Гельвеций об уме краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Постоянно спорят о том, что следует называть умом; каждый дает гное определение; с этим словом связывают различный смысл, и все говорят, не понимая друг друга.

Чтобы иметь возможность дать верное и точное определение слову ум и различным значениям, придаваемым этому слову, необходимо сперва рассмотреть ум сам по себе.

Ум или рассматривается как результат способности мыслить (и в этом смысле ум есть лишь совокупность мыслей человека), или понимается как самая способность мыслить.

Чтобы понять, что такое ум в этом последнем значении, надо выяснить причины образования наших идей.

В нас есть две способности, или, если осмелюсь так выразиться, две пассивные силы, существование которых всеми отчетливо осознается.

Одна — способность получать различные впечатления, производимые на нас внешними предметами; она называется физической чувствительностью.

Другая — способность сохранять впечатление, произведенное на нас внешними предметами. Она называется памятью, которая есть не что иное, как длящееся, но ослабленное ощущение.

Эти способности, в которых я вижу причину образования наших мыслей и которые свойственны не только нам, но и животным, возбуждали бы в нас, однако, лишь ничтожное число идей, если бы они не были в нас связаны с известной внешней организацией.

Если бы природа создала на конце нашей руки не кисть с гибкими пальцами, а лошадиное копыто, тогда, без сомнения, люди не знали бы ни ремесел, ни жилищ, не умели бы защищаться от животных и, озабоченные исключительно добыванием пищи и стремлением избежать диких зверей, все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами…

…Рассмотрим природу. Она нам являет предметы; эти предметы находятся в определенных отношениях с нами и между собой; знание этих отношений и составляет то, что называется умом; наш ум более или менее обширен в зависимости от большей или меньшей широты наших познаний в этой области.

Ум человеческий поднимается до познания этих отношений; но здесь положен предел, которого он никогда не переступает. Поэтому все слова, которые составляют всевозможные языки и которые можно рассматривать как собрание знаков всех человеческих мыслей, либо воспроизводят образы (как дуб, океан, солнце), либо обозначают идеи, то есть различные отношения предметов между собой…

…Из всего мной сказанного вытекает следующее: если все слова различных языков не обозначают ничего, кроме предметов и отношений этих предметов к нам и между собой, то весь ум, следовательно, состоит в том, чтобы сравнивать наши ощущения и наши идеи, то есть замечать сходство и различия, соответствия и несоответствия, имеющиеся между ними.

…Все наши ложные суждения и наши заблуждения происходят от двух причин, предполагающих в нас лишь способность ощущения; что было бы, следовательно, бесполезно и даже бессмысленно допускать в нас способность суждения, не объясняющую ничего такого, чего нельзя было бы объяснить без нас. Приступая к изложению этого вопроса, я заявляю, что нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.

“ОБ УМЕ” (De l'Esprit) — первая книга К. А. Гельвеция, опубликованная в Париже в 1758 (т. 1—2) и в том же году осужденная парижским парламентом на сожжение. В ней автор попытался резюмировать и развить взгляды французских просветителей на человека. В связи с этим в книге дается критика абсолютизма и теологического подхода к человеку, а также разрабатывается концепция утилитаризма. Книга состоит из предисловия и четырех “Рассуждений”, В 1-м рассуждении “Об уме самом по себе” природа трактуется как совокупность объективно существующих во времени и пространстве материальных тел, человеческая природа сводится к физической чувствительности, и главным желанием человека объявляется стремление к физическим удовольствиям, а главным чувством — себялюбие. На этом строится система утилитаристских выводов, обоснованию которых посвящено 2-е рассуждение “Об уме по отношению к обществу”, где корыстный интерес признается основным побудительным мотивом человеческого общества. “Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса” (Соч. в 2 т., т. 1. М., 1973, с. 187). Хотя Гельвеций и говорит часто об общественном интересе и даже подчеркивает его приоритет, главным для него тем не менее остается личный интерес — “единственный критерий достоинства вещей и личностей” (там же, с. 214). Отправляясь от него, Гельвеций объясняет все чувства человека, его поведение и даже сам факт возникновения общества. Так, в любви каждый ищет прежде всего физического удовольствия, в дружбе — хочет найти человека, который помогал бы ему материально и т. п. “Честность с точки зрения отдельного лица есть лишь привычка поступать так, как выгодно данному лицу” (там же, с. 187), а стремление заключить общественный договор возникает из желания удовлетворить свои потребности, ибо в одиночку это сделать невозможно. Высокие государственные должности манят возможностью получить наибольшую материальную выгоду, к этому же подталкивает потребность стать уважаемыми людьми. Проповеди моралистов, по мнению Гельвеция, не могут этого изменить, ибо “люди не злы, а только следуют своим интересам” (там же, с. 203).

На свете очень мало людей, “которые считают полезными для себя те поступки, которые справедливы и согласны с общим благом” (там же, с. 185). Следовательно, надо так организовать общество, чтобы каждому было выгодно стать добродетельным, т. е. чтобы личный интерес сочетался с интересом общественным. Такова тема 3-го рассуждения. Мудрый законодатель и должен издать такие законы, которые побуждали бы человека к нравственным поступкам ради собственной выгоды. Предпосылкой этого, по Гельвецию, является установление политически-правового равенства, превращение всех граждан в членов третьего сословия, уничтожение слишком больших различий в имущественном владении. Деспотизм опасен для общества прежде всего тем, что способствует развитию пороков, т. к. именно они становятся здесь выгодными. Эти идеи развиваются в 3-м разделе “Об уме”, где речь идет также о воспитании людей, включая монархов, и о роли случая в этом процессе. Идеал Гельвеция — федеративный союз нескольких демократических республик. В 4-м рассуждении “О различных наименованиях ума” анализируются феномены гениальности, талантливости, тонкости ума и т. п. Русский перевод под ред. Э. Л. Радлова (1917).

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое "“Об уме”" в других словарях:

Уме-саамский язык — Страны: Норвегия, Швеция Общее число говорящих: около 10 … Википедия

Уме-Эльв — Ume älv Характеристика Длина 460 км … Википедия

уме́ньшить(ся) — уменьшить(ся), уменьшу, уменьшишь, уменьшит(ся); пов. уменьши … Русское словесное ударение

уме́ть — умею, умеешь; деепр. умея и (прост.) умеючи; несов., обычно с неопр. Обладать умением делать что л. благодаря знаниям или навыку к чему л. Вы верхом, конечно, умеете ездить? Умею. Тургенев, Вешние воды. Постой! Не вытаскивайте его [налима] зря,… … Малый академический словарь

уме́рить — умерить, умерю, умеришь, сов … Русское словесное ударение

Уме-Эльв — (Ume älv), река в Швеции. 450 км, площадь бассейна 26,7 тыс. км2. Истоки в Скандинавских горах, пересекает плоскогорье Норланд, впадает в Ботнический залив Балтийского моря. Средний расход воды 510 м3/с. ГЭС. Сплавная. Близ устья порт Умео. * *… … Энциклопедический словарь

уме́лец — умелец, умельца … Русское словесное ударение

УМЕ-ЭЛЬВ — река в Швеции. 450 км, площадь бассейна 26,7 тыс. км². Истоки в Скандинавских горах, пересекает плоскогорье Норланд, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Средний расход воды 510 м³/с. ГЭС. Сплавная. Близ устья порт Умео … Большой Энциклопедический словарь

уме́ньшенный — уменьшенный, ен, ена, ено, ены … Русское словесное ударение

уме́ренно — умеренно, нареч … Русское словесное ударение

Гельвеций – один из выдающихся представителей французского Просвещения и материализма. Область его главных философских интересов – это проблемы общественной жизни, места человека в обществе, соотношения человека и государства, и, в конечном итоге, счастья человека. С этими проблемами Гельвеций связывал вопросы, позволяющие, по его мнению, понять сущность человека: вопросы воспитания, культуры, образования, преодоления невежества, соотношения ума и чувств, добра и зла, проблемы общественной пользы, социальных характеристик человека и др.

Наиболее известные произведения Гельвеция

Природа, движение, сознание, познание в истолковании Гельвеция

Так же, как другие известные представители французского Просвещения и материализма, Гельвеций исходил из идеи объективности природы, рассматривал природу как вечную и несотворенную, а человека как часть этой природы. Природа, по Гельвецию, – это и есть материя, а материя – совокупность природных тел. Материя, считал он, находится в состоянии вечного движения, движение является неотъемлемым свойством явлений природы и причиной всего существующего. Движение для Гельвеция – это механическое перемещение, что соответствовало естественно-научным представлениям того времени, времени господства механицизма.

Сознание рассматривалось Гельвецием как свойство материи.

Человек, как утверждал Гельвеций, способен достичь истины в своих суждениях, но человек может также и заблуждаться. При этом заблуждение не является неотъемлемым свойством человеческого ума. Заблуждение представляет собой лишь случайное отклонение от истины, случайность в процессе познания, и причиной его являются внешние, случайные по отношению к уму обстоятельства: либо пагубные страсти, либо неправильное употребление слов.

Вместе с тем, Гельвеций прекрасно осознавал трудности не только достижения, но и утверждения в обществе истинного знания, и, особенно, истинного социального знания.

Эти основополагающие теоретико-познавательные принципы стали для Гельвеция исходными в понимании человека, его назначения, формирования общественных взглядов и позиций людей.

Учение Гельвеция о человеке и обществе

Главные проблемы, которые Гельвеций связывал с пониманием человека, истолкованием роли человека в общественном развитии, – это проблемы образования, воспитания. Сенсуалистические познавательные принципы философ переносит в сферу социального познания и утверждает их в своей концепции воспитания и образования.

Для Гельвеция человек – продукт той среды, в которой он живет с первых дней своей жизни. Гельвеций отрицает не только врожденные идеи, но и любые наследственные наклонности в человеческом сознании. Эмоции, ум – все содержание сознания определяется исключительно социальными условиями жизни человека. Понятно поэтому, что, с точки зрения философа, для того, чтобы изменить взгляды людей, а, следовательно, и их поведение, поступки, необходимо изменить социальную среду.

Гельвеций, что важно отметить для адекватного истолкования его взглядов, не был сторонником революций и переворотов, и потому все социальные изменения связывал исключительно с реформами, причем постепенными реформами, основанными на совершенствовании общественного законодательства.

Гельвеций писал о том, что мера ответственности за состояние общества и успехи в совершенствовании законодательства лежит на власти, на государе. Он был убежден в том, что никакая деспотическая власть не может обеспечить успешного развития общества и утверждал, что рост социальных бедствий во всяком государстве соразмерен росту абсолютной власти.

Общество, построенное по этому плану, и есть, по Гельвецию, справедливое общество. Справедливость, считал он, – это соответствие действий частных лиц общественному благу. Такое общество готовится умами наиболее проницательных личностей, которые в конечном счете направляют людей к пониманию того, что счастье заключается в способности людей любить делать то, что они обязаны делать. Люди должны понять, что суждения и поступки, соответствующие общему интересу не только верны, но и полезны для них. Нравственность людей таким образом совпадает с пользой для них же, считал философ.

Итак, Гельвеций как философ, одухотворенный принципами эпохи Просвещения, выразил в своем творчестве целый ряд глубоких идей. Прежде всего, это идея необходимости для человека и общества ориентироваться в практических действиях на истинное знание, стремиться освободиться от заблуждений и невежества. Мысли Гельвеция о ценности истины, а потому науки, для развития общества не могут утратить своей актуальности.

Размышления философа о важности для человека познания самого себя и общества, его выводы о мотивах человеческих поступков, об интересе, личном и общественном, также вышли по своей значимости за пределы XVIII столетия.

Концепция Гельвеция о роли воспитания в развитии личности, и, выдвинутые на основе ее, идеи о значении для человека и общества разумного законодательства и способов его формирования также оказались интересными не только для его современников. Безусловно, в представлении философа о том, что миром правит разум, было немало рационального.

Вместе с тем, ряд глубоких идей в творчестве Гельвеция выступает в одностороннем, упрощенном виде. Реальные общественные процессы, сам человек, его воспитание, человеческое счастье – значительно сложнее, чем это представлял себе философ. Процесс познания и содержание сознания понимаются Гельвецием также достаточно упрощенно. Но все сказанное Гельвецием, несомненно, дало новый стимул познанию и содействовало дальнейшему развитию философского знания.

Гельвеций полагал, что он объяснил сущность человека и общества. И, действительно, он высказал ряд плодотворных идей относительно общественного развития.

Прежде всего, Гельвеций в соответствии с утвердившимися традициями в философии видел главную проблему для человека в достижении счастья в своей реальной жизни.

Для этого люди и общество в целом должны быть образованными и ориентироваться на знание, науку, в том числе науку о человеке. Вопрос о познании человеком самого себя был поставлен Гельвецием достаточно четко.

В понимании сущности человека Гельвеций выдвинул на первый план проблему человеческого интереса, которая на самом деле является достаточно важной проблемой.

Гельвеций не просто обратил внимание на важность воспитания в обществе, но разрабатывал целую систему обоснования этой важности для общества в целом, подчеркивая значимость общественного воспитания.

Гельвеций поставил и дал свое решение вопроса о соотношении общественного и личного интереса, блага общества и блага личности.

Вместе с тем, как показало дальнейшее развитие общества и философских представлений о нем, Гельвеций упрощенно и потому неадекватно истолковывал многие из исследуемых им проблем. Это прежде всего относится к ключевым проблемам, то есть проблемам понимания сущности человека, его блага, сущности общества, их соотношения. Потому и связанные с ними другие проблемы, например, проблема воспитания, выступала в достаточно примитивной форме. И, разумеется, вопрос о счастье человека и общества гораздо более сложен и многогранен по своему содержанию.

Тем не менее, поставленные им проблемы, предлагаемые им же решения этих проблем привлекли внимание философов и вошли в историю познания человечеством самого себя.



Клод Адриан Гельвеций был философом-материалистом и французским литератором. В его главных произведениях раскрыты факторы, которые формируют человека. Его книги внесли свой вклад в развитие педагогики.

Кем был философ до своего преобразования? Что случилось с одним из главных его творений? Какие воззрения были у французского просветителя, в том числе в педагогической сфере? Об этом можно узнать из статьи.

Клод Адриан Гельвеций

Биография кратко

Клод Адриан Гельвеций (дата рождения 31.01.1715) появился на свет в Париже. Его отец был придворным врачом. Семья могла обеспечить сыну образование, поэтому он обучался в колледже Людовика Великого. Там он ощутил отвращение к схоластике, сохранившееся у него до конца жизни.

Его готовили к работе финансового служащего. Он даже служил помощником дяди, который был сборщиком налогов в Кане. В возрасте двадцати трех лет Клод Адриан Гельвеций, фото которого представлено только в виде картины, получил должность сборщика налогов. Об этом позаботился его отец. Он стал богатым парижанином.

В 1751 году Клод женился на Анне Катрин и оставил свою должность генерального откупщика. Семья проводила время в шато Воре, а также в собственном особняке в Париже. В столице Франции философ общался с Дидро, Гольбахом, Монтескье, Вольтером. Его салон был известен тем, что в этом месте можно было свободно выражать свои мысли.

Клод Адриан Гельвеций педагогические идеи

С тридцати шести лет Клод решил посвятить себя научным и литературным трудам. За свою жизнь философ посетил Англию (1764) и Пруссию (1765). При жизни его главные произведения были осуждены католической церковью и запрещены. Во Франции полное собрание сочинений выйдет лишь в 1818 году.

Умер Гельвеций 26.12.1771 года в Париже, страдая долгое время тяжелой формой подагры. Перед смертью он отказался от своего примирения с церковью.

Воззрения философа

Труды просветителя оказали влияние на известнейших мыслителей восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Клод Адриан Гельвеций имел следующие воззрения:

  • мир бесконечен и материален;
  • материя все время движется;
  • мышление – это свойство материи;
  • отвергал идею божественного происхождения мира;
  • считал, что любовь к себе – главный импульс всех человеческих действий;
  • решающую роль в формировании личности играет среда;
  • выступал за просвещенный абсолютизм без феодальных отношений.

Труды

Клод Адриан Гельвеций очень тесно общался с Вольтером. Однако он не соглашался со всеми идеями великого современника. Например, в сфере политики и философии Клод занимал более радикальную позицию.

Клод Адриан Гельвеций биография

Клод Адриан Гельвеций, биография которого связана с великими просветителями Франции, создал произведение, которому суждено было стать одним из значимых творений французского материализма.

Клод Адриан Гельвеций дата рождения

Книга вышла с одобрения цензора, однако после начались нападки на автора со стороны защитников старой жизни. Тон многих статей был настолько угрожающим, что автор даже подумывал о том, чтобы покинуть страну. В итоге он отрекся от своей книги, которую предали анафеме и сожгли.

Обе книги раскрывали основные идеи философа и внесли большой вклад в развитие педагогической мысли.

клод адриан гельвеций

Вклад в историю педагогики

Клод Адриан Гельвеций, педагогические идеи которого были новаторскими, впервые раскрыл факторы, формирующие человека. Важнейшим из них он называл влияние среды. По его словам, человек является продуктом обстоятельств и воспитания. При этом он ошибочно воспринимал воспитание в качестве средства для переустройства общественной жизни.

Единой целью воспитания для всех он считал стремление к благу общества. Он утверждал, что воспитание всемогуще, но при этом не принимал индивидуальные отличия каждого ребенка.

Будучи противником схоластики, которой он наслушался в иезуитском колледже, Гельвеций требовал, чтобы общественное воспитание было светским. Также он был против засилья латыни в школах.

Клод Адриан Гельвеций фото

Предметами, которые должны были изучаться в школах, философ считал:

  • родной язык;
  • историю;
  • политику;
  • мораль;
  • поэзию.

При этом обучение должно было быть наглядным и строиться на личном опыте ученика. Он выступал за равные права в получении образования для мужчин и женщин. Учителями же должны были быть люди просвещенные. Он настаивал, чтобы они были обеспечены материально и были окружены всеобщим уважением в обществе.

Читайте также: