Функциональная грамотность 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния 3 . Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 4 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность) 4 ;

- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Содержание курса

Развитие функциональной грамотности учащихся 4-го класса основано на формировании 5 компетенций:

  • Математической грамотности;
  • Естественнонаучной грамотности;
  • Читательской грамотности;
  • Финансовой грамотности;
  • Развитии креативности мышления.

Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана. Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета двух часов в неделю. Количество часов на один год обучения 68 часов, по 2 часа в неделю.

Модули могут идти в любом порядке или чередоваться друг с другом.

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Структура оценки математической грамотности

  • Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности)
  • Когнитивныепроцессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения
  • Контекст, в котором представлена проблема
  • Особое внимание к оценке математических рассуждений.
  • Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы:
  • Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. Это один из навыков XXI века.
  • Компьютерное моделирование

Для описания интеллектуальной деятельности при решении проблем используются следующие ее составляющие:

  • формулировать ситуацию математически – 25%
  • применять математические понятия, факты, процедуры – 25%
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты – 25%
  • рассуждать – 25%

Формулировать ситуации математически - способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, а затем трансформировать проблему, представленную в контексте реального мира, в математическую структуру.

В процессе формулирования проблемы на математическом языке учащиеся определяют, из какого раздела курса они могут извлечь необходимые математические знания, чтобы проанализировать, спланировать и решить проблему. Переводя проблему из реального мира в область математики и придавая ей математическую структуру, они рассуждают и определяют смысл ограничений и допущений, присущих этой проблеме.

Применять математику - способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для решения математически сформулированной проблемы и получения математических выводов.

Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, проводить арифметические вычисления, геометрические построения, переводить единицы измерения, решать уравнения, делать логические заключения с учетом математических допущений, извлекать математическую информацию из таблиц и графиков, представлять и манипулировать геометрическими формами в пространстве, анализировать данные).

Интерпретировать/оценивать результаты - способность размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы.

Эта деятельность включает перевод математического решения в контекст реальной проблемы и оценку того, являются ли результаты математического решения или рассуждений разумными и имеют смысл в контексте этой проблемы. Процесс интерпретации, применения и оценивания математических результатов охватывает и интерпретацию, и оценку полученного математического решения. При этом может потребоваться дать объяснения или аргументы в контексте проблемы, отражающие как процесс решения, так и его результаты.

Области содержания математической грамотности

  • Изменения и зависимости (алгебра) - 25%
  • Пространство и форма (геометрия) - 25%
  • Неопределенность и данные (ТВ и статистика) - 25%
  • Количество (арифметика) - 25%

Контексты

  • Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.)
  • Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.)
  • Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография)
  • Научная деятельность – Мир науки (рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения, или решение чисто математических задач, например, применение неравенства треугольника).

Характеристики задания

1. Три основные характеристики:

1) область содержания
2) когнитивный процесс
3) контекст

2. Дополнительные характеристики:

3. Формирование Математической грамотности. Что важно?

  • системность формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы
  • формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
  • создавать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные
  • развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами
  • формировать компетенции: коммуникативную, читательскую, информационную, социальную
  • развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.

«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

Средство оценки естественнонаучной грамотности – специальные задания, “know how” PISA.

Основное требование к заданиям по оцениванию ЕНГ.

Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих Естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ И ТИПЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  • Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к физическим системам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия).
  • Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур.

Области содержания естественнонаучной грамотности, которые можно включить дополнительно для изучения в 4-ом классе.

  • свойства металлов (электропроводность, теплопроводность) и связывать эти свойства с использованием металлов.
  • способы увеличения скорости растворения вещества в данном количестве воды (повышение температуры, перемешивание, увеличение площади поверхности) и сравнивать концентрации двух растворов с разным количеством растворителя или растворяемого вещества.
  • наблюдаемые превращения веществ, в результате которых образуются новые вещества с другими свойствами (гниение, горение, ржавление, варка).
  • знакомые физические явления (образование тени, отражение, радуга) со свойствами света.
  • колеблющиеся объекты могут создавать звук.
  • магниты имеют северный и южный полюсы и что одноименные полюсы отталкиваются, а разноименные притягиваются.
  • электрическая энергия в электрической цепи может быть преобразована в другие формы энергии, например, свет и звук.
  • для работы простых электрических систем, например, ручного фонарика, необходима замкнутая электрическая цепь.
  • действие сил (толкает, тащит) может изменять движение объекта, и сравнивать действие сил разной величины, когда они направлены в одном и том же или противоположных направлениях.
  • гравитация – это сила, которая притягивает объекты к Земле.
  • сила трения действует против направления движения.

Три основные компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность.

  • Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
  • Понимание особенностей естественнонаучного исследования.
  • Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

КОНТЕКСТЫ

Контекст – тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. Контексты в PISA:

  • здоровье;
  • природные ресурсы;
  • окружающая среда;
  • опасности и риски;
  • связь науки и технологий.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном или глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности

Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:

  • умение, на оценивание которого направлен вопрос;
  • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе (содержательное, процедурное);
  • контекст;
  • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ

Трудность любого вопроса – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:

Низкий

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Средний

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Высокий

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Какое чудо самое удивительное на свете? Это книжка! В книжках живут сказки, рассказы, удивительные истории. В книгах прячутся и моря, и страны, и сказочные г…рои.

Выполни задания к тексту

1. Отметь, какие буквы пропущены в словах.

2. В каком словаре можно проверить написание слов с пропущенными буквами?

А) в орфографическом словаре

В) в толковом словаре

В) в этимологическом словаре

3. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне, написание которых нужно проверить, подбери и запиши проверочные слова.

Сколько подчеркиваний ты сделал?

5. В пятом предложении найди слово, в котором букв больше, чем звуков

6. Выпиши из текста однокоренные слова к слову сказки . Выдели корень.

7. Как правильно разделить для переноса слово рассказы ?

9. Подбери к выделенному в тексте слову противоположное по значению. Запиши.

10. Прочти последнее предложение. Каким оно является по цели высказывания?

11. Определи вид второго предложения по интонации.

12. Помогут нам увидеть чудо волшебные значки-буквы.

В этом предложении нет

13. О чём говорится в тексте?

14. Что автор называет чудом?

А) удивительные истории

15.Определи тип данного текста

16. Отметь основную мысль текста

А) Книги нужно читать, потому что в них можно узнать много удивительного и интересного.

В) Если будешь читать книги, будешь грамотно писать.

С) Книги надо любить читать, чтобы красиво и правильно говорить.

А) для того, чтобы показать, из чего состоит книга

В) для того, чтобы рассказать, о чём мы узнаем из книги

С) для того, чтобы рассказать какие литературные произведения мы прочтём в книге.

18. Какой пословицей можно озаглавить этот текст?

А) Ученье - свет, а не ученье- тьма.

В) Книга- твой друг, без неё, как без рук.

С) Безграмотный, тот же слепой.

19. Сформулируй и запиши вопрос так, чтобы на него можно было ответить предложением:

о далёкой стороне.

20. Напиши, как ты понимаешь

Лес- это огромный дом. В лесных комнатах нашли приют сотни птиц и животных. В лесу растут разные деревья: ели, сосны, б…рёзы, клёны, топ…ля. Одни деревья высокие, а другие – низкие. Но у всех у них есть ствол, корни, ветки, листья.

Лес очень боится огня. Если не потушить к…стёр, может сгореть много деревьев, погибнут животные и птицы.

Нельзя в лесу рубить деревья, ломать ветки, вырывать растения, разорять гнёзда. Нельзя оставлять в нём мусор. Б…регите лес! Всегда помните, что вы пришли к нему в гости!

Выполни задания к тексту.

1. Какие буквы пропущены в словах?

2. В каком словаре можно проверить написание слов с пропущенными буквами?

А) в толковом словаре в

В) в орфографическом словаре

С) в этимологическом словаре

3. Выпиши из текста слово с парным согласным в корне, написание которого нужно проверить, подбери и запиши проверочное слов.

4. В втором предложении найди слово, в котором букв меньше, чем звуков

Сколько подчеркиваний ты сделал?

6. Выпиши из текста однокоренные слова к слову лес . Выдели корень.

7. Как правильно разделить для переноса слово деревья?

8.Найди в тексте и выпиши слова с противоположным значением.

9. Каким близким по значению можно заменить в предложении слово огромный ?

10. Прочти последнее предложение. Каким оно является по цели высказывания?

11. Определи вид первого предложения по интонации.

12. Лес очень боится огня.

В этом предложении нет

13. О чём говорится в тексте?

А) о бережном отношении к лесу

В) о видах деревьев в лесу

С) о жизни животных в лесу

14. Для кого лес является огромным домом?

В) для птиц и животных

15.Определи тип данного текста

16. Отметь основную мысль текста

А) Лес нужно беречь, чтобы не нарушать жизнь растений, животных и птиц.

В) Лес нужно беречь, чтобы человеку надолго хватило его богатств.

С) Лес нужно беречь, чтобы было где с пользой провести свободное время.

17. Для чего в тексте говорится

А) для того, чтобы мы знали, как вести себя при лесном пожаре

В) для того, чтобы рассказать, как правильно обращаться с огнём в лесу

С) для того, чтобы показать, к чему приводят лесные пожары

18. Как можно озаглавить этот текст?

А) Лес – богатство человека

С) Лес- кладовая природы

19. Сформулируй и запиши вопрос так, чтобы на него можно было ответить предложением:

В лесу растут разные деревья: ели, сосны, б…рёзы, клёны, топ…ля. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Запиши, как ты понимаешь

(допускаются другие верно подобранные проверочные слова)

Низкие – низенькие (допускается другое верно подобранное проверочное слово)

(записывает хотя бы одно однокоренное слово)

О чём нам рассказывают страницы книг?

Какие деревья растут

Максимальное количество баллов:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 142 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.04.2018 12376
  • DOCX 39 кбайт
  • 1029 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Ключевые слова: функциональная грамотность, текст, личность, понимание, интерес, осознанность, смысловая сторона, техническая сторона.

Работа с текстом как основа формирования

функциональной грамотности учащихся начальных классов.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать. Искать. Думать. Сотрудничать. Приниматься за дело.)

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

УМК включают в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например,: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

Использование подобных приемов, форм и методов работы с текстом нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимися предметного содержания, и как следствие на формирование функциональной грамотности в целом.

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.

Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.

(Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок. Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.)

Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и понимания главной мысли, и смысла каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.

На начальном этапе можно дать следующие задания:

-Соберите рассыпчатый текст так, чтобы получилось осмысленное предложение.

Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был. (Крокодил Гена играл на гармошке веселую песенку потому, что у него был день рождения)

Зеленые снежинки распускаются в весеннем лесу. (Зеленые листочки распускаются в лесу)

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)

Старушка от рынка была далеко. (Деревня от рынка была далеко)

-Творческая работа: Предлагаю вам побывать в роли сказочников:

Сочините свою сказку, по опорным словам,:

(Муравей, лиса, урожай, обман, сытно.)

Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения работы с текстом:

1 Высокий уровень интереса к чтению.

2 Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

4 Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5 Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.

6 Стремление к оригинальности.

7 Проявление самостоятельности в работе.

8 Умение преодолевать возникшие трудности. Конечно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода. На помощь приходит технология смыслового чтения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Главная цель учителя - научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в начальной школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное.


-75%

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников
1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Что же такое функциональная грамотность?

Как устроен банк заданий?

Наши эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.

Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога.

Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок.


С учениками 1-4 классов отрабатываем метапредметные навыки

С учениками 5-9 классов развиваем:

  • Читательскую грамотность
  • Математическую грамотность
  • Естественнонаучную грамотность
  • Креативное мышление


Каждое задание представлено в виде ситуации с 3 уровнями сложности. Разработано > 10 различных типов и форматов заданий.


Как использовать?

Что получает педагог?

При разработке банка заданий мы учли проблемы, с которыми педагог сталкивается, работая с темой функциональной грамотности:

Работа над функциональной грамотностью требует много времени. Когда педагог находится в рамках жесткого планирования, чрезвычайно сложно найти ресурс на создание практико-ориентированных заданий.

Мы предлагаем проработанный банк готовых ситуаций, охватывающий все основные виды грамотности. Задания сформированы в нужной последовательности для полноценного освоения материала.

Дидактические задания PISA непривычны, в образовательном процессе мы работаем с такими формами заданий крайне редко.

Каждая ситуация прорабатывается в формате PISA, чтобы и педагогу, и ученику было легче привыкнуть и понять логику исследования.

Отсутствие методического аппарата и качественной методической помощи для учителя, не ясен алгоритм преподавания функциональной грамотности.

Каждое задание сопровождается дидактической карточкой с подробной инструкцией об отработке навыка, а также рекомендациями по включению заданий в учебный процесс.

Кроме того, в пакет входит серия вебинаров для учителей. Отдельно разработан курс повышения квалификации от специалистов в теме PISA.

Читайте также: