Ребенок: “Давайте! Давайте! А потом, может, еще и в группе покажем?”

Психолог: “Конечно, покажи! Отличная у тебя идея! Своей радостью надо делиться, это верно!”

Мы пришли в группу. С. сиял. Он показывал свою маску страха воспитателю, ребятам.

“Ух ты! Страх? Не - е- е, не страшно! А почему зеленый? Расцвел? Весной? Эх ты! А почему гречка? Для красоты? А – а! И я тоже такой хочу!”

С. радовался, смеялся, охотно все комментировал.

Мы вернулись в кабинет. Он положил маску страха на стол, сказав: “ПУСТЬ ЖИВЕТ ЭТОТ СТРАХ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ!”

“Мумия”


Оборудование: два рулона туалетной бумаги, пиктограммы базовых эмоций.

Описание: психолог “бинтует” ребенка в два слоя туалетной бумаги. Ребенок должен почувствовать свою силу и освободиться, разорвав бумагу.

- Что ты чувствовал в теле, когда я тебя “бинтовала”?

- Как тебе, когда нельзя пошевелить ни ногой, ни рукой? Переживал, сможешь, не сможешь освободиться?

(Примечание: дошкольники искренне верят, что их “бинтуют” надежно, основательно)

- На какую эмоцию это было похоже?

(Выбери подходящую картинку).

- Что хотелось делать? (Продолжать стоять или быстрее начать освобождаться?)

- А как было, когда освободился?

- Это было похоже на радость?

- И что ты делал? (Ребенок от радости продолжал подкидывать кучу бумаги вверх, радуясь своей силе)

- А как ты думаешь, это упражнение может быть про то, как ты, словно, освободился от страха, стал сильным?

В психологической практике гештальт-подход может быть использован для работы с детьми, начиная с 5 лет, а также – с их родителями. Занятия с детьми проводятся один раз в неделю. Одно занятие длится 60 минут. Требования к месту проведения занятий: отдельный кабинет площадью не менее 15 кв.м. Необходимое оборудование: материалы для творческого самовыражения (краски, карандаши, мелки, кисточки, бумага, пластилин), игрушки (фигурки людей и животных, машинки, домики, игрушечные деревья, игрушечное оружие и др.), песочница, мелкие игрушки для работы с песком, контейнеры для хранения игрушек. Один цикл состоит из 10 – 12 занятий. По необходимости после перерыва (1 – 2 месяца) цикл занятий может быть повторен.

Оклендер В. рассматривает два метода работы с гиперактивными детьми. Психолог может предлагать ребенку занятия, которые успокаивают, сглаживают его напряжение – работу с глиной, песком, водой, рисование красками с помощью пальцев и т.д. Помимо релаксации эти занятия предоставляют ребенку богатый опыт тактильных и кинестетических ощущений и переживаний, который дает им возможность сконцентрировать внимание на самих себе. Когда их ощущения самих себя становятся полнее и разнообразнее, возрастает внутренний контроль, который помогает ребенку структурировать свою активность.

Еще одним приемом психологической работы с гиперактивными детьми по мнению В. Оклендер является предоставление ребенку возможности выбора (нескольких или одной игрушки, цвета, игры из множества подобных). Гештальт-подход рассматривает способность к выбору способа реализации потребности в неотрывной связи с ощущениями собственного Я. Наиболее непоседливые и беспокойные дети могут быть очень сосредоточенными и сконцентрированными при выборе двух листов цветной бумаги из целой пачки, особенно если ребенок опасается, что потом будет сожалеть по поводу неудачного выбора. Ребенок может стремиться к переложению ответственности за выбор игры или цвета карандаша на взрослого, но психолог стимулирует ребенка к переживанию опыта выбора одной возможности из нескольких, так как такой опыт является чрезвычайно полезным для усиления самостоятельности, для роста способности ребенка к принятию ответственности за свои действия.

В данной статье описываются основные и эффективные методы и подходы гештальттерапии.

ВложениеРазмер
konkurs.docx 14 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные принципы гештальттерапии и их актуальность

Контакт между я и ты

Психолог по данному направлению работает с настоящим. Даже если проблема клиента коренится в его прошлом, ее проявления беспокоят человека сегодня. Проблемы наблюдаются на феноменологическом уровне в дыхании, позе, цвете лица, тембре голоса и темпе речи, в способах вербального и невербального проявления чувств, в двигательной активности и др. Важно не то, что говорит клиент, в том числе ребенок, сколько то, как он проявляет себя в контакте, который происходит здесь и теперь, в кабинете терапевта. Этот способ коррекции эффективен в работе с детьми.

Согласно парадоксальной теории изменений, изменение может произойти в результате осознания наличной ситуации, актуального состояния, реально существующего на сегодняшний день конфликта, проблемы, истоки которого могут находиться глубоко в прошлом, но так или иначе проявляются в настоящем. Только признав то, что есть, можно сделать шаг к золотому будущему. Понимать и осознавать реальность дел очень сложно и не просто. Не всегда хочется видеть, слышать, чувствовать и понимать правду. Иногда кажется, что лучше спрятаться, избежать, уклониться, стерпеть…. И тогда на помощь приходит симптом и это единственной средство излечения выбор защиты от неприятностей. И если терапия направлена на излечение симптома, ее успех поможет проложить дорогу появлению новому симптому.

В практической работе часто приходится сталкиваться с неготовностью родителей к переменам, происходящими с их детьми в процессе психотерапии. Действительно, иногда бывает нелегко согласиться с точкой зрения подростка, которая может привлечь за собой снижение интереса к учебе (например, если футбол или компьютерные игры кажутся ему самым важным на свете), даже если и признать чувства ребенка и права самостоятельности и права выбора собственного жизненного пути. В этом случае усилия терапевта направлены на жизненный рост. Каждый из этих видов психологической помощи может существовать во взаимодействии с индивидуальной (и групповой) психотерапией детей и подростков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель.


Мои основные принципы работы с детьми

Основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе.

Методическая разработка. Основные направления развивающих и дидактических игр в работе с детьми

Основные направления развивающих и дидактических игр содержат следующие этапы работы :-Дать знания о внешнем строении живых организмов-Приспособление-Рост ,развитие и размножение- Обобщить представлен.

Основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности

В работе петечисляются основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности, приводятся примеры.


Основные принципы оздоровительной работы с детьми

Известно, что игровая деятельность - главная составляющая двигательной активности дошкольника. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитацио.


Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка.

Читайте также: