Выразительные средства языка начальная школа

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль." — Транскрипт:

1 Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль

2 Сопоставление одного предмета с другим. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже и др. 2.

3 Найдите в текстах сравнение Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А.А. Фет)

4 А сосны гнутся, как живые И так задумчиво шумят… И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит. (И.С. Тургенев)

5 Эпитет Эпитет – это художественное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это прилагательные. 5

6 Найдите эпитеты субботний день субботний день день чудесный день чудесный золотое кольцо золотое кольцо золотое сердце золотое сердце лисий хвост лисий хвост лисий характер лисий характер

7 Побледневшие, нежно стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт)

8 Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак над горой Рукою машет белоснежной. (С.Есенин)

9 Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. 9

10 Тропами потаенными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат – осенней ночи ждут. (И.А. Бунин )

11 Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С.А. Есенин) Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов) Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. (А.С. Пушкин)

12 Метафора Метафора - скрытое сравнение. Чаще всего метафора выражается не одним словом, а выражением, в котором содержится определенное переносное значение. Эпитет может входить в развернутую метафору. 12.

13 Пошел снег. В ушах засвистело, в лицо летели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительно-выразительные средства языка речи в начальной школе.

Речь – широкая сфера деятельности человека. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. По мере развития науки, культуры растет и развивается словарь, поэтому работе со словарным запасом учащихся придается в школе очень большое значение.
Некоторые учителя считают, что изобразительно-выразительные средства языка и обороты речи из стихотворных и художественных текстов вскоре забываются и не входят в активный словарь школьников. Это не совсем верно. Дело в том, что не все языковые средства обязательно должны постоянно использоваться школьниками. Следует бережно относится к образным средствам языка, ценить их умелое и удачное воспроизведение. В художественном тексте слова, их сочетания приобретают, создают яркие образы. Изобразительные средства языка эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышления, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащихся начальных классов: над сравнением, эпитетом, метафорой. В литературных текстах этих троп очень много.
Тропы – это слова или выражения, употребляемые в переносном значении. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление.
Простейший вид тропа в начальной школе – сравнение. Оно встречается в стихах и прозе. Анализ сравнения не должен сводиться к одной лишь логической работе. Можно давать детям упражнения в самостоятельном подборе сравнения, которые в дальнейшем будут использоваться в сочинениях. Работа над сравнениями не должна навязываться детям, только тогда оно будет представлять ценность речевого развития учащего.
Эпитет – это художественное определение, дающее яркое образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. Чаще всего эпитет – прилагательное, но может быть выражен именем существительным или наречием. Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. Очень важно приучать детей выделять и сравнивать эпитеты. Если постоянно обращать внимание на них, то у учащихся накопится опыт их применения. Во 2 – 4 классах проводится специальное упражнение по работе с эпитетом. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо им знакомом предмете, дать определение растениям и т.п. Работа над эпитетом связывается и с грамматическими темами (с именем прилагательным).

Огромной изобразительной силой обладает метафора. Метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Не редко встречаются метафоры, в которых явление природы - живые существа (олицетворение). Метаморфичность речи свойственна младшему школьному возрасту. В работе над метафорой открываются большие возможности для словесного и живописного рисунка. Часто метафора – это юмор.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения об изобразительно-выразительных средствах языка. Вся работа носит практический характер. Можно выделить основные приёмы работы:

- нахождение в тексте образных слов;

- объяснение значений слов;

- воссоздание образа по вопросу учителя;

- использование понятных образов в сочинениях, изложениях;

- специальные упражнения на подбор и составление сравнений и т.п.

Работу над изобразительно-выразительными средствами нужно начинать с первого класса. Она проводится в практическом плане без названия терминов (троп).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны приемы работы по формированию и развитию умений, связанных с построением и распознаванием образной речи.

Выразительные средства синтаксиса придают речи повышенную эмоциональную окраску, что необходимо учащимся для восприятия произведения. Рекомендую данную статью учителям начальных классов, данные приемы применять на уроках.

Выразительные средства языка в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения, а выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи, развивая коммуникативные качества обучающегося.

Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гипер­болой), стилистическими фигурами (градацией синонимов, анти­тезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями).

Термины даются только для учителя. Вся работа над изобразительными средствами языка в начальных классах проводится без введения терминов и определений .

Важнейшим компонентом активной речевой деятельности учащихся является свободное и осознанное использование средств и приёмов выразительной речи.

Проведенный мною обзор распространенных в начальной школе учебников и программ по русскому языку показал, что лишь в некоторых из них ведется работа по формированию и развитию умений, связанных с построением и распознаванием образной речи.

Итак, проведенный нами обзор учебников и программ по русскому языку в начальной школе показал, что работа над выразительными средствами языка,

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся

работа носит практический характер и подчиняется в системе развития мышления и речи.

Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изло­жении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

е) специальные упражнения на подбор выразительных средств синтаксиса и т. п.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведе­ний, подчеркивая их идейное содержание.)

Упражнения над выразительными средствами синтаксиса в начальной школе

Для работы над выразительными средствами синтаксиса текста предагаем следующие виды упражнений .

Вторая группа - упражнения, основанные на продуктивной деятельности; они предполагают обучение школьников применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых действий, то есть направлены на формирование конкретных речевых умений. В частности, это упражнения аналитического характера по готовому тексту. Теперь подробно рассмотрим практическую работу по обучению выразительным средствам синтаксиса текста.

Для знакомства с анафорой предлагаем следующий пример. Желтая бабочка Кружит у плетня. Желтая бабочка, Подожди меня! Желтая бабочка, Покружись со мной! Желтая бабочка, Подружись со мной. (П. Урумов)

В данном примере анафора вносит в стихотворение оттенок усиления. Чтобы показать эту функцию, задаем учащимся следующие вопросы для анализа текста:

2. Определите тему стихотворения.

3. Как вы думаете, почему автор ис­пользовал столько повторов? (Чтобы показать, как сильно ему нравится желтая бабочка.)

Обрамление чаще всего встречается в четко организованном художествен­ном тексте, в основном - стихотвор­ном. Этот прием показываем учащим­ся на конкретном примере. Снежинка.

Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!

Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную - На землю просится.

Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается.

Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная.

Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая!

(К. Бальмонт) Вопросы для анализа текста:

1. Прочитайте стихотворение.

2. С каких слов начинается стихо­творение, какими - заканчивается?

3. Как вы думаете, почему автор на­чинает и заканчивает стихотворение почти одинаково? (Чтобы показать, что снежинка осталась такой же, ка­кой была, хоть и проделала длинный путь до земли.)

Основываясь на ответах учеников, делаем вывод: в тексте можно исполь­зовать одинаковые или почти одинако­вые начало и конец. Это делает текст более завершенным, подчеркивает его основную мысль.

Периодическая конструкция. В ее основе лежит параллельная связь, хо­тя она может сочетаться и с различны­ми видами цепной связи. Важно пока­зать учащимся, что периодическая конструкция используется для выра­жения однотипности явлений, действий, предметов, состояний через однотипное построение частей текста. Периодическую конструкцию мож­но рассмотреть на следующем при­мере:

Ярко светит зорька В небе голубом. Тихо всходит солнце Над большим селом.

Следует показать учащимся, что по принципу периодической конструкции может быть построен и весь текст.

Осень наступила, О высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты. Тянет и желтеет Трава на лугах. Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья. Тучки улетели В теплые края.

Вопросы для анализа текста:

1. Выделите главные члены предло­жения в первой части стихотворения.

2. Глаголы какого времени исполь­зовал автор в первой части? (Глаголы прошедшего и настоящего времени.)

3. Как вы думаете почему? (Автор хотел показать, что произошло с на­ступлением осени и что происходит сейчас.)

4. Как построена вторая часть сти­хотворения?

5. Глаголы какого времени исполь­зованы во второй части? (Настоящего и прошедшего. Автор продолжает опи­сывать природу в настоящий момент, а в конце использует глаголы прошед­шего времени.)

6. Как вы думаете, почему автор строит все стихотворение почти одина­ково? (Для того чтобы перечислить все явления природы, которые происхо­дят осенью.)

7. Красиво ли звучит это стихотво­рение?

Вывод: чтобы текст был красивым, можно использовать одинаковое или почти одинаковое строение предло­жений. Периодическая конструкция может образовываться также с помощью до­полнительной ритмической организа­ции - повторов (анафористичность). Это можно продемонстрировать уча­щимся в следующем упражнении.

Упражнение. Прочитайте стихотво­рения. Какие приемы выразительного построения текста используют их авторы? .

Задание 1.

Осенние листья по ветру кружат.

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черени гол

О лес наш родимый,

Задание 2.

полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Как следует из приведенных уп­ражнений, занятий основная цель такого обу­чения - выработать у младших школьников навык выявления приемов выразительного построения в художественном тексте, определения их функций. Анализ произведений, выявляющий эти приемы, способ­ствует развитию лингвистической зоркости учащихся, пониманию функций языковых единиц; повыша­ет уровень восприятия текста в един­стве его содержания и формы; помо­гает детям сделать собственные связ­ные тексты выразительными.

Средства художественной выразительности оказывают очень большое влияние на выразительность речи. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительные средства языка сводят к выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней - начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями.

Работа над выразительными средствами воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается таким образом к стилистике художествен­ной речи, сам овладевает ее простейшими средствами.

Таким образом, обучение выразительным средствам синтаксиса содействует развитию речи детей, совершенствует у них навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьников, решает проблемы интеллектуального развития.

Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичева. – М., 1977. – с.

2. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка [ Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. – М., 1978. – 439с.

3. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. – 2004. - № 3. – с. 39 - 44.

4. Ногаева, С.Н. Обучение выразительным средствам синтаксиса текста // Начальная школа плюс До и Поле. – 2008. - № 3. - с. 20-23.

6. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 3 кл. четырехлет. нач. шк. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.

7. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 4 кл. четырехлет. нач. шк. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.



Рекомендации:

Татьяна Владимировна, просто отлично! Великолепный материал к урокам литературного чтения.

Татьяна Владимировна, благодарю Вас за ресурс! Такой теоретический материал трудно дается многим детям. Вы выбрали те средства выразительности, которые чаще всего встречаются в текстах и изучаются в среднем звене. Удобно, что правило-понятие и пример даны на одном слайде.

Галина Геннадьевна! Спасибо за интерес к моей работе и ее положительную оценку! Мы тоже в начальной школе бьемся над этими понятиями.

Читайте также: