Краткое содержание 10 параграфа по истории 7 класс торкунова опричнина

Обновлено: 05.07.2024

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Какими правами и привилегиями обладали бояре в начале правления Ивана IV?

Бояре в начале правления Ивана IV обладали широкими правами и привилегиями. Их хозяйства не облагались государственными налогами, они получали земли за государственную службу. Наиболее знатные входили в состав Боярской думы.

Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период?

В ряде стран Западной Европы, как и в России существовала абсолютная монархия, как система государственного управления, например, во Франции, Испании, Германии.

Александрова слобода. С помощью Интернета выясните, как сейчас называется этот город.

Когда началось становление крепостного права в России? Что такое заповедные лета?

Закрепощение крестьян впервые получило юридическую поддержку с выходом Судебника Ивана III в 1497 году. При Иване IV процесс закрепощения крестьян получил новый импульс. В 1581 году при переписи земель были введены заповедные лета, отменяющие право крестьян уходить из вотчин и поместий в Юрьев день.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?

Нужно быть врачом, чтобы говорить о возможных последствиях болезни и влияния ее на изменение личности человека. Однако, мы можем говорить о влиянии на изменение поведения царя событий, которые имели место во время его болезни. Действительно, во время своей болезни Иван IV столкнулся с фактическим неповиновением членов Избранной рады воле государя, когда бояре всячески старались изменить решение Ивана IV оставить наследником престола младенца-сына Дмитрия и предпочли видеть на престоле двоюродного брата царя, удельного князя Владимира Старицкого. С детства воспитанный в среде насилия и предательства Иван IV воспринял позицию ближайших советников как измену и начал гонение на бывших соратников.

2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?

Считается, что причинами разрыва царя со своими сподвижниками были различия в видении хода проведения реформ, колебания членов Избранной рады при исполнении воли царя присягнуть младенцу-царевичу и подозрения в причастности бояр к смерти жены царя Анастасии Романовны. Иван IV легко поверил всем слухам о предательстве Избранной рады, поскольку уже и сам тяготился опекой своих соратников. На фоне возможной нездоровой психики, все наветы нашли подготовленную почву. Кроме того, Избранная рада выступила против начала военной кампании в Ливонии.

3. В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?

Принципиальным разногласием членов Избранной рады и царя было лишь одно. Бояре хотели оказывать влияние на царя через свои советы, а Иван IV стремился к единоличному правлению. Все остальные разногласия могли быть разрешены и другими средствами. Формально, причиной падения Избранной рады стало разногласие при начале Ливонской войны.

4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?

В состав опричнины вошли самые богатые области государства: часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома, Великий Устюг, Архангельск и Холмогоры, Пинега и Олема, Белоозеро, Череповец, Новгород, Соль-Камская и Кергедан. Иван IV разделил государство на опричнину – земли, взятые в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре.

6. Каковы основные итоги опричнины?

В результате опричнины русские войска потерпели поражение в войне с Литвой и Швецией и потеряли ряд русских земель. Из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву в 1571 году. Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина). Разорение и террор опричных лет стали одними из главных причин глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника — привела русское государство к трагическим событиям Смутного времени: голоду, неурожаю, появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства.

Рассмотрим карту на странице 6-7 атласа.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 10

1. На карте покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях.

В состав опричнины вошли самые богатые области государства (очерчены синей линией): часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома, Великий Устюг, Архангельск и Холмогоры, Пинега и Олема, Белоозеро, Череповец, Новгород, Соль-Камская и Кергедан.

2. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.

В состав опричнины попали земли Северо-Запада России, имеющие большой торговый потенциал, и плодородные земли центральной части России (Владимирские, Суздальские и Можайские земли).

В земли земщины вошли территории малонаселенного Северо-Востока; только что вошедших в состав государства и еще не сильно освоенных Поволжья, Урала и Сибири; центральные области, лежащие на пути набегов войск Крымского ханства; западные земли, граничащие с Литвой.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 10

1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?

Историк В.О.Ключевский оценивает деятельность Ивана Грозного негативно. Он считает бессмысленными перемены, которые царь пытался достичь методами террора. По мнению Ключевского все эти перемены могли быть осуществлены без таких потрясений.

2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.

Я считаю, что историк в своих оценках прав. Возможно, это субъективное мнение, но на мой взгляд террор не может быть средством достижения социально значимых целей. А сама история показывает, что достижения Ивана Грозного в усилении царской власти оказались бессмысленными, поскольку царь не оставил наследников, а упадок страны привел к гражданской войне, вторжению иностранных войск и смутным временам.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. В переписке Ивана IV с князем А. М. Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Князь полагал, что все беды государства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных. С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?

Я не могу согласиться ни с одной точкой зрения. Власть – это умение балансировать на краю между разными мнениями, умение в нужный момент принять единоличное решение, а в другой момент прислушаться к чужому мнению, если оно способно привести к лучшим результатам.

2. Один из видных деятелей Избранной рады А. Ф. Адашев неоднократно высказывался о том, что виновных в преступлениях нужно наказывать, но он же был и противником опричнины. Как вы думаете, что именно — силу или слабость властителя — отражают жестокость, беспощадное истребление истинных и мнимых противников?

Я считаю необходимостью бороться с истинными противниками и слабостью властителя беспощадное истребление мнимых. Умение противостоять реальным угрозам – это искусство настоящего правителя. А стремление обезопасить себя от несуществующих угроз путем устранения возможных причин этих угроз – не более чем маниакальная мнительность, основанная на нездоровой психике. Она демонстрирует боязнь правителя оказаться несостоятельным, если эти угрозы станут реальными. А значит – это слабость.

3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?

Вопрос появления единорога на одном из гербов Ивана IV стоит рассматривать через призму древних христианского святого Писания. Опираясь на Писание образ единорога представлялся символом божественной победы над злом (львом, который считался символом колена Данова, из которого по преданию выйдет антихрист). Традиционный для Руси символ победы над злом – всадник на коне, поражающий копьем змея – не имел какой-либо божественной составляющей. По моему мнению, Иван IV использовал образ единорога на личной печати для того, чтобы показать, что его власть дана Богом. На троне Ивана Грозного можно найти изображения противостояния льва с единорогом. В новом символическом прочтении лев и единорог по краям Государственного двуглавого орла стали означать преемственность Самодержавной власти от Князей Владимирских, чьим гербом являлся золотой лев, и обретение русскими государями нового качества Господом ниспосланной Царской Власти, данной русским Самодержцам через таинство миропомазания, совершенного над Иоанном Грозным в 1547 году. Символом нового государственного и духовного качества и стал единорог.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о А. М. Курбском или А. Ф. Адашеве (по вашему выбору). Напишите (в тетради) биографический портрет о выбранном вами историческом деятеле. Узнайте, что объединяло этих людей, а в чём они были абсолютными противоположностями.

Алексей Федорович Адашев — выходец из богатой, но не родовитой семьи костромских дворян, наживших состояние на торговле солью. Адашевы были дальними родственниками окольничего Захарьина, на дочери которого Анастасии в 1547 году женился Иван IV. Адашев случайно попал в число тех, которых Иван приближал к себе ради забавы. Благодаря уму, блестящим организаторским способностям он вскоре добился исключительного доверия государя, который стал очень зависим от советов молодого дворянина. Став, таким образом, ближайшим советником царя, Алексей Федорович собрал вокруг себя, как сказали бы сейчас, команду единомышленников, стремившихся к созданию мудрого и справедливого порядка в стране, основанного на сотрудничестве власти и народа, то есть всех сословий Московского государства. Так появилась Избранная рада, основателями и идеологами которой стали Адашев и священник Сильвестр.

В своей деятельности в составе Избранной рады Адашев стал автором многих реформ. Он подготовил текст Судебника, сыграл ключевую роль в ограничении местничества, обеспечил военную реорганизацию отрядов пищальников в стрелецкое войско и т.д. В Избранной раде Адашев отвечал за русскую внешнюю политику. Он стремился к сохранению мира и спокойствия на западном порубежье. Адашев также руководил дипломатической подготовкой присоединения к России крупнейших территорий- Казанского и Астраханского ханств. Он даже предложил царю начать политику присоединения Крымского ханства. Однако царь начал Ливонскую войну. Адашев активно подключился к участию в этой войне, безоговорочно выполняя все приказания Грозного, хотя война с Ливонским орденом противоречила политике, которую проводил Адашев. Именно несогласие Адашева и других членов Избранной рады с честолюбивыми желаниями царя, начавшего Ливонскую войну, и послужило формальной причиной падения Избранной рады.

Адашев и Курбский были умными, талантливыми и активными деятелями на службе государя. Курбский был человек разносторонних дарований, образованный, отличавшийся храбростью и мужеством. Но ему были присущи и жестокость, презрение к низшим слоям. Курбский, как и Адашев, выступал за сословное представительство в государственных и местных органах управления, то есть за ограниченную монархию.

Отличаются Адашев и Курбский тем, что Адашев, будучи несогласным с решением Ивана IV начать войну в Ливонии, продолжил службу и выполнял поручения во время Ливонской кампании, а Курбский, лишь только получив известия о начале гонений на Избранную раду, предал царя и бежал во вражеский стан, в последствии даже попытавшись найти идеологическое оправдание своему поступку.

5. Какими были экономические итоги опричнины для развития России?

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 10

6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них согласны? Свой ответ аргументируйте.

Я не могу полностью согласиться ни с одним из приведенных мнений историков. На мой взгляд, террор и массовые убийства никоим образом нельзя оправдывать государственными интересами и задачами централизации власти. Более или менее близка позиция В.Б.Кобрина, но я не считаю, что причиной введения опричнины Иваном Грозным была необходимость ускоренной централизации государства. Нельзя искать социальные причины явлению, которое по своей природе антисоциально. Нельзя также говорить, что Иван IV создал опричнину для борьбы с сословно-родовыми отношениями и перехода к государственным отношениям – в составе опричных войск были представители всех сословий. Я согласен с мнением не приведенного в учебнике историка Л.Н.Гумилева, который считал, что опричнина была создана в припадке сумасшествия Ивана Грозного, а её природа – это антисистемное и антисоциальное мышление людей, получивших право совершать абсолютно все без какой-либо ответственности. Также я согласен с мнением историка В.О.Ключевского (тоже не представлен в перечне мнений), который считал опричнину бессмысленной. Все политические проблемы, стоящие перед Иваном IV, могли быть разрешены и без таких потрясений.

Возможные дополнительные вопросы во время урока

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 10

Итоги опричнины

Социально-экономические

— ослабление влияния титулованного московского боярства, состоявшего из удельных суздальских, ярославских, ростовский, стародубских княжеских фамилий;

— установление верховенства государства над церковью.

Опричнина – политика Ивана Грозного, направленная на:

1) ослабление боярского влияния и усиление самодержавной власти царя (антибоярская политика);

2) уничтожение последних остатков феодальной раздробленности (Новгород).

Особые владения царя

Последствия:

1. Привела к установлению неограниченной самодержавной власти царя.

2. Привела к экономической разрухе и упадку, способствовало установлению крепостного права.

Последствия:

Крестьяне полностью потеряли свободу = установилось крепостное право.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 21 материал

5803950 5790692 5719122 5664396 5600657 5574452 5293974 5282930 5230789 5100209 4984910 4890185 4613302 4570222 4545261 4488827 4439432 4406620 4343795 4191867

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: