Фортунатов о преподавании грамматики русского языка в средней школе

Обновлено: 05.07.2024

После возвращения в Москву в 1873 г. Ф.Ф. Фортунатов продолжил работу над диссертацией, которую успешно защитил 6 октября 1875 г. Это было первое в России исследование по сравнительной грамматике индоевропейских языков, представлявшую издание древнеиндийского текста Samaveda Aranyaka Samhita с научным приложением. Фортунатов был единогласно избран доцентом на вакантную кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков.

В 1884 г. различные отдельные исследования, отмеченные не только в России, но и заграницей, снискали ему степень доктора сравнительного языкознания honoris causa (т.е. без защиты докторской диссертации), предложенную одновременно Киевским и Московским университетом. В 1898 г. он был избран членом-корреспондентом, а в 1902 г. академиком Российской академии наук. После этого он оставил преподавание и переехал в Санкт-Петербург для работы в Отделении русского языка и словесности Академии наук. В последнее десятилетие своей жизни Фортунатов много работал над научной грамматикой русского языка, а также по вопросам метода и программ преподавания русского языка в средней школе. В 1904 г. он возглавлял Орфографическую комиссию при Академии наук, подготовившей принятую после 1917 г. реформу русского письма. Членами комиссии были также А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, Ф.Е. Корш, И.А. Бодуэн де Куртенэ, П.Н. Сакулин, Р.Ф. Брандт.

Ф.Ф. Фортунатов сыграл огромную роль в русской науке и как ученый, и как университетский преподаватель. Подготовив большую группу лингвистов (прежде всего славистов), он во многом способствовал тому, что русское и славянское языкознание, развившееся в России особенно в начале XX в., заняло в мировой славистике одно из почетных мест. Среди наиболее известных учеников Фортунатова можно назвать Г. К. Ульянова, академик А.А. Шахматова, В.К. Поржезинского, В.Н. Щепкина. Своими исследованиями по сравнительной фонетике и особенно по акцентологии, которой он положил начало своими открытиями первостепенного значения, Фортунатов приобрел мировую известность: был действительным членом Сербской королевской академии, почетным доктором университета Христиании (ныне Осло), почетным членом Литовского литературного общества.

За четверть века он прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам, но его творческое наследие состоит из нескольких десятков посвященных частным вопросам статей и рецензий, а также литографированных материалов для студентов. Создал систему преподавания лингвистических дисциплин в Московском университете, придавал большое значение теоретической подготовки выпускников (в отличие от традиционно практической подготовки в русских университетах). Первый ввел в университетский курс изучение многих древних и живых языков (спецкурсы по литовскому, готскому, санскриту). На основе данных славянских и балтийских языков создал цельную теорию, из которой впоследствии исходили многие синтаксисты. Два тома избранных трудов Ф.Ф. Фортунатова были изданы лишь после его смерти в 1956 г., а многие работы до сих пор остаются неопубликованными.

В Московскую лингвистическую школу входили Алексей Александрович Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, Михаил Михайлович Покровский, Вячеслав Николаевич Щепкин, Бо­рис Михайлович Ляпунов, Виктор Карлович Поржезинский, Николай Николаевич Дурново, Дмитрий Николаевич Ушаков, Михаил Николаевич Петерсон, Василий Михайлович Истрин, Евгений Фёдорович Будде, Александр Иванович Томсон.

Ученики Ф.Ф.Фортунатова, развивая идеи своего учителя, до­бились выдающихся успехов в решении проблем сравнительно-ис­торического языкознания.

Реконструкцией праславянского языка ак­тивно занимались Виктор Карлович Поржезинский и Иосиф Юлиус Миккола, реконструкцией древнерусского языка - Алексей Александрович Шахматов и Николай Николаевич Дурново.

Использование методики относительной хронологии позволило Николасу ван Вейку выявить две закономерности в развитии праславянского языка: тен­денцию к восходящей звучности и принцип слогового сингармонизма.

А.А.Шахматов, Николас ван Вейк и Степан Михайлович Кульбакин про­должили разработку праславянской акцентологии.

В.К.Поржезин­ский, Григорий Константинович Ульянов и Борис Михайлович Ля­пунов заложили основы праславянской морфологии.

Эрих Бернекер известен своими трудами в области праславянской лексикологии.

В 1903 г. по инициативе A.A. Шахматова была создана Московская диалектологическая комиссия, которая внесла огромный вклад в развитие русской диалектологии.

Михаил Михайлович Покровский и его ученики заложили основы семасиологии.

Учёные Московской лингвистической школы занимались нормализацией русского литературного языка, готовили реформу русско­го правописания. Они применили сравнительно-историческую методику Фортунатова к литовскому, финно-угорским, латин­скому, древнеиндийскому, армянскому, древнебактрийскому, тюркским, кавказским, германским и славянским языкам.

В заслугу Московской лингвистической школе следует ставится:

1) разработка теоретической грамматики, опирающейся на конкретные языковые факты;

2) создание систематических сравнительных грамматик ин­доевропейских языков;

3) введение термина морфология вместо употреблявшегося ранее термина этимология, который допускал смешение исто­рии грамматических форм и их современного состояния;

4) создание теории дивергентно-конвергентной эволюции языка;

5) методика установления относительной хронологии;

6) восстановление ряда элементов фонологической системы индоевропейского праязыка;

7) откры­тие важнейших закономерностей праславянского языкового един­ства.

Филипп Фёдорович Фор­тунатов.


Фортунатов Филипп Федорович (1848 – 1914)

Филипп Фёдорович Фор­тунатов (1848 - 1914) учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Ещё студентом Фортунатов за­нимался сравнительно-историческим языкознанием, изучал древ­неиндийские памятники письменности. После окончания университета вместе с Всеволодом Ф.Мил­лером он отправился в русские области Литвы, где записывал литовские народные песни, сказки и послови­цы. С этих пор Фортунатов постоянно изучал ли­товский язык и внёс значительный вклад в литуанистику (науку о литовском языке). Позднее он стал читать университетский курс литовского языка.

В 1871 г. Фортунатов сдал магистерские экзамены и был направлен на два года за границу. В Германии, Англии, Франции он углублённо изучает древнеиндийские письменные памятни­ки, знакомится с учёными XIX в.

Лекции Фортунатова слушали многие выдающиеся русские и зарубежные лингвисты из Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Франции, Германии, Австрии, Румынии, Сербии. Причина феноменального успеха российского учёного-педагога заключалась в том, что он умел теоретически осмыслить многочисленные разрозненные факты, увидеть причинно-следственные связи, нерешённые проблемы и пробудить научный азарт у своих слушателей.

Эта установка Фортунатова способствовала тому, что языкознание стало осознаваться как единая, целостная наука с вполне определённым объектом изучения - языком. Языковедение Фортунатов делил на части. Отдел языковедения, в котором изучаются формы слов, он назвал грамматикой, а учение о словах - лексикологией. В грамматике он различал морфологию и син­таксис. Отдел языковедения, в котором изучается история значений, был назван семасиологией. Часть языковедения, которая занимается историей звуковой стороны языка, Фортунатов на­звал фонетикой.

Ф.Ф.Фортунатов внес вклад в развитие теоретического языкознания:

1) Он вернулся к забытой проблеме взаимоотношения языка и мышления.

Звуки речи представляют собой движения органов речи, их образование вызывает в нас известные мускульные ощуще­ния. Когда слова произносятся вслух, к мускульным ощущениям добавляются слуховые ощущения. Слу­ховые ощущения возникают и тогда, когда звуки речи произ­носятся другим лицом. Слуховые ощущения звуков речи и ощу­щения движений органов речи легко воспроизводятся. По закону пси­хической ассоциации устанавливается связь между звуковыми и мускульными представлениями.

Мышление в трудах Фортунатова пред­стаёт как результат деятельности мозга, подчиняющейся пси­хическим законам. А язык, участвующий в процессе мышле­ния, - системой знаков, которые, с одной стороны, психичны, ибо обладают значениями, с другой - материальны, так как представляют собой звуковые комп­лексы.

2) Ф.Ф.Фортунатов был крупнейшим компаративистом своего времени. Его работы посвящены сравнительно-исторической фонетике, сопоставительной грамматике, акцентологии, палеографии, орфографии. Он усовершенствовал ме­тодику сравнительно-исторических исследований.

Исходя из положения об обязательном диалектном члене­нии каждого языка, Фортунатов подверг критике уче­ние о внутреннем единстве индоевропей­ского праязыка А. Шлейхера. Фортунатов считал, что индоевропейский праязык мог иметь диалектное членение. Причем индоевропейский праязык распался не на северную и южную ветви, как писал Шлейхер, а на три: литовско-славянскую, индо-иранскую и греко-италийскую.

Фортунатов утверждал, что генеалогическая классификация языков не связана с делени­ем человечества на расы. Например, финны и монголы гово­рят на родственных языках, но принадлежат к разным расам. Племена Кавказа относятся к индо­европейской расе, но их языки не родственны с индоевропейскими язы­ками.

3) Фортунатов разработал свою грамматическую концеп­цию. Он попытался ре­шить грамматические проблемы на собственно языковой осно­ве, без опоры на логику или на психологию. Ядром грамматической концепции Фортунатова является учение о грамматической форме.

Фортунатов делил все формы на два типа: формы словооб­разования и формы словоизменения. В зависимости от наличия у слов форм словообразования и форм словоизменения он делит их на классы - грамматические и неграмматические. Не­грамматические классы не имеют ни форм словообразования, ни форм словоизменения. Грамматические классы могут иметь либо только формы словоизменения, либо только формы сло­вообразования, либо те и другие формы одновременно.

Грамматические классы Фортунатов разделил на две груп­пы: А) слова с формами словоизменения и Б) слова без форм словоизменения. Среди слов с формами словоизменения он выделил 1) слова спрягае­мые (глаголы в узком смысле этого слова); 2) слова, склоняе­мые без необходимости согласования в роде (существительные; количественные числительные); 3)слова, склоняемые с согласова­нием в роде (прилагательные; причастия; притяжательные, указательные, определитель­ные местоимения; порядковые числительные).

В скло­няемых существительных Фортунатов выделил а) суще­ствительные личные (местоимения 1-го и 2-го лица) и б) су­ществительные неличные, к которым относятся существительные и заменяющие их местоимения.

В класс слов без форм словоизменения Фортунатов вклю­чил инфинитив, деепричастия и наречия.

Все словосочетания он делил на граммати­ческие и неграмматические. К грамматическим относятся такие сочетания слов, связь между которыми выражена либо форма­ми отдельных слов, либо порядком слов. К неграмматическим - такие, в которых от­ношения между словами не выражены формально (напри­мер, поэт Пушкин). Фортунатов делил словосочетания на законченные и незаконченные, а предложение рассматривал как законченное словосочетание. В законченном словосочетании должно быть грамматичес­кое сказуемое и грамматическое подлежащее, которые соответ­ствуют психологическому сказуемому и психологическому подлежащему. Остальные словосочетания являются незакон­ченными.

4) Фортунатов создал свою типологическую классификацию языков мира, которую назвал морфологической. В зависимости от того, как проявля­ют себя в словах основа и аффикс, Фортунатов разделил все языки на пять типов .

1. Агглютинативные языки, у которых основа и аффикс остаются по своему значению отдельными, как бы склеенными частями слов. Например, урало-алтайские языки.

2. Флективно-агглютинативные языки, у которых основы слов имеют формы за счёт внутренней флексии, а отношение между основой и аффиксом такое же, как у агглютинативных языков. Например, семитские языки.

3. Флективные языки, имеющие основы с аффиксами и флексии. Например, индоевропейские языки.

4. Корневые языки, в которых слова соответствуют корням, а форм слов с аффиксами нет вообще. Например, китайский, сиамский языки.

5. Полисинтетические языки, в которых некоторые формы слов образуются агглютинативно. Они вы­деляются в особый класс, потому что в них дополнительно есть формы, образующие слова-предложения. Например, языки американ­ских индейцев.

Грамматическое учение Фортунатова с формальными критериями лингвистического анализа, с чёткой систематизации языкового материала, с широкими обоб­щениями оказало значительное влияние на русскую грамматику, на учёных Пражского лингвистического кружка.

Алексей Александрович Шахматов.


Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920)

Шахматов возглавляет 1-е отделе­ние Библиотеки Академии наук. Своё директорское жалованье он передавал на нужды библиотеки, приспособил свой директорский кабинет для выдачи книг на дом, открыл биб­лиотеку для всех желающих.

В 1908 г. Шахматов стал профессором кафедры рус­ского языка Петербургского университета. Он читал лекции по истории русского языка, русской диалектологии, современ­ному русскому языку, старославянскому языку, белорусскому языку, сравнительной грамматике славянских языков. Благодаря А.А.Шахматову в про­грамму подготовки лингвистов российских университетов был введён курс современного русского языка.

"Избранные сочинения" знаменитого русского языковеда академика Ф.Ф.Фортунатова (1848 — 1914 гг.) содержат четыре его обширных университетских курса, из которых общий курс "Сравнительного языковедения" и курс "Сравнительной морфологии индоевропейских языков (склонение и спряжение)" публикуются в печати впервые, а до сих пор были известны только в литографированных изданиях. Курс "Лекций по фонетике старославянского языка" и "Краткий очерк сравнительной фонетики индоевропейских языков" перепечатываются с академических изданий 1919 и 1922 гг.

Лекции Ф.Ф.Фортунатова, предназначенные для студентов Московского университета, представляли собой обобщение лингвистических исследований автора и имели значение как выдающиеся и оригинальные научные труды.
"Избранные сочинения" завершаются статьей Ф.Ф.Фортунатова "О преподавании грамматики русского языка в средней школе", тесно связанной с теоретическими взглядами автора, изложенными в его общих курсах. Таким образом, "Избранные сочинения" охватывают основные лингвистические труды Ф.Ф.Фортунатова общетеоретического характера.

Работа над подготовкой к печати "Избранных сочинений" Ф.Ф.Фортунатова велась в Академии наук СССР на протяжении ряда лет и в последнее время (с 1953 г.) была сосредоточена в Комиссии по истории филологических наук при Отделении литературы и языка Академии наук СССР.

Фортунатовская школа представляла собой школу формальной лингвистики, которая способствовала закладыванию основ лингвистического структурализма. Его формализм заключался в стремлении исходить не из внешних по отношению к языку категорий логики, психологии, истории, физиологии, а из фактов самой языковой системы. Впоследствии многие представители этой школы отказывались от крайностей формализма фортунатовской школы.

Содержание

1. Вступление
2. Деятельность Ф. Фортунатова
3. Учение о грамматической форме слова
4. Синтаксические взгляды Фортунатова
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Filipp_Fedorovich_Fortunatov_v_izuchenii_russko.doc

Филипп Федорович Фортунатов в изучении русского языка.

Выполнил: Толченов Сергей

2. Деятельность Ф. Фортунатова

3. Учение о грамматической форме слова

4. Синтаксические взгляды Фортунатова

6. Список литературы

Во многом Ф.Ф. Фортунатов был близок к методологическим принципам младограмматического направления, предлагая одновременно оригинальное решение многих теоретических вопросов. Многие существенные результаты в области сравнительной фонетики и сравнительной морфологии ставили Ф.Ф. Фортунатова впереди немецкой лингвистики периода младограмматизма. Он фактически различает синхронический и диахронический подходы. Им принимается младограмматический постулат о безысключительности звуковых законов и тут же подчёркивается необходимость при описании фонетических процессов учитывать структурные особенности языков и конкретные исторические условия, хронологию изменений в языке. Указывается на общественный характер языка и связь истории языка с историей общества.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. ФОРТУНАТОВА

Ф.Ф. Фортунатову принадлежат специальные исследования в области древнеиндийского языка. Он изучал тексты ведийских памятников в связи с подготовкой к изданию текста Samaveda, его толкованием и переводом, составлением словаря. Исследователь стремился не вносить исправления в сам текст, используя для этой цели комментарии. Он открыл получивший большой резонанс в мировой лингвистике того времени звуковой закон, касающийся соотношения между древнеиндийскими церебральными и группой l + зубная в других индоевропейских языках. Позднее он выдвинул предположение о существовании в общеиндоевропейскую эпоху (на основании разных рефлексов в отдельных индоевропейских языках) не двух, а трёх плавных.

Положение о взаимосвязи истории языка с историей общества Фортунатов углублял требованием разграничивать внешние и внутренние связи и причинность. Фортунатову принадлежит ряд открытий в области сравнительно- исторической грамматики индоевропейских и славянских языков: теория сонатов, лабиальный ряд задненёбных, состав вокализма индоевропейских языков, слабая ступень чередований, связь долготы и характера интонации, закон переноса ударения в балтийских и славянских языках.

3. УЧЕНИЕ О ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ СЛОВА Ф. ФОРТУНАТОВА

Ф.Ф. Фортунатов активно разрабатывал учение о грамматической форме вообще и грамматической форме слова в частности. Он фиксировал наличие формы лишь там, где она имеет специальный морфологический показатель и выводил форму из наличия в языке соотносительных рядов слов, сходных и различающихся по формальным признакам. Допускалось существование слов, не имеющих формы. Ему принадлежит сугубо формальная классификация частей речи (без учёта семантических и функционально-синтаксических критериев). Получило развитие учение о формах словосочетаний. Предложение было отнесено к числу словосочетаний. Формализм как методологическое кредо Ф.Ф. Фортунатова и его последователей отразился впоследствии в иммантентизме Ф. де Соссюра и особенно Л. Ельмслева.

Учение Фортунатова о грамматической форме вызвало в лингвистике шквал плодотворных идей, оно было продолжено его учениками. Фортунатовская морфология, его учение о форме слова заложили фундамент нового лингвистического мировоззрения, нацеленного на поиск внутренних, собственно лингвистических связей, закономерностей в языке. Идеи и методы лингвистической науки, разработанные Фортунатовым и его школой, будучи апробированными на материале русского и славянских языков, были перенесены в финно-угроведение, тюркологию, кавказоведение, германистику и другие направления лингвистики.

4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФОРТУНАТОВА

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху. Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие – с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Выделенные аспекты не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц, возможно и выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ каких-либо свойств единиц синтаксиса.

Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, так как классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, мышления и бытия. В советском языкознании эта проблема стала объектом исследования и описания общего языкознания.

Изучение типов простого предложения по их структуре – одна из важнейших сторон работы советских языковедов в области синтаксиса русского языка.

Представители историко-психологического и формально-грамматического направлений – так же, как и представители логико-грамматического направления, считали, что важнейшей частью предложения является сказуемое, что в нем вся сила высказывания, что без сказуемого не может быть предложения.

В тех случаях, когда единственный главный член односоставного предложения выражается именительным падежом, он, независимо от выполняемой им функции, рассматривался представителями этих направлений в качестве сказуемого, а предложение в целом признавалось неполным предложением, где подлежащее опущено.

Ф.Ф. Фортунатов наличие таких предложений объяснял тем, что предложение как психологическое суждение должно заключать сочетание двух представлений – психологического подлежащего и психологического сказуемого. В распространенных предложениях одно из представлений, согласно учению Ф.Ф. Фортунатова, должно иметь словесное выражение.

Ф.Ф. Фортунатов, подходя к характеристике односоставного предложения с психологической точки зрения, рассматривает подлежащее и сказуемое не с точки зрения выражения в языке взаимосвязи явлений реальной действительности, а с точки зрения сочетания непосредственного восприятия явления со словесным обозначением его в языке (предложении).

Отсюда ясно, что Ф.Ф. Фортунатов, устанавливая одностороннюю предикативную связь между конкретными раздражителями действительности и их словесными заместителями в речи, которые сами по себе могут вызвать те же реакции, что и заменяемые ими конкретные раздражители, по существу не дает представления о специфике номинативных предложений, как одного из грамматических средств общения людей между собой, реального проявления мысли в языке.

Большая заслуга в изучении односоставных предложений принадлежит А.А. Шахматову. На богатом языковом материале он выявил разнообразные типы построения (структур) односоставных предложений в грамматическом строе русского языка, но специфику их грамматической природы все же не вскрыл.

Читайте также: