Функциональная грамотность в начальной школе в свете фгос

Обновлено: 05.07.2024

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело)

Содержание функциональной грамотности :

- Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

На каждом этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Всё начинается со здоровья:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга (определение ВОЗ, 1948).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отобрала 12 показателей здоровой нации

Внутренние исследования (территории) изучают функциональную грамотность.

Направления международных исследований:

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественно-научная грамотность

4. С 2012г. – Финансовая грамотность Это и есть функциональная грамотность

5. С 2015г. Решение проблем

Приложение PISA TIMSS PIRLS

2009г. ФГОС НОО (Громко! Читательская грамотность)

С 2012г. 9 класс школы Читательская грамотность.

1) 2000-2009 – Читательская грамотность – ниже среднего

2012 – лучше результат

2) 2000-2012 – Математическая грамотность –ниже среднего

2015 – рывок в математике к среднему ближе, связывают с концепцией математического образования

3) С 2012 – Естественно-научная грамотность – ниже среднего, отсутствие концепции.

ЦРМ и его проекты – презентация.

Полянская Светлана Юрьевна, (за державу обидно)

Ковалева Галина Сергеевна (инструментарий) Центр Екатеринбурга!

Подписали письмо в МО НСО – часть проектов бесплатно 9-11 классы.

Долгосрочные проекты проследить динамику.

Агеев Пётр Анатольевич, 10 лет работает в шк. № 17 г. Тюмень (в 8.10 начинаются уроки)

Два вида искусства:

-Раньше ходили все в кино и обсуждали

Кино это текст (хороший или плохой)

- детские проблемы- детским языком

Кинопедагогика – диалог учитель-ученик-семья.

Грамотно думающий учитель, грамотно думающий ученик.

Киноклуб – 1 раз в месяц смотрели фильмы. Совместно с учителями смотрели авторское кино – бурно обсуждали.

Методов, приёмов нет в кинопедагогике.

Паузы, домышливание, название, что будет.

- дебютная работа режиссера, музыку написал сам

Перед просмотром правила:

- во время просмотра нельзя обсуждать, остаться наедине

10 минут максимум концентрированы, режиссер постарался

Титры смотреть, обсуждать

Любое мнение правильно, неправильных суждений нет

Почему оставил? (полезным кому-то0

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии,

дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции,

т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.

Прикреплённые файлы:

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС до Хочу предоставить Вашему вниманию "Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС ДО".Буду рада, если эта информация Вам.

Современный урок в свете требований ФГОС В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом,.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Посетив уроки наших учителей, вы уже можете иметь понятие о функциональной грамотности. Поэтому, прежде мы начнем с вами работу, хотелось бы, чтобы вы взяли листочки с человечками и деревом и отметили свое нахождение на нем. Отложите их. Спасибо!

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

с гордостью сказал первый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. ( несколько предположений озвучить)

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.

Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии. (Приложение 1)

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта. (Приложение 2)

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией ( читать , прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе .

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение 3)

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка " рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.

III. Заключительный этап.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

В этом тексте 22 ошибки!

Унасжывёт кот семён.он добрый и оченпушыстый. Сам он весь чорный а ушы у невобелинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласкихитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улецеево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.

ОРЁЛ И КОШКА
На дваре играла кошка с катятами. Вдрук с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотилкатенка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Орёл бросил котенка и стал боротся с кошкой. Он рвал кактями тело кошки и выкливал ей один глас. Кошка храбра баролась с орлом. Она пирикусила ему крыло. Патом кошка зделала ловкий прыжок и пирикусила орлу горло.
Так кошка спосла своего катёнка.


ВОЛКИ
Дядя симён ехал из города домой. С ним была сабака Жучка, Вдрук из леса выскачели волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди симёна была харошаялошать. Она тоже испугалась и быстра памчялась по дароге. Диревня была блиско. Покозались огни в окнах. Волки отстали.
Умноялошать спасла дядю симёна и Жучку.


МУРАВЬИ
Был у дедушке Степана мёд в гаршке. Забролись в гаршокмуровьи и ели мёд. Дедушка видет, дело плохо. Взял он гаршок, привизалвирефку и повесил гаршок на гвозть к потолку. А в гаршке остался один муровей. Он искал дарогу дамой: вылес из гаршка на вирёфку, патом на потолок. С потолка на стену, а со стины на пол.
Муровейпокозалдарогу к гаршку другим муровьям. Дедушка степан снял гаршок, а там мёду нет.

  1. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
  1. Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
  1. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.

4. Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых трех квадратах. Заполните пустые клетки. Объясните, на основании чего вы это сделали.












В приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.

Тонет ли в воде?

Хорошо ли горит?

Притягивается ли магнитом?

Определите, из чего сделаны предметы.

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Основная школа г.Лысково


Подготовила и провела:


2020 уч. год

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Автор: Идова Анастасия Геннадьевна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности.

Учитель, преподающий с первого по четвертый класс, должен обеспечить наличие у своего ученика комплекса важных компетенций, повлиять на его потребности в необходимости саморазвиваться, работать над самообразованием, уметь творчески самосовершенствоваться, быть готовым обучаться в условиях последующих образовательных этапов.

Функциональная грамотность – это понятие, которое характеризует возможности человека пользоваться приобретенными в процессе своей жизнедеятельности знаниями, способностями и навыками, в случае необходимости находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.

Признаки человека, являющегося функционально грамотным следующие: он может быть самостоятельным, способен познавать, комфортно жить в обществе людей, проявляя качества, относящиеся к главным компетенциям.

Компоненты основного понятия: знание основных критерий, правил, требований; усвоение учеником базовых понятий, умений, необходимых для решения жизненных задач; умение быстро адаптироваться к изменению условий; быть способным находить решения из конфликтных ситуаций, работая со сведениями; уметь общаться в деловом стиле; знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; готовность быть способным и ориентированным в ценностях, уставах современного общества; использовать особенности жизни в целях своих требований; выполнять самообразование на основе сделанного выбора.

Условиями для обеспечения наличия, а также развития у учеников младших классов функциональной грамотности, достижения ими базовых и предметных качеств является выполнение таких требований:

  • ¾ обеспечение процесса учебы в форме деятельности, что и будет одной из достигаемых функций учебы по любому из преподаваемых предметов в начальной школе. Акцент должен быть сделан на обеспечение способности самостоятельно учиться. Из этого следует, что проблема данной темы имеет деятельностный характер. Ученик должен искать механизмы и возможности результативной и быстрой адаптации в рамках современного мира;
  • ¾ разрабатывать учебную программу с учетом индивидуальных требований и интересов учеников, что требует внимательно подготовки. Так, уже новый Стандарт разработан с учетом этого требования;
  • ¾ сами ученики должны активно участвовать в процессе изучения нового материала;
  • ¾ процесс учебы должен быть направленным на развитие таких качеств, как самостоятельность, ответственность за свои поступки;
  • ¾ на уроках должна применяться и работа в группах, как одна из форм работ. Также, чтобы прийти к эффективному результату относительно развития функциональной грамотности у детей, уроки должны быть с учетом активных, рабочих, личностно-ориентированных технологий, ориентированных на развитие. К ним относятся такие технологии:
  • проблемно-диалогическая относительно нового, что позволяет сформировать умения организовывать, проявлять интеллект, в особенности относительно самообучения;
  • формирования умения правильного чтения и этого умения, как вида деятельности, что является основой для развития коммуникативных качеств;
  • проектирование, что важно для обеспечения организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных умений. Для достижения таких целей можно использовать такие задания, как делать плакаты, модели, исследования, выставки, что впоследствии должно перейти в показ полученных результатов.
  • ¾ обучение с учебными ситуациями, в которых задача процесса образования заключается в обеспечении условий, влияющих на действия ребенка;
  • ¾ дифференциация процесса обучения по уровням, в результате чего могут происходить изменения в стиле работы ученика и учителя. Это может быть вариант ученик-партнер, когда он имеет право на принятие своего решения. Примером служит ситуация, когда он может определить содержание образования, необходимость в уровне его достижения. В таком случае учитель должен помочь ребенку выбрать необходимое ему решение и после этого помочь его выполнить. Используются и другие эффективные варианты в стилях работы на уроках;
  • ¾ информационные и коммуникационные технологии. Их применение должно повлиять на появление у учащегося таких важных способностей, как умение анализировать информацию, выполнять обобщения, делать синтез информации, сравнивать;
  • ¾ оценка достижений ученика. Учащийся должен видеть свой результат работы, стремиться к улучшению своих достижений через более прилежное их выполнение заданий, проявление своих способностей.

Сегодняшнюю ситуацию в мире нельзя назвать стабильной, в его условиях необходимо быть функционально грамотным, и это является первостепенным в процессе обучения. Такой подход позволит людям быть активными в культурной, социальной, политической, а также экономической сфере деятельности.

В начальной школе главное – научить и развивать качество мышления при пользовании логических приемов. К ним также относится способность выполнять сравнение, анализ, синтез, обобщение. Также ученик должен уметь выполнять классификацию, логическое умозаключение, ограничение.

Для того чтобы школьник младших классов был функционально грамотным, ему рекомендуется давать задачи по делению соответственно логическим приемам. Это говорит о том, что проявлять себя учащийся может в процессе самого действия.

Исходя из значимости того, что ученик осваивает навыки писать, читать, требуется постоянно использовать разные методы занятий, а также виды работы с детьми. Примером может быть 5 минут для прочтения текста на каждом уроке, речевые тренировки, диктанты, другие виды работы на занятии. Также полезный способ активизации критического мыслительного процесса в процессе чтения. В основе технологии – трехфазовая структура занятия, в которой есть вызов, осмысление и последующая рефлексия.

Так, например большинству детей в начальных классах присуще позволять ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.

Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:

- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.

- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.

- Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:

-Письмо с проговариванием.

-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

-Письмо по памяти.

-Работа над ошибками,

Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?

Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?

Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?

Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?

Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, на сколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.

Например, пример чтения с остановками полезен тем, что использование такого метода дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение. Для стимулирования ребенка работать в полную силу своих возможностей необходимо вызвать у него желание познавать. Если он поверит в то, что может преодолевать трудности, ему в дальнейшем будет проще. Причина и в виде деятельности. Не каждая из них стимулирует развитие способностей, а лишь та, которая позволяет ощутить положительные эмоции, которая дает возможность получить удовольствие от процесса и достигнутого результата.

Свои знания учащиеся могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, математике и т.д.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами.

3. Правильно организованный способ анализа задачи – от требования или от условия к требованию.

4. Представлять ситуацию, описанную в задаче.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9.Объяснение готового решения задачи.

10.Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево не даст плоды, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:

  1. Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.
  2. Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.
  3. Организовывать работу, а не поведение.
  4. Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.

Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнения, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:

  • ¾ ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
  • ¾ появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога. в настоящее время.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:

здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;

формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения , это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков –отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.

В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. Этой классификацией пользуются составители теста PISA.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

— описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

— повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

— рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся:

— графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности;

— план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта;

Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

(Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.)

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment — PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
(Презентация)
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения содержания и методов обучения в целом, направленные на развитие функциональной грамотности школьников.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.

Результаты участия России в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

· обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

· образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;

· предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

· правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;

· используются продуктивные формы групповой работы;

· обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Т.е. формирование УУД.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс.Учебнике:
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.


2-й класс




3-й класс


4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

Читайте также: