Фольклор для малышей в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Взрослые могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Чтобы определить оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, развивать его стремление к красоте, истине, благородству, побуждать в душе стыд, гнев, мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства в окружающем. Опираясь на своеобразие интеллекта, надо развивать природные задатки, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности, долгом перед близкими людьми и обществом.
Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я легко устанавливаю с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у меня использующую народное поэтическое творчество для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Потешки, приговорки, потешки - первые художественные произведения которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Знакомство с народным творчеством начинаю с малышами с потешек, колыбельных песенок. Предложив детям покачать куклу я нежно приговариваю:

Баю - бай, баю - бай.
Ты, собачка, не лай.
Белобока не скули.
Мою дочку не буди.

Или:
Встань малыш, ещё разок.
Сделай маленький шажок.
Топ - топ:
Ходит мальчик наш с трудом,
первый раз обходит дом.

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую.
Мягкую, душистую.

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В которых малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
На дубочке, на дубочке
’Гут сидят два голубочка.
У них шейки голубые.
У них перья золотые.

Возраст детей: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Характер контактов: В рамках ДОУ

ВложениеРазмер
proekt_folklor_dlya_malyshey.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая группа (3-4 года)

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, которые забавляют и учат ребенка.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Строя свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Продолжительность проекта: 26.10.2020 по 06.11.2020

Вид проекта: Краткосрочный

Тип проекта: информационно-творческий

Возраст детей: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Характер контактов: В рамках ДОУ

В настоящее время, народная культура, традиции народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Очень хорошо, если родители способны обогатить среду устным народным творчеством, в которой он растёт. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает связную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Развить речевую активность детей через использование устного народного творчества и народных традиций.

  1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
  2. Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность.
  3. Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
  4. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приемы с родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Обогащение словарного запаса детей;
  2. Повышение интереса детей к устному народному творчеству;
  3. Разработка системы работы с использованием устного народного творчества в повседневной деятельности и в режимных моментах;
  4. Привлечение родителей к знакомству с малыми фольклорными формами.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность
  2. Интегративность
  3. Целесообразность

Этапы реализации проекта

Первый этап: (подготовительно-организационный)

Предложить родителям пополнить книжный уголок русскими народными сказками

Предложить родителям пополнить пальчиковый театр героями русской народной сказки

Дать рекомендации родителям по домашнему чтению детей

Игры с деревянными пазлами по русским народным сказкам

Предложить родителям показать детям расписные предметы

Игры с деревянными пазлами по русским народным сказкам

Предложить родителям показать мультфильм про народную игрушку, роспись предметов

Третий этап: (Аналитическо-заключительный)

Цель: Систематизация методического материала и сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта, обобщение полученного опыта; итоговая диагностика детей; итоги анкетирования родителей; обобщение проекта для дальнейшего распространения среди воспитателей ДОУ, предоставление опыта в сообществах.

  1. Дополнить группу дидактическими играми по русским народным сказкам.
  2. Пополнить иллюстративный материал по сказкам
  3. Пополнить пальчиковый театр героями русских народных сказок
  4. Создание лэпбука по русским народным сказкам
  5. Пополнить уголок ряжения костюмами героев

В результате проекта дети познакомились:

1. с устным народным творчеством и народными промыслами;

3. организована выставка детских работ;

4. дети посмотрели настольный театр по прочитанным произведениям;

5. познакомили родителей воспитанников с древними традициями воспитания и возрождением русских традиций в воспитании детей.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивает у малышей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так.


Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О.


Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы.



Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у.


Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей".


Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Актуальность: Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.

Задачи: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (придания, песни, частушки, анекдоты, сказки, поэзии, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали - поехали”), вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период очень важно использовать различные потешки, например:

Фольклор для малышей: сказки, пословицы, потешки, прибаутки, пестушки

Колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, загадки – все это знакомо с детства каждому. На протяжении долгих лет произведения, созданные народом, передаются от одного поколения к другому. Наши бабушки, мамы, воспитывались на них, затем воспитывали и нас, а мы, в свою очередь, делимся багажом устного народного творчества со своими детьми. Фольклор для малышей подходит как нельзя лучше, его произведения легки для запоминания, образны и так им нравятся!
Воспитываем, обучаем и развиваем при помощи устного народного творчества.

Важность фольклора для малышей

  • приобщаем их к народным традициям, знакомим с истоками;
  • обогащаем их духовный мир;
  • прививаем правильные ценности: любовь к семье родине, друзьям, трудолюбие, бережное отношение к природе;
  • в увлекательной форме учим жизни и ее премудростям;
  • развиваем речь, память, мышление, логику;
  • соотносим художественный текст с игрой;
  • формируем фонематический слух и развиваем речь (сначала ребенок просто ловит темп и ритм, а чуть позже начинает вникать и в слова, пытается воспроизвести услышанные звуки);

Жанры детского фольклора

Давайте рассмотрим каждый из жанров и его роль в жизни маленького человека.

1. Народные сказки

Они открывают малышу новый мир, наполненный богатством слов и выражений, поэтичностью языка, художественной выразительностью. Их легко можно разыгрывать по ролям. Сказки учат морали, впервые знакомят с такими понятиями, как добро и зло, жадность и щедрость, хитрость и глупость, смелость и трусость. Герои четко поделены на положительных и отрицательных. Поступки характеризуют каждого и них, благодаря чему кроха начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Пословицы и поговорки


По одежде встречают, а по уму провожают.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Одно голова хорошо, а две лучше.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Глаза боятся, а руки делают.
Что летом уродится, всё зимой пригодится.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Слезами горю не поможешь.
Мал да удал.
Здоровье дороже денег.
Яйца курицу не учат.

3. Потешки

Ой, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи –
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!
***
Ай, лады-лады-лады –
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
***
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
***
Ах ты, Совушка-сова,
Ты большая голова!
На пеньке сидела –
Головой вертела,
Во траву свалилася –
В яму покатилася.

4. Прибаутки

Прибаутки – это короткие веселые истории, помогающие в познании мира. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями, но при наличии подходящих игрушек, их можно инсценировать, ведь они имеют интересный сюжет:

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
***
Петя-Петя-Петушок,
Петя – красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке – сережки!

5. Пестушки

Пестушки тоже получили свое название не зря, ведь пестовать – значит, холить и лелеять. Это ласковые приговоры в виде коротких стишков, направленные на ребенка. Пестушки предназначены для малышей, которые начинают активно двигаться, изучать свое тело и все, что окружает.


Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
***
Ой какие мы большие
-Не малюсенькие!
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!


Фольклор очень важен для малышей. Он помогает в игровой форме расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки. Взрослый находится в контакте с крохой, взаимодействует с ним, дарит внимание и позитивные эмоции, что немаловажно для полноценного развития. Помимо перечисленных жанров устного народного творчества, существуют еще колыбельные, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, перевертыши, припевки, небылицы, частушки, о которых мы поговорим в других статьях. Не забывайте о фольклорных традициях. Они помогут воспитать ребенка гармоничной личностью.

Читайте также: