Гербарт первые лекции по педагогике краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

1. В конце XVIII – первой половине XIX в. в странах Запада произошла промышленная революция, повлекшая глубокие изменения в культуре, образе жизни западноевропейского общества. Сформировалась совершенно новая система социальных отношений.

2. Изменившиеся производственная деятельность и социальная среда предъявляли совершенно новые требования к индивиду, к его образованности, его сосредоточенности, вниманию. Это определило необходимость создания системы массового образования. Создать такую систему образования могло только государство.

3. Обострение классовых противоречий превращает школу в прямой объект государственной политики. Это проявлялось в регламентации всех сторон школьной жизни (оценки, экзамены, дипломы и т.п.). В начале XIX в. появляются первые государственные учебные планы и программы.

4. Учитель из ремесленника превращается в государственного служащего. Возникает необходимость его специальной подготовки. Возникают учительские семинарии. Учитель превращается из пассивного контроллера, в двигатель учебного процесса.

Произошедшие изменения в экономике, политике, образовании и обусловили направленность педагогических идей И.Ф. Гербарта.

Рекомендуемые материалы

Иоганн Фридрих Гербарт родился 4 мая 1776 года в Германии, окончил латинскую классическую школу, а затем Иенский университет. С 1797 года по 1800 год был домашним учителем в Швейцарии.

В 1802 году стал приват-доцентом философии и педагогики Гёттингенского университета, а с 1805 года – профессором. В 1809 году становится профессором Кеннингсбергского университета. С 1833 по 1841 г. – профессор Гёттингенского университета. Он читал лекции по педагогике и психологии, руководил семинарий для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой он сам преподавал ученикам математику. Умер в 1841 году.

И.Ф.Гербарт Первые лекции по педагогике.

И.Ф.Гербарт Общая педагогика…

И.Ф. Гербарт, будучи одновременно философом и психологом, сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих 2-х наук. Из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновал пути достижения этих целей.

По своим философским взглядам он был идеалистом-метафизиком (изучал Канта, Фихте). Он считал, что мир состоит из бесконечного множества вечных элементов души – реалов, недоступных познанию человека. Реалы вступают между собой в разнообразные связи, создавая впечатление, что мир изменился. И представления людей об изменяемости мира иллюзорно.

Гербарт разработал метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся на вечных и неизменных нравственных идеях, которые составляют основу внеклассовой, всеобщей морали.

Итак, Гербарт сводил сложный процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Это неверно. Но учение об ограниченности объема сознания, о его пороге сыграло положительную роль в формировании экспериментальной психологии и особенно психофизики. Учение Гербарта об апперцепции послужило основой ряда педагогических принципов (последовательности, систематичности обучения).

В соответствии со своей этической теорией Гербарт определяет цель воспитания - сформировать добродетельного человека, у которого гармонически сочетаются воля с этическими идеями, и которыми бы умел приспосабливаться к существующему правопорядку.

Основными путями достижения этой цели Гербарт считал управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

Средства управления:

1. Угроза, которая дополняется надзором, весьма эффективным в ранние годы.

2. Приказания и запрещения – должны быть точными и конкретными. В классе, да и дома нужно завести штрафную книгу.

3. Наказания. Гербарт детально разработал систему наказаний, в т.ч. и телесных. Она широко применялось в немецких и русских гимназиях.

4. Авторитет и любовь – вспомогательные средства управления.

Итак, управление основано на дрессировке и муштре и оторвано от нравственного воспитания.

Воспитывающее обучение трактуется односторонне. Поскольку психические процессы – это взаимодействие представлений, то обучая, т.е. формируя представления, мы автоматически воспитываем, ибо формируем сознание, волю и чувства.

Обучение должно основываться и способствовать развитию многообразных интересов. Гербарт выделял шесть видов интереса:

1. эмпирический – к окружающему миру;

2. спекулятивный, или умозрительный – к причинам вещей и явлений;

3. эстетический – к прекрасному;

4. симпатический – к близким;

5. сознательный – ко всем людям;

6. религиозный – к Богу.

Первые три развиваются при изучении предметов естественно-природного цикла, а остальные – гуманитарного.

Основой интереса Гербарт считал внимание. Он выделял:

1. непроизвольное внимание, которое подразделяется на 2 вида: а) примитивное, которое появляется благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука; б) апперцептивное внимание - обуславливается представлениями прошлого опыта, которые родственны новым.

2. произвольное внимание – зависит от намерений ученика. Его нужно развивать.

В процессе обучения интерес и внимание нужно возбуждать. Без этого невозможна апперцепция – усвоение новых представлений на основе уже имеющихся.

На этой основе дается ряд дидактических советов по развитию интереса и внимания:

1. на ранних стадиях обучения формировать такие представления, которые помогут усвоить последующий учебный материал.

2. переходя к изучению нового, учитель должен вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала,

3. использование наглядности,

4. излагать нужно последовательно, чтобы оно было связано с другим.

Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он считал, что обучение проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Углубление и осознание могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения. Отсюда 4 ступени обучения:

1. ясность – углубление (четкость представления) в состоянии покоя. В психологическом отношении – это медитация, в дидактическом – введение нового материала.

2. ассоциация – углубление в состоянии движения. В психологическом отношении – ожидание, в дидактическом – установление связей нового материала с уже имеющимся.

3. система – осознание в состоянии покоя – осмысление. В психологическом отношении – искание, в дидактическом – обобщение, формулировка.

4. метод – осознание в состоянии движения. В психологическом отношении – действие, в дидактическом – использование полученных знаний – применение.

Нравственное воспитание по Гербарту должно строиться на 5 нравственных идеях, которые якобы охватывают всю этику:

1. идея внутренней свободы, которая делает человека цельным, не имеющим внутреннего разлада;

2. идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию;

3. идея благорасположения – согласование воли одного человека с волей других;

4. идея права, которая применяется в случае конфликта 2-х или нескольких воль;

5. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждениях о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

Эти идеи незыблемы, неизменны, они основа всякой морали. Человек их должен осознать и он не будет покушаться на изменение существующего строя. Как видим, нравственное воспитание соответствовало интересам власти и не случайно, что во 2-й половине 19 века педагогическое учение Гербарта стало официальной немецкой педагогикой.

Система нравственного воспитания Гербарта отличается интеллектуализмом. Главное место в ней занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения моральных понятий.

Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Но не сумел убедительно показать их принципиальное отличие.

Воспитание не должно подавлять волю и сознание ребенка как управление, а, наоборот, находить опору в хороших чертах воли и сознания.

Средства нравственного воспитания:

1. удерживать воспитанника, для чего установить границы поведения для детей;

2. определять воспитанника – т.е. ставить в условия, при которых невозможно непослушание;

3. устанавливать четкие правила поведения;

4. поддерживать в душе спокойствие и ясность, т.е. исключать сомнения в истине;

5. волновать душу ребенка одобрением и порицанием;

6. увещевать воспитанника, указывать на его промахи.

Ещё посмотрите лекцию "6.6 Средства обучения пользователя" по этой теме.

Религия – смирение и зависимость от внешних сил.

Гербарт выделял 4 ступени в нравственном воспитании:

Ставя на первый план развитие формального мышления, Гербарт в одинаковой степени в учебном плане отдавал приоритет и древним языкам и математике, которые наиболее успешно дисциплинируют ум учащихся. До 14 лет, считал Гербарт, в школах необходимо обучать, главным образом, древним языкам, математике, античной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX веке.

Важная роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше.
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он определил четыре ступени обучения:

• ясность (активность учителя — преподнесение учебного материала);
• ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся);
• система (приведение знаний в систему - активность учителя);
• метод (применение знаний на практике — активность учащихся).

Кроме того, Гербартом определены три универсальных метода обучения:

• описательный;
• аналитический (анализ свойств, характеристик предмета);
• синтетический (связь уже воспринятого и представлений).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

• ясность (активность учителя — преподнесение учебного материала);
• ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся);
• система (приведение знаний в систему - активность учителя);
• метод (применение знаний на практике — активность учащихся).
Кроме того, Гербартом определены три универсальных метода обучения:

Авторитарная и гуманная педагогика.Если говорить об авторитарной и гуманной педагогике, то мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления. Это совершенно противоположные подходы к образовательному процессу. Назовем некоторые качественные различия между авторитарным и гуманным образами педагогического мышления.

Авторитаризм - (от лат. Autoritas) - что означает власть. Это антидемократическая система властвования с элементами личной диктатуры. Авторитарная форма правления - это форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица.Авторитарная педагогика со своими принудительными силовыми средствами воспитывает авторитарную личность. Авторитарное воспитание формирует личность исполнителя чужой воли, чужих приказов. Человек чувствует себя винтиком большого механизма, не имеющим своего голоса. Его оценивают за его исполнительские качества. Исполнил - хороший, не исполнил - плохой. В человеке формируются такие качества, как угодничество, лицемерие, хладнокровие. Но самое большое зло в авторитарной личности то, что это человек двойного сознания. Он говорит одно, думает другое, а делает третье. Находиться рядом с такой личностью пагубно, особенно для детского организма. То есть, если ребенок в силу тех или иных обстоятельств находится рядом с такой личностью, то мы должны знать, что этот ребенок в опасности. Влияние на него такой личности равносильно сильнодействующему яду, отравляющего душу ребенка. Авторитарная позиция - это эгоистическая позиция. У эгоиста на первом месте стоят собственные интересы. Такая позиция формирует жадность, агрессивность, ненависть. У эгоиста жизненная установка на вещи, а не на человека. Он живет только для себя, думает только о себе и другой человек для него - это только средство достижения своих целей. Постоянное недовольство, крики, раздражение, грубость - характерны для человека с эгоистической направленностью. Для авторитарного учителя, например, любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, приучать его к дисциплине, заставлять учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго и все это во имя его же будущих благ.

14Экспериментальные школы в Западной Европе и Америке в начале XX века. Одним из значительных событий в западной педагогике конца XIX - начала XX в. является, безусловно, зарождение экспериментального направления, которое послужило причиной открытия школ нового типа, основанных на новых, гуманистических принципах воспитания, образования и развития. Возникновение экспериментального направления было обусловлено определенными социально-педагогическими причинами, а также развитием естественных наук. Экспериментальная педагогика возникла как реакция прогрессивной педагогической общественной мысли на неудовлетворительное состояние школьного дела. Сторонники этого направления в педагогике пытались с помощью эксперимента найти новые, более эффективные методы воспитания и обучения детей и считали, что фундаментом для этого должны служить точные данные из психологии, физиологии, гигиены и др. наук о человеке.
А.И. Джуринский отмечает, что "в ХХ столетии в Западной Европе и США эпицентром реорганизации форм, методов и содержания образования стали экспериментальные школы. Он выделяет несколько типов этих школ:
-школы, реализующие новую педагогическую концепцию;

-базовые школы научно-исследовательских центров;

-образцовые школы, осуществляющие отдельные, оригинальные педагогические идеи.

. Так, в реальных училищах труд, по его мнению, может осуществляться в лабораториях, а в гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником.Центральная идея антропософии Штейнера (1861 – 1925)состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно войти в "высшие миры". Учение Штейнера нашло свое практическое воплощение в деятельности созданной им при сигаретной фабрике "Вальдорф-Астория" образцовой "материнской школы". Характерными элементамивальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение; преподавание иностранных языков с 1го года обучения; разностороннее художественное и ремесленное обучение; эвритмия, которая объединяет язык, музыку и движение; черчение и пространственное восприятие геометрических форм; школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники. Школа рассчитана на 12-летний срок обучения. Часто ей предшествует вальдорфский детский сад. М.Монтессори(1870 – 1952) попыталась реализовать идеи свободного воспитания дошкольников в домах ребенка. Монтессори суть реформы воспитания видела не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды, создании простора свободным и естественным проявлением личности ребенка, в заботе о творческом начале в человеке. Функция учителя – наблюдать и направлять в положительную сторону естественные стремления ребенка. В ею открытом Доме ребенка Мария создала подготовительную среду для соиально запущенных детей, основанную на теории чувствительных фаз детского развития и нормализующего воспитания. Эта среда держит наготове для развивающегося по внутреннему плану ребенка соответсвующий ему в данный момент материал развития. Чувствительные фазы – отрезки жизни, в которые ребенок самостоятельно фокусирует свое внимание на тех отрезках действительности, которые соответствуют данным потребностям развития. Задача воспитания – заботиться о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития. В этом состоит смысл так называемого материала Монтессори. Только когда окружающая среда соответствует внутренним потребностям развития ребенка, возможно построение нормальной, т. е. Соответствующей внутреннему, структурному плану, нравственно положительной личности.

II этап реформирования (1970-80-е гг.) был направлен на совершенствование образовательных систем. К основным тенденциям совершенствования можно отнести:

· повышение роли и значения образования в жизни общества, превращение его в реальную производительную силу;

· формирование целостной гибкой системы обучения и воспитания, начиная с семьи и детского сада и заканчивая университетом и послевузовским образованием;

· модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования;

· массовая профессионализация на базе достаточно высокого уровня общеобразовательной подготовки;

· демократизация и гуманизация организации и управления образованием;

· повышение фундаментальности и логизации содержания образования; становление нового педагогического мышления, построение отношений учитель-ученик на основе педагогики сотрудничества;

· активизация работы учебных заведений в качестве социокультурных центров, развитие в них самоуправленческих начал.

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.

Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Педагогические сочинения Гербарта ("Первые лекции по педагогике" - 1835, капитальная "Общая педагогика" - 1806, другие работы) отличаются рациональностью.

Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению "тезисов и основоположений", а также фундаментальных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как эмпирической, так и философской педагогики, представители которых исходили либо из фактов, либо из философии. Соответственно он настаивал на суверенности педагогической науки: "Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук".

Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что "предоставил ему практический опыт".

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на так называемую практическую философию (этика и психология). С помощью этики намечают педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободе, совершенству, благожелательности, законности и справедливости.

Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Читайте также: