Хребет россии краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга просто изумительная! Один восторг! Качество фотографий удивительное!
Ребенок (10лет) в школе проходит. Заказала книгу. Интересна и мне и ей, и муж смотрит и дед читает) После прочтения книги прямо гордость распирает за свой край) также появляется желание съездить и посмотреть некоторые интересные места. например, меня очень впечатлили камни Маньпупынер (в башкирии) - это же просто Русский стоунхедж)
и самое что интересное. кажется что эта книга обладает энергией. там русский дух, там русью пахнет.

Отличный подарочный вариант жителям, а особенно гостям Урала. хорошая полиграфия, иллюстрации.

Книга неплоха. Крупные фотографии. Колонка текста.
НЕ КУПЛЮ.
Книгу надо не только смотреть, но и читать.
А что можно извлечь из фразы "Самородок - два года по кабакам - сума нищеброда"
Следующая главка "Старый и привычный культ совершенства, закодированный в уральской МАТРИЦЕ. Отменить крепостное право - этого мало. Надо избавить Урал от НЕВОЛИ. А НЕВОЛЯ в МАТРИЦЕ. " Ну и так далее и тому подобное.
Не впечатляет.
Низкая информативность.
Реклама съёмочной группы г-на Парфёнова , почти на каждой странице заснят либо кто-то из съёмочной группы, либо сам г-н Парфёнов. Уральцев на фото нет.Полное безлюдье.
Матрица короче говоря. Занавес.
Спасибо за книгу владельцам заводов ("Уралкалий" называется), газет пароходов.

Эта книга - замечательный подарок! Отлично издана. Замечательный, узнаваемый стиль парфеновского текста и смысл, мировоззрение А.Иванова.

Юлия
Купить подарок иногда очень трудно! Но эта книга - действительно подарочное издание! Которое оценят как женщины, так и мужчины. Поскольку живу среди описанных мест - большое желание популяризировать эту книгу, т.к. это действительно "песнь Уралу" - рада, что в России еще есть спонсоры, готовые продвигать такой продукт.

Понравилась. Замечательные статьи. Эмоциональный и живой язык.

Очень самобытная книга, читается с удовольствием. У нас не так много писателей из сибирских и уральских краев, а способных так писать о своей родине еще меньше.
Это и исследование и рассказ, стиль очень интересен, причем гораздо легче чем художественные книги автора. Прекрасные иллюстрации помогают прочувствовать атмосферу уральского края. Будет интересна любому поколению и актуальна еще долгое время.

Замечательная книга, очень хорошее дополнение к фильму. Иллюстрации отличные с полным погружением в историю урала. Отличный подарок. Не зря Иванова признают лучшим писателем нашего времени.

Книга не претендует, конечно, на энциклопедию, но для детей-школьников самое что ни на есть лучшее средство приобщения к краеведению. В целом ожидал от книги больше текста, книга воспринимается больше как фотоальбом, хотя и лучший, пожалуй, изданный в России на тему Родины.
Те, кто смотрел фильм Парфенова, в книге особо нового не найдут.
Вердикт - покупайте эту книгу в подарок, или своим детям - школьникам.

Хорошая интересная книга. Качественные фото, краткое описание. После книги "Сердце Пармы" воспринимается словно предисловие/продолжение.

Отличная книга. Боялся что деньги за книгу будут выкинуты. Но рад, КНИГА - супер. И текст, и стиль настолько интересен, что читает уже четвертая семья

Книга интересна. Интересна не только с краеведческой и исторической точек зрения, хотя и это, конечно, тоже. Любопытен взгляд Иванова на роль Урала в развитии российской истории. Увлекательны легенды Урала, сплавленые из столкновения исконного язычества этих мест с православием и мусульманством.
Здесь нет единого повествования, каждый раворот книги - отдельный очерк. Тем не менее Урал ощущается как цельный и мощный образ, не делящий, а соединяющий Москву с Сибирью.
Текст - треть каждого разворота (кроме 5-ой части, путеводителя), остальное - фотопортрет Уральского региона: природа, люди, заводы действующие и брошеные, архитектура, памятники, панорамы. Стилистика оформления близка (что не странно, конечно) к "Намедням", но содержание - полностью тот самый Иванов.
Эта книга - прекрасный подарок, особенно тому, кто родом с Урала.

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Музыкальный плеер
  • Редактор фотографийРедактор фотографий и изображений для быстрой обработки и сохранения. Возможности включают в себя: изменения размера, обрезка, наложение некоторых эффектов, улучшение качества изображения.

-Ссылки

-Музыка

-Статистика


Год выпуска: 2010
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Продолжительность: 4х~40
Перевод: Не требуется

Режиссер: Леонид Парфенов

В ролях: Леонид Парфенов, Алексей Иванов, Юлия Зайцева

Описание: "Уральский хребет – это линия, по которой тектоническая плита Европы налезла на тектоническую плиту Азии. И этот геологический удар имеет "феномен преображения". Урал – всегда место встречи: Европы с Азией, Руси с Сибирью, христианства с исламом и язычеством, славян с тюрками и финно-уграми. Здесь контакт двух явлений неизменно порождает третье, получившееся из первых двух. Такова "уральская матрица". Она производит сверхпродукт, новые идеи, образы, смыслы…

…Это плавильная печь, из которой все, что туда попало, выходит уже иным. Особенность преображения в том, что получается не механическое смешение исходных элементов, а нечто новое и неожиданное, наделенное уникальными качествами. И имеющее сугубо уральское происхождение и сугубо уральский смысл. Как Олень "Серебряное копытце". Как "Христы в темницах". Как соль-"пермянка". Как Пермский период в истории Земли. Как Аркаим и Страна Городов. Как Ермак" (Алексей Иванов).

Каждая страница этого 4-серийного путеводителя максимально нагружена информацией и фактами, которые призваны просвещать и удивлять. Экспедиция, предпринятая авторами фильма, проложила свой маршрут через горы и реки, пороги и плотины, льды и пещеры, и все эти препятствия преодолеваются на глазах у зрителей. Об империи Ермака и Татищева, бунте Пугачева, диковинах Бажова, корпорациях Демидовых и Строгановых, родине таинственных народов, языческих шаманов и знаменитых русских сказок, о великой горнозаводской державе, вновь оживающей на экране в том числе и благодаря зрелищным спецэффектам, в своей фирменной авторской стилистике рассказывает Леонид Парфенов. Все это вместе порождает эффект, который можно выразить фразой: "Оторваться невозможно".

1-я Серия.
В 1 серии фильма зрители увидят старинное селение Орeл-городок на Каме, остров Чусовского городка, недра Кунгурской пещеры, Ермаково городище, легендарную скалу Ермак и речку Серебряную, узнают о том, как Ермак покорил сибирское ханство, Русь превратилась в Россию, а Урал стал ее серединой, хребтом.
На стыке Урала и Сибири нет ни полей, но степей, но именно здесь в последний раз сходятся Русь и Орда, чтобы поделить ничейный стратегический ресурс – пушнину – одну из главных валют той эпохи.
В борьбе с сибирскими татарами Грозный полагается на солепромышленника Строганова, получившего от него на реке Кама огромные земли. Строганов ставит здесь соляные заводы, окружая их крепостями, перехватывая тем самым пушные пути.
Отряды хана Кучума громят крепости конкурентов, и Строгановы обзаводятся собственным войском из волжских казаков под предводительством Ермака. Ермак пришел в Орел-городок в 1579 году и считается здесь основоположником любой древности. Он отец, царь и бог уральский. Через 200 лет после Куликовской битвы на Дону Ермак на Иртыше завершает Мамаево побоище, начатое Дмитрием Донским.
За полтора века до появления Ермака в Сибири на Урале был основан первый русский город – Чердынь, столица Перми Великой, последнего удельного княжества Руси. Чердынь сумела отстоять себя в битвах с вогулами, хозяевами этой земли. Сторожевая гора Полюд до сих пор обожжена сигнальными кострами защитников Чердыни.
Зрители фильма узнают множество удивительных фактов, связанных с освоением Сибири. Сюжет русской сказки о волшебном олене Серебряное копытце непосредственно связан с росписью серебряных блюд вогульских шаманов, на которых были изображены рогатые животные. А знаменитый русский самовар был изобретен для казаков, охранявших русские заводы от башкирских кочевников. На Урале и сейчас продолжают рождаться легенды: археологи отыскали городище древних ариев Аркаим, и современные эзотерики объявили, что именно на Урале пророк Заратустра открыл понятия добра и зла.
Этот удивительный мир, где встречаются Европа и Азия, славяне, финно-угры и тюрки, православные, мусульмане и язычники – особая цивилизация, самобытный регион, не похожий ни на один другой. И его открытию мы обязаны волжскому атаману Ермаку, "русскому Колумбу Урала"

Во 2 серии фильма зрители познакомятся с историей возникновения первых промышленных предприятий на Урале, который со времeн Петра I Урал считался "всероссийским заводом". Горные заводы – а на Урале их было больше 200 - использовали энергию падающей воды. Руины старинных заводов Урала с прудами и плотинами сохранились до наших дней.
Петр выделяет уральские заводы в отдельное государство, "державу" со своими собственными законами, которая подчиняется напрямую императору. Столицей этой "державы" становится город-завод Екатеринбург, основанный Татищевым по аналогии с имперской столицей, городом-портом Петербургом. В конце XVIII века заводы Урала выводят Россию в мировые промышленные лидеры.
Только самостоятельной "державе" под силу превратить реку Чусовую в главную дорогу Урала, по которой проходил сплав "железных караванов". Реку "наливали" из заводских прудов и спускали по ней караваны с грузами. До сих пор на Чусовой сохранились старинные каменные пристани и каналы – и, конечно, скалы-"бойцы", о которые разбивались заводские корабли. И все же железные караваны проиграли, в конце концов, конкурентную борьбу железным дорогам.
На Урале прошла первая "приватизация" в истории России и появились первые олигархи – заводчики Демидовы. На Невьянском заводе до сих пор стоит легендарная башня Демидовых, овеянная страшными легендами, а в карьере Высокой горы можно увидеть демидовские шахты – свидетельство бесчеловечного отношения заводчиков к своим рабочим.
При каждом заводе было свое войско из уральские казаков, организованное для усмирения башкир, чьи земли захватили заводчики. Башкирские бунты сливались с бунтами русских крестьян, которых приписывали к заводам для подсобных работ.
В начале 70-х годов 18 века на Урале вспыхивает пожар пугачевщины. Земледельцы – башкиры и русские крестьяне убивали заводских рабочих и сжигали заводы. Самой жестокой стала схватка рабочих и крестьян на демидовском заводе в поселке Старая Утка. Это была настоящая гражданская война – первая в истории России.

3-я Серия.
В 3 серии авторы фильма рассказывают о том, почему Урал, который населяли православные и мусульмане, "в глубине души" всегда оставался языческим. Уральское язычество рождено природой Урала: уральские идолы нерукотворны, как истуканы на острове Пасхи, их не повалишь и не забудешь. Православные миссионеры преследуют шаманов и разрушают древние святилища, но простой народ перенимает у аборигенов образ жизни, а с ним и языческие верования.
Мировой бренд уральского искусства – пермские боги. В православии запрещено изображать Христа, богородицу и святых в виде скульптуры. Но местные жители привыкли молиться объемным идолам и не могут почитать плоские изображения богов на иконах.
Мифология уральских аборигенов сохранилась до наших дней в кустарных изделиях "звериного стиля", и, конечно же, в бессмертных сказах Павла Бажова. Русские горнорабочие, слушая финно-угорские сказания аборигенов, пересказывают их на свой лад. Главным героем русских сказов становится богочеловек – Данила-мастер. Но даже ему тайны мастерства открывает языческая хозяйка Медной горы – богиня недр.
Поклонение "золотому тельцу" - тоже язычество, и богатство недр порождает "демонов" корыстолюбия. Зрители увидят Золотую долину, где бушевала "золотая лихорадка", речку Рублeвик, где "лихорадка" была "платиновой", и алмазные прииски реки Вижай. В копях Ильменских гор старатели добывают самоцветы бочками, а Медную гору, в которую уходил Данила-мастер, срывают до основания. В погоне за наживой Демидовы выбрасывают на рынок все запасы своего малахита, обвалив и стоимость камня, и его статус – добыча малахита становится экономически невыгодной и прекращается.
Еще одно богатство Урала - гигантские запасы каменных солей, которые разрабатывают промышленники Строгановы. Соль в старину была стратегическим ресурсом, потому что консервирование продуктов увеличивало "пищевую базу страны", и Строгановы делают на добыче соли миллионы. Зрители увидят старинный соляной завод, где в избах-варницах выпаривали соль. Вокруг варниц строили крепости. Так возник древнейший город уральского средневековья – Усолье. Несколько веков в России не было другой соли, кроме уральской.

В 4 серии фильма речь идет о том, что в конце 18 века уральские заводы буквально заваливают Европу своим железом. Но в битву за рынки вступает Британия – она делает ставку на паровые машины. Первую паровую машину и первый пароход в России создают уральские инженеры, но местным заводчикам они не нужны, ведь запасы природных ископаемых кажутся неиссякаемыми, а труд крепостных не стоит ничего. Остатки крепостнической горно-заводской державы, сохраняя себя, загораживают дорогу техническому прогрессу.
Только крепостное право может породить такой феномен, как промышленное искусство, возникающее на Урале в 19 веке. На Златоустовском заводе производят знаменитую булатную сталь, на камнерезной фабрике в Екатеринбурге – монументальные украшения для Зимнего дворца, на Каслинском заводе – комнатные скульптуры. Вредное производство сводит мастеров в могилу в 30-40 лет, но на смену им приходят новые крепостные рабочие.
Отмена крепостного права преображает Урал. В 1864 году на горном заводе Кын возникает первое в России потребительское общество, в которое входят рабочие завода. Первым металлургическим, а не горным заводом становится Чусовской завод. Иностранные концессии строят на Урале 14 новых заводов, с которых и начинается серьезная механизация Урала. Он вновь стремительно развивается, но его новый промышленный взлeт обрывают мировая война и революция.
С приходом советской власти уклад жизни на Урале остается прежним. Новая власть превращает крепостное право в колхозы, а аракчеевские военные поселения в секретные заводы закрытых городов. ГУЛАГ как экономическая система тоже начинается с Урала. "Ударные стройки социализма", такие, как гигантская Магнитка, осуществляются силами заключeнных. До самого распада СССР на Урале сохраняется и лагерь для "узников совести" – "Пермь-36".
Уралу всегда не хватало человечности. На протяжении веков вся жизнь здесь была подчинена промышленному производству: здесь все время что-то добывали, строили, производили. Только в конце 20 века этот самобытный регион стал интересен людям не только как производственная площадка, но и как уникальный культурно-исторический комплекс и территория активного отдыха.

Книга


При подготовке книги А. Иванов много путешествовал по Уралу, изучая горы и реки, города и заводы, историю и мифологию.

В книгу входит множество новелл [5] :

Она состоит из четырёх частей [5] :

  1. Герои
  2. Заводы (1699—1864)
  3. Мастера
  4. Матрица (1864—2009)

Фильм


Фильм повествует об истории покорения и освоения русскими Урала и Сибири в XV—XIX веках. Основной акцент авторы сделали на истории освоения предгорий и гор Уральского горного хребта на территории современного Пермского края, однако, съёмки фильма также проходили на территории Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и республики Башкортостан [9] [1] . Фильм состоит из четырёх серий [10] и выходил по вторникам. [7] . Премьера первой серии фильма состоялась на Первом канале российского телевидения 9 марта 2010 года.

Повествование в фильме охватывает четыре с лишним столетия и завершается эпохой советских первых пятилеток и ГУЛАГа. [11]


"Ермак на Урале работает Лениным?": интересный документальный фильм Парфенова про Урал в соавторстве с создателем "Географа .." и "Пищеблока".

"Хребет России" - это Уральские горы, вокруг которых идет повествование 4-х серийного документального фильма.


Основные участники его - ведущий Леонид Парфенов и писатель Алексей Иванов, который ранее был знаком широкому зрителю по книге "Географ глобус пропил", а теперь еще и про экранизации его книги "Пищеблок" (шикарной книги, да и экранизация неплоха)


Они ездят по городам и весям Урала, рассказывая и показывая историю этого богатейшего края, благодаря которому Россия стала той великой страной, какая она есть.


Есть, кстати, в фильме и места, которые описывались в книге про "Географа. ", типа горы Семичеловечья. Очень мне было интересно на нее посмотреть еще когда книгу читала.


Смотрится, как фильм из 90-х или самого начала 2000-х - по качеству картинки. Хотя фильму чуть больше 10 лет. Как будто это снимали в 80-х. Последний раз так удивлялась, когда смотрела "Змеиный источник", русский триллер конца 90-х, который по качеству съемки тянул на минус 20-30 лет. Тем не менее, я втянулась так, что просмотрела все 4 серии на одном дыхании.


Начиная с известного нынче городища Аркаим, который на слуху, причем из каких-то мистическо-эзотерических источников, но подробностей о нем я услышала и пошла изучать благодаря фильму.


И это оказалось интересным, учитывая, что нашли его случайно в конце 80-х, исследуя местность перед затоплением для ГЭС. И этот тот редкий случай, когда удалось отбить местность от затопления и сохранить Аркаим. Помог еще развал СССР, но это уже другая история)


Далее, ко временам Петра и, затем, горнозаводской цивилизации, которая рухнула, потому что труд в России ценился недорого и смысла в механизации его не было. Печально было слышать, как владельцы горных заводов недоумевали, зачем в Англии внедряют паровые машины для удешевления процесса, если есть крепостные крестьяне. Можно было б долго об этом рассуждать и сейчас, да. Но в какой то момент тамошние заводы безвозвратно отстали от жизни и стоимость продукта стала немыслимо дорогой в сравнении с английским. И это полностью изменило быт и значимость Урала.



Очень много и интересно про Ермака, его жизнь, достижения, смерть и посмертный образ: "Ермак на Урале работает Лениным", "Ермак - русский Колумб Урала".


Немало времени в фильме посвятили восстаниям - Пугачевскому восстанию, восстанию непокорных долгие годы башкир.


Но мне больше всего было интересен быт того времени - как уральским крестьянам давали по три недели отпуска для огородных работ, как основали Екатеринбург, как гнали водным путем произведенное на Урале в столицу, как меняли рельеф скалистых берегов рек ради этого, как погибали, разбиваясь на лодках, в этих непростых путешествиях.


И много-много бесподобных видов Урала с разных ракурсов - и природных пейзажей и городских, даже подвесные мосты, которые я хорошо помню из своего детства Челябинске и которых совсем не видела на юге, где сейчас живу, такой мост, действующий до сих пор, попадал в кадр фильма.



Лично мне не хватило только развернутой истории про смешение народов из которого образовался современный этнос, я сама родом с Урала и долго искала свои корни - это крайне интересные смеси национальностей, учитывая, сколько на Урал и в Сибирь ссылали всяких неугодных.


Фильм классный, пусть меня и не покидала мысль, что можно сделать ещЁ лучше, но кто я такая, что так судить?


Ничего подобного о своей малой Родине я не видела, в этот фильм вложен колоссальный труд и спасибо авторам за его создание. Кстати, Алексей Иванов, который задумал этот фильм, в итоге нашел поддержку у сильных мира сего - поддержали его РАО ЕЭС, Уралкалий и т.п.

Читайте также: