Ганди молчал по субботам краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Странное чувство у меня оставил спектакль "Ганди молчал по субботам" , премьера которого прошла в театре "У Никитских ворот" . Этакая взрослая сказка о подростковом максимализме и обострённом чувстве справедливости.

Ну вот смотрите. Папа хочет бросить семью и уходит к секретарше. А сын, то ли чтобы отомстить, то ли действительно ему жалко грязную вонючую бомжиху из перехода, но он приводит её в дом? Как бы поступил нормальный родитель? Он бы выгнал её из дома, а с ребёнком провёл лекцию о заболеваниях, которые могут подхватить все жильцы. Но здесь происходит ровно наоборот. Со скандалом, но бомжиху оставляют жить, причём Мот (Александр Панин) кладёт её на свою кровать. Дальше больше. Он кладёт её на кровать своих родителей. Причём не отмыть, ни приучить её к элементарной гигиене её так и не удаётся. Там ещё с головой большие проблемы.

Бомжиха Лиза (Виктория Корлякова) практически не говорит и произносит только одну фразу: "Ганди молчал по субботам". Больше в спектакле Ганди никак не фигурирует. В конце мы узнаём, что когда-то у неё украли ребёнка и от этого у неё поехала "крыша". Остался только плюшевый мишка, которого она везде таскает с собой. Она уходит в конце из дома и поселяется вновь в переходе и отказывается возвращаться. "Взрыв", где на какой-то короткий момент времени к ней почти возвращается рассудок и она рассказывает, что у неё украли ребёнка когда-то сыгран актрисой очень мощно. В конце концов Лизу вернули в дом, где она тихо и скончалась в обнимку с мишкой.

Из вот этой вот сказки я бы выделил настоящую трагедию, где сестра Мота Катя (Линда Лапиньш), блестящая танцор, оптимист, мечтающая уехать на чемпионат в Мексику, внезапно оказывается больна. По ходу пьесы не говорится чем она заболела, но понятно, что у неё рак и танцевать она уже не может. И вот это признание сидя на стуле с сигаретой гораздо острее, чем переживание за бомжиху. Финал для Кати так и остался открытым, вылечилась ли она или умерла, каждый должен решить для себя сам. Кстати, драматург Анастасия Букреева, которая написала эту пьесу, на обсуждении после спектакля сказала, что по пьесе Катя вылечилась, но в спектакле она изменила концовку на непонятную, так как это драма.

Это практически моноспектакль, где восемьдесят процентов повествования идёт от лица Мота. И это очень хорошая актёрская работа Александра Панина. Держать зал весь спектакль очень сложно.

А вот решение сделать Папу (Денис Юченков), Маму (Вера Десницкая), Психолога (Юрий Шайхисламов) и Деда (Владимир Пискунов) персонажами, проецируемыми на фигуры мне показалось весьма спорным. Приходя в театр я хочу видеть живую игру актёра, а не запись. Кино я и в кинотеатре посмотрю. Мне нужны живые настоящие эмоции. Ведь каждый спектакль не похож на другой. А здесь мы видим записанные проекции персонажей. Да, театр "У Никитских ворот" любит смелые эксперименты. Но вот это как-то не очень. Театр - это жизнь, а мы видим запись.

Ассоциация с метро, где каждая станция - новый поворот судьбы и экскурс в некоторую историю и цифры Москвы мне показалась местами спорной, но интересной. Хотя можно и застрять ведь на одной станции на всю жизнь, как это случилось с бомжихой Лизой.

По музыке я вообще не понял. Если это спектакль о современности, то причём здесь саундтреки "Кино" "Пачка сигарет" и "Мама мы все тяжело больны"? Можно взять песни Земфиры, например, или ещё ближе к молодёжи, допустим Басты. Тем более, что кличка главного героя Мот. А Мот сейчас суперпопулярный исполнитель, так взяли бы его песни.

Подытоживая вышесказанное хочу отметить, что спектакль спорный, спектакль неоднозначный, кому-то он понравится, кому-то нет. Но то, что его будут долго обсуждать при выходе из зала, это факт.





Rainbow Six Эвакуация 20.01.2022
Hitman Trilogy 20.01.2022
Pokemon Legends: Arceus 28.01.2022
Dying Light 2 04.02.2022
Horizon 2: Forbidden West 18.02.2022
Elden Ring 25.02.2022
GRID Legends 25.02.2022




Мот мало разговаривает. Ему комфортно только с Лизой, которая сидит в переходе и рассматривает идущих мимо людей. Будто ищет кого-то. Мот, как тот таинственный Ганди из её фразы, сначала начинает молчать по субботам, потом еще по воскресеньям, а потом и в другие дни недели. Всё действие происходит от его лица и в основном в его голове. Его молчание в жизни сопровождается комментариями и репликами в его мыслях. Мальчик анализирует поступки своих родных: от ухода отца до маразма деда. Его волнуют мировые проблемы: от космических кораблей, бороздящих просторы вселенной и госбюджет, до нелепости лайков в соцсетях. Бурная мыслительная деятельность не прекращается даже во сне. Сложный внутренний мир подростка передан музыкой и танцами всех героев на втором плане сцены.



Внутренний апокалипсис главного героя передан актёром Фёдором Леоновым точно. Зрителю где-то смешно, где-то горько, но всё понятно. Такой Мот есть отчасти в каждом из нас, но не каждый решится хоть как-то протестовать. Весь актёрский ансамбль жизненно передает своих героев. Сам режиссёр-постановщик Александр Огарёв ярко исполняет роль дедушки. А актриса Дарья Рублёва преображается из милой собаки Карамельки в приятную и ни в чём не виноватую разлучницу тётю Лену. Сомнения вызывает лишь образ Лизы. Понять, что эта женщина – бомж, невозможно. Чистая, милая, ухоженная. И медведь у нее белый, чистый, непотрёпанный, хотя ему уже лет 20. И непонятно, почему родные Мота от неё шарахаются. Только текст в дальнейшим расставляет всё на свои места.


Быт городской квартиры воспроизведён лаконично. Обеденный стол, где собирается вся семья, небольшой уголок-спальня Мота, удобные кресла на втором плане. Все ключевые мизансцены строятся на первом плане, куда периодически выносят стулья либо играют на пустом пространстве. Сильный текст пьесы Анастасии Букреевой и искренняя интерпретация действия актёрами передаёт обстановку без декораций.

Режиссер: Александр Огарёв
Сценическое оформление: Елизавета Иванова

В ролях:
Ганди. Мот: Фёдор Леонов
Родитель 1: Олег Малахов
Родитель 2: Ольга Бондарева
Сестра: Алина Чернобровкина
Дедушка: Александр Огарёв
Карамелька и тётя Лена: Дарья Рублёва
Лиза: Александрина Мерецкая
Психоаналитик: Алексей Киселёв
Хмырь: Роман Колбин


Махатма Ганди действительно молчал один день в неделю. Такая аскеза называется мауна – священное молчание, один из способов духовного самосовершенствования в индуизме и буддизме. Совершать аскезы по субботам очень логично для политика и миротворца, каковым являлся Ганди, так как в идуистской традиции суббота посвящена Сатурну, планете, управляющей судьбой человека, а также это день особого почитания предков. Следовательно, аскезы, совершаемые по субботам – это попытка изменить свою судьбу в лучшую сторону, задобрив мрачный Сатурн. Так принято считать в Индии. Возможно, там это работает, но герои пьесы Анастасии Букреевой живут в России. Здесь все по-другому.

Лиза сидела в переходе и внимательно разглядывала идущих мимо людей. Каждый день рано утром она приходила сюда и сидела, пытливо всматриваясь в лица идущих мимо. Ей нельзя было никого пропустить. Ей нельзя было ошибиться. Лиза молчала. Не отвечала на вопросы, ни на что не реагировала, не отвлекалась. Ей нельзя было расслабляться. Она жила под мостом и мылась в фонтане. У нее ничего не было, кроме плюшевого медведя и надежды.


Мот жил в городской квартире со всеми удобствами и очень любил свою семью: папу, маму, дедушку, сестру и таксу Карамельку. Он точно знал, что его семья – самая счастливая на свете. Это главное, что Мот знал в свои 15 лет.
Иногда жизнь человека делится на “до” и “после”. “До” и “после” войны, клинической смерти, катастрофы, стихийного бедствия, непоправимой потери. “До” и “после” жизни, которой больше нет. Мот и Лиза встретились “после”.

Конечно, папа был ни в чем не виноват. Виноват был кризис среднего возраста. И “несекретарша” тетя Лена была ни в чем не виновата. Виновата была мама, которая недосолила пельмени. Поэтому папа обиделся и ушел. А на его месте появилась Лиза. Она ни на что не обижалась и не жаловалась на пельмени. Она молча искала кого-то в переходе. Каждый день. До самой своей смерти.


Мужчина – глава семьи. Он ее корень и фундамент. Он альфа и омега, начало и конец, ибо не живет дерево без корня, не стоит дом без фундамента. По желанию мужчины семья возникает, по его воле она может быть разрушена. Основа спектакля – это диалог двух мужчин: отца и сына. Мот молчит, когда с ним говорит отец, и разговаривает с отцом, даже когда молчит. Для него, почти ребенка, пока еще черное – это черное, а белое – это белое. Любимая фраза взрослых “вырастешь – поймешь” тонет в грохоте попсы. Что именно должен понять Мот? Что подлость – это нормально? Что так поступают все, и он должен быть как все? А если он не согласится, что будет тогда? “Лиза! Когда я совсем вырасту, я стану предателем, как мой отец!” – кричит Мот прежде, чем замолчать. Совсем замолчать.

Махатма Ганди женился, когда ему было 13 лет на девочке такого же возраста. Они прожили вместе более шестидесяти лет и воспитали четверых детей. Но Ганди жил в Индии и молчал по субботам.

Лиза умерла через 22 года бесконечного молчания и безрезультатных поисков своего сына, которого она потеряла в переходе. Есть ли смысл разговаривать в мире, в котором отец учит сына тому, что в предательстве нет ничего страшного?


На этот раз на сцене театра Школа Современной Пьесы идет гениальный спектакль. Гениальный в своей простоте и правдивости. Без попыток что-то прикрыть, как-то повернуть, чем-то подкрасить, оправдать, подретушировать. Это не просто смело – это вызов. Вызов современному обществу, где ложь – это норма. Попытка показать, что чувствует подросток – человек, уже настолько выросший, чтобы все понимать, но еще не настолько испорченный, чтобы сознательно не отличать дурное от доброго, если это в его интересах. Это о том, как юный человек отказывается заключать сделку со своей совестью и о том, какую цену он за это платит. Спектакль семейный. Если вам не страшно вдруг понять своих детей и своих родителей, сходите. Может быть, еще не поздно.




























Режиссер Филипп Гуревич. В ролях: Кирилл Снегирев (Мот), Татьяна Циренина (Лиза), Алексей Гнилицкий (папа), Джульетта Геринг (мама), Николай Голубев (дедушка), Даниэлла Селицка (Катя).

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый


Участники


Был на спектакле 05.12.2020.
Спектакль не впечатлил. Примерно год назад я посмотрел аналогичные спектакли в Школе драматического искусства и в Театре у Никитских ворот. Пошел на спектакль для сравнения постановок.

Возможно, на моё критическое отношение к спектаклю повлияли во многом технические факторы, но и творческая составляющая не слишком порадовала. Далее подробнее.

Сначала о технических моментах, которые мешали просмотру спектакля.
Я сидел в первом ряду на крайнем месте. Как раз напротив меня на полу располагалась звуковая колонка. Временами музыка или голоса актёров (особенно когда Дед изображал выстрелы), звучащие из неё, очень напрягали. Реально громко!

К тому же в зале "Зимний сад", где проходит спектакль, было достаточно прохладно. Неуютно было смотреть.

Да и вообще обстановка в том крыле здания, где находится сцена "Зимний сад", какая-то некомфортная. В том числе, благодаря витающим повсеместно запахам канализации.

Теперь о творческой составляющей.
На мой взгляд, режиссерская работа получилась невнятная, не создавалось впечатления последовательного повествования, особенно в первой части спектакля. Хотя отдельные придумки очень даже интересные. Например, использование в качестве универсального элемента декораций обыкновенных столов, которые по ходу спектакля превращаются то в кровать, то в шкаф и т. п.
Или сцены, когда герои спектакля представляются нам лежащими на кровати, при этом и импровизированная кровать (которая стол:)), и актёры находятся в вертикальном положении.

При этом, одно из первых ощущений, возникших от спектакля, был вопрос - почему актеры располагаются так далеко от зрителей? Потом уже стало понятно, что это вызвано расположением в глубине сцены проходов, из которых производится смена декораций (очень частая, особенно, в первой части спектакля), сопровождающаяся выходом на сцену многочисленных рабочих. Это разбивало целостность действия. Спектакль поначалу выглядел просто как череда сценок.

Кирилл Снегирев, исполнявший роль Мота, запомнился. На фотографии, размещённой на сайте театра, он кажется достаточно брутальным. А в действительности он выглядит очень молодо и весьма подходит для добрых ролей в детских спектаклях.
Актёр Алексей Гнилицкий, исполняющий роль Папы, показался мне самым невнятным и странным. Образ Папы, созданный им, выглядел весьма жалким. Думаю, такому Папе не то что Секретарша тётя Лена, но и Жена давала бы только по большим праздникам. А странным мне показался момент на поклонах, когда все актеры держались за руки, а Гнилицкий постоянно отстранялся от них, соблюдая приличную социальную дистанцию:).

PS.
Рекомендации потенциальным зрителям по рассадке.
Первые четыре ряда идут с небольшим подъемом. Пятый ряд самый неудачный - он несколько "утоплен" в глубину прохода и обзор с него значительно затруднён. Далее, с 6-го ряда подъем более крутой, чем в первых четырёх рядах.


Этот спектакль - практически апокалипсис внутри отдельно взятой семьи. Драма по одной неоднозначной, но уже очень популярной пьесе. За год эту пьесу почти одновременно поставили около десятка театров, три из которых в Москве. Интересно? И мне!
"Это история о взрослении. О том, как реальный жестокий мир врывается в жизнь подростка. История принятия реальности."
Да, на сцене творится история. И на самом деле она гораздо шире истории взросления и принятия реальности, ибо, как круги по воде, расширяется с каждой новой минутой спектакля, охватывая, или я бы даже сказала, захватывая всё больше территории нашей с вами жизни, жизни каждого из нас.
Безусловно в центре подросток и его весьма непростая и болезненная трансформация из беспечного ребёнка во взрослого человека.
Трансформация подростка, который вдруг понимает, что жизнь зачастую не совсем такая, какой кажется.
Подростка, вынужденного через протест и молчание доказывать всем, что он тоже часть этой взрослой, пусть и непростой, жизни.
Подростка, пытающегося достучаться до самых близких людей и одновременно сохранить себя, мир внутри себя.

А когда после монолога долго молчавшей Лизы вдруг понимаешь, что она практически персонаж из альтернативного будущего, в котором каждый из родителей (и №1, и №2) может оказаться на месте этой самой Лизы, день за днём пристально рассматривающей проходящих мимо людей, если упустят свой шанс.
И очень мне понравилась идея внести в спектакль некий сюр, игру, детали, ломающие привычное пространство. Воротник фреза, антенна, больше напоминающая могильный крест, перегородка, нависающая над головой, словно виселица и т.п. Все эти странные детали тоже весьма расширяют и пространство, и сознание, как бы намекая, что мир огромен, многослоен и изменчив, и, возможно, совсем не такой, каким нам кажется.

Сходите в театр! Но только в том случае, если хотите увидеть правдивую историю, а не беззаботно посмеяться над лёгкой комедией.

Читайте также: