Гендель орландо краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Пролог XVI век. Орландо – очаровательный, меланхоличный, благородный юноша шестнадцати лет.

Сцена 1
Юный вельможа
Королева Елизавета I должна посетить замок Орландо. Орландо мчится домой, облачается в свое лучшее платье и подносит королеве чашу розовой воды.

Королева Елизавета I просит Орландо оставаться вечно молодым и никогда не стареть.

Сцена 2
История любви к Саше
В Лондон приходит великий холод. Люди и звери замерзают до смерти и застывают в странных позах. На скованной льдом Темзе устроен пышный праздник. На празднике Орландо встречает русскую княжну Сашу и влюбляется в нее. Орландо и Саша становятся любовниками – и предметом сплетен для всего лондонского высшего общества.

Орландо стоит на берегу Темзы и ждет Сашу, чтобы бежать вместе с ней. Напрасно. Русский корабль ушел. Орландо остается один.

Сцена 3
Меланхолик и поэт
Орландо погружается в сон на целую неделю. Напрасно его пытаются разбудить всевозможным шумом. Он просыпается, потеряв память.

Орландо посещает видение: он представляет себя писателем, у которого розы растут из уст. Орландо погружается в чтение, Орландо одержим книгами. Вслед за горячкой чтения его охватывает новая страсть – к сочинительству. Орландо становится писателем.

Самовлюбленный, эксцентричный, бестактный поэт Николас Грин приезжает к Орландо в гости. Орландо восхищается его ни на что не похожим образом жизни. Он дает Грину прочитать свои сочинения. Грин поднимает сочинения Орландо на смех и ославляет его перед всем светом.

Орландо покидает Лондон.

Сцена 4
Константинополь и превращение в женщину
XVII век

Орландо – посол Англии в Константинополе. Английский монарх жалует ему титул герцога. Во время торжественной церемонии турки поднимают восстание. Город погружается в хаос и насилие, он разгромлен и охвачен огнем.

Орландо засыпает на семь дней. Он просыпается. Он стал женщиной.

Орландо отправляется морем обратно в Англию.

Сцена 5
Новая жизнь – в обличье женщины
XVIII век. Вновь в Лондоне.

Сцена 6
Викторианская мораль и обручение с природой
XIX век

Орландо – вольнодумка и одиночка – окружена парами. Их одежда застегнута на все пуговицы, манеры чопорны, мысли подчинены строгой морали. Разрыв между мужским и женским полом растет. Все носят обручальные кольца, и даже Орландо ощущает зуд в безымянном пальце. Она чувствует, что должна уступить духу времени и тоже найти себе пару.

Сцена 7
В водовороте времени
Начало XX века

У Орландо рождается сын. Молодая мать живет в современном мире.

Скорость нового мира так велика, что Орландо попадает в водоворот времени. Ее настигают воспоминания многовековой жизни, минувшие события вновь обретают реальность.

Появляются люди, некогда бывшие в ее жизни.

Орландо остается в одиночестве. С неба падает розовый лепесток.

Неистовый Роланд

Ариосто относится к этим приключениям иронически, сатира рассеяна по всему тексту. В одном из самых знаменитых эпизодов рыцарь Астольф прилетает на гиппогрифе на Луну, чтобы разыскать потерянный разум Роланда, и встречает обитающего там апостола Иоанна.

Апостол показывает ему долину, где лежит все, что потеряно людьми, в том числе красота женщин, милость государей и Константинов дар (фальсификация VIII века, дарственный акт, якобы переданный Константином Великим римскому папе Сильвестру и утверждающий верховную власть церкви).

В опере Генделя христианский рыцарь Орландо разрывается между любовью и долгом. Он страстно влюблен в языческую принцессу Анжелику, которая, в свою очередь влюблена в принца Медоро. От ревности Орландо теряет рассудок и убивает их обоих. Благодаря вмешательству волшебника Зороастро, разум возвращается к рыцарю, а Анжелика и Медоро оказываются невредимы.


Безумие в Орландо

«Провокацией к спектаклю стало совпадение места безумного расстрела в ночном клубе Орландо и имени заглавного героя в опере, — рассказывает Георгий Исаакян. — И там, и там — история безумия, пребывания на грани миров реальности и сна, противопоставление отдельной личности и некого сообщества, пусть даже камерного в первоначальной партитуре Генделя и разросшегося в нашей версии.

Оперные ремиксы

Непосредственно в спектакле Прокофьев не участвовал, роль диджея исполнил артист хора Сергей Костюк, возвышавшийся над сценой на вышке, словно католический священник на амвоне.

Трудности перевода

Режиссеры по-разному решают проблему постановки барочных опер, где одно предложение поется на протяжении 5–6 минут, останавливая действие.


Герой нашего времени

Орландо в версии Исаакяна — никакой не рыцарь, а обычный тинейджер. Туповатый тип с наушниками в ушах, безвольный, живущий без цели и неспособный ее найти. Не ладит с отцом, его возлюбленная Анжелика отвергает его ради романа с женщиной (принц Медоро в этой постановке женщина-лесбиянка). Он полностью дезориентирован в жизни. К гомосексуализму душа не лежит, во власть не берут, христианином быть не получается.

Слово авторов


Георг Фридрих Гендель. Орландо / Georg Friedrich Haendel. Orlando

Персонажи: Орландо/ Роланд, Анжелика, китайская царица, возлюбленная Медоро, Медоро, африканский принц, Доринда, пастушка, Зороастро, волшебник.

Содержание:
Действие 1. Ночь. В горной местности Зороастро читает по звездному небу судьбу Орландо: рыцарь разрывается между любовью и подвигами. Возникший в чарах Зороастро дворец Амура наполнен мифологическими героями. Они стали жертвами бога любви, и поэтому Орландо должен присягнуть не Амуру, а Марсу. Влюбленный в Анжелику рыцарь колеблется, надеясь обрести и любовь и доблесть. Безутешная от любви к Медоро Доринда видит, как Орландо спасает от врагов в лесу прекрасную незнакомку. Пастушка убеждена, что рыцарь, как и она, страдает от любви. Анжелика, забыв про царское величие, оказывает высшие почести прекрасному Медоро. Получив от юноши двусмысленное объяснение, Доринда влюбляется еще сильнее. Анжелика под покровительством Зороастро пытается объясниться с Орландо, но лишь укрепляет его страсть. Царица страшится ревности рыцаря к сопернику, а Доринда, понимая, что потеряла Медоро, надеется на другой союз.
Действие 2. Услышав о страданиях Доринды, Орландо убеждается в неверности своей возлюбленной: кольцо, полученное Дориндой от Медоро, - подарок рыцаря Анжелике. Орландо в отчаянье! На берегу моря Зороастро обещает защиту влюбленным до самозабвения Анжелике и Медоро. Но в страхе перед Орландо они должны покинуть грот своей любви. Рыцарь в бешенстве преследует их. С ужасом он видит начертанные на дереве имена любовников и удерживает замешкавшуюся Анжелику. Когда духи воздуха уносят её, безумный Орландо призывает подземных духов и бросается в грот. Однако небесная колесница Зороастро устремляет его ввысь.
Действие 3. Встретив в пальмовой роще Медоро, Доринда покоряется судьбе: принц любит царицу. Орландо принимает пастушку за Анжелику. Доринда польщена вниманием рыцаря, но видит неладное: он рвется в бой с невидимыми врагами. Анжелика сочувствует Орландо, узнав от Доринды, рассуждающей о превратностях любви, о его сумасшествии. Зороастро видит в Орландо предостережение безумцам, но готов его спасти. В отчаянье Доринда сообщает Анжелике, что рыцарь разрушил ее хижину, под развалинами оказался Медоро. Орландо захватывает Анжелику в страшной пещере. В ответ на ее мольбу сохранить ей жизнь он бросает Анжелику на землю. Духи вновь спасают ее, и потрясенная девушка мечтает, чтобы мир исторгнул это чудовище. Однако Зороастро исцеляет заснувшего рыцаря. Пробудившись, Орландо узнает от Доринды о содеянном и, раскаявшись, готов покончить с собой. Его останавливает скрывавшаяся Анжелика. В величественном храме Марса все празднуют примирение и превозносят славу и любовь.



Георг Фридрих Гендель (1685 — 1759) — величайший композитор эпохи Просвещения, открыл новые перспективы в развитии оперы и оратории, предвосхитив многие музыкальные идеи последующих столетий. За 57 лет творчества он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные концертные арии, антемы (английские гимны), камерную музыку, оды и серенады, органные концерты. Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы, посвятив ей свыше тридцати лет жизни — он великолепно понимал силу воздействия оперы как драматического музыкально-театрального жанра. Но он не был реформатором оперы-seria. В определенный момент Гендель ушел от оперы к оратории и создал в этом жанре великие произведения.

Большинство опер Генделя успешно исполнялись при его жизни, но быстро сошли со сцены и вернулись к жизни только во второй половине ХХ века в связи с растущим во всем мире интересом к музыке барокко. В наше время оперы Генделя часто ставятся как коллективами барочной музыки, так и ведущими оперными театрами мира.

24 сентября, вторник, 20:00 – в Тель-Авивском Оперном театре имени Шломо Лахата (Чича)

Читайте также: