Флори повседневная жизнь рыцарства краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Изучение повседневной истории включает три сферы: Первая - антропологические факты, относящиеся к человеку в силу того, что он – человек: рождение, болезни, смерть, детство, старость. Ко второй сфере относятся стратегии, необходимые для существования: питание, одежда, жилье, работа, досуг. К третьей – способы выживания в экстремальных ситуациях. [4]

Среди памятников французского героического эпоса одними из древнейших и наиболее примечательными по своим художественным достоинствам являются поэмы, в центре которых стоит образ смелого и правдолюбивого рыцаря Гильома Оранжского. Ядром цикла является поэтическая биография самого Гильома. Песни, ему посвященные, - бесспорно древнейшие в цикле.[13]

Стоит отметить, что изучение эпических сказаний относится к одной из самых сложных тем. Сложность заключается в источниковедческом анализе источников данного типа. Не всегда можно определить место, среду, время его создание и авторство, а также достоверность. Еще одной немаловажной проблемой являются специфика языка, т.к. французский эпос (к которому относится Жеста Гильома) дошли до нас на старофранцузском языке, столь отличного от современного.[15] И в этом также заключается трудность изучение и понимание этих текстов, особенно для перевода на другие языки, в том числе и на русский. А также не стоит забывать, что большинство эпических сказаний в период их создания изначально бытовали в устной форме и были записаны намного позднее. Отсюда вытекает и еще одна проблема – влияние эпохи в которой был зафиксирован эпос. Так Волкова З.Н. утверждает что французские эпические произведения отражают исторические факты и реалии и той и другой эпохи.[16]

Своей главной задачей в написании курсовой работы я ставила определение информационного потенциала источника.

II. Повседневная жизнь рыцарства XII века.

Очень много в жесте мы встречаем упоминания об оружие и вооружении рыцаря в целом. Именно с эпохи Каролингов тяжелая кавалерия начинает приобретать все более высокую военную и социальную значимость. Ее вооружение и экипировка становятся все более дорогостоящими.

Защитным доспехом рыцаря этого времени была кольчуга с рукавицами и капюшоном. Голову защищал стальной остроконечный шлем (шишак) с железной пластинкой-наличником, предохраняющее лицо. [17]

…Сын, надень доспех блестящий…[18]

Граф тысяче бойцов своих велел

Надеть броню стальную, добрый шлем…[19]

Надел он панцирь, что светлей огня,

шлем, весь в каменьях, туго подвезал…[20]

Поспешно всяк броню и шлем надел…[21]

Шишак на каждом, каждый при мече…[22]

Двойной броней был облучен Бернар[23]

Для отражения неприятельских ударов служил деревянный щит, обитый кожей и снабженный металлическими, часто позолоченными бляхами. Наступательное оружие рыцарей было весьма разнообразно: но чаще мы встречаем упоминания о мече и копье.

Для начала стоит сказать о мече. В Жесте меч упоминается чаще всего при посвящении в рыцари, чем в сражениях. Ж.Флори объясняет это тем что меч обнажают не раньше, чем переломилось копье.

Ему на пояс меч повесил…[24]

Мечом мог пользоваться только рыцарь. Об этом говорит и сам Гильом:

…не дай мне бог всеправый

Облечься в рыцарское одеянье,

Покуда вместе с братьями и вами

Во Францию я не прибуду к Карлу,

И рыцарем меня он не объявит,

И сам меня мечом не припояшет.[25]

Существовала традиция давать особые имена мечам, выказывая тем самым свое пристрастие к этому виду оружия, с которым рыцарь был неразлучен.

Меч Голиаф ему доверил Карл…[26]

Некоторые мечи носили на себе надписи – либо просто гравированные, либо инкрустированные серебром и золотом.

Мечом с серебряной рукоятью,

Где золотою вязью вьется надпись.[27]

Но пожалуй самым главным рыцарским оружием на протяжении всего Средневековья был копье. Длина копья не привышала 250 сантиметров, а вес колебался в пределах 15-18 килограммов. [28] Древко делалось из наиболее прочных и твердых пород деревьев – ясеня, яблони, бука.

В руке он держит яблоневый кол,

который заострен, тяжел и толст.[29]

На конце копья, перед самым наконечником, крепились флажки (значки).

значки цветные плещутся на копьях[30]

Я узнаю его по орифламме.[31]

Неотъемлемой частью каждого рыцаря был штандарт (знамя).

На нем изображался родовая личная символика, олицетворяемая гербами, девизами, цветом. Очень интересно об этом говорится в жесте:

Вздымвет Эмери рукою левой

Штандарт свой с золотым орлом на древке.

К восьми крестам орел прикрелепан этот.

Из них в четыре благочестный резчик

С молитвую святые мощи вделал.[32]

Как можно заметить, помимо гербового рисунка, на знамени Эмери присутствуют даже мощи святого. Для чего это делалось можно также ответить цитатой:

Кто под штандартом этим скачет в сечу,

Тот от руки неверных смерть не встретит

И пораженья в битве не потерпит.[33]

Стоит сказать несколько слов о Гербовой символике, которая была крайне разнообразна. В ней могли быть представлены предметы как одушевленные, так и неодушевленные.

Изображение животных на рыцарских гербах часто восходят к образцам скифо-сибирского звериного стиля. Как правило, изображение в гербе дракона, льва, орла должны были характеризовать могущество носителя.[34]

Штандарт с драконом и тремя орлами.[35]

В Средневековье общий вес защитного вооружения составлял около 30 киллограммов[36] - нагрузка, конечно, значительная, но будучи распределенной по всему телу все же позволяющая от природы сильному и тренированному воину двигаться относительно свободно. И конечно рыцарю нужна была не менее выносливая лошадь.

Очень интересную информацию о лошадях можно найти в источнике. Лошадь для рыцаря – основной инструмент войны, его козырь, но вместе с тем она – его постоянный спутник, его верный друг, от поведения которого зависит подчас и жизнь всадника-воителя. Как и мечам этим животным давали имена. Так очень любопытна история с конем Гильома Босаном:

И под скалаю увидал Босана,

коня, что послан был Тибо в подарок

Невестою его Орабль прекрасной.

Конь жил при ней семь лет в дворце Оранжском.

Ничья рука к нему не прикасалась,

сама лишь королева в день три раза

Его кормила, холила, ласкала,

Ему бока чесала гребнем частым,

Их отирала белым горностаем.[37]

Этот же конь, рассматриваемый как подарок, имел весьма богатое снаряжение, но на этом отрывке можно рассмотреть что входило в амуницию рыцарского коня:

На двух цепях серебряных держали.

Все в золоте и спереди и сзади,

Седло на нем покрыто было тканью,

Бесценною и до копыт свисавшей.[38]

Вонзил в Босана шпоры золотые[39]

А вот еще интересный фрагменты который можно отнести к амуниции:

У короля из тороков седельных[40]

Седло на нем красиво и удобно;

Поперсье все каменьях бесподобных…[41]

Но не всякий конь мог стать боевым, он должен быть сильным и выносливым, что-то среднее между лошадью беговой и лошадью рабочей. Ценность лошади на войне и привязанности к ней воина привели к развитию коневодства, учреждению конских заводов, к успехм в области ветеренарии, косвенне указания на которые обнаруживаются с XII века.[42] Так в источнике вместе со словом лошадь мы встречаем и место откуда она родом:

И на оркадском жеребце гарцуя.[43]

…Бернар дал скакунов кастильских всем.[44]

В Средние века в Испании, в том числе в ее провинция Кастилии, разводили особенно сильных и выносливых лошадей, способных нести закованного в латы рыцаря, чего не могли делать лнгкие и быстрые, но более слабые арабские лошади. Испания широко поставляла эту породу лошадей и другим странам Западной Европы. Поэтому кони завоеванные у сарацин считались военным трофеем и значимой добычей по цене.

Помимо боевых коней, у рыцарей были и рабочие (дорожные) лошади. Они предназначались для перевозки вещей. В тексте можно встретить ни один фрагмент по этому поводу:

Тяжеловозов нагрузила сорок.[45]

Меж тем к нему шел караван немалый

Больших верблюдов триста с провиантом.[46]

Из вьючные животных в тексте можно встретить – не только верблюдов, но и мулов, и дромадеров (одногорбый верблюд), которые служили средством перевозки, и никогда не участвовали в сражении. Вообще для рыцаря считалось унижением сражаться на дорожной лошади или муле. Хотя они считались лучшим средством для передвижения.

И, оглядевшись, сел на дромадера,

Который мчится ласточки быстрее.[47]

Везут Гильома на переднем муле,

Бегущем быстро иноходью крупной.[48]

Стоит подвести итог, что в жизни рыцаря оружие и конь играли важную роль. Мы рассмотрели используя текст источника и оборонительные и наступательное вооружение воина.Рассмотрев все из чего состояла амуниция рыцаря и его боевого коня, стоит перейти к тактике ведение боя, а также военного поединка.

Начнем сначала с битв. В источнике можно выделить только одно упоминание о построении войске, и тактике в частности. Так перед очередным сражением Гильом приказывает оставить лагерь, увести добычу в лес, а самим воинам сидеть в засаде:

Фрнцузы из засад летят в сраженье,

А тех засад Гильом расставил десять.[50]

…Нарбонцы мчатся смело,

Держа равненье и сомкнувшись тесно.[51]

Пришпорили коней лихих и резвых,

В строй басурманов врезались карьером.[52]

На Акильяна граф копье наставил,

В щит угодил, пробил навершье с маху,

Прорезал и рассек блестящий панцирь,

Вонзил свое оружье в тело вражье,

Нажал на древко, спешил супостата.[53]

Дал шпоры и поводья опустил,

Напал на одного из сарацин,

Щит и броню его разнес в куски,

Врага ссадил с коня и уложил.[54]

Ну а теперь стоит перейти к осаде замка. Для начала стоит отметить роль крепости в жизни рыцаря. Центром рыцарского владения – феода – являлся замок. Замок – жилище феодала, одновременно был его крепостью, его убежищем от внешних врагов, от соседей-феодалов, от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной властью феодала, позволяя ему господствовать над ближайшей округой, держать в подчинении все ее население и облагать пошлинами проезжающих купцов.[55] Особенности архитектуры замка были обусловлены стратегическим назначением: массивные стены, бастионы, башни и т.д. Декоративные элементы как правило отсутствовали. Замок IX-XII веков в целом соответствовал канонам романского стиля.

Значительные изменения в замковой архитектуре происходят в период и после Крестовых походов. Здесь, с одной стороны, сыграло роль знакомство европейского рыцарства с изысканностью и роскошью Востока, с другой – усовершенствования в области военной техники, также заимствованной с Востока.

Проявление этого явилось большее изящество и утонченность в оформлении замковых помещений, включение в планировку замка дворца с рыцарским залом для торжества и др. Замки этого времени строились уже в традициях готического стиля, распространившегося в Европе с XII-XIII веков. [56] Не напрасно герой Жесты – Гильом, хочет побывать в арабском городе Оранже:

Мечтает побывать в Оранже людном,

Где столько башен, стен, колонн могучих,

Украшенных резьбой по камню чудно,

и где его в дворец Глорьетский пустят[57]

Хозяевами отведен их гость

В дворец Глорьетский, что эмир возвел.

Тибо дивится, сколь обширен он,

Сколь росписи великолепны в нем.

Со стен глядят на вас и лань, и лось,

И лошадь, и верблюд, и вепрь, и волк,

И своры гончих и легавых псов,

И множество пернатых всех пород –

Павлинов, лебедей, гусей, орлов.

На росписях и ад изображен:

Там, как чернила, все черным-черно,

Бурлят котлы с кипящею смолой.

А потолок на небеса похож:

Известкой с ладаном он побелен,

Раскрашен золотом и серебром.[59]

Из данного отрывка видно, что это замок принадлежит богатому человеку. Содержать такой замок было не каждому под силу. Помимо дворца, также упоминается дивный сад. На данный момент нет точного подтверждении в его существовании.

Там отыскал Орабль в саду тенистом.

Росли в нем купы лавров, вязов, пиний,

Журчал родник с водой хрустально-чистой

И было трав целебных изобилье.[60]

в эпосе упоминается еще один дворец:

В большом нарбонском мраморном дворце.[61]

Именно с него и стоит подробнее рассказать об осаде замка. Для защиты замок имел главную башню – донжон, как правило, в плане она была круглая или четырехугольная, а также толстые стены и глубокий ров. Для охраны всегда оставляли рыцарей. При осаде Тибо Нарбонна в замке осталось всего 100 рыцарей, сами горожане и три младших сына Эмери вместе с их матерью.

Он город взял в кольцо,

Свои полки на штурм повел его.

Неверные преодолели ров.[62]

Но помимо крепких стен и рва, у крепости есть свои защитники в лице горожан, которые всячески содействуют рыцарям – оружием, а также сыплют балки и камни на головы недругов.

Но христиане им дают отпор,

Со стен пускают стрелы в них дождем,

Шлют за копьем копье, за дротом дрот,

Их сталкивают с лестниц в ров, на дно.[63]

А у ворот надежных и на стенах

Нет счету дюжим горожанам пешим.

При них секиры с топорищем крепким

Да круглые щиты с ушат размером.[64]

Но и у нападающих есть свои средства, так Тибо решает:

Созвал он также плотников умелых,

Им бревна приказал на доски резать

И три десятка камнеметов сделать –

Так чтоб пробить мог башню самый меньший.[65]

[1] Е.Ефимова, Д.Дельбрюк. Рыцарство. История военного искусства. М., Евролинц. 2003.

[2] Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство. Спб., 2004. С.5.

[3] М. Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола. Молодая гвардия; М.; 2001. С.3.

[4] Е. Д. Смирнова. Методы и подходы к исследованию повседневной жизни средневековья

[5] Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.М., Молодая гвардия, 2006.

[6] Кленшан Пюи дю Ф. Рыцарство. Спб.,Евразия, 2004.

[7] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство . Кемерово. 1998.

[8] Волкова З.Н. Эпос Фпанции : история и язык французских эпических сказаний. М.1984.

[9] Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб. 1995.

[10] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.

[11] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.476.

[13] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.5.

[14] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С.514.

[15] Волкова З.Н. Эпос Фпанции : история и язык французских эпических сказаний. М.1984. С. 316.

[17] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово. 1998. С. 46-47.

[18] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 17.

[20] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 25.

[28] Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.М., Молодая гвардия, 2006. С.122.

[29] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 29

[34] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство . Кемерово. 1998. С. 56-58.

[35] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 12.

[36] Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.М., Молодая гвардия, 2006. С.122.

[36] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 127

[37] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 17.

[43] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 39.

[44] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 33.

[45] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 10.

[49] Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века.М., Молодая гвардия, 2006. С. 146.

[50] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 28.

[53] Песни о Гильоме Оранжском. М., Наука. 1985.С. 16.

[55] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство . Кемерово. 1998. С. 40.

[56] Павленко В. Г. , Николаев Р.В. Европейское рыцарство . Кемерово. 1998. С. 136.

Как только речь заходит о средневековых рыцарях или о рыцарстве в целом, сразу же перед нашим мысленным взором проходит один и тот же, в сущности, образ: образ доблестных и благородных воителей в светлых блистающих латах. Вот их кавалькада выезжает рысью из ворот замка под яркими, радующими глаз свежестью красок знаменами. Вот они — кто с копьем наперевес, кто со сверкающим мечом в руке — устремляются в бой, чтобы отстоять право незаслуженно обиженного, чтобы защитить вдовицу и сироту…

Стоит, однако, в этот прекрасный образ вглядеться, как он начинает расплываться, дробиться, теряя свою первоначальную однозначность. Историческая реальность наверняка была куда более сложной до того, как в общественном сознании сложился стереотипный образ рыцаря, тот самый, что послужил Сервантесу моделью для его бессмертной, жестокой и вместе с тем трогательной карикатуры.

Рыцарство, прежде всего, это — профессия. Профессия тех отборных воинов, которые служат своему государю (королю) или своему господину (сеньору). Особые методы ведения боя у этой тяжелой кавалерии довольно скоро преобразуют ее — вследствие дороговизны вооружения и потребной для владения им тренировки — в аристократическую элиту. Военная служба все более сосредоточивается в руках этого общественного класса, который в конечном счете начинает смотреть на нее как на свою исключительную привилегию.

У такой военной службы — своя этика. Этика, восходящая к двум источникам. Первый из них — старая воинская мораль, требующая повиновения сеньору, храбрости, боевого мастерства. Второй — старая королевская идеология, взывавшая не только к выполнению чисто военного долга, но и, сверх того, возлагавшая на рыцарство обязательства несколько иного рода — такие, например, как защита страны и ее обитателей, покровительство по отношению к слабым, к вдовам и сиротам. Воспитание в таком же духе воинской элиты продолжила Церковь уже в собственно феодальную эпоху, когда упадок королевской власти выявил могущество владельцев замков и их вооруженных слуг.

Однако менталитет рыцарства определялся не только этим идеалом, внушаемым Церковью. Литература, имевшая более светский характер, выразила чаяния самих рыцарей и дала им модель поведения на примере своих героев. Эта модель, пожалуй, еще в большей степени, нежели упомянутые факторы, способствовала выработке чисто рыцарской идеологии, основанной на ценностях, которыми дорожили прежде всего сами рыцари и которые отстаивались и упрочивались именно рыцарями, никем иным. Идеология эта не лишена величия, но у нее есть и свои пороки. Признать их — отнюдь не значит отвергнуть рыцарский идеал, который, быть может, продолжает жить в глубине и наших душ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Не только книги, но и их замыслы имеют свою судьбу. Когда моло­дой историк из Бонна д-р Ингеборг Фляйшхауэр в середине 80-х годов задумала исследовать генезис советско-германского договора о ненапа­дении от 23 августа 1939 года, ничто не открывало ей особых

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ — единственная постоянная величина в истории. Двадцать лет назад вся мировая политика основывалась на противостоянии коммунизма и капитализма. Конфликт этот, в сущности, завершился в 1989–1991 гг., с падением коммунизма в Советском Союзе и Восточной

Предисловие

Предисловие Одна из вопиющих и темных страниц русской истории последних двух столетий — трагическая кончина императора Павла Петровича в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. В иностранных источниках находим множество описаний страшных событий в мрачных стенах Михайловского

Предисловие

Предисловие Лето 1939 г. — второй сезон раскопок небольшой группы курганов поблизости от местечка Саттон-Ху в графстве Суффолк — ознаменовалось поразительным открытием. Находки превзошли все ожидания. Даже самая предварительная оценка результатов раскопок показала,

Предисловие[2]

Предисловие[2] В предисловиях принято говорить, что автор предлагает свое произведение на суд общества.— Не суда общества я требую этой книгой! Я требую внимания русского общества к поднимаемым мною темам. Нельзя судить, покамест не пересмотрены сами основания, на

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ В 1902 году Великобритания подписала соглашение об ограниченном альянсе с усиливавшей свое мировое влияние Японией. Надо заметить, это было сделано главным образом для того, чтобы приобрести мощного военного союзника в Восточной Азии, который бы пристально

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Начнем с цитаты.«Еще в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих — „Собрание русских фабрично-заводских рабочих“. Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга.

Предисловие

Предисловие В этой книге рассказывается об одном из самых замечательных археологических открытий XX века — находке советскими археологами новгородских берестяных грамот.Первые десять грамот на березовой коре были обнаружены экспедицией профессора Артемия

Предисловие

Предисловие Памяти отца, Любарского Николая Яковлевича, посвящаю В начале декабря 1083 г. византийский император Алексей Комнин, отвоевав у норманнов крепость Касторию, вернулся в Константинополь. Он застал свою супругу в предродовых муках и вскоре, «ранним утром в

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ В течение второй половины минувшего столетия написано уже значительное количество книг о блокаде Ленинграда. Рассмотрению событий, связанных с героической обороной города в годы Великой Отечественной войны и суровыми испытаниями, которые пришлось

Предисловие

Предисловие 17 век принес множество испытаний Российскому государству. В 1598 году прервалась династия Рюриковичей, правившая страной более семисот лет. Начался период в жизни России, который называют Смутой или Смутным временем, когда само существование российской

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Представить читателю жизнеописание Отто фон Бисмарка в форме биографического очерка — предприятие довольно рискованное, поскольку жизнь этого человека была до краев наполнена событиями, а решения, которые он принимал, имели исключительное значение как для

Предисловие

Предисловие По христианскому летосчислению Бабур родился в 1483 году, в одной из долин, расположенных в горных районах Центральной Азии. Кроме этой долины, у его семьи не было другого достояния, если не считать двойной традиции власти. По линии матери род мальчика восходил

Предисловие

Предисловие Отечественная война 1812 года, или иначе, как она называется во французской историографии, – Русский поход Наполеона в военной истории государства Российского, являет собой нечто исключительное. Это был первый случай со дня объявления Петром I Великим России

Предисловие

Предисловие В 30-х годах 12 века Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Грозные признаки этого процесса были заметны уже во времена Ярослава Мудрого, в середине 11 века. Междоусобные войны не прекращались, и, видя это, Ярослав Мудрый перед смертью

Предисловие

Как только речь заходит о средневековых рыцарях или о рыцарстве в целом, сразу же перед нашим мысленным взором проходит один и тот же, в сущности, образ: образ доблестных и благородных воителей в светлых блистающих латах. Вот их кавалькада выезжает рысью из ворот замка под яркими, радующими глаз свежестью красок знаменами. Вот они — кто с копьем наперевес, кто со сверкающим мечом в руке — устремляются в бой, чтобы отстоять право незаслуженно обиженного, чтобы защитить вдовицу и сироту…

Стоит, однако, в этот прекрасный образ вглядеться, как он начинает расплываться, дробиться, теряя свою первоначальную однозначность. Историческая реальность наверняка была куда более сложной до того, как в общественном сознании сложился стереотипный образ рыцаря, тот самый, что послужил Сервантесу моделью для его бессмертной, жестокой и вместе с тем трогательной карикатуры.

Рыцарство, прежде всего, это — профессия. Профессия тех отборных воинов, которые служат своему государю (королю) или своему господину (сеньору). Особые методы ведения боя у этой тяжелой кавалерии довольно скоро преобразуют ее — вследствие дороговизны вооружения и потребной для владения им тренировки — в аристократическую элиту. Военная служба все более сосредоточивается в руках этого общественного класса, который в конечном счете начинает смотреть на нее как на свою исключительную привилегию.

У такой военной службы — своя этика. Этика, восходящая к двум источникам. Первый из них — старая воинская мораль, требующая повиновения сеньору, храбрости, боевого мастерства. Второй — старая королевская идеология, взывавшая не только к выполнению чисто военного долга, но и, сверх того, возлагавшая на рыцарство обязательства несколько иного рода — такие, например, как защита страны и ее обитателей, покровительство по отношению к слабым, к вдовам и сиротам. Воспитание в таком же духе воинской элиты продолжила Церковь уже в собственно феодальную эпоху, когда упадок королевской власти выявил могущество владельцев замков и их вооруженных слуг.

Однако менталитет рыцарства определялся не только этим идеалом, внушаемым Церковью. Литература, имевшая более светский характер, выразила чаяния самих рыцарей и дала им модель поведения на примере своих героев. Эта модель, пожалуй, еще в большей степени, нежели упомянутые факторы, способствовала выработке чисто рыцарской идеологии, основанной на ценностях, которыми дорожили прежде всего сами рыцари и которые отстаивались и упрочивались именно рыцарями, никем иным. Идеология эта не лишена величия, но у нее есть и свои пороки. Признать их — отнюдь не значит отвергнуть рыцарский идеал, который, быть может, продолжает жить в глубине и наших душ.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга не стоит ни черта!
Автор - эмоционал, идеалист и превеликий путаник,не умеющий формулировать собственные мысли. А как показали наши переводчики, он ещё и плохо представляет исторические реалии.
Одолел сотню страниц - НИ СЛОВА о "повседневной" жизни кого бы то ни было. С Римской империи, - споткнувшись об Хлодвига, - автор сразу перескочил на К.Великого, - а потом долго варился в политической папско-мажордомной путанице, так и не заострив внимание НИ НА ЧЁМ.
Лучше бы занялся стихоплётством - ему это ближе.

Издание осуществлено с помощью Министерства культуры Франции (Национального центра книги).
Перевод с французского Ф. Ф. Нестерова по оригинальному изданию 1998 года.
Два блока ч/б вклеек на мелованной бумаге по 16 страниц каждый. Иллюстрированные форзацы. Ламинированный переплёт с "золотым" тиснением.

Превосходная обзорная работа о жизни средневекового рыцарства. Автор известен книгой "Идеология меча", также вышедшей по-русски. Хотя его оценки не всегда с научной точки зрения бесспорны - владеет материалом своей темы и периода он отменно. Эту книгу можно рекомендовать всем, кто хочет знать, как же на самом деле жило средневековое военное сословие.

Книга-исследование о происхождении рыцарства в Европе, о том ,какими были рыцари на войне и на турнирах, о законах войны и рыцарских кодексах, а также об идеологии рыцарства через призму веры в Бога, любви и уважения к прекрасным дамам, и о многом другом, без чего мы уже не представляем себе эпоху средневекового рыцарства.

Читайте также: