Физминутка про жука в детском саду

Обновлено: 01.07.2024

Физкультминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети жестами, мимикой и движениями изображают состояние разных животных.

Волшебник

Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

А теперь, друзья, - плясать,

Нам не надо унывать.

Светофор

Педагог изображает светофор, держа в руках красный, желтый и зеленый круги.

Заучи закон простой:

Красный - ясно, путь опасный!

Желтый - тоже подожди!

А зеленый впереди - проходи!

Вороны

Проговаривание стихотворения с имитацией движений.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались:

Вдруг собаки выбегают,

Ворон крикливых разгоняют.

Дети сопровождают стихи имитацией всех движений.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Чижик

Дети ходят по кругу, один ребенок, изображающий чижика, находится в центре круга.

Чижик в клеточке сидел.

Чижик печально песню пел:

Откройте мою клеточку.

Я на воле жить хочу,

Дети клетку открывают,

Чижа на волю выпускают.

Зайчата

Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения.

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет,

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Считалка

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

Кузнечики

Прыгать на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

Мы расправили все спину

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Утро

Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Ножки

Хлопаем в ладошки –

Пусть попляшут ножки.

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест - опускайся

И команды дожидайся!

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам?

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске,-руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Получается на славу.

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Лягушки

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям - физкультпривет!

Дети имитируют движения по тексту.

Руки в сторону, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Повернемся мы вокруг.

Ток, ток, ток - взяли в руки молоток

Ток, ток, ток - бьет по шляпке молоток

Ту, ту, ту - дам сметану я коту

То, то, то - надеваем мы пальто

Ит, ит, ит - плывет огромный кит

Лет, лет, лет - приземлился самолет

Так ходики стучат. (Наклоны головы вправо-влево)

Так колеса стучат. (Поочеред-но руками выписывать круги)

Так стучит молоток. (Стучать кулачками)

Так стучит каблучок. (Стучать каблучками)

Зайцы

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а педагог - хозяйку.

-Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)

- А капусту вы не ели?

-Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

Сороконожка

Дети встают друг за другом и прыгают по кругу на правой ноге, затем в обратном направлении - на левой:

Старушка шила сапожки,

Сапожки для сороконожки.

Взяла иголку, катушку.

Старушка шила, спешила

И вот о чем позабыла:

На правые, левые ножки

Разные шьют сапожки.

Сшила для правых ножек

Старушка все сорок сапожек.

Скачет на правых ножках,

Ждет, чтобы сшила сапожки

Старушка на левые ножки.

Зайчата и лиса

По числу играющих ставятся стульчики или чертятся домики. Дети-зайчики стоят у своих домиков. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст:

Серый зайка прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы лисоньке,

Зайки выбегают из домиков и скачут на обеих ногах.

Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Слова воспитателя: Зайки, ушки навострите,

Влево, вправо посмотрите

Зайцы оглядываются по сторонам. Увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, разбегаются к домикам. Лиса ловит зайцев.

Стойкий оловянный солдатик

На одной ноге постой-ка, будто

ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди, да смотри не упади.

А теперь постой на левой

-если ты солдатик смелый.

Зарядка

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед!

Вправо, влево поворот!

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок!

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались, Повернулись. разбежались.

Муха

Ох! Ох! Что за гром! Удивляются, прижимают руки к щекам.

Муха строит новый дом. В правой лапке молоток Ими-тируют удары молотком правой рукой..

Весной или в начале лета, когда просыпается природа, распускаются первые цветы, появляется множество различных летающих и ползающих насекомых, дошкольникам будет полезно и интересно узнать новые факты о последних, их среде обитания, сформировать представление жизненном цикле насекомых. Воспитателю достаточно использовать самые любимые для детей средства – сказку и игру, чтобы сделать занятие о многочисленных маленьких жителях планеты интересным и увлекательным. В рамках этой темы реализовать задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников поможет поучительная направленность сказки, концепция добродетели сказочных персонажей. Элементы творчества добавят занятию практический интерес, помогут закрепить полученные знания, а физминутки и подвижные игры в ходе детского урока обеспечат соответствие принципам здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Приобретенные в ходе такого занятия познания о мире насекомых запомнятся детям прочно и надолго и будут способствовать формированию у воспитанников уважительного и заботливого отношения к окружающей природе.

Реквизит: музыкальный проигрыватель.

Наглядные пособия: картинки или фотографии с изображением майского жука, муравья, шмеля, бабочки, божьей коровки, грача, скворца.

Приключения майского жука

После долгой снежной зимы наконец – то наступила весна. Теплые ласковые лучики солнца согрели лесную полянку и из черной сырой земли показалась голова большого жука. Он вылез из норки, пошевелил усиками, посмотрел вокруг и улыбнулся.

Майские жуки и их личинки зимуют, зарываясь в мягкую землю.

Его окружали заросли зеленой травы, яркие цветы и высокие деревья. Все было цветным и сказочно красивым. Сам жук был красно – бурого цвета, с жесткой спинкой, шестью лапками, усиками, и немного покрыт волосиками. Он увидел, что на полянке, кроме него, есть и другие насекомые: куда – то спешили по своим делам трудолюбивые муравьи, с травки на травку прыгали зеленые кузнечики, в воздухе летали и кружились воздушные бабочки и стрекозы, где – то жужжали мухи, в ярких цветках, собирая сладкий нектар, работали пчелки и шмели.

Майский жук решил, что ему надо поздороваться с обитателями сказочного мира насекомых. Он был очень вежливым. Жук подполз к трудяге муравью, поприветствовал его и спросил, что он делает. Муравей ответил, что вместе с братьями помогает ремонтировать свой большой дом – муравейник, в котором они зимовали.

Муравьи зимуют в муравейнике, закупоривая все ходы и выходы, чтобы внутрь не проникал холод.

Жук присмотрелся и увидел, что все муравьи дружно переносят камешки, песок, веточки, укрепляя жилище, а некоторые муравьи несут в свой общий дом еду – семянки растений, съедобные корешки, остатки других насекомых.

Муравьи питаются растениями, семянками, останками насекомых и их личинками.

— А где же мои братья жуки? Может ты знаешь? – спросил майский жук у муравья. Муравей ответил, что не знает, но может быть знает мудрая божья коровка.

— Где же ее найти? Помоги мне, пожалуйста? – обратился жук к муравью.

— Конечно я помогу тебе! Она живет на листьях большого дерева. – ответил муравьишка.

И майский жук с муравьем пошли искать тропинку к большому дереву, пробираясь между высоких зарослей травы и цветов. Они еще не знали, что их ждала долгая дорога, полная опасностей и приключений.

Вдруг над поляной пронеслась тень большой птицы. Все насекомые, кто успел, спрятались под листочки и травку. Черный грач кружил над поляной, выискивая насекомых, чтобы схватить своим большим клювом. Майский жук и муравей еле – еле успели спрятаться от большой птицы.

Грачи питаются мелкими насекомыми, личинками, в том числе майскими жуками.

Педагог разъясняет правила игры. Дети делятся на две команды – птицы и насекомые. Можно мальчиков назначить птицами, а девочек – насекомыми или наоборот.

После игры воспитатель предлагает детям занять свои места и слушать продолжение сказки.

Майский жук очень хотел найти своих братьев, и они с муравьем продолжили свое путешествие к большому дереву, на котором жила мудрая божья коровка, чтобы узнать у нее все о братьях майского жука.

По дороге друзья увидели красивый цветок, в лепестках которого раздавалось жужжание. Это большой мохнатый шмель собирал цветочную пыльцу себе на обед.

Шмели питаются пыльцой и нектаром растений.

— Уважаемый шмель, подскажите, пожалуйста, как нам быстрее дойти до дерева? – спросил майский жук.

— Я покажу дорогу, идите за мной – ответил шмель и полетел очень низко над землей, показывая путь к дереву.

Бабочки летают с цветка на цветок, питаясь пыльцой и нектаром растений. Пьют нектар они хоботком.

Майский жук поздоровался с бабочкой и спросил у нее совет – как ему попасть на ветки дерева.

— Может быть ты поднимешь меня на своих крыльях? – спросил ее жук.

— Я не смогу тебя поднять, но ты можешь полететь сам – ответила бабочка. – У тебя же есть крылья!

Жук очень удивился. У него действительно есть крылья, но он ими еще не пользовался, не пробовал летать.

Майские жуки умеют летать и перемещать в полете груз, который в 850 раз тяжелее самого жука.

Воспитатель предлагает детям изобразить майского жука: встать, поднять ручки – крылья, потянувшись вверх, набрать воздух и выдохнуть, проделав вдохи — выдохи несколько раз, помахать руками – крылышками, пожужжать.

— Ура! Получилось! – обрадовались бабочка и муравей. Майский жук приземлился на полянку у подножия дерева, посадил муравья к себе на плечи, и полетел на ветку дерева, а бабочка вернулась к своим цветам собирать сладкую пыльцу. На дереве друзья — путешественники увидели мудрую божью коровку. Ее спинка была красной с круглыми черными пятнами. Божья коровка была очень доброй, она всем помогала.

Божьи коровки живут на деревьях, кустарниках и в траве.

— Здравствуй, божья коровка! – обратился к ней майский жук. – Я ищу своих братьев, помоги, пожалуйста, мне!

Не успел жук договорить, как над ними пронеслась птица. Это был скворец. Он искал насекомых, которыми можно поживиться.

Жук и муравей поспешили спрятаться под листья ветки, опасаясь птицы. Они очень удивились, что божья коровка не спряталась от скворца, она его не боялась.

Птицы не охотятся на божьих коровок. Их яркий окрас отпугивает врагов.

Когда птица улетела, друзья опять обратились к божьей коровке. Она поведала майскому жуку, что он сможет встретиться со своими братьями, когда стемнеет. В темноте все майские жуки слетаются в то место, где есть свет.

Жук и муравей посмотрели туда, где было солнце. Оно как раз собиралось спрятаться за горизонт. Наступил вечер, стало темнеть. Майский жук поблагодарил муравья и божью коровку за помощь, и полетел туда, где горел фонарь, встретившись со своими братьями – жуками. Он был очень рад, что за время своего путешествия приобрел много друзей и наконец встретил своих братьев. Конец сказки.

Загадки о насекомых

Теплым днем, весною, в мае

Из земли я выползаю,

Крылышки свои расправлю

Над полянкой полетаю,

Над травою покружу,

Громко песню прожужжу (Майский жук).

Я -простой лесной трудяга,

С братьями мы строим дом.

Братья – тоже работяги.

А зовусь я (муравьем).

У лесной красавицы –

А зовут красавицу (Божья коровка).

Трудиться мне совсем не лень,

Я летаю каждый день.

Над полянкою кружу,

Над цветочками жужжу,

В каждый сладенький цветок.

Я люблю душистый хмель.

Называют меня (шмель).

Гусеницей я была,

Много ела и спала.

А теперь пляшу, порхаю,

над цветочками летаю. (бабочка).

Для закрепления новых знаний воспитатель задает детям вопросы:

— Понравилась ли вам сказка про майского жука?

— О каких насекомых вы сегодня узнали?

— Какие насекомые умеют летать?

— Какие насекомые любят цветы?

— Почему насекомые боятся птиц?

— Каких еще насекомых вы знаете?

— Каких насекомых вы встречали сами?

В завершение занятия педагог предлагает детям нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, о которых шла речь в сказке. Для наглядности используются заготовленные картинки. Можно дать детям задание нарисовать насекомых дома с родителями для выставки рисунков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мы захлопали в ладоши -
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали -
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим-
Тише – 3 раза,
Наши ручки, поднимайтесь –
Выше -3 раза.
Наши ножки закружились- 2раза
И остановились.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок

Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из

стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке)

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!

Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся)

Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

(Движения по тексту стихотворения.)

(подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке,

(прямые руки вверх,

пальцы врозь - "дерево" и качаемся)
Жили-были зайчики

(подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке.

(соединили руки над головой "домик")
Мыли свои ушки,

(изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки,

(потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики,

(приседаем с поворотами в сторону,

руки на пояс)
Надевали тапочки.

(поочерёдно вытягиваем вперёд и

ставим на пятку то левую, то правую ногу)

Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём

Вот под елочкой зеленой (Встали)

Скачут весело вороны:(Прыгаем)

Кар-кар-кар!(Громко) (Хлопки над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар!(Громко) (Хлопки над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают(Машут руками как крыльями)

И все вместе засыпают:(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Кар-кар-кар! (Тихо)(Хлопки над головой в ладоши.)

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)
Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами)

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся)

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки)

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)

Загудел паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Физминутка "Долго, долго".

Долго, долго мы лепили,

(руки сцеплены в замок, круговые вращения руками)

Наши пальцы утомились

(встряхивание кистями)

Пусть немножко отдохнут

(поглаживание каждого пальчика)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

(хлопаем в ладоши)

Физминутка "Петушок".

Каждый день петушок делает зарядку,

(ходьба на месте либо по группе)

Очень нравится ему все делать по порядку:

(ходьба с высоким подниманием колена)

Крылья поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседания 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков),

Весело кричать: Ку - ка - ре - ку!

Физминутка "Я мороза не боюсь".

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши).

Подойдет ко мне мороз (присели),

Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопки в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

Физминутка "Ванька - встанька".

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места.

(встать прямо, руки на поясе).

Раз - присели, два - привстали,

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч

(движения по тексту).

Физминутка "Птички".

Птички в гнездышке сидят (приседают).

И на улицу глядят (повороты головы),

Погулять они хотят ( кивают головой)

И тихонечко летят (разлетаются, машут руками).

Физминутка "Кукла".

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках,

Проговаривание шепотом).

Физминутка "Жук".

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

(машут руками)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

(повороты в стороны)

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

Физминутка "Стрекоза".

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

помахали руками вверх-вниз )

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

Физминутка "Я чайник - ворчун".

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,

(шагаем на месте)

Я всем на показ выставляю живот,

(руки на пояс, повороты влево-вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:(хлопаем в ладоши)

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

(прыжки на месте).

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево - раз, направо - раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Физминутка "Обезьянки".

Лучшие качели - гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

(дети слегка пружинят в коленях,

раскачивают руки вперед-назад)

Кто весь век качается, да — да — да!

Тот не огорчается никогда

Физминутка "Мою руки".

Мыло бывает разным-преразным:

(намыливаем руки)

Синим, зеленым, Оранжевым, красным.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Но не пойму, отчего же всегда

(удивляемся, разводим руки в стороны, приподнимаем плечи)

Черной-пречерной бывает вода?

(расслабляем мышцы тела).

Физминутка "Помогаем маме".

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре –

Хорошо мы потрудились.

(1-2 - стойка на носках, руки вверх,

3-4 - наклон вперед, покачивание руками

вправо и влево повторить

Физминутка "Капля".

Капля раз, капля два,

(пальцы собраны в щепотку)

Очень медленно сперва,

(раскрываем пальцы медленно)

А потом, а потом все бегом все бегом.

(руки вверх - вниз, пальчики бегут)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.

(руки в стороны, вверх,

пальцы сцепить над головой).

Физминутка "Мамам дружно помогаем".

Мамам дружно помогаем, дружно в тазике стираем.

И рубашки и носочки для сыночка и для дочки,

( наклоны вперед, имитируем стирку и полоскание)

Через двор растянем ловко для одежды три веревки,

(потягивания - руки в стороны)

Светит солнышко-ромашка, скоро высохнут рубашки.

( потягивания - руки вверх).

Физминутка "Серенькие перышки".

Воробьи - воробушки, (похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки! (махи руками вверх - вниз)

Клюйте, клюйте крошки (стучим кулачками перед собой)

У меня с ладошки! (дуем на раскрытые ладони)

Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают.

(руки на пояс, наклоны туловища влево - вправо)

Как бы нам поладить, чтоб дались погладить?(хлопки в ладоши).

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Раз, два, три, четыре ( хлопаем в ладоши )

Кто живёт у нас в квартире? ( шагаем на месте )

Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте )

Всех могу пересчитать ( шагаем на месте )

Папа, мама, брат, сестра ( хлопаем в ладоши )

Кошка Мурка, два котёнка ( наклоны туловища вправо, влево )

Мой сверчок, щегол и я - ( повороты туловища вправо, влево )

Вот и вся моя семья. ( хлопаем в ладоши )

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

В огород пойдем,

( шаги на месте )

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

( шаги на месте)

(маршируют по кругу, держа руки на поясе)

Много клюквы нашли.

(наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(опять идут по кругу )

Мы опять идем искать.

(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

Дождик осенний из туч моросит,

( броски расслабленными кистями рук )

Дерево, сбросив листочки, стоит

( руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев) )

Ветер осенний ветви качает

( плавно покачивают руками )

Листья под деревом ветер гоняет.

(повторяет все что происходит в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия с детьми, длительная однообразная работа или задания, требующие продолжительного нахождения детей в неподвижном состоянии, очень утомительны для дошкольников. Предупредить возникновение утомления и улучшить общее состояние детей, сняв напряжение мышц, помогут кратковременные физические упражнения (физминутки), подобранные в соответствии с видом деятельности детей.

Физкультминутки для дошкольников

Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры, да и просто просмотр телевизионных программ, мультфильмов часто происходят за столом, на полу или в кресле, т. е. в неподвижном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность.

Особенно утомительна для детей этого возраста длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты.

Во время занятий с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д.), нарушением осанки и координации движений.

Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.

Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений для рук и плечевого пояса типа потягивания - для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте.

Приведем примеры физминуток для различных занятий.

Физминутки для настольных игр и занятий по развитию речи

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Поднимайтесь, девочки, Поднимайтесь, мальчики! Прыгайте, как зайчики! Прыгайте, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок, На травку присядем: Тишину послушаем, Морковочку покушаем. Немного отдохнем и Дальше пойдем. Выше-выше, Прыгай высоко! Не ленись, попрыгай На носочках легко! Прыгай высоко!

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики Прыгают, как мячики,

Ножками топают, Ручками хлопают, Головой кивают, Все вместе отдыхают.

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Однажды дети в лес пошли, Всю поляну обошли, К старой ели подошли, Там огромный гриб нашли. Так были рады наши ребята! И домой бегом обратно.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Мой мячик весело скачет, (движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)

Моя машина едет без бензина, (имитация вращения руля)

Мой братишка еще малышка, (показывают рукой его рост)

Моя кошка поспит немножко, (наклон головы набок, руки под щеку)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Каждый день по утрам Делаем зарядку, Очень нравится нам Все делать по порядку: Весело шагать, весело играть, Руки поднимать, руки опускать. Приседать и вставать, Прыгать и скакать.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Дети имитируют движения по ходу текста стихов.

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз.

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди летят, Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду - полечу, (подскоки на месте)

Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед)

А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так Выше лапы поднимали.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели, Травушку покушали,

Тишину послушали, (приседания)

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко, (прыжки на месте)

Вот мотор включился, Пропеллер закрутился, Ж- (вращательные движения руками перед собой)

К облакам поднялись, И шасси убрались, (поочередное поднимание колен)

Вот лес - мы тут Приготовим парашют, (покачивания руками, разведенными в разные стороны)

Толчок, прыжок, Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)

Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились, (приседание, руки в стороны)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз)

Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук)

Как удивились, остановились Гуси у самой реки,

Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)

И потихоньку пошли, (шаги на месте)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна. (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (притоптывание ногой)

Эй, лошадки, все за мной! (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)

Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!

Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы - веселые ребята, Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)

Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз) Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Физминутки для занятий по изобразительной деятельности

Текст произносится во время выполнения упражнений. Все движения выполняются сидя.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)

Пусть немного отдохнут, Снова рисовать начнут. (встряхнуть руками перед собой)

Дружно локти отведем, (энергично отвести локти назад)

Снова рисовать начнем.

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали, Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем, (плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями)

Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь, (разводить и сводить ноги, притоптывая)

Долго, долго мы лепили, Наши пальцы утомили, (встряхивание кистями перед собой) Пусть немного отдохнут, И опять лепить начнут. Дружно руки разведем И опять лепить начнем, (отвести руки назад - вниз, отклонившись на спинку стула)

В прятки пальчики играли И головки убирали, (сжимание и разжимание кистей)

Вот так, вот так, Так головки убирали, (сгибание и разгибание 1 и 2 фаланг пальцев)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу, (плавные покачивания поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу, (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки плавно помашем Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад. (2 раза)

Физминутки для занятий по математике

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Читайте также: