Гении и аутсайдеры краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Почему одним все, а другим ничего? Именно этим вопросом задается известный поп-социолог, канадский журналист Малкольм Гладуэлл. Он знаменит тем, что выводит алгоритмы и находит закономерности в, казалось бы, не связанных вещах. Каждая его книга - новое открытие и другой взгляд на реальность. В “Гениях и аутсайдерах” он находит еще одну важную взаимосвязь между успешными людьми и теми, кто вечно в пролете. Хотя это всего лишь точка зрения, но почему бы не ознакомиться с ней.

Всего в книге разобрано 9 закономерностей, которые делают людей гениальными. Причем уровень IQ и талант не всегда являются определяющим фактором, а вот что действительно имеет значение - читайте ниже. Специально для вас я подготовила краткий пересказ 4 глав из книги “Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего” (Малкольм Гладуэлл, издательство “Манн, Иванов и Фербер”, 2021 год). Как и всегда, я предпочитаю читать такие книги с долей некого скептицизма, потому что они напоминают мне проповедь, когда автор не ищет истину, а уже нашел ее и не сомневается в ней. Но все же некоторые интересные мысли и повороты здесь присутствуют. Именно поэтому я пишу этот обзор.

Итак, автор ставит перед собой основную задачу: разобраться, чем отличаются успешные люди от всех остальных. Его главная гипотеза заключается в том, что мы всегда интересуемся личными качествами успешных людей, но совсем не уделяем внимания их окружению, обстановке, в которой они росли, их семье - в общем, обстоятельствам их жизни. Автор выделяет 2 главных фактора - это возможности и наследие.

В первой части книги автор рассуждает о природе такого понятия, как возможность. Почему некоторые люди ее получают, а другие нет? Когда возникает возможность и, самое главное, как оказаться в нужном месте и в нужное время, чтобы ею воспользоваться.

Поговорим о хоккее. Эта глава сразу же погружает нас в силу обстоятельств. В Канаде отбор в детские группы заканчивается 1 января. Другими словами, ребенок попадает в 9-летнюю группу, если ему исполнилось девять лет в декабре. А если спустя всего лишь 2-3 дня, скажем, 2 января, ему исполнилось 10, то он будет играть в одной группе с десятилетними. В этом возрасте разница в 12 месяцев очень велика для физического развития. Тренеры начинают отбирать игроков в команды в возрасте 9-10 лет, соответственно, более развитые дети получают преимущество: звездных тренеров, более развитых соперников и не 20 игр, как средние группы, а 50-70.

Несложно понять, кто же становится более успешным в этом виде спорта - вы только посмотрите на таблицу игроков команды “Медисин-Хат Тайгерс” 2007 года. Особое внимание уделите датам рождения игроков.

Вот вам и сила обстоятельств…

Мой любимый принцип. Хотя его все знают, но приятно считать, что великие мира сего, так же как и ты, работали в поте лица, чтобы добиться своих высот.

Итак, что объединяет The Beatles и Билла Гейтса? Им повезло, они получили возможность значительно больше практиковаться в любимом деле, чем все окружающие.

Читайте эту главу и узнаете много нового об их жизненном пути.

Принцип 3 и 4. С гениями не все так просто. “От знаний IQ одного мальчика вам будет мало проку, если вы имеете дело с целой группой умных мальчиков”

IQ - это далеко не все, что нужно, чтобы добиться успеха. Именно к этому выводу пришли ученые после гигантской работы, которую проделал профессор Льюис Мэдисон Термен.

Профессор Термен получил солидный грант от Фонда Содружества и протестировал 250 000 детей по всей стране. Из них он отобрал 1470 детей с развитым интеллектом: одна девочка выучила алфавит в 19 месяцев, другая читала Диккенса и Шекспира в четыре года. Он стал следить, изучать и тестировать своих подопечных, эта группа юных гениев получила название “Термиты”. Изучение одаренных детей профессор сделал делом своей жизни, однако далеко не все они достигли успеха.

Вот основные выводы исследователей, которые также занимались анализом одаренных детей наряду с профессором Терменом.

  • Связь IQ и успеха имеет значение до определенного предела. Люди с показателями меньше 70 считаются умственно несостоятельными, 100 - средний показатель, который нужен, чтобы поступить в высшее учебное заведение, 115 - чтобы поступить в аспирантуру. А дальше “различия IQ в верхней части шкалы не так существенны и в целом менее значимы для успеха в общепринятом смысле, нежели определенные свойства личности и характеры”. (Артур Дженсен, “Предвзятость при тестировании умственного развития”, 1980 год). Этого психолога оценивают как одного из 50 выдающихся психологов века.
  • Чтобы добиться успеха, нужно обладать практическим интеллектом. Это понятие вводит психолог Роберт Стернберг из университета Оклахомы. Под этим термином ученый подразумевает “знание того, что, когда и кому сказать, а также знание того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов”. То есть это не знания ради самих знаний, это знания, которые помогают ориентироваться в жизненных ситуациях и достигать желаемого.

Автор книги делает вывод что IQ - это отчасти врожденные данные, которые обусловлены генами, а практический интеллект - это приобретенный навык. Далее проводились исследования между разными слоями населения, и выяснилось, что обеспеченные семьи в большинстве своем больше вовлекают своих детей в повседневные дела и у их детей больше развит практический интеллект, а значит, они могут получить больше возможностей для реализации своих талантов.

Вторая часть посвящена наследию, которое заложено в нашем ДНК и культурном коде. Если перефразировать - как наши предки влияют на наши достижения и возможности.

Принцип 8. Рисовые поля и тесты по математике. “Семья человека, который круглый год встает до зари, бедствовать не будет”

Трудолюбие жителей азиатских стран известно всему миру, этому феномену посвящено множество исследований. По версии автора, оно обусловлено сельскохозяйственной культурой, которую высаживали крестьяне.

В отличие от европейцев, которые возделывали пшеницу на гигантских полях с конца весны до конца осени, в азиатских странах крестьяне высаживали рис, и им приходилось трудиться значительно больше, чтобы получить урожай. С февраля до конца ноября с перерывом на сухой сезон.

Европейские крестьяне стремились автоматизировать свой труд, тогда как у азиатского крестьянина не было возможности это сделать и ему приходилось вручную пропалывать каждый куст, так как рисовые поля значительно меньше пшеничных. Одно поле составляет одну пятнадцатую гектара.

Именно поэтому китайские крестьяне работали не покладая рук более 3000 часов в году, для сравнения их европейские коллеги - 1200.

Автор обращает внимание, что разница подходов переросла в культурный код, что отражено в пословицах.

“Бог не даст и земля не родит”

Русская пословица

“Не ждите пищу с небес, надейтесь на свои руки несущие тяжесть”

Китайская пословица

При чем здесь математика? Упорство и усердие - эти национальные качества дают преимущества азиатским студентам. Это подтверждает международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS. При сдаче тестов ученикам предлагается заполнить подробную анкету из 120 пунктов, содержащую самые разнообразные вопросы: об их отношении к математике, образованию родителей… По статистике,некоторые вопросы остаются без ответа. Организаторы сравнили сами математические тесты и эти опросники, и оказалось, что те ученики, которые смогли заполнить эту анкету целиком, лучше справляются с математическими задачами, так как способны дольше удерживать концентрацию. А теперь про страны – лидеры: первые строчки занимают Сингапур, Корея, Япония.

Еще в 19 веке группа реформаторов в США вознамерилась создать новую систему образования, которая будет доступна для всех. Начались эксперименты. Ученые выяснили, что длительные каникулы - не приносят пользы особенно для детей из необеспеченных семей - так как они забывают материал за лето, а родителям некогда с ними заниматься. Ниже привожу фотографии статистики по чтению.


За что критикуют Гладуэлла?

В 2005 году журнал Time назвал Гладуэлла одним из 100 самых влиятельных людей. Несмотря на все эти заслуги Малкольма очень часто критикуют за поверхностный подход, разрозненность фактов и вцелом за то, что он журналист а не академический ученый.

Книга, написанная Малкольмом Гладуэллом, представляет собой удивительный рассказ о законах жизни. Речь идет об историях успеха разных людей. Автор объясняет скрытые взаимосвязи между происшествиями, которые способствуют достижению целей. То, что обыкновенному человеку кажется случайностью, современный канадский писатель сводит к закономерности. По мнению Гладуэлла, личность реализуется не только благодаря врожденным качествам, а существует нечто большее, что способно повлиять на течение событий. Идея вращается вокруг вопроса, что же делает успешных людей и неудачников таковыми.

Краткое содержение книги Гении и аутсайдеры (Малкольм Гладуэлл)

Краткое содержание книги в формате “10 фактов. 3 задачи”

Пару слов о том, что это за такой формат. У нас есть букнот: bukva.info/blog/buknot/. У вас его пока может не быть, но это просто вопрос времени :). Букнот помогает структурировать любые знания полученные из книг таким образом, чтоб потом, после прочтения, выделить самое главное и применить его на практике. Это самое главное записывается в 10 основных фактов и в 3 реальные задачи. Отсюда и название рубрики — “10 фактов. 3 задачи”. Если букнота нет, то такие записи можете делать в любом удобном вам формате: в тетради, на обоях или в телефоне. Итак, поехали…

Эффект Матфея


Автор проводит исследование удачливых игроков хоккея, учитывая их возраст и достижения. Оказывается, что большинство из них родились в конкретный месяц. Писатель не видит в этом мистицизма, а находит рациональное связующее звено. Идея заключается в том, что нужно оказаться в нужном месте в нужный момент. Тот, кто уже успешен (талантливый, сильный, способный), обречен на еще большую славу.

Эффект Матфея — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех.

Правило 10000 часов


На примере студентов-скрипачей рассматривается, кто и сколько уделяет время репетициям. Наиболее перспективные музыканты к 20-ти годам посвятили тренировкам 10000 часов. Они не обладали особыми талантами перед другими учениками, но достигли мастерства благодаря регулярным занятиям. Не последним фактором послужили обеспеченные родители, ведь музыкантам не пришлось подрабатывать, соответственно, было больше времени на репетиции.

Практический интеллект


Гладуэлл описывает масштабный эксперимент, начатый в 20-х гг. ХХ века профессором психологии Стэнфордского университета Льюисом Терманом по исследованию жизненного пути около 1,5 тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями. Его суть в том, что никакой связи между высоким IQ и успехом не существует.

Практический интеллект или его еще называют эмоциональным — это такая бытовая сообразительность, которая позволяет вам применять полученные знания с максимальным эффектом. Он формируется под влиянием семьи, благодаря совместному обучению.

Обучение детей: естественное и совместное


Экономически выгодное положение


На примере успешных людей, автор объясняет, что кроме ума, усердия и таланта, им понадобилась благоприятная обстановка в стране для достижения высот. Каким умным бы ни был человек, получить хорошее образование во время войны или Великой депрессии совсем непросто.

Способности, как культурное наследие


Традиции, даже давно забытые, накладывают отпечаток на сознание людей. Поэтому, выходцы той или иной местности обладают отличительными чертами характера. Автор проводит параллель между возделыванием риса жителями Азии и склонностью к математическим наукам, так как оба занятия требуют неустанной и кропотливой работы.

Индивидуалисты и коллективные сообщества


В разных странах отличается иерархия власти. В некоторых культурах она ценится высоко и не подвергается сомнению. Другие же, не склонны доверять и предпочитают быть независимыми. Поэтому, одни люди объединяются в сообщества, а другие остаются индивидуалистами.

Самолеты сами не падают


На примере аварийной ситуации в кабине, писатель рассматривает ошибки, которые допускает человек или группа людей. Причиной служит стресс, неразвитые коммуникативные навыки, модель поведения, полученная в процессе социализации.

Любимое дело – путь к успеху


Писатель утверждает, что нужно продолжать заниматься тем, что по душе, даже если нет видимых перспектив. Жизнь изменчива, поэтому в любое время ситуация может повернуться таким образом, что вы станете единственным востребованным опытным специалистом в своем уникальном деле.

Содержательная работа


Сложную работу, которая приносит удовлетворение после больших приложенных усилий, автор называет содержательной. Преодолевая трудности, человек развивается как личность и растет сам над собой.


Для того, чтоб узнать о наших персональных задачах, которые мы вынесли для себя из книги — обязательно посмотрите видео. А лучше, дочитывайте эту статью и принимайтесь за книгу…

Как присоединиться к команде Читай Быстро

Обложка книги Гении и аутсайдеры

Пусть у вас сформируются ваши персональные три задачи! Будем рады, если в этом вам поможет наш букнот :).

Давайте дружить


Проект “Читай быстро” — это про осознанное беглое чтение, как одно из основных навыков делающих вас более конкурентноспособным и в конечном итоге более счастливым. Проверяйте свою скорость чтения, подписывайтесь на наш канал на ютубе, делитесь этой статьей или многими другими в нашем блоге у себя в Facebook.

Наша цель: больше начитанных и осознанных людей. Читайте книги. Слушайтесь маму.

Интернет-маркетолог о работе, дизайне и прочитанных книгах.

Рубрики

Избранное

Ссылки

Книга Гении и аутсайдеры 1 min read

Книга Гении и аутсайдеры

И да, это та самая книга про 10 000 часов.

Талант

Мы думаем, что добиться успеха помогает прежде всего талант, особые личностные качества. Об этом нам рассказывают биографии успешных предпринимателей и знаменитостей. Герои этих книг благодаря упорству и таланту достигает вершины успеха. Автор же подвергает сомнению это утверждение.

Мы подсознательно стремимся объяснить выдающиеся достижения личностными особенностями человека.

Автор говорит о том, что нужно обращать внимание не только на личные качества, но и происхождение, условия в которых они росли, какие-то отдельные обстоятельства их жизни.
Талантливых и усердных много, но далеко не все из них становятся звёздами мирового уровня. Важную роль играют благоприятные возможности, удачный момент, семья и культурное наследие.

То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества.

Книга начинается с примера набора команд в хокейную лигу в Канаде. Исследователи обнаружили, что игроков, родившихся в январе в 5,5 раз больше, чем в конце года. Налицо закономерность.
Т. к. набор происходит лишь раз в год, преимущество получают старшие ребята — которым на момент набор уже больше возраста. Разница в несколько месяцев когда тебе 9−10 лет влияет на физические параметры. Потом в ходе тренировок эти более взрослые ребята получают ещё большее преимущество. Игроками в хоккей становятся практически при рождении.

Родители, чьи дети родились под конец учебного года, нередко предпочитают немного выждать, прежде чем отдавать их в детский сад: пятилетнему малышу нелегко угнаться за ребятами, которые родились на много месяцев раньше. Но, подозреваю, большинство взрослых считает, что, даже если ребенок оказывается поначалу в невыгодном положении, все различия потом быстро сглаживаются. Отнюдь нет. Все как в хоккее.

Система, призванная находить самых талантливых, пусть ненамеренно, но все-таки предоставляет огромное преимущество людям, которым посчастливилось родиться в определенную пору года.

10 000 часов

В книге приводится эксперимент, на который все ссылаются, когда говорят про 10 000 часов, как необходимое условие мастерства.
В берлинской Академии музыки студентов-скрипачей разделили на 3 группы: потенциальных звёзд, перспективных, и тех, кто потянет в будущем на школьных учителей музыки, не больше. Всем задачи вопрос: сколько часов вы практиковались до сегодняшнего дня? Почти все из них начали учиться играть на скрипке примерно в 5 лет.

В течение первых нескольких лет все упражнялись приблизительно одинаково — около двух-трех часов в неделю. Но примерно с восьми лет стали проявляться различия. Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к 12 — по восемь часов, к 14 — по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься — то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство — более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4000 часов.

Без регулярной шлифовки сам по себе талант ничего не значит.

При этом чтобы набрать эти 10 000 часов, нужна поддержка и помощь родителей. Нельзя и быть бедным, т. к. тебе придётся подрабатывать, а не интенсивно заниматься. У многих звёзд появилась какая-то возможность, которая позволила отдаться обучению. Дальше в книге автор приводит истории про Битлз, Билла Гейста, юристов.

Например, Битлз ждал успех, когда они перебрались в Гамбург, где им приходилось играть по 8 часов каждый день. И они дали около 1200 концертов. Не каждая группа даёт столько за всё время существования, а они столько сыграли только до момента их звёздного часа. Помимо таланта нужно желание добиться успеха и грандиозное усердие.

То же справедливо и в отношении интеллекта. Если у вас высокий IQ, это не значит, что вы добьётесь успеха к науке.

В книге приводятся результаты другого исcледования, когда за детьми, у которых был высокий IQ, наблюдали долгие годы. Один лишь балл не позволил стать этим детям Нобелевскими лауреатами в будущем. А паре детей, которых в результате эксперимента отбраковали на начальном этапе за низкий уровень интеллекта, удалось.

Обучение детей

Дети из бедных семей играют в футбол ради развлечения.
Дети из обеспеченных семей ходят на регулярные тренировки.

Когда мы говорим о классовом преимуществе, пишет Ларо, именно это мы и хотим сказать. Алексу Уильямсу повезло больше, чем Кэти Бриндл, не только потому, что он происходит из более богатой семьи и учится в лучшей школе, но — и это гораздо важнее всего остального — потому, что осознание правомочности, которое ему привили, необходимо для достижения успеха в современном мире.

Автор говорит о том, что важный фактор успеха во взрослой жизни — результат обучения в детстве за пределами школы.

Ребёнок из бедной семьи может отлично проводить летние каникулы — заводить новых друзей, играть на улице, ходить в кино Он, как мы и считаем правильным, наслаждается беззаботными летними деньками. Проблема в том, что ни одно из этих развлечений не помогает ребёнку научиться лучше читать и считать, и каждый такой беззаботный день все больше и больше отдаляет этого ребёнка от ребёнка из обеспеченной семьи, который даже летом ходит на разные занятия. Ребёнок обеспеченных родителей необязательно умнее ребёнка бедных родителей. Просто у него больше возможностей для развития: все три летних месяца он проводит с пользой для своего образования, в то время как другой смотрит телевизор или бегает по улице.

В Балтиморе есть специальная школа, академия KIPP, в которой учатся дети из бедных семей. Отличие от обычной школы в том, что на уроки нужно ходить круглый год. Именно так дети, обделённые статусом и возможностями богатых родителей, могут уравняться со своими сверстниками. Эти дети вкалывают как взрослые. Чтобы они преуспели в жизни, границы школы должны быть расширены до тех пор, пока школа не вытеснит влияние неблагополучного дома или района.

Академия KIPP пообещала таким детям, как она, выросшим в нищете, шанс выбраться из нее и 80-й процентиль по математике. Благодаря принятой в школе системе обучения 90% выпускников академии получают возможность после 9-го класса продолжить учебу в частных или приходских школах вместо низкокачественных государственных школ Бронкса. А благодаря учебе в хороших средних школах 80% выпускников KIPP собираются поступать в колледжи, зачастую первыми в своей семье.
От Мариты же требуется сидеть смирно, слушать внимательно, следить взглядом за говорящим, ходить по коридорам в шеренге и — самое главное — работать столько, сколько обычно не требуется от других американских подростков. Чем плоха эта сделка? Все факты из этой книги подтверждают: успеха добиваются те, кому повезло.

Книга на этом не заканчивается. Автор рассказывает ещё ряд историй о индексе дистанции власти, и как он приводит в авиакатастрофам.
О том, почему азиаты так успешны в науке, и особенно в математике. При чём тут особенности языка и возделывание риса. Почитайте, вам понравится.

Цитаты

Мы любим рассказывать истории о головокружительных успехах людей из низов, потому что нас завораживает образ героя-одиночки, идущего наперекор обстоятельствам.

В стремлении отыскать и взрастить самых лучших и талантливых мы забрасываем сети как можно шире и стараемся сделать это как можно раньше.

Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. K. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет.

Оценка: 8 из 10. Интересно, читается легко и быстро, даёт пищу для размышлений.

Гении и аутсайдеры


Краткое содержание

В своей книге "Гении и аутсайдеры" Малкольм Гладуэлл пытается выявить причины, почему одним люди добиваются успеха, а другие нет. Первые намеки были получены из исследований, которые обобщали некоторые факты биографий людей, добившихся успехов: большинство добившихся успеха хоккеистов рождались в четко определенные месяцы, большинство отцов Интернета и IT монстров родились в один год, большое количество самых успешных юристов Нью-Йорка – евреи, а большое количество успешных врачей имеют предков, занимавшихся швейным делом.

Также интересным автор находит исследование, которое на протяжении десятилетий наблюдало за несколькими сотнями людей, отобранных в детском возрасте по признаку более высокого уровня интеллекта. Оказалось, что в конце жизни вполне нормальные пропорция этих людей оказалась неудачливой, часть достигла весьма посредственных успехов и совершенно обычная доля достигла отличных успехов.

Из всего этого Малкольм Гладуэлл делает несколько интересных выводов:

Если хочешь быть успешным – тренируйся! Как насчет наработать 10000 часов практики в том, в чем мы хотим преуспеть? ;) Книгу Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры" рекомендую к прочтению!

Читайте также: