Философские школы схоластики реализм и номинализм о природе универсалий

Обновлено: 02.07.2024

  • доведение до максимальной ясности положений христианского вероучения;
  • активное использование логики для разъяснения христианских положений простой аудитории.

1. Поиск гармонии веры и разума. Этим он продолжил традицию, идущую от Аврелия Августина. Приоритет отдавался вере, так как разум был поврежден первородной греховностью. Но вера, как отмечал философ, тоже ищет разум.

2. Ограничение свободы разума догматами веры. Разум, мышление, логика обладают относительной автономностью в рамках определенной догматики.

Уже со времен Ансельма возникла полемика по поводу статуса универсалий или, другими словами, по проблеме соотношения общего (единого) и единичного (многого). Ее суть заключалась в том, существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия, имена.

Обобщающую позицию в полемике реалистов и номиналистов занял классик высшего этапа схоластики (XIII в.) – Фома Аквинский. Его позиция – умеренный реализм. С его точки зрения, общее существует в трех видах:

1. В разуме Бога;

2. В самих единичных вещах как их сущность;

3. В разуме человека в виде общих понятий (концептов), которые возникают в результате абстрагирования сущности от единичных вещей. Однако Фома не просто суммировал противоположные точки зрения в полемике об универсалиях: его подход явился следствием переосмысления христианской философии на почве аристотелизма.

Гост

ГОСТ

Схоластика – это направление религиозной философии IX-XV веков, связанное с попыткой логическим путем обосновать христианские религиозные догматы и существование Бога.

Понятие схоластики и ее особенности

Схоластика представляла собой альтернативу религиозной догматике, и в тоже время служила ее интересам. Схоласты признавали приоритет истин веры, над истинами разума, однако стремились обосновать христианские догматы с помощью инструментов разума и философии, в первую очередь логики, а позднее с привлечением науки и познания. Схоластика таким образом выступала наследницей античной философии и противостояла мистике, полагавшей, что любое познание, в особенности религиозных истин, возможно лишь в ходе божественного откровения, в то время как любое знание, полученное вне его, будь то чувственным или рациональным путем – ложно.

Основная проблема универсалий заключалось в том, что необходимо было определить являются ли они объективно существующими субстанциями, или же напротив, универсалии есть не более чем абстракции формируемые в процессе познания мира человеком. Было сформировано три основных философских позиции, раскрывающих данный вопрос:

Готовые работы на аналогичную тему

  • реализм ( Аврелий Августин По данной теме мы уже выполнили реферат Аврелий Августин подробнее , Альберт Великий, Фома Аквинский По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее и др.);
  • номинализм (Росцелин, Иоганн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др);
  • концептуализм ( Пьер Абеляр По данной теме мы уже выполнили реферат Учение Пьера Абеляра подробнее ).

Позиция реализма

Реализм наследовал традиционную позицию платоников и неоплатоников, философией которых проникнуто все ранее христианство. Главным выразителем этой позиции, сформировавшим само направление реализма, был Иоанн Скот Эуригена – философ-неоплатоник IX века.

Эуригена стремился достичь синтеза философских и религиозных идей. Главной задачей человеческого разума он полагал постижение бога и толкование священного писания, поскольку бог с его позиции являлся основой и источником всего, что есть в жизни человека и в мире. Для обоснования церковных догматов Эуригена использовал диалектику, с помощью которой он раскрыл и разделил природу бога на четыре части:

  • природа нетворимая и творящая – есть бог как творец и создатель вселенной, начало всего;
  • природа творимая и творящая – это производное бога, божественный ум, который выступает посредником между богом-творцом и его миром;
  • природа творимая, но не творящая – есть мир, как результат деятельности бога, во всех его чувственных проявлениях, в котором живет человек;
  • природа нетворимая и нетворящая – также бог, но уже как конец и завершение всего, высшая цель.

Исходя из своей диалектической концепции Эуригена сформулировал и основное положение реализма – общее предшествует единичному, т.е. универсалии как идеи о вещах, предшествуют в своем появлении самим вещам, а значит являются объективно реальными.

Данная концепция поддерживалась и развивалась всеми реалистами. Так Фома Аквинский полагал, что универсалии существуют в трех качествах – в качестве объективных идей в боге, до возникновения самих вещей; в самих вещах, как реализованных идеях, в качестве их сущности; после вещей, в логическом мышлении человека, в качестве абстрактных понятий.

Позиция номинализма

Если реализм исходил из реальности универсалий, отчего и получил свое название, то номинализм полагал универсалии лишь именами (номосами). Виднейший представитель раннего номинализма Росцелин, сформулировал его главные тезисы. Росцелин полагал, что мир состоит лишь из единичных вещей, вне которых не существует ничего. Ни абстрактные понятия, ни виды, ни даже свойства и признаки не имеют никакого самостоятельного бытия, а жестко прикреплены к тем предметам, в которых они существуют (нет формы вне предмета, равно как и нет мудрости вне мудрой души).

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росзелина был осужден еще на Суйсонском Соборе в 1092 году.

Против крайностей реализма и номинализма Пьер Абеляр, стоявший в основном на почве номинализма, разработал примирительную формулу единства концептуализма: Универсалы не имеют самостоятельной реальности, только отдельные вещи реально существуют; но универсалы приобретают определенную реальность в сфере разума как понятия, которые являются результатом абстракции, умственного обобщения и обобщения отдельных свойств вещей.

В заключение следует подчеркнуть, что средневековая философия внесла значительный вклад в дальнейшее развитие эпистемологии, разработав и конкретизировав все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое впоследствии стало не только предметом научных споров, но и основой для формирования основ научного и философского знания. Философия зрелого средневековья, начиная с XI-XII веков, находясь под влиянием христианства, принесла удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовила достаточно благоприятную почву для дальнейшего движения. Творчество Блаженного Августина, Томаса Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Данс Скотта, Р. Бэкона, У. Оккама и др. не уступает по уровню интеллектуальной культуры и значимости выдающимся учениям мыслителей более поздних времен.

Дискуссия об универсалиях

Позднее в схоластике возникли три подхода к решению этих вопросов, кульминацией которых стал грех основных (и других) ветвей схоластической христианской философии: крайний реализм, крайний номинализм и концептуализм. Рассмотрим философские позиции представителей этих школ мысли.

Средневековые номиналисты (от латинского pot — имя, титул) считали, что универсалы существуют только в человеческом разуме как понятия вещей или их названия. Согласно Оккаму, Бог также сначала создает вещи актом всемогущей воли, а затем в его сознании возникают идеи, как понятия или представления об этих вещах. На самом деле, ничего не существует, кроме отдельных вещей. В чистом виде этот взгляд восходит к древнему циничному антисфорсу и стоикам, которые спорили с Платоном о том, что идеи обитают только в человеческом разуме и не существуют вне разума. Позиции номиналистов защищали Пьер Абеляр, Джон Рошелинус, Уильям Оккам и Николас из Отрекура.

Средневековые реалисты считали, что общие понятия, т.е. универсалы, реальны и не зависят от человеческого разума. Экстремальные реалисты считали, что вселенные существуют независимо от вещей и до них. Умеренные реалисты считали, что вселенные реальны, но живут в единичных вещах.

Реализм Альберта Великого и его талантливого ученика Томаса Аквинского оказался чрезвычайно работоспособным и удобным для церкви. Аквины утверждали, что вселенные существуют тремя путями: до того, как единичные вещи как их идеи в божественном разуме; в самих вещах как их сущности; после того, как вещи как их концепции в человеческом разуме. Человеческий разум вполне способен постичь суть вещей, т.е. общие понятия, потому что они уже существуют в божественном разуме. Реалисты, поставившие причину выше, будут знать. У номиналистов была воля над разумом.

Экстремальный реализм, по сути, восходит к доктрине Платона о самостоятельном существовании идей (eidos) в идеальном мире. Умеренные реалисты были близки к позиции Аристотеля, в которой общая (форма) была тесно связана с сингулярным, т.е. с индивидуальными вещами. Различные варианты реализма пропагандировали такие известные философы средневековья, как Аврелий Августин, Гийом Шампотский, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский.

Концептуализм занимает промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. В некотором смысле это можно считать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Данс Скотт) считали, что универсалы не существуют объективно в онтологическом смысле. Они существуют только в человеческом разуме, но в то же время соответствуют чему-то общему, что существует в самих вещах.

Проблема знания и веры в европейской схоластике

Уже в первые века существования христианства в богословии стали появляться две основные позиции (рис. 80): одни богословы считали, что нужно просто верить и даже не пытаться понять Бога, потому что человеческий разум в принципе не способен на это, другие же считали, что главная цель каждого верующего — как можно ближе приблизиться к пониманию Бога. И поскольку мир был творением Бога, то, постигая мир, мы также постигли Творца. В своем изучении мира они опирались на древнюю философию и пытались адаптировать его к христианской доктрине. Но применение рациональных методов познания неизбежно привело к открытию ряда противоречий, как внутри религиозных учений, так и между результатами научных исследований и религиозными идеями, зафиксированными в Библии (аналогично в Коране). Это порождает проблему знания и веры, которая в равной степени актуальна в мусульманском и христианском мире, а именно: выше сотни: правда науки или правда религии?

Особенно остро полемика звучала в связи с вопросами: существует ли мир вечно или он когда-то был создан? Бессмертна ли отдельная человеческая душа или смертна? Есть ли свободная воля, или каждое человеческое действие определяется Богом?

Проблема универсалий в средневековой философии

Порфири задал три вопроса.

1. существуют ли вселенные (т.е. роды и виды: животные, люди, лошади и т.д.) независимо друг от друга (т.е. вне конкретных вещей)?

2. Если да, то они телесны или бесплотны?

3. если они бесплотны, то имеют ли они одну природу с разумными вещами?

Реалисты были философами, которые считали, что вселенные реально существуют вне конкретных вещей.

Западноевропейская схоластика

Завоевание Рима варварами в 476 году, которое считается началом средневековья, было лишь одним из эпизодов Великого переселения в Европу, которое произошло в V-VIII веках. Этот период известен в истории как Темные века. В этот период с Востока на Запад мигрировало большое количество различных племен — в основном германских и славянских. На развалинах бывшей Западной Римской империи началось формирование новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX-XI векам.

Систематическое и последовательное развитие западноевропейского схоластики началось только с XI века. История средневековой философии делится на следующие периоды

Все философские труды схоластики были написаны на латыни, которая в то время была не только языком Церкви, но и международным языком науки. В V-XI веках главной основой философских построений был неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В период зрелого и позднего схоластики ведущим учением стали перипатетики, особенно в интерпретации Томаса Аквинского (Томизм).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Иоанн Скот Эриугена

С образовательной тенденцией связано и творчество Алкуина, которое имело определяющее влияние на дальнейший ход истории философии средних веков. Отделив диалектику от других свободных искусств, Алкуин придает ей значение главного интеллектуального искусства систематизации вопросов веры. Тем самым он формулирует теоретические средства схоластики. В практическом плане, как уже отмечалось, схоластика вырастала из тех специфических форм образовательная деятельности, которые состоялись в западноевропейском средневековом обществе в конце VIII — начале IX в.


Беренгар Турский


Пьер Абеляр

Однако обращение к разуму у Абеляра имело принципиально иной характер. Такие известные в то время мыслители, как Гильом из Шампо (1070-1121) и Ансельм Барский — ученик Ансельма Кентерберийского, у которых Абеляр учился философии и теологии, не удовлетворяли его, прежде всего, начетнической манерой преподавания, отсутствием логически-содержательной аргументации. Создав свою школу, Абеляр стал преподавать в принципиально отличной от этих учителей манере, что чрезвычайно импонировало ученикам, которые требовали от него человеческих и философских доказательств того, что может быть понятным, а не только выраженным.

Альберик Реймсский и Лотульф ломбардский (ученики уже умершего к тому времени Ансельма Ланского) добились в 1121 г. созыва в Суассоне специального церковного собора, на котором должны были обсудить позицию Абеляра. Несмотря на убедительное выступление на соборе Абеляра, который не только опроверг аргументы своих оппонентов, но и доказал их полную теоретическую несостоятельность, было принято обвинительное по отношению к Абеляру решение. Он должен был собственными руками бросить в огонь свой труд и уйти в монастырь со строгим уставом.

Однако вскоре Абеляр вновь открывает школу, которая быстро становится известной далеко за пределами Франции. Это вызывает беспокойство ортодоксальных кругов католической церкви. В ситуацию активно вмешивается Бернар Клервоский (1091 — 1153) — аббат монастыря Клерво, известный своими мистико-иррационалистичными убеждениями и резко отрицательным отношением к любым попыткам пусть даже ограниченного признания самоценности разума. Бернар делает шаги к созыву нового собора и окончательному осуждению Абеляра.

В 1140 в Санси собирается собор для рассмотрения идей Абеляра. И здесь Абеляр понял, что его осуждение на соборе — это заранее решенное дело. Отказавшись выступать на соборе, Абеляр подается в Рим искать справедливости у самого папы. Но собор осудил Абеляра заочно, а папа Иннокентий II своим рескриптом утвердил этот приговор. Узнав об этом по дороге в рифму, Абеляр упал в отчаяние и тяжело заболел. Умер Абеляр через два года в монастыре Клюни.

Рационалистическая альтернатива официальной схоластической ортодоксии рядом с Абеляровым вариантом отчетливо была представлена и позицией участников так называемой Шартрской школы. Шартрские мыслители интересовались античной культурой, делали много переводов античных авторов. Достаточно активно сотрудничал с Шартром и Абеляр, особенно когда школу возглавлял Бернар из Шартра. Самым известным из руководителей школы ученик Бернара Жильбер де ля Порро, или Порретанус (1076-1154).

Через некоторое время Парижский университет, где преподавал Д. Динанский, становится источником распространения материалистических идей аверроизма (от имени арабского философа Ибн-Рушда, которое транскриптируется на латынь как Аверроэс) — учение, которое исходило из материалистических элементов философии Аристотеля. Главным пропагандистом аверроизма (латинского аверроизма, как называли европейский вариант этого учения) становится в Парижском университете Сигер Брабантский (ок. 1235 — ок. 1282).


Роджер Бэкон

В кружке Г. Гроссетеста сформировался и один из самых известных мыслителей европейского средневековья XIII в. Роджер Бэкон (1214-1292). Под влиянием Гроссетеста Бэкон знакомится с трудами Аристотеля и арабоязычных философов аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда и др. Глубоко интересовался Бэкон также идеей математического естествознания и опытным познанием природы.

Схоластика: спор номинализма и реализма. Ф. Аквинский — систематизатор схоластики.

Постепенно патристика трансформируется в схоластику (от лат. зспо1а — школа) — школьную науку, представляющую собой основную теоретическую дисциплину Средневековья, и объединяющую теологию, христологию, дьяво-логию, логику, диалектику и др. Формирование схоластики начинается в VII — VIII ст., а рас-цвет приходится на XIII ст. Следует отметить три ключевых этапа развития схоластики:

I этап (VIII — XII ст.) — ранняя схоластика, которая еще не рассматривает как отдельные автономные системы знаний науку, философию и теологию, все они находятся в состоянии взаимодополнения и растворении одна в одной.

II этап (ХШ ст.) — средняя схоластика. Этот период характеризуется разграничением философии и теологии, а также широким вниманием на философское мышление учения Аристотеля.

III этап (XIV ст.) — поздняя схоластика — формирование естественнонаучного и философского мышления, разработка логики и метафизики иррационалистичного направления, обособление мистики от церковной теологии.

Одним из наиболее интересных периодов в развитии схоластики был период спора между двумя направлениями общественной мысли этого времени - - номинализмом (от лат. nomen — имя) и реализмом (от лат realis -реальный). Противостояние было по проблеме всеобщего, или универсального. Философская основа спора — отношение общего и единичного. Представители реализма (Ансельм Кентерберийский, Иоганн Скотт Эриугена и др.) приписывали существование лишь общему. Радикальные теоретики этого направления утверждали, что общее существовало до единичных вещей и может существовать вне их (например идея). Их методологической основой было учение Платона. Умеренные реалисты, базируясь на идеях Аристотеля, указывали, что общее реально существует в вещах, но никак не вне их. Представители номинализма (Росцеллин, Иоганн Дуне Скот, Уильям Оккам), напротив, не допускали реального существования универсалий, провозгласив, что общее существует лишь после вещей. Радикальные номиналисты называли общие понятия условными знаками, иллюзией, продуктом человеческого воображения. Умеренные представители этого направления рассматривали общие понятия не как самостоятельные вещи, а как мысли, слова, отдельные понятия, которые создаются сознанием человека.

Одним из виднейших представителей схоластики, несомненно, был Фома Аквинский —систематизатор теоретической мысли этого периода.

Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направления – реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально.

Такая точка зрения в общем восходит к Платону. В крайнем варианте реализм исходил из того, что реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия.

Приверженцы номинализма (от лат. nomen– имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее – это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка.

Кроме крайних форм существовали и умеренные варианты реализма и номинализма. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в самих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся у них свойств. Общее как понятие (концепт) обозначает классы вещей.

Философские споры между реалистами и номиналистами могли поставить под сомнение догмат о едином Боге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.

Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа – Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая – порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем – третья природа – сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений.

Умеренный номинализм (концептуализм) был представлен Абеляром (1079–1142), который считал, что универсалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от единичных предметов.

В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский (1226–1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.Наиболее известном в эту эпоху представителем номинализма был Дунс Скот (ок. 1261–1308). Он утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, делающий одну вещь не похожей ни на какие другие.Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.

Читайте также: