Физическое направление в школе

Обновлено: 08.07.2024

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки. Физическое воспитание способствует выработке у молодёжи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Основоположником системы физического воспитания в нашей стране по мнению историков физической культуры является П.Ф.Лесгафт.

Установкой на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются:

  • крепкое здоровье;
  • хорошее физическое развитие;
  • оптимальный уровень двигательных способностей;
  • знания и навыки в области физической культуры;
  • мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [2].

Одним из вариантов оптимизации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения учащимися здорового образа жизни.

Разработка концепции личной физической культуры может осуществляться по двум основным направлениям. Первое – это преимущественная социализация личности учащихся общеобразовательной школы, учитывающая в первую очередь потребности государства и направленная на максимальную адаптацию ребёнка в обществе. Второе направление ориентировано на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребёнка, учитывает индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Оба подхода в настоящее время активно разрабатываются и имеют как положительное, так и отрицательные стороны [4].

Человек всегда стремится к укреплению своего здоровья, мечтая об увеличении силы, ловкости, выносливости и на развитие этих качеств, влияют социально–экономические, биологические, генетические, расовые, социально–бытовые и другие факторы [3].

В жизни ребёнка двигательная деятельность является фактом активной биологической стимуляции, фактом совершенствования механизмов адаптации, главным фактом физического развития. Гармоничность физического развития один из показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Движение – это признак жизни. Роль движения особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма – в детском и подростковом возрасте. В особые чувствительные периоды развития ребёнка и подростка средовые факты в основном определяют овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряжённый тренировочный и соревновательный режим [5].

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учётом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климато–географических и социальных факторов. Таким образом, научно обоснованное и правильно организованное физическое воспитание детей должно благотворно влиять на молодой организм: оно должно способствовать гармоничному физическому и психическому развитию; расширять двигательные возможности; повышать защитно – приспособительные реакции и усиливать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов; вырабатывать у детей и подростков оптимизм и бодрость; регулярные тренировки в детском возрасте должны расширять резервы организма, способствовать увеличению здоровья, что в сочетании с меньшей заболеваемостью будет способствовать в зрелом возрасте повышению работоспособности и производительности труда, - всё это имеет огромное социальное значение.

Дальнейшие научные исследования в области физической культуры и поиски путей в подготовке учителей должны быть направлены на разработку дифференцированного физического воспитания.

Считается, что только при условии комплексного обследования можно правильно оценить степень физического совершенствования школьника и обеспечить дифференцированное физическое воспитание.

В настоящее время учителя физической культуры и врачи располагают программой комплексного обследования физического развития, уровня развития двигательных качеств, физической подготовленности и функционального состояния организма школьников, что отрицательно сказывается на постановке учебной и внеклассной работы по физкультуре. Поэтому школьный учитель или преподаватель физкультуры вуза должны знать о влиянии социально–гигиенических и бытовых факторов на уровень физического развития, двигательных способностей и формирование опорно–двигательного аппарата [1].

В заключении следует высказать критические замечания по проблемам современного физического воспитания подрастающего поколения. Дело в том, что существующая система физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях всё ещё далека от совершенства и не так эффективна, как того требуют интересы нашего общества и государства. Причин много: недостаточно у нас законченных фундаментальных научно–исследовательских работ по возрастным проблемам двигательной деятельности с привлечением данных генетики, эндокринологии, иммунологии, антропологии, физиологии, биохимии, биофизики, медицины, психологии и педагогики; мало ещё квалифицированных педагогических кадров, ставящих перед собой не только образовательные, но и оздоровительные задачи; недостаточна материальная база, оснащённая современными приборами для экспрессдиагностики эффективности тренировочного процесса, не уделяется должного внимания оздоровительной и адаптивной физической культуре детям, имеющим различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе и отстающим в физическом развитии.

Список использованной литературы

1. Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении / В.А.Вишневский // Теория и практика Физической культуры. – М.: Академия, 2003. − №4. − С. 39-44.

2. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А.Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – №2. – С. 100-105.

3. Ладингтон Э. Ключи к здоровью / Э.Ладингтон, Г.Дейль, И.Гамлешко. − М.: Медицина, 1999. − 192 с.

4. Лубышева Л.И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л.И.Лубышева, А.В.Шукаева // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3. – С. 2-5.

5. Симон Н.А. Оптимизация двигательной активности как основное направление физического воспитания учащихся младших классов / Н.А.Симон // Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни населения России: Материалы межригион. научно-практической конф. / СибГУФК. – Омск, 2003. – С. 79-81.

Физическое воспитание - важная часть общего развития человека, уроки физкультуры начинаются в школе и продолжаются до последних курсов института. Целями физического воспитания становятся: укрепление здоровья, формирование психологических качеств и личности в целом. Это организованный педагогический процесс, развивающий силу воли и умение достигать поставленных целей.

Выделим три основных направления физического воспитания :

  • Общая физическая подготовка.
  • Профессиональная подготовка.
  • Спортивная подготовка.

Как вспомогательное направление можно выделить лечебно-реабилитационное.

Рассмотрим детальнее основные направления в физическом воспитании.

Общая физическая подготовка

Ее главной целью признано укрепление здоровья, а также развитие двигательных качеств. Ярким примером общей физподготовки можно назвать уроки физкультуры. Здесь не ставится цель воспитать спортсмена или особо подготовленного профессионала. Самое главное – дать телу минимальный уровень физического развития. Общая физподготовка является базой для профессиональной и спортивной подготовок.

Используются простые упражнения – вращение головой, кувырки, отжимания, приседания т. д. Есть определенные нормативы, которые используются в программе обучения. Общая физподготовка носит массовый и обязательный характер наравне с другими учебными дисциплинами. Не ходить на уроки физкультуры могут только те учащиеся, которые имеют справку от врача.

Профессиональная подготовка

Нужна для выполнения определенных профессиональных обязанностей. Например, для службы в армии, работы в силовых структурах. В ней используются преимущественно те упражнения, которые разовьют сугубо специализированные навыки человека. Базой для профессиональной подготовки служит общая физподготовка, ее уровень обязательно проверяется перед началом профессиональной подготовки. При низком уровне общей физподготовки соискатель сразу же отсеивается, другие его навыки и умения во внимание не берутся.

Профессиональная направленность физического воспитания предусматривает изучение особых приемов. Например, оперативная группа должна уметь обезвредить злоумышленника, обездвижить его, чтобы потом передать в руки правоохранителей. Для этого разработаны особые приемы, они тщательно отрабатываются до мелочей.

Спортивная подготовка

Ее целью являются высокие результаты в определенном виде спорта. Ориентирами служат успехи других спортсменов. Движущим фактором является желание победить, догнать, перегнать лидера. Максимально используются все возможности организма, тренировки строятся по особому графику. Жизнь настоящего спортсмена проходит вокруг тренировок, они являются для него смыслом жизни.

Спортивное направление подготовки тесно связано с диетами и здоровым образом жизни. Нужно тщательно считать калории, отказаться от употребления некоторых продуктов питания, вредные привычки непозволительны для спортсмена . Все это рассказывают тренеры в спортивных школах, ведь сами по себе тренировки без надлежащей мотивации являются практически бесполезными.

Лечебно-реабилитационная подготовка

Заключается в восстановлении потерянных организмом функций из-за болезней. Для этого используются физические упражнения по специально созданной программе.

Огромное значение для физподготовки любого вида является использование оздоровительных сил природы. Важно закаливание и пробежки на открытом воздухе – они делают тренировки эффективнее. Солнечные ванны способствуют укреплению и оздоровлению организма.

Принципы физического воспитания

Тренировки должны проводиться не только с учетом определенного направления, рекомендуется учитывать следующие принципы:

  • Принцип возрастной адекватности. Нужны разные нагрузки для разного возраста. В юношеском возрасте идет интенсивное развитие мышц и формирование скелета. До 25 лет организм бурно растет, поэтому при правильном подборе программы развития можно добиться хороших успехов в любом направлении физической подготовки.
  • Принцип гармоничного развития личности – нужен комплексный подход, чтобы успехи в спорте или профессиональной деятельности пошли на пользу человеку и обществу. Физическая культура и достижения в спорте не должны идти во вред человеку. Нужно пресекать использование силы и спортивных приемов для преступных целей, хулиганства, бахвальства и демонстрации превосходства над другими.
  • Принцип взаимосвязи физкультуры с практикой жизни – каждый тренирующийся человек должен понимать, что полученные навыки, умения и физическая выносливость обязательно пригодятся в повседневной жизни. Каждый мужчина, вне зависимости от профессии, должен уметь подтянуться, поднять тяжесть, обладать навыками самозащиты при нападении злоумышленников.

Нужно помнить, что все три направления физического воспитания подчиняются единой основополагающей цели – воспитать здоровую и развитую личность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составил учитель физического воспитания, специалист I категории Сисигина Ната.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составил учитель физического воспитания, специалист I категории Сисигина Ната.

Составил учитель физического воспитания, специалист I категории Сисигина Наталья Георгиевна Приоритетные направления физического воспитания в школе, как составляющая учебно-воспитательного процесса

- единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культ.

- единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования; - совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре; - систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени; - сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели; - системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни; - обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях. Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания школьников и учащейся.

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания школьников и учащейся молодежи, выступают также: • отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи; • необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре; • резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду недостающей учебно-спортивной базы; • недостаточное учебно-методическое сопровождение занятий физической культурой.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях должны стать: • создание условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта; • обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом; • формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации; • совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях; • объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности; • профилактику асоциального поведения учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта; • оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры. ч.

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры. честность уважение к людям настойчивость взаимопомощь готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий дисциплинированность трудолюбие самостоятельность смелость решительность целеустремленность мужество самообладание вежливость

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Краткое описание документа:

Презентация подходит для выступления на педагогическом совете. В этой презентации раскрываются непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования, факторы, осложняющие процесс физического воспитания школьников и учащейся молодежи, приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, а так же воспитание морально-волевых качеств, которые лежат в основе практически всех действий человека.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Физическое направление воспитательной работы в школе. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Физическое направление воспитательной работы в школе Выполнили студенты 2 курса факультет иностранных языков группа 1А Василишина Мирослава Липовая Елизавета

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования.

Здоровье – комплексное и целостное, динамическое состояние полного физического, духовного и социального благополучия Здоровье – комплексное и целостное, динамическое состояние полного физического, духовного и социального благополучия Культура здоровья – это часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Оздоровительная физическая культура – разновидность физической культуры, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде

Основные ценности - здоровье, физическое совершенство, физическая активность, ЗОЖ, спорт самовоспитания. Основные ценности - здоровье, физическое совершенство, физическая активность, ЗОЖ, спорт самовоспитания.

Сферы формирования ценностных отношений Ценностно-смысловая (понимание, принятие) Эмоционально-ценностная (чувства, эмоции) Поведенческо-деятельностная (опыт)

Ценностно-смысловая сфера Задачи: формирование естественно-научного мировоззрения школьников в сфере физической культуры(освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры)

Эмоционально-ценностная сфера Задачи: привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и искренней убеждённости в их пользе для здоровья и продуктивной жизнедеятельности содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности

Поведенческо-деятельностная сфера Задачи: формирование умений инструктивно-методического характера, необходимых для самостоятельного использования различных видов и систем физических упражнений в целях организации активного отдыха, повышения работоспособности, укрепления здоровья, спортивной тренировки обогащение двигательного опыта школьников путём освоения разнообразных двигательных умений и навыков физическое совершенствование и укрепление здоровья

Читайте также: