Фольклор для малышей в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Взрослые могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Чтобы определить оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, развивать его стремление к красоте, истине, благородству, побуждать в душе стыд, гнев, мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства в окружающем. Опираясь на своеобразие интеллекта, надо развивать природные задатки, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности, долгом перед близкими людьми и обществом.
Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я легко устанавливаю с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у меня использующую народное поэтическое творчество для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Потешки, приговорки, потешки - первые художественные произведения которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Знакомство с народным творчеством начинаю с малышами с потешек, колыбельных песенок. Предложив детям покачать куклу я нежно приговариваю:
Баю - бай, баю - бай.
Ты, собачка, не лай.
Белобока не скули.
Мою дочку не буди.
Или:
Встань малыш, ещё разок.
Сделай маленький шажок.
Топ - топ:
Ходит мальчик наш с трудом,
первый раз обходит дом.
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую.
Мягкую, душистую.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В которых малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
На дубочке, на дубочке
’Гут сидят два голубочка.
У них шейки голубые.
У них перья золотые.
Возраст детей: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Характер контактов: В рамках ДОУ
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklor_dlya_malyshey.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшая группа (3-4 года)
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, которые забавляют и учат ребенка.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Строя свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Продолжительность проекта: 26.10.2020 по 06.11.2020
Вид проекта: Краткосрочный
Тип проекта: информационно-творческий
Возраст детей: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Характер контактов: В рамках ДОУ
В настоящее время, народная культура, традиции народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Очень хорошо, если родители способны обогатить среду устным народным творчеством, в которой он растёт. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает связную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Развить речевую активность детей через использование устного народного творчества и народных традиций.
- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
- Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность.
- Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приемы с родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Обогащение словарного запаса детей;
- Повышение интереса детей к устному народному творчеству;
- Разработка системы работы с использованием устного народного творчества в повседневной деятельности и в режимных моментах;
- Привлечение родителей к знакомству с малыми фольклорными формами.
Принципы реализации проекта:
- Доступность
- Интегративность
- Целесообразность
Этапы реализации проекта
Первый этап: (подготовительно-организационный)
Предложить родителям пополнить книжный уголок русскими народными сказками
Предложить родителям пополнить пальчиковый театр героями русской народной сказки
Дать рекомендации родителям по домашнему чтению детей
Игры с деревянными пазлами по русским народным сказкам
Предложить родителям показать детям расписные предметы
Игры с деревянными пазлами по русским народным сказкам
Предложить родителям показать мультфильм про народную игрушку, роспись предметов
Третий этап: (Аналитическо-заключительный)
Цель: Систематизация методического материала и сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта, обобщение полученного опыта; итоговая диагностика детей; итоги анкетирования родителей; обобщение проекта для дальнейшего распространения среди воспитателей ДОУ, предоставление опыта в сообществах.
- Дополнить группу дидактическими играми по русским народным сказкам.
- Пополнить иллюстративный материал по сказкам
- Пополнить пальчиковый театр героями русских народных сказок
- Создание лэпбука по русским народным сказкам
- Пополнить уголок ряжения костюмами героев
В результате проекта дети познакомились:
1. с устным народным творчеством и народными промыслами;
3. организована выставка детских работ;
4. дети посмотрели настольный театр по прочитанным произведениям;
5. познакомили родителей воспитанников с древними традициями воспитания и возрождением русских традиций в воспитании детей.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивает у малышей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так.
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О.
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы.
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у.
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей".
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность: Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.
Задачи: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.
С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (придания, песни, частушки, анекдоты, сказки, поэзии, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали - поехали”), вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Попевки, приговорки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период очень важно использовать различные потешки, например:
Колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, загадки – все это знакомо с детства каждому. На протяжении долгих лет произведения, созданные народом, передаются от одного поколения к другому. Наши бабушки, мамы, воспитывались на них, затем воспитывали и нас, а мы, в свою очередь, делимся багажом устного народного творчества со своими детьми. Фольклор для малышей подходит как нельзя лучше, его произведения легки для запоминания, образны и так им нравятся!
Воспитываем, обучаем и развиваем при помощи устного народного творчества.
Важность фольклора для малышей
- приобщаем их к народным традициям, знакомим с истоками;
- обогащаем их духовный мир;
- прививаем правильные ценности: любовь к семье родине, друзьям, трудолюбие, бережное отношение к природе;
- в увлекательной форме учим жизни и ее премудростям;
- развиваем речь, память, мышление, логику;
- соотносим художественный текст с игрой;
- формируем фонематический слух и развиваем речь (сначала ребенок просто ловит темп и ритм, а чуть позже начинает вникать и в слова, пытается воспроизвести услышанные звуки);
Жанры детского фольклора
Давайте рассмотрим каждый из жанров и его роль в жизни маленького человека.
1. Народные сказки
Они открывают малышу новый мир, наполненный богатством слов и выражений, поэтичностью языка, художественной выразительностью. Их легко можно разыгрывать по ролям. Сказки учат морали, впервые знакомят с такими понятиями, как добро и зло, жадность и щедрость, хитрость и глупость, смелость и трусость. Герои четко поделены на положительных и отрицательных. Поступки характеризуют каждого и них, благодаря чему кроха начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
2. Пословицы и поговорки
По одежде встречают, а по уму провожают.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Одно голова хорошо, а две лучше.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Глаза боятся, а руки делают.
Что летом уродится, всё зимой пригодится.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Слезами горю не поможешь.
Мал да удал.
Здоровье дороже денег.
Яйца курицу не учат.
3. Потешки
Ой, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи –
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!
***
Ай, лады-лады-лады –
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
***
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
***
Ах ты, Совушка-сова,
Ты большая голова!
На пеньке сидела –
Головой вертела,
Во траву свалилася –
В яму покатилася.
4. Прибаутки
Прибаутки – это короткие веселые истории, помогающие в познании мира. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями, но при наличии подходящих игрушек, их можно инсценировать, ведь они имеют интересный сюжет:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
***
Петя-Петя-Петушок,
Петя – красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке – сережки!
5. Пестушки
Пестушки тоже получили свое название не зря, ведь пестовать – значит, холить и лелеять. Это ласковые приговоры в виде коротких стишков, направленные на ребенка. Пестушки предназначены для малышей, которые начинают активно двигаться, изучать свое тело и все, что окружает.
Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
***
Ой какие мы большие
-Не малюсенькие!
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!
Фольклор очень важен для малышей. Он помогает в игровой форме расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки. Взрослый находится в контакте с крохой, взаимодействует с ним, дарит внимание и позитивные эмоции, что немаловажно для полноценного развития. Помимо перечисленных жанров устного народного творчества, существуют еще колыбельные, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, перевертыши, припевки, небылицы, частушки, о которых мы поговорим в других статьях. Не забывайте о фольклорных традициях. Они помогут воспитать ребенка гармоничной личностью.
Читайте также: