Философские школы древнего китая таблица

Обновлено: 06.07.2024

Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому пеpиоду человеческоого существования (пpедположительно его можно датиpовать втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окpужающем его миpе.д

Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

В данной работе рассматривается зарождение и развитие древневосточной философии Китая.

Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.

Пpи написании данного реферата мы ставили перед собой несколько важных задач:

1. ознакомление с основными идеями дpевнекитайской философии;

2. стремление разобраться, в чем же кpоется пpивлекательность и бессмертность этих идей;

3. выяснить, почему они не только не стали чем-то пpошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пpеделы Востока и по сей день.

І. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

1. Особенности развития философии в Китае.

В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа:

1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.

Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем стано­вятся традиционными для всей последующей истории китайской филосо­фии вплоть до новейшего времени.

Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии глав­ного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и ле­гизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия мало­системна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял вы­работку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплоще­ние в развитии основных философских школ.

ІІ. Основные философские школы Древнего Китая.

В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

· конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

· даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

· моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.

· школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

Конфуцианство.

Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поко­лениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными про­блемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют со­бой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследст­вии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, гос­подствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?

Даосизм.

Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодей­ствует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противополож­ностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства. Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.

Моизм.

Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обес­смысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служи­лых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качест­вам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали также критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фети­шизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

Легизм.

По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла зна­чительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государ­ства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государст­венную монополию на разработку естественных богатств и передачу дохо­дов в государственную казну.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 20

Периодизация китайской философии. Таблица

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — VI-III вв. до н. э.

2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД — III в. до н. э. XIX в.

3. НОВЫЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — сер. XIX — 1919 г.

4. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — с 1919 г.

Схема 21

Древняя китайская религиозная и философская литература. Схема

ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

Схема 22

Философские школы Древнего Китая. Схема

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

ОСНОВНЫЕ:

  • Натурфилософская школа (Инь-ян цзя) — Цзоу Янь;
  • Конфуцианство (Кун Фу цзя) — Кун Фу-цзы (Конфуций);
  • Даосизм (Дао дэ цзя) — Лао-цзы;
  • Моизм (Мо цзя) — Мо-цзы;
  • Школа логиков (Мин цзя) — Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
  • Легизм, или школа закона (Фац зя) — Шан Ян, Ли Сы, Хань Фэй-цзы.

МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ:

  • Школа эклектиков (Цза цзя);
  • Школа дипломатов (Цзун хэн цзя);
  • Школа аграрников (Нун цзя);
  • Школа литераторов (Сяо шо цзя).

Таблица 23

Понятия китайской философии. Таблица

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Дао — всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия, начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии.

Дэ — трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию; материальная субстанция; добродетель и способность находить меру (применительно к человеку).

Жэнь — гуманность, милосердие, человечность.

И — чувство долга; долг-справедливость; моральные принципы совершенного человека.

Инь-Ян — в широком смысле противоположные силы, двойственность: тьма-свет, покой-движение, мужское-женское, земное-небесное, смерть-жизнь и т. д.

Ли — ритуал, церемония, этикет, нормы поведения.

Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.

Сяо — этический принцип конфуцианства — сыновняя почтительность и почитание старшего брата.

Тянь — Небо как некая высшая божественная сила.

У син — пять первоэлементов мироздания (дерево, огонь, земля, металл, вода).

Ци — жизненная энергия, духовная сила, эфир.

Цзюнь-цзы — совершенный, благородный человек; конфуцианский идеал человека.

Схема 24

Постклассическая китайская философия. Схема

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (III В. ДО Н. Э. — XIX В.)

КОНФУЦИАНСТВО:

  • Реалистическая линия развития (Сюань — Цзы) → Школа старых текстов (Ян Сюн, Ван Чун);
  • Идеалистическая линия развития → Школа новых текстов (Дун Чжун-Шу).

ДАОСИЗМ:

Дао цзяо (религиозный даосизм);

Дао цзя (философский даосизм):

БУДДИЗМ:

НЕОКОНФУЦИАНСТВО (исходит из КОНФУЦИАНСТВА и БУДДИЗМА):

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Основные философские школы Древнего Китая

Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

Статьи по теме

Философские школы Древнего Китая

Презентация: Искусство Древнего мира

Автор данной презентации знакомит аудиторию с объектами различных видов искусства, созданных людьми Древнего мира. На слайдах презентации представлены фотографии изделий из металлов, глины, дерева и камня, возраст которых достигает более двух с

Некоторые важные понятия философии Древнего Китая

Презентация: Чему учил китайский мудрец Конфуций

Презентация подготовлена для проведения урока истории Древнего мира в пятых классах. Автор презентации рассказывает учащимся о достижениях китайской культуры, которая, возможно, оказала влияние на Западную Азию и Европу. Первая часть презентации

Эпоха Чжаньго (период Сражающихся царств, 475-221 до н.э.) считается временем расцвета древнекитайской философии, творчества различных мыслителей, появления направлений и школ, которые определили ход китайской мысли на столетия вперед и характер дальневосточной цивилизации в целом. Это время жизни Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мо-цзы и многих других философов, чьи имена широко известны не только в Китае, но и за его пределами.

Книжник, Китай

Книжник. Реконструкция. Императорская академия и храм Конфуция, Пекин

Соперничество ста школ

Шесть школ древнекитайской философии:

  1. Школа служилых (жу цзя 儒家)
  2. Школа дао (дао цзя 道家)
  3. Школа философа Мо Ди (мо цзя 墨家)
  4. Школа имен (мин цзя 名家)
  5. Школа натурфилософов (инь ян цзя 阴阳家)
  6. Школа легистов (фа цзя 法家)

Школа служилых, или конфуцианство

Подробнее о конфуцианстве:

Школа Дао, или даосизм

Школа философа Мо Ди, или моизм

[2] Моисты полагали, что плакать по покойнику нужно только по дороге на кладбище и по дороге с похорон.

Школа имен, или номиналисты

Школа натурфилософов

Легисты, или школа законников

[1] Сыма Цянь критикует легистское учение о верховенстве закона, полагая, что в нем отсутствует милосердие.

[2] Здесь подразумеваются легистские мыслители Шан Ян (390-338 до н.э.) и Хань Фэй (прибл. 325-250 до н.э.).

Академия Цзися

Большую роль в истории древнекитайской философии сыграла академия Цзися 稷下学宫 Цзи ся сюэ гун, основанная в 318 году до н.э. в столице царства Ци — Линьцзы (в настоящее время — район Линьцзи городского округа Цзыбо, провинция Шаньдун). В то время это был богатый город с населением около 300 тысяч человек, а царство Ци — одним из самых могущественных в эпоху Чжоу.

В работе академии, просуществовавшей более 100 лет, принимали участие представители всех философских школ Древнего Китая, за исключением моистов.

Здесь ученые-книжники оттачивали свое мастерство, полемизируя друг с другом и уточняя теоретические основы своих учений. Благодаря этому элементы разных учений переплетались, проникали друг в друга. Появилось и собственное, преимущественно даосское, учение Цзися.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Первичное представление удалось составить обо всех школах, кроме номиналистов. Относительно их пока увидел только загадочные софизмы, смысл которых совершенно непостижим для меня.

А это и есть софистика. Как в Древней Греции апории Зенона. Показать, что слова — это одно, а реальность — совсем другое.

Любят люди играть словами 🙂 А потом потомки выискивают глубокий смысл 🙂

На мой взгляд, исследователь вообще не имеет права давать своё оценочное суждение, причем такого рода. Да, это перенос западных идей XX века на китайскую почву, совсем в другие условия. Да и Циньский Китай не был тоталитарным государством в нашем понимании.

Читайте также: