Иоасаф белгородский житие краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Праздник Крещения существует в Церкви с древнейших времен. Богоявлением этот день называется потому, что впервые Господь явился народу в трёх Лицах: голос Бога Отца раздался с небес, Бог Сын вошёл в иорданские воды, а Дух Святый сошёл на Него в виде голубя.
Богоявление Церковь празднует через 12 дней после .
Объявление о предстоящих мероприятиях в нашем соборе
Таинство СОБОРОВАНИЯ в Рождественский пост будет совершаться дважды :
11 декабря 2021 г. (Суббота) - в 10:00
3 января 2022 г. (Понедельник) - в 10:00
При себе иметь растительное масло (небольшой сосуд), бумажные салфетки, (после отирания сдаются на сжигание в храме), одежду подбирать чтобы не мешала помазать кисточкой с маслом район горла (шеи).
Благодарственный молебен за прошедший год:
26 декабря 2021 г. (Воскресенье) - после Литургии
Ночное богослужение в Новый год (Пятница-Суббота):
с 31 декабря 2021 на 1 января 2022 - в 23:30
Ночную литургию возглавит иерей Алексей Амосов.
Расписание богослужений на Декабрь 2021
Преподобный Савва родился в пятом веке в христианской семье. Его отец был военным человеком. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение своего брата.
Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившейся по близости .
Расписание богослужений на Октябрь 2021
Объявление! Молебен на начало учебного года
Дорогие родители! Приглашаем Вас с детьми на молебен перед началом учебного года, чтобы попросить у Господа дарования нашим детям - усердия и разумения в новом учебном году!
В нашем Николо-Иоасафовском соборе молебен будет совершаться духовенством в течении трех дней августа после Литургии:
29 августа (в воскресенье)
30 августа (в понедельник)
31 августа (во вторник)
Расписание богослужений на АВГУСТ 2021
Вначале она была одержима .
Расписание богослужений на ИЮЛЬ 2021
Византийская хроника и древнерусская летопись говорят о посещении княгиней Ольгой Константинополя и принятия в нём православного крещения. Таким образом, она стала первой христианкой в княжеской семье и почитается в качестве равноапостольной, т.е. провозвестницы русского православия.
Расписание богослужений на ИЮНЬ 2021
Святитель Алексий родился в конце XIII в. (между 1293 – 1298 гг.) в Москве, куда отец его, черниговский боярин Федор, перешел на службу. При крещении мальчика нарекли Симеоном (по другим сведениям, Елевферием), а крестным отцом при купели был великий князь Иван Данилович, прозванный .
Объявление.
22 мая (в субботу)
приглашаем Вас вместе с нами отпраздновать церковный праздник
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
напоминаем Вам, ч то в нашем Николо-Иоасафовском соборе в этот праздничный день будет отслужено две Литургии:
Ранняя - 7:00
Поздняя - 9:30
Пасхальное послание патриарха в 2021 году
Пасхальное послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам,
монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В сей нареченный и святый день, исполненный пасхальной радости и дивного света, из уст в уста, от сердца к сердцу передаётся жизнеутверждающее благовестие.
Пасхальное послание в 2021 году
главы Белгородской митрополии, митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна.
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все верные чада Русской Православной Церкви, живущие на просторах Святого Белогорья!
Церковь провозглашает эту радость всем людям с надеждой, что она будет обитать в их сердцах, в каждом доме, в каждой семье и особенно там .
Объявление. День открытых дверей в семинарии
Внимание! 3 мая 2021 года, Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью) проводит День открытых дверей.
Начало Божественной литургии в 9:00.
.По окончании литургии для вас будет устроено чаепитие, просмотр фильма, концерт и экскурсия по семинарии. В ходе мероприятия администрация и воспитанники семинарии будут готовы ответить на все ваши вопросы.
Напоминаем, что семинария готовит специалистов по трем уровням профессионального образования:
1. Полубакалавриат (2,5 года обучение);
2. Бакалавриат - (4 года обучения, имеется подготовительное отделение);
3. Магистратура - (2 года обучения).
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось.
10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
Полное житие святителя Иоасафа Белгородского
В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию – подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умерщвлению плоти и покорению ее духу доходила в это время до того, что он в продолжении искуса не вкушал даже вареной пищи, довольствуясь самой скудною суровою пищею.
После 2-хгодичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-хлетний Илларион, по отречении от всего мирского, принял великое пострижение в мантию с именем Иоасаф. В следующем году, 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона. Спустя год иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.
В 1732 г. Киевскую академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.
Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископ Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители. Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем Лубенской обителью. В продолжение управления Лубенской обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь. Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств, и в 1742 г. игумен отправляется в С.-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В С.-Петербурге игумен Иоасаф удостоился высочайшего внимания императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших государныю к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу. 16 августа 1744 года по прямому указанию императрицы Елизаветы Петровны он был возведен в сан архимандрита и через некоторое время вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.
За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля, священноархимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей.
Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в Неделю всех святых, в С.-Петербургском Петропавловском соборе, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высочайшей фамилии.
6 августа 1748 года, в праздник Преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.
Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иоасаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения. С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно христианской вере и благочестию.
Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.
Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.
Свидание св. Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.
Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись Святыми Тайнами: Покаяния, Причащения и Соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.
Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.
Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей Церкви Божией гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.
Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его и по вере своей получали исцеления. Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православной христианской веры.
Иное жизнеописание святителя Иоасафа Белгородского
В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение.
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря в г. Лубны, с возведением в сан игумена. Он отдал все силы для благоустройства обители — в прошлом оплота Православия в борьбе с унией. В одном из храмов монастыря покоились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая), который в свидетельство о своем покровительстве несколько раз являлся новому игумену.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года святого вызвали в Москву и по распоряжению Святейшего Синода назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В обители преподобного Сергия святитель самоотверженно исполнял послушания Церкви (требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
Однажды в комнате одного священника святитель почувствовал неизъяснимый трепет. На полке между цветочными горшками он нашел в бумажке Святые запасные Дары. Коленопреклоненно всю ночь он молился перед святыней, а утром лишил недостойного пастыря сана.
В июле 1754 года святитель в последний раз посетил родительский дом. Выйдя из экипажа, поклонился отцу в ноги. Узнав, что храм, строившийся родственниками, не завершен, он заставил брата поспешить и достроить придел. Распорядился, чтобы просфоры выпекали только из белой муки. Затем посетил Мгарский монастырь и отправился в обратный путь, но до кафедрального города не доехал. Изнемогая от болезни, святитель Иоасаф остановился в загородном архиерейском имении Грайворон. На смертном ложе он предсказал своему келейнику Василию, что он будет диаконом, а священником не станет. Так и случилось. После соборования, исповеди и причащения Святых Христовых Таин 10 декабря 1754 года святитель Иоасаф скончался. Тело почившего привезли в Белгород, плач и рыдания народа заглушали пение. После епископа осталось только 70 копеек. Хоронили его на средства архиерейского дома. Преосвященный Иоанн Переяславский задержался и прибыл только в феврале, а святитель Иоасаф лежал в открытом гробу до погребения, и тление не коснулось его. Похоронили святителя в Троицком соборе 23 февраля. Через два года его святые мощи были обнаружены нетленными. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой.
За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой.
23 декабря Русская Православная Церковь празднует день памяти святителя Иоасафа Белгородского. 16 сентября 2011 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн встречал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который приезжал в Белгород на торжества по случаю 100-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского.
Чудеса Иоасафа Белгородского
– Записаны ли свидетельства о других чудесах святителя Иоасафа?
– Спасибо, батюшка. Это бесценный подарок и поистине уникальное издание.
Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от его мощей. Невозможно подсчитать, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных и до, и после прославления святителя. У нас есть свидетельства об исцелении М.Выродовой, И.Платонова, дворянок А.Н.Поповой и Е.К.Бельской, крестьянина Р.Л.Сороколетова, мещанки М.М.Глазуновой, детей П.Абаньшина, Е.Ф.Субботиной, В.Ф.Брянцевой и Т.И.Головиной и т.д. Хочу обратить Ваше внимание на то, что, помимо рассказов людей об исцелениях, нами опубликованы отзывы о самих этих людях.
Но самое главное то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.
Клятва
– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?
– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:
– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.
– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.
Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.
Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.
– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?
– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.
Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.
– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.
Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.
Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года. Но прославили его лишь в 1911 году.
Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.
Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.
Канонизация Иоасафа Белгородского
– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.
– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.
После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.
Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.
На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:
Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.
– Эта пещерка существует в настоящее время?
– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.
Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.
В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.
Мощи Иоасафа Белгородского
– А где находились мощи до их второго обретения?
– В Ленинграде. В 1970 году они были спрятаны двумя людьми на чердаке Казанского собора, который тогда был Музеем истории религии и атеизма. Им было дано указание их уничтожить, а они спрятали их, даже не зная точно, что это мощи святителя Иоасафа. До этого мощи находились в запасниках музея. А в 1970 году их спрятали и уничтожили все документы.
История их второго обретения очень интересна. Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского, которые официально хранились в Музее истории религии и атеизма.
На торжественной церемонии их открытия в Ленинграде присутствовала одна верующая женщина, которая до сих пор жива. Она рассказала о торжествах своему отцу Аркадию Васильевичу Соколову, который ранее работал в музее. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова обратилась к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну с письмом, в котором говорилось о том, что бригада ее отца занималась восстановлением и ремонтом храмов и в начале 1960-х годов заменяла кровлю Казанского собора. Во время работы отец Соколовой нашел деревянную раку, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Позже рака была выставлена в экспозиции музея.
В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А. Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был консультантом по восстановлению храма Спас на Крови) в тайне от музейного начальства захоронили святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия. Позже Прудников упал с лесов и разбился. А Соколов рассказал дочери о том, что они обнаружили неизвестные мощи.
Поиски захоронения состоялись 28 февраля 1991 года. 2 марта настоятель Казанского собора отец Сергий (Кузьмин) просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для открытия и опознания найденных мощей. К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту митрополиту Иоанну Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма.
Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.
В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года (а умер святитель в 1754 году) с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.
Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого Иоасафа
По этому и другим совпадениям, известным по описанию мощей святителя Иоасафа, мы убедились, что ошибки быть не может. И 17 сентября 1991 года, ровно через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород, куда впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II. И вот через 20 лет, 17 сентября 2011 года, мы отпраздновали 100-летие прославления великого подвижника благочестия.
Будущий святитель Иоасаф Белгородский родился 8 сентября 1705 года и был первенцем в малороссийской дворянской семье Горленко. Отец его, Андрей Дмитриевич, заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Апостоле. А матерью его была дочь гетмана, Мария Даниловна. Младенца назвали Иоакимом, и до семи лет он воспитывался в родительском доме — в Прилуках Полтавской губернии.
Окончив академию, Иоаким поступил послушником в Межигорский монастырь, где по истечении двух лет принял рясофор и наречен был Иларионом. Еще через два года, в 1727 году, его постригли в мантию с именем Иоасаф.
6 января 1728 года инок Иоасаф стал иеродиаконом, а через некоторое время ему определили послушание наставника в низшем классе Киево-Могилянской академии. На этом поприще святой трудился три года. В 1732 году посетивший академию архиепископ Киевский Рафаил (Заборовский) обратил внимание на молодого иеродиакона, обнаружил в нем недюжинные духовные дарования и приблизил к себе. В 1734 году он назначил Иоасафа экзаменатором при Киевской кафедре и 8 ноября того же года рукоположил во иеромонаха.
Служение Иоасафа Белгородского
Служил отец Иоасаф Белгородский сначала в Киево-Братском монастыре, а потом — в Софийском кафедральном соборе. Видя ревностное исполнение им пастырских обязанностей, владыка Рафаил определил ему быть игуменом Мгарского Преображенского монастыря. В то время Мгарская обитель была уже довольно населенной, и управление ею явилось своего рода экзаменом для молодого настоятеля.
Игумен Иоасаф с честью выдержал этот экзамен, явив себя деятельным и заботливым начальником для братии. Подавая пример инокам, он вел строго подвижническую жизнь. При этом от непосильных трудов настоятель часто болел, что нашло отражение в его собственных записях.
Дважды за время своего игуменства в Мгарском монастыре отец Иоасаф сподобился видения святителя Афанасия III Пателария, Патриарха Цареградского (1560—1654), нашедшего последнее пристанище в Мгарской же обители. Вот запись, сделанная мгарским игуменом о видении, бывшем ему 26 октября 1740 года:
Иоасаф - епископ Белгородский
В 1742 году игумен Иоасаф Белгородский отправился в Петербург за сбором пожертвований. В столице он имел аудиенцию у императрицы Елизаветы Петровны, подарившей обители 2000 рублей. Царица запомнила мгарского настоятеля, произнесшего перед нею трогательную и назидательную проповедь о любви к Богу, и в 1744 году по ее прямому указанию его возвели в сан архимандрита, а менее чем через полгода назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры. Служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Лавре было непродолжительным. Уже 15 марта 1748 года вышло повеление о хиротонии его во епископа Белгородского.
В Белгород владыка Иоасаф прибыл утром 6 августа. По старому стилю это было Преображение Господне, и святитель тут же, не отдохнув после долгой дороги, совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Дела в Белгородской епархии обстояли в то время не лучшим образом. Первой бедой, с которой положил бороться новый архипастырь, была бедность и необразованность приходского духовенства. Клирики в большинстве своем не имели возможности содержать детей в духовных училищах и даже если отдавали их учиться, то вскоре забирали домой. Святитель Иоасаф Белгородский должен был взять на себя поддержку малоимущих учеников и попечение о сиротах духовного звания.
Обретение Песчанской иконы Божией Матери
Святитель Иоасаф Белгородский - окончание земного пути
Чувствуя, что земных дней его остается мало, владыка выхлопотал себе разрешение Синода посетить родные места. В последний раз он служил Литургию в Троицком соборе Белгорода 29 мая 1754 года. После этого епископ Иоасаф навестил престарелых родителей, живших в родовом имении под Прилуками, съездил в Мгарский монастырь.
Возвращаясь спустя полгода в Белгородскую епархию, архипастырь разболелся. Окончательно он слег в слободе Грайворон, где была загородная резиденция белгородских архиереев. Там, 10 декабря, в 49-летнем возрасте, и окончил свой земной путь Святитель Иоасаф Белгородский.
Мощи Святителя Иоасафа Белгородского
16 сентября 1991 года в Преображенский кафедральный собор Белгорода вернулись мощи святителя Иоасафа Белгородского, небесного защитника этого древнего русского города.
Первое обретение мощей
Дело сдвинулось с мертвой точки в царствование Николая II. Специально созданная Синодом комиссия, призванная так или иначе решить вопрос канонизации, работала в Белгороде в мае 1910 года и по результатам своей работы приняла положительное решение. Ликованию белгородцев тогда не было предела.
Второе обретение мощей Иоасафа Белгородского
11 марта того трудного для России года их перенесли в стоящий на Литейном Спасо-Преображенский собор. К июлю специальная комиссия установила, что обретенные в Казанском соборе мощи бессомненно есть мощи святителя Иоасафа Белгородского. До 10 августа они оставались в Петербурге; с 11 августа — пребывали в московском Богоявленском соборе, что в Елохове; с 4 сентября — в Сергиево-Казанском соборе Курска.
16 сентября, накануне дня памяти святителя Иоасафа, его мощи прибыли в Белгород. В этот же день в Белгород приехал Патриарх Алексий II, возглавивший торжества по поводу возвращения в город святых мощей небесного защитника Белгородской земли. С тех пор они пребывают в новоустроенной раке, установленной в южной части Преображенского собора.
Читайте также: