Специфика консультирования по проблемам готовности ребенка к школе курсовая

Обновлено: 03.07.2024

Введение . 3 1 Психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6 - 7 лет. 5 2 Проблемы первоклассников, не готовых к обучению в школе. 14 3 Особенности консультирования по проблеме готовности ребенка к школе. 124 Заключение. 32 Список использованной литературы . 33

Начало нового возрастного периода (младший школьный возраст) знаменует собой поступление в ребенка в школу. Ведущей деятельностью на данном этапе развития становится учебная деятельность. Для того чтобы сделать обучение в школе не только эффективным, но и максимально полезным, важным и желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых, ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий. С этой целью становится необходимым поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, имеющих своей целью соответствие методов и способов обучения требованиям жизни. Немаловажное значение в этом смысле приобретает проблема готовности первоклассников к обучению в школе.

Многих не устраивает цена реферата по психологии на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!

. Решение данной задачи определяет цели и принципы организации обучения в образовательных учреждениях. На сегодняшний день новые технологии обучения, концептуально обновленное содержание образования, идеи новых школ основываются на разработке гуманной развивающей среды, где личность ребенка развивается более полно и свободно на благо себя и общества. К сожалению не все дети, приходящие в первый класс готовы к обучению, то есть могут принять новую роль ученика, предлагаемую им школьной средой. Сегодня общепризнан тот факт, что готовность к школьному обучению представляет собой комплексное образование, требующее многофакторных психологических исследований. Теорию и практику психологической готовности к школьному обучению рассматривают психологи, дефектологи, логопеды, педагоги: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.А. Венгер, Е.О. Смирнова, А.Л. Венгер, А.В. Запорожец и другие . Ученые рассматривают вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, разнообразные методики определения готовности, пути коррекции возникающих трудностей, рекомендации по работе с детьми и их родителями, а не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе в школу из детского сада. Авторы предполагают, что для дифференцированного подхода к школьной адаптации детей необходимо изучать различные аспекты готовности к школе: социальный, интеллектуальный, мотивационный. Объектом исследования является готовность детей к школьному обучению. Предмет: специфика консультирования по проблеме готовности ребенка к школе. Цель: изучение особенностей консультирования по проблеме готовности ребенка к школе. Задачи: 1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме. 2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности ребёнка 6-7 лет. 3. Изучить проблемы первоклассников, не готовых к обучению в школе. 3. Описать особенности консультирования по проблеме готовности ребенка к школе. Гипотеза: консультативная работа психолога по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе имеет специфические особенности в зависимости от характера запроса родителей. Методы исследования: - теоретический анализ литературы по проблеме; - обобщение и систематизация теоретических данных.

В рамках данного реферата нами были рассмотрены вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе. Психологическая готовность к школе в своей основе имеет два компонента: личностный и интеллектуальный. На шести-семилетний возраст ребенка приходится период второго физиологического криза, в организме ребёнка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Также происходит и существенное изменение в социальных взаимоотношениях и деятельности ребенка, что приводит к большему напряжению и потребности в мобилизации резервов. Учебная деятельность является ведущей для детей младшего школьного возраста. В свою очередь, успеваемость ребёнка младшего школьного возраста определяется его личностной и социально-педагогической готовностью к началу обучения. При этом если адаптации проходит без срывов, то раскрыть потенциальные возможности первоклассника в учебной деятельности значительно легче. Неосведомленность большинства родителей по проблеме готовности детей к школьному обучению является одной из причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста. Данный факт обуславливает необходимость психологического консультирования родителей специалистом. Таким образом, необходимость подобного консультирования обусловлена следующими факторами: неспособность детей в силу возрастных особенностей контролировать свои психические процессы (особенно внимание); важно достичь эффекта помощи ребенку достаточно быстро, чтобы проблема не отразилась на психическом развитии ребенка в целом; ответственными за решение появляющихся у ребенка проблем являются прежде всего его родители.

Не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Отсутствие своевременной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и несвоевременная или недостаточная коррекционная работа с такими детьми могут привести к проблеме школьной дезадаптации.

Курсовая работа включает определение понятия "Психологическая готовность к школьному обучению" в отечественной и заребежной психологии, возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению, условия формирования психологической готовности к школьному обучению. Разработана программа диагностики психологической готовности к школьному обучению, проведён анализ её реализации, разработаны рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школьному обучению.

ВложениеРазмер
penkovskaya_psihologicheskaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п.

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации.

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1.


Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности.


Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов.

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению.

Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"

1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой семьёй.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе

Понятие готовности ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой семьёй. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.

Главным мерилом, определяющим положение ребёнка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учёбе. Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становится единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок.

Знания, которые получают дети в школе, имеют научный характер.

Если раньше начальное обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Важной стороной психологической готовности к школе является достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шести семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразие и свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, четким и расчлененным восприятием, тюк. Обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и различное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Еще одной стороной психологического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или иное явление, правило.[6]

Наконец психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников.

Особая проблема – адаптация к школе. Ситуация неопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых по сравнению с детским садом условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки.

Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению

Личностная готовность к школе включает, и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.[9]

С того момента как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника[8]

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития сферы произвольности. Особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и помощью специальных методик.[7]

Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе

В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называют адаптированным.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[3]

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный, к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Цель психолого-педагогических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Остановимся на основных этапах работы с детьми в период адаптации.

Первый этап – поступление ребенка в школу.

В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в виде родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию об организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.
  3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
  4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.

Второй этап – первичная адаптация детей в школе.

Без преувеличения его можно назвать самым взрослым для детей и самым ответственным для взрослых.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
  2. Групповое и индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  3. Консультирование и просвещение педагогов по вопросам данного возраста в целом.
  4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.
  5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Выделим основные направления работы:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Просвещение и консультирование родителей;
  • Консультирование и просвещение педагогов по вопросам комплектования класса и обучение отдельных учеников.

Диагностика выявит уровень готовности ребенка к усвоению новой роли и выполнению требований учебной деятельности, а так же его индивидуальные особенности, без учета которых не возможно построить процесс его успешного обучения и развития.[1]

Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.

Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

Могут быть предложены следующие принципы комплектования таких мини – объединений:

  1. В каждую группу включаются дети с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
  2. При отборе детей в группу надо по возможности уравнивать число мальчиков и девочек.
  3. На первых этапах работы необходимо учитывать личные взаимоотношения детей и подбирать их в группы на основе взаимных симпатий.

По мере работы групп их состав, по усмотрению психолога, может изменяться, с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября - начало ноября. Цикл должен включать в себя не менее 20-ти занятий. Частота групповых встреч зависит от того, на каком этапе работы она находится. Так в начале она должна быть довольно высокая 3-4 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Курсовая по психологии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Курсовая по психологии "Готовность ребенка к школьному обучению". Современное государство в настоящее время определило путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире, что позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

Читайте также: