Философская школа аристотеля представители
Обновлено: 07.07.2024
Хронологически различают два больших периода в существовании школы:
1) 4–1 вв. до н.э.;
2) 1 в. до н.э. – 3 вв. н.э.
Первый период связан с историей существования школы во времена Аристотеля и Теофраста и последующим упадком школьной жизни, связанным во многом с утратой школой аристотелевской библиотеки; второй период связан с возрождением аристотелизма, изданием корпуса аристотелевских сочинений и становлением комментаторской традиции.
Схолархи Перипатетической школы 1-го периода: Аристотель (334–322); Теофраст (322–286); Стратон из Лампсака (286–268); далее школу возглавляли последовательно Ликон из Троады; Аристон с Кеоса, Критолай, Диодор из Тира и Эримней. Непосредственными учениками Аристотеля были Теофраст и Евдем, Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен; к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4–3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан; к 3 в. – Иероним из Родоса; ок. 200 – Гермипп, 2 в. – Сотион. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4–2 вв. (кроме Теофраста) изданы Ф.Верли: Die Schule des Aristoteles. Texte und Komm., hrsg. V. F. Wehrli, Bd. 1–10, Basel – Stuttg., 1967–1969; Suppl., Bd. 1–2, 1974–1978.
Традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. С его схолархата удобно начать отсчет принципиально нового периода существования школы, связанный с новым прочтением и комментированием сочинений Аристотеля. Первые комментарии к Категориям написал сам Андроник. Наиболее значительные авторы периода: Аристон Александрийский, Боэт Сидонский, Ксенарх, Аспасий, Александр из Дамаска, Аристокл, Сосиген, Аристотель из Митилены, Александр Афродисийский. Сочинения большинства из них, за исключением Аспасия и Александра Афродисийского, сохранились, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н.э. – Александр Афродисийский. Перипатетики к концу 2 в. успели прокомментировать почти весь корпус аристотелевских сочинений, одними из последних появились комментарии к Метафизике и О душе. Дальнейшая судьба перипатетической культуры мысли и комментария связана с ее востребованностью в неоплатонизме (см. также СИМПЛИКИЙ).
Аристотель(384 — 322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Философию Аристотель делил на три вида:
• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");
• практическую — о деятельности человека, устройстве государства;
• поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики — протяженность, покой, движение и др. Носителем сознания по Аристотелю является душа
Философ выделяет три уровня души:
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
• отличается от животных наличием мышления и разума;
• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны-
ми (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество — потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
• политая (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеляв том, что он:
• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";
• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
• определил сущность материи;
• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;
• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более" посылок заключения).
Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Все об Аристотеле, что известно нашей истории, возводит его в ранг величайших мыслителей своего времени. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.
Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике. Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.
Amicus Plato , sed magis arnica Veritas
Платон мне друг, но истина дороже
В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.
Философская школа Аристотеля
- философия
- риторика
- история
- астрономия
- география
- политика
- социология
- онтология
- логика
- физика.
Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).
После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.
Философское учение Аристотеля
Аристотель дает следующую классификацию наук:
Четыре причины:
- Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
- Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
- Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
- Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.
Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.
Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.
Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.
Итак, частей изначально было выделено девять:
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Обладание
- Положение
- Время
- Действие
- Страдание.
Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.
Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:
- Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
- Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.
Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.
Бог как перводвигатель
По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.
Идея души
Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.
Теория познания и логика
Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.
Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.
Законы логики Аристотеля:
- Закон тождества
- Закон противоречия
- Закон исключенного третьего
На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.
Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях
Аристотель создал свою школу, в которой учился даже Александр Македонский. В этой части узнаем об устройстве школы и о наследии философа.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Садимся за парты, берем листочки и пишем число. Хотя, стоп — в школе Аристотеля все было совсем не так, как мы привыкли.
📚 Аристотель был одним из лучших учеников Платона, но, умирая, учитель не оставил ему свою школу — Академию.
🤓 Поэтому философу пришлось основать свою — школа Аристотеля называлась ликей или перипатетическая школа. Ее учеников называли перипатетиками.
🚶🏽♂️ Перипатетик — это тот, кто прохаживается. Школа получила свое название благодаря тому, что Аристотель читал свои лекции, прохаживаясь возле школы.
📃 Аристотель — единственный учитель своей школы. Его взрослые ученики слушали и конспектировали лекции.
🌟 Самые выдающиеся ученики Аристотеля — основатель ботаники Теофраст и Александр Македонский, полностью изменивший облик Древней Греции и создавший мировую державу.
Влияние Аристотеля вышло далеко за географические и хронологические границы Древней Греции.
✝️ Фома Аквинский — отражение Аристотеля в средневековой философии. Обоих мыслителей объединяет системный подход и обширный корпус текстов. А еще Фома Аквинский развивал идеи вечного перводвигателя в доказательствах бытия Бога.
☪️ Философия Аристотеля перенеслась на Восток и получила новое развитие благодаря исламской философии. Это направление называется Восточный аристотелизм или перипатетизм.
🕌 Философы Ибн Рушд, Авиценна, Аль-Фараби переводили трактаты Аристотеля на арабский язык и заимствовали его идеи систематизации, вечного перводвигателя, некоторых категорий и золотой середины для добродетелей.
Повторим главные термины, которые встречались нам в этом уроке 👇
Агора — площадь в древнегреческих полисах, место общегражданских собраний.
Логика — учение о том, как мыслить правильно.
Метек — неполноправный гражданин в Древней Греции.
Мимесис — подражание.
Перипатетики — ученики школы Аристотеля, имя получили потому, что прогуливались, слушая лекции учителя.
Полития — форма правления, близкая к умеренной демократии, в основе которой — подчинение закону и ориентация на общее благо.
Силлогизм — конструкция, в которой соблюдены законы логики.
Топос — собственное для каждой вещи место, к которому она стремится.
Этика — дисциплина о добре и зле.
Этос — образ человека с совокупностью поступков и ценностей.
Эвдемонизм — учение о стремлении к счастью.
И повторим все, что узнали об Аристотеле 👇
🥇Аристотель был одним из лучших учеников Платона, но был во многом с ним несогласен.
🗃 Одной из главных заслуг Аристотеля является его системный подход: именно он заложил разделение философии на дисциплины, благодаря чему она приобрела научный характер.
♟ Аристотель — основоположник логики и изобретатель эвдемонизма. Он вводит в употребление такие слова и понятия, как этика, энергия, мимесис.
📚 Он совершил открытия в самых разных сферах человеческой мысли и описал их в своих трактах.
Курс из 5 лекций о том, что свобода значит для философов разных эпох и для каждого из нас. Курс даст ключ к пониманию множества тем: от политики до психологии. Взглянем на хиты мировой литературы и кинематографа сквозь призму философии.
Читайте также: