Философские школы эпохи возрождения таблица

Обновлено: 02.07.2024

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направлен­ность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и ду­ховный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрож­дения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений;

- развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, куль­турные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопе­чатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2.Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

- гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизи­ровало над догматами Церкви;

- неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Нико­лай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точ­ки зрения идеализма;

- натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся раз­венчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

- реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

- политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

- утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулирова­нии со стороны государственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслу­живающей интересы Церкви философии – схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окру­жающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Зем­ли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

- широкое распространение идеи социального равенства.

ВОПРОС 13. Гуманизм, неоплатонизм,
натурфилософия как направления философии
эпохи Возрождения

Общее понятие направлений философии эпохи Возрождения.

Гуманизм.

Неоплатонизм.

Натурфилософия.

1. В философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

- жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литерату­рой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

- воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает про­тиворечия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

- отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

- признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схолас­тике идеи:

- человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

- человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

- человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно;

- человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соот­ветствии с этим;

- человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

- загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

- человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаж­даться жизнью и любить;

- внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

- ниспровергал церковные авторитеты;

- критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

- в центр мироздания ставил человека;

- верил в возможности человека и его разум;

- отвергал аскетизм и самоотрешение;

- призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

- был сторонником равенства мужчины и женщины;

- высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетво­рение материальных и моральных запросов человека.

3. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устра­нение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого рас­цвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и уси­ливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рас­сматривали его как самостоятельный микрокосм;

- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охвати­ла бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрожде­ния являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взгля­дов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

- не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);

- исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то со­впадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и су­ществование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

- едины идея и материя;

- реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

- Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

- Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);

- бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что дока­зывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

- бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконеч­ности познания;

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалисти­ческого направления и богословом, очень близко подошел к материа­листическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подго­товил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилело Галилея и др.

- признать за человеком полную свободу выбора;

4. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

- обосновывали материалистический взгляд на мир;

- стремились отделить философию от теологии;

- формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

- выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос еди­ны, а Земля не является центром Вселенной);

- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственно­му познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрожде­ния являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Копер­ник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и ме­дицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические иссле­дования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

- Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заме­нялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

- все космические тела движутся по собственной траектории;

Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Ко­перника:

- Солнце является центром только по отношению к Земле, но не цент­ром Вселенной;

- Вселенная не имеет центра и бесконечна;

- Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

- звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

- число миров во Вселенной бесконечно;

- все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

- не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

- с помощью телескопа исследовал небесные тела;

- доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

- открыл спутники вокруг других планет;

- исследовал динамику падения тел;

- доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заклю­чался в:

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Таблица 6. ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Таблица 7. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

СРАВНЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Модель мира Геоцентрическая Гелиоцентрическая
Бог и мир Доминирование теизма Доминирование пантеизма
Бытие Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной мир) Бытие едино, целостно и подчинено универсальным закономерностям
Возникновение мира Сотворение мира сверхприродным Богом из ничего Принцип эманации, развертывания мира из Бога
Свойства мира Мир конечен в пространстве и времени Мир бесконечен в пространстве и времени

Таблица 8. ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ИХ ТРУДЫ

ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТАБЛИЦА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ И.КАНТА

ТАБЛИЦА 14. И.КАНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

СРАВНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
Предмет Природа Нравственность
Основа Мышление Воля
Взгляд на человека Вводит человека в феноменальный мир природы: человек как природное существо подчинен необходимости Вводит человека в умопостигаемый мир свободы: человек как нравственное существо свободен и способен к выбору

Таблица 15. Г-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА

Таблица 16. Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЬ: ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

При этом синтезис (колос) в снятом виде вбирает в себя и тезис (зерно), и антитезис (стебель).

Таблица 17. ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ И Л.ФЕЙЕРБАХА

Таблица 18. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Л.ФЕЙЕРБАХА И К.МАРКСА

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

СУБСТАНЦИЯ – МАТЕРИЯ – ДЕТЕРМИНИЗМ

Таблица 1. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ

УЧЕНИЕ ИДЕЯ РАЗНОВИДНОСТИ ИДЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Монизм Существует только одна субстанция, образующая основу бытия мира Материалистический Эта субстанция есть материя Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Т.Гоббс, Б.Спиноза,Ф.Энгельс
Идеалистический Эта субстанция есть сознание, дух Августин, Фома Аквинский, Г.Гегель
Диалектический Эта субстанция находится в движении, изменении, развитии Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс
Метафизический Эта субстанция неподвижна и неизменна Б.Спиноза, Л.Фейербах
Дуализм Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух Онтологический Исходит из противопоставления этих двух субстанций Р.Декарт
Гносеологический Исходит их противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту Д.Юм, И.Кант
Плюрализм Существует множествонезависимых друг от другасубстанций, образующих основу бытия мира Материалистический Эти субстанции являются материальными Эмпедокл
Идеалистический Эти субстанции являются духовными Г.Лейбниц

Таблица 2. ПЕРЕХОД ОТ ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНОГО ПОНИМАНИЯ МАТЕРИИ

К ФИЛОСОФСКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ

СРАВНЕНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Физические свойства материи Материя есть вещество Открыто поле как невещественная форма материи
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы Открытие микромира и обнаружение частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра
Атомы неизменны Атомы изменяются (открытие явления радиоактивности)
Материя непроницаема Материя проницаема (открытие рентгеновского излучения)
Масса тела – величина постоянная Масса тела – это величина переменная и зависит от скорости его движения (идея теории относительности)
Взгляд на мир Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира
Абсолютность пространства и времени Относительность пространства и времени
Механистический детерминизм Вероятностный детерминизм
Материя исчерпаема и сводится к конкретным состояниям и формам Материя неисчерпаема и не сводится к конкретным состояниям и формам

Таблица 3. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Таблица 4. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ И ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

СРАВНЕНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Характер детерминации Детерминизм отождествляется с отношением причинности Признает наличие соотношений, не имеющих прямого причинного характера
Степень однозначности причинения Зная состояние объекта в данный момент, можно определить любое его состояние в прошлом и будущем Состояния объекта имеют вероятностный характер и поэтому однозначно их предсказать невозможно
Отношение к случайности Преувеличение роли необходимости, отрицание случайности в природе Признает большую роль случайности в природных процессах
Законы Динамические: имеют характер однозначной детерминации и абстрагированы от учета случайных факторов Статистические: имеют характер вероятностной детерминации и учитывают действие случайных факторов

ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

Таблица 5. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ

СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА ТИП ОТРАЖЕНИЯ НОСИТЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ ПРИМЕРЫ
Неживая природа По форме движения: Механическое Любой объект Снег и ботинок Ручка и лист бумаги
Физическое Атом Испускание ядром атома частиц
Химическое Молекула Окрашивание ткани
По характеру отражения: Контактное – непосредственное взаимодействие Любой объект Отскок мяча от стены
Дистантное – опосредованное взаимодействие Любой объект Соударения трех бильярдных шаров
Живая природа Раздражимость Растения Реакция на свет
Простейшие Огибание препятствия
Элементарная чувствительность нервной ткани Насекомые, черви, моллюски и др. Организм реагирует на изменение параметров окружающей среды
Психика животных Животные, в особенности, высшие Зачатки интеллекта, способность к научению и решению простых логических задач
Общество Сознание Человек Чувственные и абстрактные идеальные образы и т.д.

ПОЗНАНИЕ

Таблица 6. НАУКА И РЕЛИГИЯ

СРАВНЕНИЕ НАУКА РЕЛИГИЯ
Цель Теоретическое объяснение мира: раскрытие возникновения, структуры, причинно-следственных связей и объективных закономерностей Постижение смысла бытия мира, ответ на вопрос, зачем мир существует, ориентируется на осмысление внутреннего духовно-нравственного опыта личности
Возникновение мира Мир возник в силу естественных причин, доступных познанию Креационистская доктрина: мир сотворен, творение – это тайна, чудо
Основание В основе научной картины мира лежит либо одна фундаментальная теория, либо группа теорий Религиозная картина мира опирается на догматы, не подлежащие эмпирической проверке и рациональному обоснованию
Что отражает Реальное, естественное Сверхъестественное, трансцендентное, его связь с естественным, посюсторонним
Разум и вера Опирается на разум, логику и доказательство Опирается на веру в сверхъестественное, его неограниченные возможности
Ценность Объективное знание о мире Духовный опыт личности
Познание Процесс получения объективного знания о мире, содержит истины относительные и абсолютные Опирается на получение сверхъестественного знания в откровении, претендует на обладание абсолютной истиной
Динамика Находится в постоянном развитии, принципиально не завершена, происходит смена картин мира Остается незыблемой в своих догматах, которые не могут быть поставлены под сомнение, не подлежат суду разума
Взгляд на человека Человек – это объект среди других объектов Человек – это образ и подобие Бога, высшая реальность земного бытия
Регуляция поведения Знание объективных законов природы не требует от человека придерживаться определенной модели поведения Содержит моральные заповеди, предписывающие определенную модель поведения, регламентирует все стороны жизни и деятельности человека
Характер Принципы научного познания универсальны для всех ученых Пронизана культурными традициями различных народов
Проверка Научные знания проверяемы Религиозные убеждения не проверяемы
Доступность Наука как сознание индивидуально-теоретическое, доступна немногим Имеет массовый характер и поэтому доступна всем

Таблица 7. НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

СРАВНЕНИЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Основа Понятия Художественные образы
Абстрактность Научные понятия абстрактны и обобщенны Художественные образы являются типическими, но чувственно-конкретными
Характер Вырабатывает объективное знание о действительности Творец отражает объективный мир, но через призму субъективного восприятия
Рациональность Опирается только на обоснованные разумом принципы и методы, имеет логический характер Является в значительной степени алогичным и иррациональным

Таблица 8. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

ТИП ПОЗНАНИЯ ЕГО ФОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Чувственное познание Ощущение Конкретно-чувственный образ, отражающий какое-либо одно свойство предмета, является составной частью восприятия как более сложного образа
Восприятие Конкретно-чувственный образ, отражающий сумму свойств предмета, является синтезом ощущений и без них не существует
Представление Чувственный образ, возникающий на основе памяти и воображения без непосредственного взаимодействия субъекта с предметом в данный момент
Рациональное познание Понятие Форма абстрактного мышления, являющаяся результатом обобщения, выделения совокупности общих признаков класса объектов
Суждение Форма абстрактного мышления, когда с помощью связи понятий что-то утверждается или отрицается; не ведет к получению нового знания
Умозаключение Форма абстрактного мышления, в которой в ходе рассуждения логически выводится новое суждение; ведет к получению нового знания

Таблица 9. КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ

КОНЦЕПЦИЯ ТРАКТОВКА ИСТИНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Классическая (корреспондентская) Соответствие знаний объективной действительности Аристотель
Метафизическая Вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов Платон, Августин
Субъективистская То, что каждый человек считает истинным для себя Софисты
Конвенционалистская Результат договора, соглашения между людьми А.Пуанкаре
Субъективно-идеалистическая Это соответствие мышления ощущениям субъекта; наиболее простая взаимосогласованность ощущений Д.Юм, Б.Рассел; Э.Мах, Р.Авенариус
Когерентная Согласие мышления с самим собой, взаимное соответствие идей друг другу Р.Декарт
Марксистская Объективное и достоверное знание, обусловленное уровнем развития практики К.Маркс, Ф.Энгельс
Прагматистская То, что полезно и позволяет добиться успеха в конкретной ситуации Ч.Пирс и др.
Неопозитивистская Согласованность положений науки с чувственным опытом М.Шлик и др.
Экзистенциалистская Особая форма психологического состояния личности Ж.-П.Сартр

Таблица 10. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

СРАВНЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Цель Сбор фактов, в которых фиксируются количественные и качественные характеристики объектов Абстрактно-теоретическое объяснение фактов и обнаружение на этой основе объективных законов
Способ получения знания Опыт (эксперимент) Абстрактное мышление
Связь с действительностью Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта Опосредованное эмпирически взаимодействие субъекта и объекта
Глубина познания Ограничен сферой явлений – видимого, кажущегося Ориентирован на движение от явления к сущности изучаемого
Степень абстракции Имеет дело с конкретным чувственным материалом Создаются гипотезы, абстрактные, идеализированные модели, теории
Законы Устанавливаются эмпирические законы, фиксирующие устойчивую повторяемость явлений в опыте Формулируются теоретические законы, объясняющие, почему наблюдаемые явления повторяются
Методы познания Существуют методы, применяемые только на эмпирическом уровне Существуют методы, применяемые только на теоретическом уровне

ЧЕЛОВЕК – ЦЕННОСТИ – ОБЩЕСТВО

Таблица 11. ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
Форма отражения Психика Сознание
Мышление У высших животных имеются зачатки интеллекта Абстрактное мышление
Производство Ничего не производит Производит в труде материальные и духовные блага
Способность к творчеству Не способно к созданию нового Способен к созданию принципиально нового, не бывшего ранее
Характер активности Активность как способность совершать определенные действия Деятельность как целенаправленная активность
Коммуникация Язык тела, нет речи Язык в речевой форме
Ценности Нет оценочного отношения к миру и другим особям Вырабатывает систему ценностей, оценивает мир, себя, других людей
Регуляция поведения Инстинкты Ценности и нормы культуры
Отношение к среде Приспособление, отношение к действительности обусловлено биологически, телесной организацией, которую животному не преодолеть Преобразование, отношение к действительности обусловлено знаниями и умениями, преодолевающими биологическую ограниченность
Самосознание Не обладает самосознанием, не выделяет себя из окружающей среды Обладает самосознанием, выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя ему (отношение субъект – объект)

Таблица 12. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ

Таблица 13. КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

Они свойственны определенным культурно-историческим типам (Н.Данилевский), локальным культурам (О.Шпенглер), локальным цивилизациям (А.Тойнби), культурным суперсистемам (П.Сорокин).

Таблица 14. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Таблица 15. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Примеры похожих учебных работ

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

Человек как центральная проблема философии

. мире. Особенно ярко этот подход выражается в религиозно-философских учениях. Согласно христианству, человек . человека Антропология и философия занимаются проблемой происхождения человека (антропогенез – это процесс происхождения человека). .

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

. характер логического вывода. Антропологизм (от греч.antropos– человек,logos- учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека .

Философия 97

Философия 98

. и методы философии. Разделы философии: Онтология – учение об основных формах бытия, наиболее общих законах, их существование. Гносеология – учение о познании, методах исследования, истинности знаний. Философская антропология – учение о человеке, его .

Философия 87

. изменениями во всех сферах бытия и, прежде всего, в духовной и социальной жизни. Нарастала дисгармония, как во внутреннем мире человека, так и между миром и человеком: силы природы оставались .


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (8):

Философия возрождения..doc

^ Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное.


Таблица 5. Философия XX века


Таблица 6. Философия о человеке


Таблица 7. Философия об обществе


Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности


Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте


Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре


Таблица 11. Три концепции чувственного познания


Таблица 12. Что такое рациональное познание?


Таблица 13. Три современные концепции истины


Таблица 14. Что такое истина?


Таблица 15. Уровни научного исследования


Таблица 16. Три теоретических метода


Таблица 17. Философия языка


Таблица 18. Философия техники


Таблица 19. Философия природы


Таблица 20. Второй (неприродный) пол


Таблица 21. Две интерпретации образования


II. Вексельный курс

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

1. Введение в курс логики

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Раздел 2 Систематический курс философии

Раздел 2 Систематический курс философии Философия человекаФилософия обществаФилософия историиФилософия как аксиологияФилософия познания и наукиФилософия языкаФилософия техникиФилософия природыФилософия второго полаФилософия

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала — о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

Приложение. Задача эстетики и философии религии

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Читайте также: