Сабитов ш концепция школы сотрудничества идеи пути реализации алгоритм создания
Обновлено: 07.07.2024
Лекции
Лабораторные
Справочники
Эссе
Вопросы
Стандарты
Программы
Дипломные
Курсовые
Помогалки
Графические
Доступные файлы (1):
Директор Центра дополнительного и
альтернативного образования
Московского института открытого образования,
кандидат педагогических наук,
для внешних согласовательных процедур (аттестация, получение статуса, открытие площадки, участие в конкурсе и т.д.);
для согласования ключевых стратегических позиций в работе каждого педагога;
для социализации ключевых идей деятельности учреждения.
в одном случае – этим будет заниматься администрация;
в другом – будет работать творческий коллектив;
в третьем – будет сформирована специальная творческая лаборатория;
в четвертом – будет задействован весь педагогический коллектив.
Концепция образования (от лат. понимание, восприятие, система) – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания, целей, задач, организации образовательных программ.
Концепция деятельности – это система научных взглядов на предназначение (миссию) учреждения с выделением руководящих идей и принципов.
Это – основная часть программы деятельности, определяющая все ее содержание.
определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;
основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений;
ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;
относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность (при высоком уровне целостности и связанности) системы взглядов, представлений, идей.
- ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления;
- внезапное рождение идеи, основной мысли, художественного мотива.
выделять основную, ключевую мысль, идею, цементирующую создание образовательного пространства;
отражать пути реализации всего задуманного в жизнь;
отвечать на вопрос, что принципиально отличает ваше учреждение от аналогичных ей;
определять процессуальные шаги реализации ведущей идеи.
Под концепцией образовательного учреждения мы будем понимать совокупность идей, выступающих в качестве организационной основы деятельности субъектов образовательного пространства: администрации, педагогов, обучающихся и родителей. Концепция – нормативный документ образовательного учреждения. Это означает, что она не описывает то, что есть, а предписывает, что должно быть, что должно характеризовать образовательное учреждение, каким оно должно стать в результате определенных преобразований.
Построение образовательного процесса направлено на достижение коллективом новой образовательной цели, которая более конкретно выражена в характеристиках модели личности выпускника.
Образовательная модель.
Образовательное учреждение – социальный институт общества, имеющий целью обеспечить необходимые условия для реализации совокупности концептуальных идей, направленных на понимание педагогическим коллективом нового социального заказа общества к образованию.
Кроме того, внедрение концептуальных идей и принципов предполагает апробацию и теоретическое обоснование имеющегося в школе педагогического опыта.
Направление реализации.
Исходя из вышесказанного, выделяются основные направления деятельности педагогического коллектива по реализации концепции: рефлексия педагогических находок, оформление образцов педагогического опыта, создание видеотеки, освоение новых технологий, адекватных концепции, трансляция удачных образцов педагогического опыта воплощения в жизнь концепции и т.п.
Одна из важнейших трудностей при внедрении педагогических идей связана с тем, каким образом они передаются в практику: информационно-просвещенческий способ не всегда хорош. Нужно организовать процесс осознанного принятия концепции, педагоги должны через себя пропустить ее ценности. Безболезненно концепция воплощается в жизнь учреждения, если имеются реальные примеры такого опыта или если воплощение концепции происходит через группу педагогов, занимающихся этим при поддержке администрации (группа прорыва).
переход от работы с однородными коллективами к работе с полифункциональными коллективами (от педагогов – к педагогам+управленцам+методистам+психологам и др.);
от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (администрация распределяет, а педагоги выполняют) к субъект-субъектному (совместное решение проблем и выполнение действий);
переход от локального типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов.
Разработка механизма управления воплощением концептуальных идей в жизнь, что предполагает создание условий для освоения всем педагогическим коллективом нового типа деятельности, который необходимо ресурсно обеспечить по всем каналам – экономическому, информационному, материально-техническому, юридическому, кадровому, научно-методическому, правовому.
^ Наиболее распространенные концепции
деятельности учреждений дополнительного образования детей
2. Концепция непрерывного образования – это всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни человека; это – деятельность, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных ролей и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабах всего мира.
Среди прогрессивных идей последних десятилетий заметное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл – обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Вот почему десятки стран мира сегодня активно ищут свою модель непрерывного образования. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Дополнительное образование детей - звено системы непрерывного образования в России. Занятия здесь возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Заниматься здесь – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.
3. Модель перспективного развития учреждения дополнительного образования должна строиться на основе современной гуманистической, личностно ориентированной образовательной парадигмы, идущей на смену социоцентрической, по своей сути личностно отчужденной, стратегии образования.
Дополнительное образование - это личностно ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка на основе его индивидуальных природных особенностей. В основу дополнительного образования детей положена реализация принципа природосообразности. Кроме того, оно направлено на решение проблем ребенка, на его субъектный опыт, приобретенный им в деятельности, познании и общении. Личностно ориентированное образование предполагает признание приоритета развивающейся личности (ребенка и педагога) перед всеми другими задачами.
В личности изначально заложено стремление к самореализации, раскрытию собственного потенциала, а, следовательно, способность к саморазвитию.
помочь учащемуся осознать свои возможности;
создать условия для их оптимального развития;
привести в действие механизмы, стимулирующие саморазвитие личности.
Практическая реализация гуманистического подхода требует изменения традиционного педагогического мировоззрения, для чего необходимо:
введение такого содержания, форм, методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие и саморазвитие индивидуальности ребенка – его познавательных процессов, нравственно-эстетических качеств, коммуникативной культуры;
создание таких условий, при которых ребенок был бы лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.
материальных факторов;
пространственно-предметных факторов;
социальных компонентов;
межличностных отношений.
совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач;
содержание образования и воспитания обучающихся;
источники образования и развития личности, общности детей;
особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда развития и воспитания личности, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида;
система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса.
субъекта саморазвития в структуре педагогического взаимодействия со сложившимся уровнем социального, гуманитарного и жизненно необходимого опыта;
субъекта педагогической деятельности, проявляющегося через уровни поведенческой и деятельностной активности:
субъект принятия цели и включения в содержание педагогического взаимодействия;
субъект принятия целей совместной разработки содержания жизнедеятельности в детском объединении;
субъект совместной деятельности по определению целей и содержания жизнедеятельности с активным включением в их реализации в детском коллективе;
индивидуальности с высоким уровнем лидерского потенциала саморазвития, находящегося в прямой зависимости от типологии личности обучающегося.
Основной упор в процессе образования и воспитания сегодня необходимо делать на формирование у ребенка с раннего детства ориентации на самовоспитание и способности к саморазвитию. Решение задач саморазвития ребенка в ходе занятий в учреждении дополнительного образования детей возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения и воспитания. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в студии, секции, кружке в познание ребенком себя самого и своих отношений с окружающими. Только таким образом можно обеспечить активное приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира.
Следовательно, учреждения дополнительного образования должны объединить свои усилия с семьей и школой в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
6. Концепция формирования культурно-образовательного пространства. Это означает, что сегодня для нас главным является построение и развитие учреждения, создание в нем условий для культурного развития ребенка, создание культурно-образовательной среды (среда обучения, клубная среда, среда исследовательских лабораторий, семья и т.д. - воспитание через условия).
Чтобы ребенок мог успешно развиваться, учиться, получать знания, формировать навыки в различных видах деятельности, осваивать социально значимые ценности и нормы, чтобы он сам мог выбрать и реализовать свой жизненный путь, ему нужна педагогическая поддержка.
Теория и практика педагогической поддержки детей разрабатывается в настоящее время в контексте гуманистической, личностно ориентированной педагогики. Логика развития личностно ориентированного образования, где бы оно ни осуществлялось - в общеобразовательной школе или учреждении дополнительного образования детей - требует пересмотра системы организации как самого образовательного процесса, так и всех иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании и в жизни.
Сегодня в трактовке понятия педагогической поддержки выделяются несколько направлений. Часть соратников и учеников О.Газмана разрабатывают педагогическую поддержку, прежде всего, в русле оказания помощи ребенку в решении его проблем (Т.Фролова, Т.Анохина, Н.Пакулина). В этом случае сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, связывают с тем, чтобы предлагать и реально осуществлять помощь ребенку в затруднительной для него ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать возникающие вопросы и справляться с повседневными трудностями.
Другое направление предполагает рассмотрение педагогической поддержки как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования, всех ее субъектов (В.Бедерханова, Н.Михайлова, С.Юсфин). При таком подходе целью педагогической поддержки является не только устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии), но и в целом ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности. Здесь предметом деятельности педагога по оказанию ребенку поддержки в образовании выступает процесс совместного с ребенком:
*самопознания его как личности,
*адекватного восприятия им окружающей среды,
*поиска способов преодоления препятствий, мешающих человеку самостоятельно достигать результатов.
Сабитов Ш., Сиденко А., Перевозщикова Г., Королева И. Концепция школы сотрудничества: идеи, пути реализации, алгоритм создания.// Директор школы. - № 2. – 2003. – с. 42-50.
Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы. //Практика административной работы в школе. - № 7. – 2003. – с. 9 – 14.
1 Сабитов Ш., Сиденко А., Перевозщикова Г., Королева И. Концепция школы сотрудничества: идеи, пути реализации, алгоритм создания.// Директор школы. - № 2. – 2003. – с. 42-50.
3 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в редакции постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. №212).
5 Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.). ^ Это основной международный документ, направленный на обеспечение интересов ребенка
6 Под развитием понимается процесс качественного изменения личности, предполагающий ее нравственное, умственное, эстетическое и физическое совершенствование.
Читайте также: