Гегель лекции по эстетике краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Так как искусство занимается истинным как абсолютным предметом сознания, то и оно также принадлежит к абсолютной сфере духа и стоит по своему содержанию на одной и той же почве как с религией в специальном смысле слова, так и с философией. [. ]

При такой тождественности их содержания три царства абсолютного духа отличаются друг от друга лишь теми формами, в которых они осознают свой объект, абсолютное.

[. ] Первой формой этого постижения является непосредственное и потому чувственное знание, знание в форме и образе самого чувственного и объективного, в котором абсолютное становится предметом созерцания и чувствования. Второй формой является представляющее сознание и, наконец, третьей формой — свободное мышление абсолютного духа.

Форма чувственного созерцания свойственна искусству. Именно искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа, и притом такого чувственного образа, который в самом своем явлении имеет высший, более глубокий смысл и значение. Искусство, однако, не стремится постичь посредством этого чувственного воплощения понятие как таковое, понятие в его всеобщности, ибо как раз единство этого понятия с индивидуальным явлением и составляет сущность прекрасного в его художественного воспроизведения. Правда, это единство порождается в искусстве и в особенности в поэзии также и в элементе представления, а не только чувственной внешней предметности. Однако даже в поэзии, этом наиболее духовном искусстве, имеется налицо, хотя бы только для представляющего сознания, единство значения и его индивидуального воплощения, и каждое содержание схватывается и делается предметом представления непосредственным образом. [. ]

Если мы отводим искусству это абсолютное место, то этим мы явно и без оговорок устраняем упомянутое выше представление, согласно которому искусство может быть использовано для выражения многих других содержаний и достижения чуждых ему интересов. Правда, религия довольно часто пользуется искусством, чтобы заставить нас лучше почувствовать религиозную истину или сделать ее доступной фантазии, выразив ее в образах, и в таком случае искусство несомненно стоит на службе у отличной от него области. Однако там, где искусство достигает высшего совершенства, оно именно в своей образности находит наиболее соответственный и существенный для содержания истинный способ изложения. Так, например, у древних греков искусство было высшей формой, в которой народ представлял богов и осознавал истину. Поэтому поэты и художники стали для греков творцами их богов, то есть художники дали нации определенное представление о делах, жизни и воздействии божественного, дали ей, следовательно, определенное содержание религии. И это не следует понимать так, что эти представления и учения уже раньше абстрактно существовали в сознании как всеобщие религиозные положения и определения мышления, а затем художники лишь облекли их в образную форму и окружили внешними украшениями вымысла. Художественное творчество именно в том и состояло, что эти поэты могли выразить бродившее в них содержание только в этой форме искусства и поэзии. На других ступенях религиозного сознания, где оно оказывается менее доступным художественному воплощению, искусство получает в этом отношении меньше простора.

Таково изначальное, истинное положение искусства как представляющего собой высший интерес духа.

Подобно тому как искусство имеет в лице природы и конечных областей жизни предшествующую ему ступень, так оно имеет и последующую ступень, то есть сферу, которая в свою очередь выходит за пределы его способа понимания и изображения абсолютного. Ибо искусство в самом себе имеет ограничивающий его предел и пере ходит поэтому в высшие формы сознания. Это ограничение определяет также и место, которое мы привыкли теперь отводить искусству в нашей современной жизни. Мы не считаем больше искусство той высшей формой, в которой осуществляет себя истина.

Гегель, Сочинения, т. XII, М., 1938, стр. 105— 107. Перевод Б. Г. Столпнера. Новая редакция перевода Ю. Н. Попова по изд.: G. W. F. H e g e l, Ästhetik, Berl, 1955.

В грандиозной и цельной гегелевской системе художественный процесс — часть мирового процесса, представляющего собой самодвижение абсолютной идеи и делящегося на стадии в зависимости от типа взаимоотношения духа и материи.

Первой стадии мирового развития, когда материя преобладает над духом, форма над содержанием, соответствует символический этап развития искусства (искусство Древней Индии, Древнего Египта). Наиболее ярко особенности этого этапа выражают архитектура — как вид искусства, в котором материальное преобладает над духовным, а также комическое — как эстетическая категория с таким же соотношением духа и материи.

На втором — классическом — этапе саморазвития абсолютной идеи наступает гармоническое равновесие духа и материи, содержания и формы. Этой гармонией характеризуется классическое искусство древней Греции, в котором высшего расцвета достигают скульптура и живопись. Ведущей эстетической категорией становится прекрасное — воплощение гармонии духа и материи. Однако классическое искусство подобно прекрасной и быстро облетающей розе: равновесие духа и материи исторически недолговечно, оно нарушается дальнейшим движением духа, переполняющего материальную форму.

Третий этап развития искусства — романтический: содержание преобладает над формой. Главные роли в искусстве на этом этапе призваны играть музыка и литература, в эстетике — категория возвышенного.

Но движение абсолютной идеи не прекращается. Возникнув из общемирового развития, художественное развитие в конце концов уничтожается им. Идея (содержание) прорывается в царство чистой духовности и освобождается от материи (формы).

Новалис. Фрагменты

Поэзия на деле есть абсолютно-реальное. Это средоточие моей философии.

Чем больше поэзии, тем ближе к действительности.

Поэзия - героиня философии. Философия поднимает поэзию до значения

основного принципа. Она помогает нам познать ценность поэзии. Философия есть

теория поэзии. Она показывает нам, что есть поэзия, - поэзия есть все и вся.

Разобщение поэта и мыслителя - только видимость, и оно в ущерб обоим.

Это знак болезни и болезненных обстоятельств.

Придет прекрасная пора, и люди ничего читать другого не будут, как

только прекрасные произведения, создания художественной литературы. Все

остальные книги суть только средства, и их забывают, лишь только они уже

более не являются пригодными средствами - а в этом качестве книги

Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого.

Поэт и жрец были вначале одно, и лишь последующие времена разделили их.

Однако истинный поэт всегда оставался жрецом, так же как истинный жрец -

поэтом. И не должно ли грядущее снова привести к старому состоянию вещей?

Мир человеческий есть всеобщий орган богов - поэзия соединяет их так

же, как она соединяет нас.

Чувство поэзии имеет много общего с чувством мистического. Это чувство

особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться,

необходимо-случайного. Оно представляет непредставимое, зрит незримое,

чувствует неощутимое и т. д. Критика поэзии есть вещь невозможная. Трудно

уже бывает решить, - а это единственно и поддается установлению, - является

ли что-либо поэтическим или нет. Поэт воистину творит в беспамятстве, оттого

все в нем мыслимо. Он представляет собою в самом действительном смысле

тождество субъекта и объекта, души и внешнего мира. Отсюда смысл

бесконечности прекрасной поэмы - вечность. Чувство поэзии в близком родстве

с чувством пророческим и с религиозным чувством провиденья вообще. Поэт

упорядочивает, связывает, выбирает, измышляет, и для него самого

непостижимо, почему именно так, а не иначе.

Не должны ли основные законы воображения быть противоположными (не

обратными) законами логики?

Абсолютизация, придание универсального смысла, классификация

индивидуального момента, индивидуальной ситуации и т. д. составляют существо

всякого претворения в романтизм (см. "Мейстер" , сказка).

Это в высшей степени понятно, почему к концу все претворяется в поэзию.

Разве и мир к концу не претворяется в душевность?

Только индивидуум интересен, отсюда все классическое не индивидуально.

Поэзия растворяет чужое бытие в своем собственном.

В истинных поэмах нет другого единства, кроме единства душевного

Не слишком верьте тому, что античность и все совершенное созданы. В

такой же мере они созданы, как условленный знак милого друга в ночи создает

образ возлюбленной, как искра создается прикосновением к проводу или же как

звезда создается движением в нашем глазу.

С каждой чертою свершения создание отделяется от мастера - на

расстояние пространственно неизмеримое. С последнею чертою художник видит,

что мнимое его создание оторвалось от него, между ними мысленная пропасть,

через которую может перенестись только воображение, эта тень гиганта -

нашего самосознания. В ту самую минуту, когда оно всецело должно было стать

собственным его достоянием, оно стало чем-то более значительным, нежели он

сам, его создатель. Художник превратился в бессознательное орудие, в

бессознательную принадлежность высшей силы. Художник принадлежит своему

произведению, произведение же не принадлежит художнику.

Сфера поэта есть мир, собранный в фокус современности. Пусть замыслы и

их выполнение будут поэтическими - в этом и заключается природа поэта. Все

может оказаться ему на пользу, он должен лишь смешать все со стихией духа,

он должен создать целостный образ. Он должен изображать и общее и частности

- всяческий образ, по сути, составлен из противоположностей. Свобода

связываний и сочетаний снимает с поэта ограниченность. Всякая поэтическая

природа есть природа в обычном смысле. Все свойства, присущие обыкновенной

природе, подобают поэзии. Как бы ни была она индивидуальна, все же общий

интерес сохраняется за ней. К чему нам описания, невнятные ни сердцу, ни

уму, неживые описания неживых вещей. Если они и не вызывают игры душевных

сил, то по меньшей мере пусть будут они символичны, как символична сама

природа. Либо природа должна нести в себе идею, либо душа должна нести в

себе природу. И закон этот пусть будет действителен и в целом и частях.

Никак поэт не должен быть эгоистом. Сам себя он должен рассматривать как

явление. Поэт через представления пророчествует о природе, в то время как

философ через природу пророчествует о представлениях. Для одного весь смысл

в объективном, для другого в субъективном. Тот есть голос вселенной, этот -

голос простейших элементов, принципа - пение и простая разговорная речь. В

одном случае из различий выступает бесконечное, другом из многообразия

выступают только конечные вещи. [. ]

Назначение єстетики В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов обоснование — критического реализма,

И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова — стал принцип художественной правды как фактора социального преобразования жизни народа. Категории эстетики предстают как эстетические свойства реальности, все эстетическое богатство которой и должно отразиться в правдивом искусстве.

Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности.

Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.

И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика должна регистрировать факты искусства.

Теоретическое наследие Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) стало своеобразным итогом развития немецкой классической эстетики. Философу удалось не только обобщить и систематизировать наиболее существенные идеи своих предшественников, но и ввести в рассмотрение эстетических проблем историзм и диалектику.

Исходным пунктом для Гегеля является объективный идеализм. Он считает, что основой всего существующего является некое безличное, бессубъективное духовное начало, которое он называет абсолютной идеей.

Значение и прогрессивный характер его эстетической концепции заключается не только в глубоком теоретическом анализе мирового искусства, в широких философских обобщениях практики от древности до начала XIX века, но и в новом подходе к изучению этой художественной практики. Искусство и вся обширная область эстетического впервые были им представлены в виде диалектического процесса.

Искусство берет свое начало в абсолютной идее. Искусство есть одна из форм самораскрытия абсолютного духа. Определенный тип искусства связан с определенным образом жизни народа, с государственным устройством и формой правления, с нравственностью, с общественной жизнью, с наукой и религией.

Гегель выделяет три вида отношений между идеей и формообразованием. На начальной стадии идея выступает в абстрактной и односторонней форме. Это символическая форма искусства. Исторически под ней подразумевается искусство народов Древнего Востока. Это искусство отличается загадочностью, возвышенностью, аллегоризмом и символизмом. Неразвившееся абстрактное содержание здесь не нашло еще адекватной формы.

Символическая форма искусства сменяется классической. Здесь речь идет об античном искусстве классического периода. Для воплощения содержания, идеи находится адекватный образ, соразмерный свободной индивидуальной духовности. В этой форме идея, или содержание, достигает надлежащей конкретности.

За классическим искусством идет романтическое. Здесь вновь снимается завершенное единство идеи и ее внешнего облика и происходит возвращение, хотя и на более высоком уровне, к различению этих двух сторон, характерных для символического искусства. Содержание романтического искусства достигает такого духовного развития, когда мир души как бы торжествует победу над внешним миром и уже не может находить в силу своего духовного богатства соразмерного чувственного воплощения. На этой ступени происходит освобождение духа от чувственной оболочки и переход в новые формы самопознания – религию, а затем философию. Романтическая форма искусства – эта та его ступень развития, где начинается распад. Это вообще конец искусства, с точки зрения Гегеля.

Действительностью искусства, осуществлением его для Гегеля выступал идеал.В этой связи он подверг критике принцип подражания природе. Воплощение идеала – не есть отход от действительности, а, напротив, ее глубокое, обобщенное, осмысленное изображение, поскольку сам идеал мыслится как коренящийся в действительности. Жизненность идеала как раз покоится на том, что основной духовный смысл, который должен выявиться в изображении, целиком проникает во все частные стороны внешнего явления. Изображение существенного, характерного, воплощение духовного смысла, передача важнейших тенденций действительности и есть раскрытие идеала. В такой трактовке идеал совпадает с понятием истины в искусстве, художественной правды.

Формат: PDF
Отсканированные страницы + слой распознанного текста
330, 326, 623, 667 стр.

ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА
Введение. О СИМВОЛЕ ВООБЩЕ
1. Символ как знак
2. Частичное совпадение между образом и смыслом
3. Частичное несовпадение между образом и смыслом
a) Двусмысленность символа
b) Двусмысленность символа в мифологии и искусстве
c) Ограничение понятия символического искусства
4. Деление
a) Бессознательная символика
b) Символика возвышенного
c) Сознательная символика сравнивающей формы искусства
Первая глава. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА
A. Непосредственное единство смысла и образа
1. Религия Зороастра
2. Несимволический характер религии Зороастра
3. Нехудожественный характер религии Зороастра, ее способа постижения и изображения
B. Фантастическая символика
1. Индийское понимание Брахмана
2. Чувственность, безмерность и олицетворение
3. Созерцание очищения и раскаяния
C. Символика в собственном смысле
1. Египетское созерцание и изображение мертвого; пирамиды
2. Культ животных и животные маски
3. Развитая символика: колоссы Мемнона, Исида и Осирис, сфинкс
Вторая глава. СИМВОЛИКА ВОЗВЫШЕННОГО
А. Пантеизм искусства
1. Индийская поэзия
2. Магометанская поэзия
3. Христианская мистика
В. Искусство возвышенного
1. Бог как творец и властелин мира
2. Мир конечного, лишенный божественного начала
3. Человек как индивид
Третья глава. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА СРАВНИВАЮЩЕЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА
A. Сравнения, идущие от внешних явлений
1. Басня
2. Притча, пословица, иносказание
a) Притча
b) Пословица
c) Иносказание
3. Метаморфозы
B. Сравнения, идущие от смысла
1. Загадка
2. Аллегория
3. Метафора, образ, сравнение
a) Метафора
b) Образ
c) Сравнение
C. Исчезновение символической формы искусства
1. Дидактическая поэма
2. Описательная поэзия
3. Античная эпиграмма
ВТОРОЙ ОТДЕЛ. КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА
Введение. О КЛАССИЧЕСКОМ ВООБЩЕ
1. Самостоятельность классического как взаимопроникновение духовного начала и его природного облика
2. Греческое искусство как реальное бытие классического идеала
3. Положение творческого художника в классической форме искусства
4 Деление
Первая глава. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА
1. Деградация животного элемента
a) Принесение в жертву животных
b) Охота
c) Превращения
2. Борьба между древними и новыми богами
a) Оракулы
b) Древние боги в отличие от новых
c) Победа над древними богами
3. Положительное сохранение отрицательно положенных моментов
a) Мистерии
b) Сохранение древних богов в художественном изображении
c) Природная основа новых богов
Вторая глава. ИДЕАЛ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА
1. Идеал классического искусства вообще
a) Идеал как результат свободной художественной деятельности
b) Новые боги классического идеала
2. Круг особенных богов
a) Множество индивидуальных богов
b) Недостаток систематического расчленения
c) Основной характер круга богов
3. Единичная индивидуальность богов
a) Материал для индивидуализации
b) Сохранение нравственной основы
c) Переход к приятному и привлекательному
Третья глава. РАЗЛОЖЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ИСКУССТВА
1. Судьба
2. Разложение богов вследствие их антропоморфизма
a) Отсутствие внутренней субъективности
b) Переход к христианству—предмет только нового искусства
c) Разложение классического искусства в его собственной области
3. Сатира
a) Различие между разложением классического искусства и символического
b) Сатира
c) Римский мир как почва сатиры
ТРЕТИЙ ОТДЕЛ. РОМАНТИЧЕСКАЯ ФОРМА ИСКУССТВА
Введение. О РОМАНТИЧЕСКОМ ВООБЩЕ
1. Принцип внутренней субъективности
2. Ближайшие моменты содержания и формы романтического искусства
3. Отношение содержания к способу воплощения
4 Деление
Первая глава. РЕЛИГИОЗНЫЙ КРУГ РОМАНТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
1. История искупления Христа
a) Кажущаяся ненужность искусства
b) Необходимость появления искусства
c) Случайные черты внешнего явления
2. Религиозная любовь
а) Понятие абсолютного как любви
b) Душа
c) Любовь как романтический идеал
3. Дух общины
a) Мученики
b) Внутреннее покаяние и обращение
c) Чудеса и легенды
Вторая глава. РЫЦАРСТВО
1. Честь
a) Понятие чести
b) Уязвимость чести
c) Восстановление чести
2. Любовь
a) Понятие любви
b) Коллизии любви
c) Случайность любви
3. Верность
a) Верность в служении
b) Субъективная самостоятельность в верности
c) Коллизии верности
Третья глава. ФОРМАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
1. Самостоятельность индивидуального характера
a) Формальная твердость характера
b) Характер как внутренняя, но не развитая целостность
c) Субстанциальный интерес при изображении формального характера
2. Мир приключений
a) Случайность целей и коллизий
b) Комическая трактовка случайного
c) Романическое
3. Разложение романтической формы искусства
a) Субъективное подражание искусства существующему
b) Субъективный юмор
c) Конец романтической формы искусства

ВВЕДЕНИЕ
1. Общее развитие отдельных искусств
a) Строгий стиль
b) Идеальный стиль
c) Приятный стиль
2. Деление
ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ. АРХИТЕКТУРА
Первая глава. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, СИМВОЛИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
1. Архитектурные сооружения, возведенные для объединения народов
2. Архитектурные произведения, занимающие промежуточное положение между зодчеством и скульптурой
a) Столбы-фаллосы
b) Обелиски, мемноны, сфинксы
c) Египетские культовые сооружения
3. Переход от самостоятельной архитектуры к классической
a) Подземные индийские и египетские сооружения
b) Места погребения, пирамиды
c) Переход к служебному зодчеству
Вторая глава. КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
1. Общий характер классической архитектуры
a) Подчиненность определенным целям
b) Соответствие здания его цели
c) Дом как основной тип
2. Особенные определения архитектонических форм
а) О деревянных и каменных строениях
b) Особенные формы храма
c) Классический храм как целое
3. Различные виды классической архитектуры
a) Дорический, ионический и коринфский ордеры колонн
b) Римская конструкция арочного свода
c) Общий характер римской архитектуры
Третья глава. РОМАНТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
1. Общий характер
2. Особенный архитектонический способ формирования
a) Совершенно замкнутый дом как основная форма
b) Внутренний и внешний вид
c) Форма убранства
3. Различные виды романтической архитектуры
a) Предготическая архитектура
b) Собственно готическая архитектура
c) Гражданская архитектура средневековья
ВТОРОЙ ОТДЕЛ. СКУЛЬПТУРА
Первая глава. ПРИНЦИП СОБСТВЕННО СКУЛЬПТУРЫ
1. Существенное содержание скульптуры
a) Объективная духовность
b) Духовное начало, для себя сущее в телесном
2. Прекрасный скульптурный образ
a) Устранение частных особенностей явления
b) Устранение слишком характерного выражения лиц
c) Субстанциальная индивидуальность
3. Скульптура как искусство классического идеала
Вторая глава. ИДЕАЛ СКУЛЬПТУРЫ
1. Общий характер идеального скульптурного образа
2. Особенные стороны идеального скульптурного образа как такового
a) Греческий профиль
b) Поза и движение тела
c) Одежда
3. Индивидуальность идеальных скульптурных образов
a) Атрибуты, оружие, убранство и т. п.
b) Различия возраста, пола и круга образов
c) Изображение отдельных богов
Третья глава. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
1. Способы изображения в скульптуре
a) Отдельная статуя
b) Группа
c) Рельеф
2. Материал скульптуры
a) Дерево
b) Слоновая кость, золото, бронза и мрамор
c) Драгоценные камни и стекло
3. Историческое развитие скульптуры
a) Египетская скульптура
b) Скульптура греков и римлян
c) Христианская скульптура
ТРЕТИЙ ОТДЕЛ. РОМАНТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
Первая глава. ЖИВОПИСЬ
1. Общий характер живописи
a) Основное определение содержания
b) Чувственный материал живописи
c) Принцип художественной обработки
2. Особенные определения живописи
a) Романтическое содержание
b) Ближайшие определения чувственного материала
c) Художественный замысел, композиция и характеристика
3. Историческое развитие живописи
a) Византийская живопись
b) Итальянская живопись
c) Нидерландская и немецкая живопись
Вторая глава. МУЗЫКА
1. Общий характер музыки
a) Сравнение с изобразительными искусствами и поэзией
b) Характер содержания в музыке
c) Воздействие музыки
2. Особенности музыкальных средств выражения
a) Мера времени, такт, ритм
b) Гармония
c) Мелодия
3. Отношение музыкальных средств выражения к их содержанию
a) Музыка как сопровождение
b) Самостоятельная музыка
c) Художественное исполнение
Третья глава. ПОЭЗИЯ
A. Поэтическое произведение искусства в отличие от прозаического
1. Поэтическое и прозаическое отношения к миру
a) Содержание этих отношений к миру
b) Различие этих отношений к миру
c) Конкретизация поэтического созерцания
2. Поэтическое и прозаическое произведения искусства
a) Поэтическое произведение искусства вообще
b) Отличия от историографии и ораторского искусства
c) Свободное поэтическое произведение искусства
3. Поэтическая субъективность
B. Поэтическое выражение
1. Поэтическое представление
a) Изначально поэтическое представление
b) Прозаическое представление
c) Поэтическое представление, восстанавливающееся из прозы
2. Словесное выражение
a) Поэтический язык вообще
b) Средства поэтического языка
c) Различия в применении средств
3. Стихосложение
a) Ритмическое стихосложение
b) Рифма
c) Соединение ритмического стихосложения и рифмы
C. Различия родов поэзии
I. Эпическая поэзия
1. Общий характер эпического
a) Эпиграммы, гномы и дидактические стихотворения
b) Философские дидактические поэмы, космогонии и теогонии
с) Эпопея в собственном смысле слова
2. Особые определения эпоса в собственном смысле слова
a) Всеобщее эпическое состояние мира
b) Индивидуальное эпическое действие
c) Эпос как единая целостность
3. История развития эпической поэзии
a) Восточный эпос
b) Классический эпос греков и римлян
c) Романтический эпос
II. Лирическая поэзия
1. Общий характер лирики
2. Особенные стороны лирической поэзии
3. Историческое развитие лирики
a) Восточная лирика
b) Лирика греков и римлян
c) Романтическая лирика
III. Драматическая поэзия
1. Драма как поэтическое произведение искусства
2. Внешнее исполнение драматического произведения искусства
a) Чтение и чтение вслух драматических произведений
b) Искусство актера
c) Театральное искусство, более независимое от поэзии
3. Виды драматической поэзии и их основные исторические моменты
a) Принцип трагедии, комедии и драмы
b) Различие античной и современной драматической поэзии
c) Конкретное развитие драматической поэзии и ее видов

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Георг Гегель Лекции по эстетике

Лекции по эстетике: краткое содержание, описание и аннотация

Чувство прекрасного – подлинно человеческое чувство, не свойственное больше ни одному живому существу на земле. У каждого оно свое? Или есть некие общие признаки, критерии, по которым каждый безошибочно делит все в мире на прекрасное и безобразное? Георг Гегель взялся найти эти признаки и показать, как происходит эстетическое восприятие реальности на уровне мысли и на уровне чувства. А самое главное – сумел раскрыть, как влияет прекрасное на человека. На каждого из нас. Вот почему эта книга будет интересна самому широкому кругу читателей.

Георг Гегель: другие книги автора

Кто написал Лекции по эстетике? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Лекции по истории философии. Книга первая

Лекции по истории философии. Книга первая

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Философия истории

Философия истории

Георг Гегель: НАУКА ЛОГИКИ. том 1

НАУКА ЛОГИКИ. том 1

Георг Гегель: Опыты сознания

Опыты сознания

Георг Гегель: Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония

Законы диалектики. Всеобщая мировая ирония

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Лекции по эстетике — читать онлайн ознакомительный отрывок

Лекции по эстетике

© ИП Сирота, текст, 2018

По Гегелю, потребность человека в искусстве объясняется тем, что:

1. Он хочет познакомиться с другими культурами и системами знания через произведения искусства.

3. Он желает получить новые впечатления и ощущения, не покидая при этом границ привычного мира.

Правильный ответ вы сможете узнать, прочитав эту книгу…

Фото

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770–1831

Без сложной, многослойной и глубокой философской системы Георга Гегеля невозможно представить историю мировой философии.

Вторая половина XVIII – начало XIX столетия в Европе – это торжество эпохи Просвещения с ее идеями свободы, могущества человеческого разума, всесилия науки. И классическая немецкая философия (или немецкий идеализм), ключевой фигурой которого был великий Гегель, ставит во главу угла вопросы познаваемости мира, приоритета духовного над материальным, места человека во Вселенной.

27 августа 1770 – Георг Гегель родился в Штутгарте.

1788–1793 – обучение в Тюбингенском теологическом институте.

1816 – Гегель занимает место профессора философии в Гейдельбергском университете.

1818 – философ становится профессором Берлинского университета.

Ноябрь 1831 – Георг Гегель умирает (предположительно от холеры).

Искусство раскрывает истину

Георг Гегель, конечно же, не мог пройти мимо этих вопросов. В первой трети XIX века он прочитал несколько курсов лекций по эстетике в немецких университетах, правда, опубликовать их не успел – остались только подготовительные записи и черновики. Уже после смерти великого мыслителя его ученики и единомышленники собрали воедино эти материалы – и ныне мы предлагаем вам познакомиться с фрагментом исследований Гегеля об эстетике как философской категории, о сути прекрасного, о цели искусства и его месте в жизни человека.

Эти лекции посвящены эстетике; ее предметом является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства или, еще точнее, – художественного творчества.

Читайте также: