Цель региональный подпроект школа умного руководителя

Обновлено: 05.07.2024

Модернизация образования в Российской Федерации на современном этапе отвечает принципам гуманизации, которые позволяют реализовать творческий потенциал педагогов и обеспечивают условия для их саморазвития.

В данном процессе важна активная позиция руководителя, ответственного за оптимизацию работы всех структур образовательной организации, освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОО.

Как считает Л. М. Маневцева, качество управления образовательной организацией напрямую зависит от характера самоопределения руководителя как методолога, т. е. от того, насколько он может разрабатывать стратегию и концепцию развития организации, проектировать деятельность и реализовать поставленные задачи.

Есть основание полагать, что управленческая компетентность не всегда четко осознается, особенно на этапе постановки целей, когда она рассматривается только как организованная работа и сводится к сбору разного рода документации, что препятствует эффективному протеканию инновационного процесса и управления в организации. Поэтому важнейшим условием успешной управленческой деятельности, несомненно, является системная образовательная подготовка руководителя.

Современная образовательная ситуация в Елабужском районе характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольной организации соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольной организации, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОО как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Отсюда могут возникнуть противоречия между:

- повышением, расширением требований общества к профессиональной деятельности и недостаточной личной подготовкой к действиям в новых социокультурных условиях;

- стремлением к профессиональному и личностному развитию и ограниченными возможностями для совершенствования стратегий этого развития.

В связи с этим возникает необходимость в создании проекта для развития личной профессиональной компетентности, обеспечивающей принятие эффективных управленческих решений для работы в ДОО.

Под компетенцией понимается готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности мобилизоваться на выполнении этой деятельности, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Под управленческой компетенцией руководителя дошкольной образовательной организации, понимается готовность и способность применять управленческие знания, умения и личностные качества в практике управления.

Цель: Подготовка профессиональных руководителей, владеющих инновационными инструментами оперативного и стратегического управления ДОО.

- содействовать повышению квалификации и профессиональному росту вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- способствовать формированию профессиональных компетенций вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- проводить оперативные инструктажи и консультирование по текущим вопросам деятельности вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- совершенствовать теоретические знания и практические умения вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- создать условия для профессионального и творческого роста руководящих работников.

2. Обновление нормативно-правовой базы ДОО.

3. Развивающееся дошкольное образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей деятельности.

4. Повышение активности педагогических коллективов во главе которых стоят вновь назначенные руководители.

Данная работа раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольных организаций и определяет направления их совершенствования.

Проект в основе своей имеет следующие принципы построения - прогностичность, оптимальность, реальность.

Основными рисками реализации проекта являются :

- отсутствие необходимого ценностно-ориентированного единства коллектива ДОО и ее руководителя.

Минимизировать данный риск поможет дистанционное взаимодействие с различными структурами, дистанционные формы обучения, научно-методический совет, проблемные совещания, участие в телекоммуникационных проектах.

Этапы реализации проекта :

сбор информации о каждом руководителя;

выявление затруднений у руководителей;

подготовка теоретического и практического материала;

Проведение консультаций, совещаний, круглых столов, семинаров.

Участие в конференциях.

Создание индивидуального маршрута руководителя ДОО :

Отчет по реализации индивидуального маршрута руководителя.

План действий по реализации проекта.

Проблема Мероприятие сроки Предполагаемый результат

сбор информации о каждом руководителе. Анкетирование заполнение анкет август 2018 общие сведения о руководителя ДОО

Выявление проблем, связанных с профессиональными затруднениями руководителя при самообследовании организации. Самодиагностика профессиональных потребностей

тестирование по знанию Федерального закона «Об образовании в РФ (приложение №1)

Выявлены профессиональные потребности и спланирована работа по их преодолению.

Оценка знаний норм закона.

организовать наставничество над вновь назначенными руководителями издание приказа о наставничестве. август приказ. Активное взаимодействие всех руководителей

Обеспечение теоретической готовности к управленческой деятельности.

Получение консультативной, методической и организационной помощи.

Овладение основами научного анализа своего труда. Ознакомление с нормативно - правовыми документами.

Прохождение курсовой подготовки в региональных институтах и центрах развития образования, через дистанционные формы обучения на основе информационных технологий.

Изучение материалов, освещающих тему закона в интернет-ресурсах:

Участие в работе муниципальном секционном заседании в рамках августовского совещания работников образования ЕМР

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам руководства при ММО руководителей.

Повышение профессиональной компетентности, уровня теоретической и практической подготовки.

Освоение современных управленческих технологий.

Повышение уровня профессионализма.

Семинар для руководителей с представителями ИРО РТ

круглый стол с педагогами Елабужского института К (П) ФУ.

информационные семинары, методические коучинги,

Дискуссии, инструктивно-методические совещания, обмен опытом с коллегами. ноябрь 2018

март -апрель 2019 г.

Удовлетворение личных запросов на информацию, обобщение инновационного опыта.

Формирование нормативно-правовой базы в ОО.

Внедрение в образовательный процесс новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом.

Результативная инновационная деятельность.

Получение практического опыта использования управленческого проекта; повышается профессиональная компетентность, ИКТ-компетентность.

Отработка действенного механизма фиксирования профессиональных компетенций, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимости саморазвития.

Индивидуальный маршрут руководителя ДОО :

В течение всего периода

Объективная информация о профессиональных достижениях, о реальном качестве работы, фиксирование динамики изменения качества профессиональной деятельности.

Создание многофункционального инструмента как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Обобщение и систематизация материалов и результатов собственной административной деятельности через анализ и самоанализ. Дистанционное взаимодействие.

Участие в конференциях.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Развитие собственных интернет ресурсов.

Создание необходимой методической продукции: информационных банков данных; аналитических материалов и рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса

отчет по реализации индивидуального маршрута руководителя ДОО.

июнь 2019г. готовый продукт по работе с дошкольным образовательным учреждением.

Управленческие маршруты руководителя ДОО

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Содержание маршрутов руководителя – настольный дневник. Каждый маршрут можно дополнять и изменять по своему усмотрению. Индивидуальные маршруты – самообразование и самоанализ деятельности руководителя ДОО, определение перспектив работы педагогического коллектива в современных условиях.

- социально-психологических (решение проблем формирования коллектива ДОО, развитие социальной и трудовой активности у себя и сотрудников, развитие личности каждого педагога, координация разнообразных социальных отношений);

- функциональных (повышение эффективности работы педагогического коллектива, организация переподготовки кадров, повышение качества образовательной работы с детьми, участие в научно-методической работе);

- организационно-управленческих (создание системы управления инновационной деятельностью ДОО).

Индивидуальные маршруты руководителя построены на принципах:

- актуализации личного управленческого опыта – постоянное совершенствование содержания управления в связи с требованиями общества и запросами практики;

-активизации управления всеми этапами развития педагогического коллектива образовательной организации – повышение эффективности работы коллектива для достижения результатов и поддержания высокой мотивации;

- диалогового взаимодействия – повышение заинтересованности педагогов в инновационных процессах образовательной организации, умение отстаивать свою точку зрения и представлять свой взгляд на проблему;

- научности – качественная характеристика системы управления ДОО, включающая дидактически обоснованную систему научных знаний, необходимых для решения задач управленческой деятельности;

- целенаправленности – связь конкретных целей управленческой деятельности с целями общества и другими социальными институтами.

Маршруты разделены на три блока по ключевым направлениям деятельности руководителя ДОО, цели и задачи разработаны О. В. Дыбиной.

Представляет познавательную деятельность руководителя и педагогического коллектива. Можно выделить несколько индивидуальных управленческих маршрутов:

Цель: формирование проблемного сознания руководителя, интереса к проблемам теоретической педагогики и психологии.

- углублять и расширять знания по проблемам управления организации педагогического процесса;

Изучать новые педагогические идеи и технологии, методы управления, организации и ведения педагогического процесса;

- знакомиться с новейшими достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом.

Представляет тематическую деятельность руководителя и педагогического коллектива. Можно выделить несколько индивидуальных управленческих маршрутов:

- выявление путей целесообразного решения актуальных психолого-педагогических проблем, осознанных руководителем и воспитателями ДОО;

- вооружение руководителя практическими умениями и навыками инновационной научно-педагогической деятельности, включение в инновационный процесс.

- разрабатывать новые педагогические идеи и технологии с адаптацией к условиям ДОО;

- внедрять готовые интерактивные педагогические технологии с адаптацией к условиям ДОО.

-координировать научно-исследовательскую методическую деятельность внутри ДОО.

Представляет обобщающую деятельность руководителя и педагогического коллектива.

Можно выделить следующие индивидуальные управленческие маршруты:

-закрепление положительного инновационного опыта, приобретенного в процессе инновационной деятельности;

-повышение управленческой компетентности руководителя и профессиональной компетентности воспитателей.

-проводить итоговый анализ опыта внедрения новых педагогических идей и технологий;

- систематизировать и обобщать опыт работы педагогов ДОО.

Формы реализации: научно-практическая конференция, проблемно-стратегический семинар, методическая неделя, научно-методический кабинет, творческий отчет руководителя, методический уголок и др.

Каждый индивидуальный управленческий маршрут составлен по следующему алгоритму.

2. Информация к размышлению – постановка проблемы в виде ключевого вопроса.

3. Постановка уточняющих вопросов для понимания особенностей проблемы.

Например, если я (заведующий ДОО) делаю сравнительный анализ диагностических данных уровня сформированности навыков и умений детей по всем видам деятельности, тогда смогу выявить участки работы с детьми, не дающие ожидаемого результата. Если я создаю условия для определения уровня эффективности работы педагогов, используя диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности, тогда смогу определить готовность педагога к применению той или иной технологии, ориентируюсь на достижение планируемых результатов.

5. информация для руководителя – самоанализ, какие шаги уже сделаны, принятые новых управленческих решений, прогнозирование результата.

Руководитель учит воспитателей понимать ребенка, с этого начинается формирование педагога. Если он не стремиться познать духовный мир ребенка, он никогда не сможет быть настоящим мастером своего дела. С этого начинается и любовь к своей профессии.

Глубокое знание педагогики, умение применять эти знания на практике – необходимое качество для руководителя педагогического коллектива. Быть хорошим педагогом, способным влиять на коллектив – это первостепенное достоинство руководителя ДОО, и оно не может и не должно подменяться административно-хозяйственными умениями. Если заведующая, окунувшись с головой в хозяйственные и административные нужды, перестает быть педагогом, то и вверенное ей детское учреждение постепенно начинает превращаться из воспитательного в учреждение присмотра за детьми. В таком детском саду на первый взгляд царит благополучие и порядок, соблюдается режим, дети выглядят ухоженными и спокойными. Но за этим внешним благополучием часто скрываются отсутствие единства во взглядах на воспитание и, как следствие этого, педагогические ошибки и промахи.

1. Баранова В. Н., Белоусова Р. Ю., Дурнова И. Н. Информатизация дошкольной образовательной организации : управленческие и педагогические аспекты. – М. :ТЦ Сфера, 2016 -128 с. (Управление детским садом). (9)

2. Белая К. Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля. М. ,2017.

3. Богославец Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования : Метод. пособие. 2009.

4. Дыбина О. В., Кузнецова С. В., Фомина Е. П. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ. Тольятти,2008.

5. Кузнецова С. В., Пронина М. Ю., Ромахова М. В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы В ДОО. –М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с. (Управление детским садом).

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе

Проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе Краткосрочный проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе МОУ Красногуляевской СШ Сенгилеевский район Ульяновская олбасть «Мамочка.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.


Ведь, как известно, на самом деле большинство из нас не знает, что нам нужно, пока нам этого не покажут.

Полную видеоверсию одной из дискуссий вокруг архитекутры школы можно посмотреть здесь. Если вы не хотите смотреть часовое видео, мы подготовили для вас краткое изложение — о том, что у нас есть, что будет и что нам мешает.

Начнём с простого: с того, что у нас уже есть

Первым решением в нашей школе был отказ от классных комнат и специального здания, которое будет стоять и демонстрировать предыдущий опыт железобетонных классов с окнами. Мы стремились затянуть ребёнка в семейную атмосферу.

Конечно, такая школа не может быть рассчитана на тысячу человек. Максимум на 150–200. Сама коммуна не может расти; смысл есть лишь в увеличении количества таких сообществ.

Кристин Ярмунд, руководитель норвежского архитектурного бюро, рассказала о своих проектах.

Общеобразовательная школа в Гьердруме, Норвегия

Норвегия — холодная небольшая страна, поэтому применение её архитектурных подходов в российских реалиях — занятие, которое требует дополнительного осмысления. Скажем, пришкольные пространства там проектируются таким образом, чтобы не приходилось одеваться каждый раз, когда нужно перейти в другое здание по сорокаградусному морозу. Модульность зданий сохраняется, а комфорт повышается за счёт стеклянных галерей. Или, например, в Норвегии большая часть года (с октября по апрель) приходится на полярную ночь. Это не значит, что в это время люди живут в полной темноте, это значит отсутствие прямых лучей солнца. Логично при таких климатических условиях строить малоэтажные здания, отбрасывающие минимальные тени, а, скажем, зелёные насаждения организовывать во внутренних двориках.

Поэтому в архитектуре норвежских школ так много открытых пространств, так много стекла и так мало длинных коридоров и закрытых изолированных кабинетов. Людям просто хочется света.

Рациональность — одна из ключевых ценностей архитектуры. Как правило, рациональные решения повторяются из проекта в проект, но это вовсе не должно приводить к однотипности. Цвет и геометрические формы — вот что даёт разнообразие, управляет атмосферой и настроением.

Конечно, в послевоенные годы Норвегия тоже столкнулась с необходимостью массовой постройки множества школ, связанной с демографическим взрывом. Но уже в 70-80-х годах начался обратный процесс — стен в школах становилось всё меньше, школы стали стремиться жить в открытых пространствах. Сейчас мирно сосуществуют и школы старого типа, и новые решения.


Школа Рахольт в Осло

О нашем старом и о нашем новом

Наталья Логутова, заместитель директора школы дизайна ВШЭ, говорит о том, почему даже яркие образовательные пространства у нас неизбежно прорастают мхом. В московских школах есть прекрасно оформленные учебные классы, созданные дизайнерами и архитекторами, но проблема остаётся на самом главном уровне — мало какие учителя знают, что делать в таких пространствах.

Это вовсе не вина учителей, это свойственно всем нам вне зависимости от профессии. Если мы меняем не просто вазочку на подоконнике, а целую среду — образовательную среду! — необходима огромная поддержка со стороны людей, которые это пространство проектировали, со стороны психологов и дизайнеров.

О том, как у нас всё должно быть (и будет)


Кадр из музыкального кинофильма группы Pink Floyd "The Wall"

Школа-завод всем нам знакома. Это именно такое здание, в котором учился почти каждый из нас: типовое строение, ряд одинаковых окон, длинные коридоры, единый план всех этажей, однообразные цвета. Промышленно-заводская эстетика.

Ещё по этой теме :

Чему учит такая школа? Цель школы-парка — воспитание человека, который умеет ответственно распоряжаться своей жизнью. Для этого необходим творческий характер обучения, личная вовлечённость и активная деятельность. Учитель перестаёт быть источником информации и становится наставником; дети перестают усваивать информацию пассивно и начинают активно её исследовать.

Over the last several years the Department of Education and Science of Moscow has started a number of educational projects aimed at increasing the interest of students in various areas of science, medicine and public economy. These are such projects as "Engineering Class", "Medical Class", "Academic (Scientific-Technology) Class" and "Kurchatov Project". The purpose of these projects is to help teachers in development of the learning process, organization of interaction of various institutions and offices of the Department of Education and Science of Moscow, as well as to engage specialists from universities, research centers, scientific organizations and production companies. Let's look at one of the sections of "Engineering Class" general project - "Smart School".

И. А. Фролов, член совета Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО

ПРОЕКТ УМНАЯ ШКОЛА

Уточним, что задачей Проекта является не снижение или оптимизация потребления энергетических ресурсов (хотя программу энергосбережения никто не отменял), а организация образовательного процесса (профориентация) учащихся по темам энергоэффективности, энергоменеджмента, цифрового энергосбережения, инновационного развития на примере реальных объектов образования. Одно дело, когда учитель на уроке объясняет закон Ома, правила Кирхгофа или законы термодинамики и на доске пишет формулы и чертит графики, и совсем другое, когда те же постулаты можно показать на примере класса, в котором сейчас находятся сами ученики, или здания школы в целом, а также дать ученикам возможность перенести свои знания на другие объекты: например, посчитать, на сколько снизится потребление электроэнергии в квартире ученика, если он заменит лампы накаливания на светодиодные и внедрит систему диммирования. Таких примеров может быть множество.

Вот еще один пример. Утро, на улице еще темно. Дети вошли в класс, начался урок. Температура внутри помещения, например, 24 °С. В течение урока температура в помещении может повыситься за счет тепловыделений от находящихся там учеников, от изменения интенсивности солнечной радиации. Учитывая условия естественной инсоляции и инфильтрации в классе, школьники, используя обучающие системы, во-первых, могут создать модель постепенного снижения уровня искусственного освещения в классе. Во-вторых, путем регулирования отопительных приборов уменьшить количество циркулирующего теплоносителя, тем самым понижая температуру в классе до оптимальной. Причем принимается во внимание и то, что система отопления достаточно инерционна и требуется прогнозный расчет на весь период урока.

Конечно, никто не говорит о том, что ученики сами сразу начнут крутить краны и диммеры. Им предлагается использовать инструмент моделирования, и если все расчеты проведены правильно, что проверяет учитель, результаты учеников можно сравнить с данными, полученными от автоматов регулирования, системы визуализации работы энергосистемы школы и контрольной аппаратуры.

Лаборатория в инженерном классе школы № 1354 Москвы

Лаборатория в инженерном классе школы № 1354 Москвы

Проект в Москве начал реализовываться в 2018 году. Выбрано 89 образовательных учреждений, для которых было предусмотрено целевое финансирование. В Департаменте образования и науки города Москвы создан проектный офис. Регулярно для представителей образовательных учреждений, участвующих в Проекте, проводились семинары и давались рекомендации по его реализации. Если формализовать задачи Проекта, то они будут выглядеть примерно так:

• углубленное изучение физических процессов и законов на базе внедренного инженерного инновационного оборудования;

• выработка у учащихся навыков цифрового и объектного моделирования инженерных систем и энергоэффективного оборудования;

• создание единого информационного пространства процессов обучения, диспетчеризации объекта, управление энергоснабжением объекта;

• обеспечение информационного обмена между образовательными учреждениями для оперативности принятия решений по оптимизации работы инженерных систем;

• внедрение энергосберегающего оборудования на объектах образования города Москвы.

Сам проект включал в себя следующие разделы и подразделы:

1. Модернизация систем освещения:

• замена устаревших светильников на светодиодное осве-щение с возможностью полампового контроля и дистанционного управления;

• установка датчиков движения, присутствия, освещенности и прокладка информационных магистралей, установка маршрутизаторов, разветвителей и шкафов управления;

2. Модернизация системы отопления:

• устройство системы погодного регулирования;

• установка датчиков контроля микроклимата в помещениях, управляемых термодинамических головок на приборах отопления; также могли устанавливаться балансировочные клапаны и приборы учета на стояки отопления;

3. Модернизация системы электроснабжения:

• установка энергоконтроллеров на вводах в здание;

• установка счетчиков технического учета (в том числе на этажах);

4. Создание системы энергоменеджмента:

• создание программно-аппаратного комплекса визуализации и анализа цифровых данных;

• разработка цифровой модели (BIM) зданий, помещений и инженерных систем образовательного учреждения;

• привязка Проекта к геоинформационной системе и создание системы хранения и обработки данных.

Компьютерный класс школы № 1517 Москвы

Компьютерный класс школы № 1517 Москвы

• предусматривали разработку программного обеспечения, позволяющего получать данные от внедренных систем, визуализировать работу этих систем (уровни потребления, освещенности, температура, давление и др.);

• обеспечивали управление работой данных систем;

• давали учащимся инструмент, позволяющий им в дальнейшем самим принимать участие в наполнении информационной системы данными, в работе с информационными потоками, разработкой моделей и алгоритмов эксплуатации систем энергоснабжения учреждения.

В настоящее время прорабатывается вопрос создания уровня BIM-моделирования, системы хранения данных и интеграции с ГИС.

Для реализации Проекта было предусмотрено целевое финансирование в строго определенном объеме. Кроме того, основной целью Проекта являлась организация учебного процесса, а не достижение максимального энергосбережения в учреждениях, отдельные разделы Проекта реализовывались в пределах выделенного финансирования, поэтому при модернизации освещения мог быть взят только один этаж, а при установке датчиков освещения или термоголовок выбирались один-два класса, в которых планировалось организовывать обучение по теме Проекта.

Основной задачей руководителя образовательного учреждения является обучение школьников, и он не обязан быть специалистом-инженером в области электроснабжения, освещения или теплотехники. И не всегда школа имеет в своем штате такого специалиста. Решением проблемы могло стать проведение экспертизы на этапах проектирования, входного контроля по приемке оборудования, монтажа и пусконаладки. Однако далеко не все школы выбрали этот вариант.

Другая проблема при реализации Проекта возникла из-за того, что многие образовательные учреждения в течение 2018 года затянули процесс его выполнения, в результате чего в конце года возник аврал. Рядом учреждений были приняты решения реализовать только отдельные разделы проекта (например, модернизировать освещение в пределах всего объема финансирования). Следует уточнить, что задача по реализации невыполненных разделов Проекта с них не снималась: ее предстояло выполнить в 2019 году, но уже за счет собственных средств.

2020 год должен стать годом, когда наиболее успешные проекты могли бы быть рекомендованы к распространению в образовательных учреждениях. После этого можно будет заняться вопросами привязки к ГИС, реализации BIM-моделирования, создания распределенной базы данных, внедрения системы блокчейн и т. д. Главное, что в связи с принятием постановления Правительства РФ № 1289 2 о требованиях к снижению государственными учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергоресурсов можно будет на основе анализа данных, полученных в результате внедрения в школах систем, рассчитать потенциал энергосбережения в различных образовательных учреждениях и рекомендовать наиболее энергоэффективные мероприятия с указанием сроков их окупаемости.


Ведь, как известно, на самом деле большинство из нас не знает, что нам нужно, пока нам этого не покажут.

Полную видеоверсию одной из дискуссий вокруг архитекутры школы можно посмотреть здесь. Если вы не хотите смотреть часовое видео, мы подготовили для вас краткое изложение — о том, что у нас есть, что будет и что нам мешает.

Начнём с простого: с того, что у нас уже есть

Первым решением в нашей школе был отказ от классных комнат и специального здания, которое будет стоять и демонстрировать предыдущий опыт железобетонных классов с окнами. Мы стремились затянуть ребёнка в семейную атмосферу.

Конечно, такая школа не может быть рассчитана на тысячу человек. Максимум на 150–200. Сама коммуна не может расти; смысл есть лишь в увеличении количества таких сообществ.

Кристин Ярмунд, руководитель норвежского архитектурного бюро, рассказала о своих проектах.

Общеобразовательная школа в Гьердруме, Норвегия

Норвегия — холодная небольшая страна, поэтому применение её архитектурных подходов в российских реалиях — занятие, которое требует дополнительного осмысления. Скажем, пришкольные пространства там проектируются таким образом, чтобы не приходилось одеваться каждый раз, когда нужно перейти в другое здание по сорокаградусному морозу. Модульность зданий сохраняется, а комфорт повышается за счёт стеклянных галерей. Или, например, в Норвегии большая часть года (с октября по апрель) приходится на полярную ночь. Это не значит, что в это время люди живут в полной темноте, это значит отсутствие прямых лучей солнца. Логично при таких климатических условиях строить малоэтажные здания, отбрасывающие минимальные тени, а, скажем, зелёные насаждения организовывать во внутренних двориках.

Поэтому в архитектуре норвежских школ так много открытых пространств, так много стекла и так мало длинных коридоров и закрытых изолированных кабинетов. Людям просто хочется света.

Рациональность — одна из ключевых ценностей архитектуры. Как правило, рациональные решения повторяются из проекта в проект, но это вовсе не должно приводить к однотипности. Цвет и геометрические формы — вот что даёт разнообразие, управляет атмосферой и настроением.

Конечно, в послевоенные годы Норвегия тоже столкнулась с необходимостью массовой постройки множества школ, связанной с демографическим взрывом. Но уже в 70-80-х годах начался обратный процесс — стен в школах становилось всё меньше, школы стали стремиться жить в открытых пространствах. Сейчас мирно сосуществуют и школы старого типа, и новые решения.


Школа Рахольт в Осло

О нашем старом и о нашем новом

Наталья Логутова, заместитель директора школы дизайна ВШЭ, говорит о том, почему даже яркие образовательные пространства у нас неизбежно прорастают мхом. В московских школах есть прекрасно оформленные учебные классы, созданные дизайнерами и архитекторами, но проблема остаётся на самом главном уровне — мало какие учителя знают, что делать в таких пространствах.

Это вовсе не вина учителей, это свойственно всем нам вне зависимости от профессии. Если мы меняем не просто вазочку на подоконнике, а целую среду — образовательную среду! — необходима огромная поддержка со стороны людей, которые это пространство проектировали, со стороны психологов и дизайнеров.

О том, как у нас всё должно быть (и будет)


Кадр из музыкального кинофильма группы Pink Floyd "The Wall"

Школа-завод всем нам знакома. Это именно такое здание, в котором учился почти каждый из нас: типовое строение, ряд одинаковых окон, длинные коридоры, единый план всех этажей, однообразные цвета. Промышленно-заводская эстетика.

Ещё по этой теме :

Чему учит такая школа? Цель школы-парка — воспитание человека, который умеет ответственно распоряжаться своей жизнью. Для этого необходим творческий характер обучения, личная вовлечённость и активная деятельность. Учитель перестаёт быть источником информации и становится наставником; дети перестают усваивать информацию пассивно и начинают активно её исследовать.

Читайте также: