Американский психопат краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Содержание

Сюжет

В романе Бэйтмен детально описывает, как он пытает и убивает своих жертв, среди которых:

В убийствах Бэйтмена нет никакой системы или плана. Он просто пытает и убивает людей самыми различными способами с использованием пистолетов, ножей, электроинструментов и живых крыс. Интересно, по какому признаку можно определить персонажей, которых Бэйтмен не пытается убить. Это его секретарь Джин, невеста Эвелин Уильямс и гей Луис Каррутерс. Возможно, он не хочет этого делать потому, что все они испытывают к нему нежные чувства (есть сомнения насчет невесты).

Жадность, зависть и ненависть — вот главные чувства Бэйтмена наряду с яростью и садистским удовольствием от насилия. Он проявляет слабые признаки человечности, когда рассуждает о романтической любви и ее выражении в музыке. Он обладает весьма специфическим чувством юмора и не раз по ходу романа иронизирует по поводу ничтожности и пустоты своего существования. К концу романа показывается, что даже убийства уже не могут вызвать у Бэйтмена никаких эмоций.

Личность Бэйтмена

На поверхности Бэйтмен представляет собой образчик успешного бизнесмена. Он образован, богат, происходит из известной семьи, имеет высокооплачиваемую работу, живет в престижном жилом комплексе, пользуется успехом у женщин, следит за процессами в развитии культурной жизни. В общем, кажется воспитанным, умным, респектабельным молодым человеком. В полной противоположности с этим находится его альтер-эго: убийца, садист-мучитель, изощренный насильник, каннибал и некрофил.

Бэйтмен чрезвычайно усердно следит за тенденциями в области моды и престижного потребления. Он в утомительных подробностях описывает свои и чужие личные вещи, вплоть до мелочей, таких, как ручки и носки. В такой же манере он описывает гардеробы и аксессуары, указывая материал, имя дизайнера и магазин, в котором вещь была приобретена (при этом он очень редко упоминает цвет или фасон). По ходу романа Бэйтмен постоянно дает друзьям советы по поводу выбора минеральной воды, ремня, фасона карманов, галстучного узла и т. д.

Бэйтмен весьма странно заботится о своем здоровье. Он яростный противник курения, постоянно посещает спортзал; и в то же время злоупотребляет алкоголем и наркотиками. То же относится и к его друзьям. Бэйтмен придерживается такой стратегии исключительно ради внешнего эффекта: прекращение занятий на тренажерах приведет к ожирению, а от курящих исходит неприятный запах, в то время как употребление кокаина не оставляет заметных внешних следов. В романе немало места уделяется описанию попыток Бэйтмена достать наркотики, однако это не мешает ему лицемерно упрекать брата Шона за пристрастие к ним.

Бэйтмен — большой меломан, но ненавидит рэп из расистских соображений. В частности, некоторые главы целиком посвящены описанию творчества Genesis, Huey Lewis and The News и Уитни Хьюстон. Любимая группа Бэйтмена — Talking Heads.

Темы и символы

Роман содержит много элементов фантазии, поэтому трудно определить, где автор имел в виду реальные события, а где вымысел Бэйтмена. В какой пропорции находится соотношение реальности и вымысла — это остается популярной темой для обсуждения среди читателей.

Главный вопрос — почему Бэйтмен ни разу не был арестован, хотя находился на подозрении у весьма способного следователя. Не разъясняется, почему полиция не может изловить Бэйтмена — возможно, они некомпетентны, или наплевательски относятся к работе, или просто слишком заняты (в Нью-Йорке очень высокий уровень преступности).

На Хэллоуин Бэйтмен наряжется убийцей, приходит в костюме, запачканном настоящей кровью, и вставляет в петлю для пуговицы кость одной из жертв. Его горничная постоянно убирает за ним и при этом не задает вопросов, так же без вопросов его окровавленную одежду принимают в китайской прачечной. Даже невеста Бэйтмена ничего не подозревает.

Двойственность жизни Бэйтмена проявляется и в отношении к нему других людей. На публике он обличает социальную сегрегацию, потребительство, насилие, экономическое неравенство и расовую дискриминацию. Многие женщины находят его весьма привлекательным. Сущность характера Бэйтмена в этом чудовищном двуличии — хорошеньком образе для других и самовосприятии совершенно обратном, исключительно в черных красках.

Ирония ситуации состоит и в том, что, хотя персонажи усиленно стараются подчеркнуть свою индивидуальность всеми возможными способами, они в итоге все равно остаются похожими друг на друга, что ведет к постоянной путанице и неузнаванию. Пол Оуэн до последнего принимает Бэйтмена за Маркуса Халберстама, даже когда Бэйтмен уже принимается пытать его и убивает.

Интересные факты

Литература

  • Эллис Б. И. Американский психопат. — М.: Адаптек / T-ough press, 2003. — 544 с. — (Overdrive). ISBN 5-93827-004-9

Ссылки

Меньше, чем ноль (1985) · Правила секса (1987) · Американский психопат (1991) · Гламорама (1998) · Лунный парк (2005) · Imperial Bedrooms (2010)

Меньше, чем ноль (1987) · Американский психопат (2000) · Правила секса (2002) · Glitterati (2004) · Информаторы (2009)

Американский психопат

Пост навеян прочтением романа Брета Истона Эллиса "Американский психопат" ( Bret Easton Ellis " American Psycho " ) о Патрике Бейтмене, респектабельном успешном молодом человеке, являющимся жестоким убийцей с очень серьезными отклонениями психики.

Краткое содержание романа Брета Истона Эллиса "Американский психопат"

Действие романа "Американский психопат" происходит в Америке конца 1980-х годов. Главный герой - хорошо образованный богатый молодой человек, занимающий высокую должность. Патрик Бейтмен (так зовут главного героя) занимается спортом, следит за собой, безукоризненно одевается, посещает модные заведения и внешне мало чем отличается от людей из его круга успешных амбициозных молодых людей. Но отличие все же есть -

Патрик серийный маньяк-убийца, который убивает случайных и старых знакомых, проституток, нищих, конкурентов, детей, животных и т.п. Убивает без особого на то повода.

У Патрика есть невеста, которую он не любит, и которая не питает к нему нежных чувств, но очень хочет выйти замуж, так как ей нравятся внешние атрибуты, сопровождающие свадьбу. Еще у Патрика есть множество любовниц, часть которых он тоже жестоко убивает. Есть у него также куча друзей и знакомых, которые ведут такой же образ жизни, как он (они не убийцы).

С течением времени Патрик убивает все больше и все изощреннее, под конец даже не понятно, является ли все реальным или вымышленным. Несмотря на то, что Патрик не сильно заметает следы, он всегда остается вне подозрений, так как все общество пронизано двойной моралью: благополучной внешней и безразличной внутренней: друзья и знакомые не сильно обеспокоены бесследным исчезновением людей, горничная Патрика убирает квартиру, не задавая вопросов, прачечная стирает его окровавленную одежду, знакомые никак не реагируют на его признания в преступлениях, считая его эксцентричным молодым человеком с своеобразным чувством юмора.

Смысл
Вероятно, роман Брета Эллиса "Американский психопат" показывает нам деградацию американского общества конца 80-х годов. Патрик Бейтмен - это гиперболизированный его (общества) представитель, который внешне абсолютно вписывается в принятые правила поведения, а внутри является совершенно противоположным внешнему: он расист, ненавидит людей другой национальности, нищих, проституток, гомосексуалистов и т.п. Соответственно, такая двуличность не только не обнаруживается, но и в общем-то присуща в той ли иной степени всему описываемому обществу.

Вывод
Книга содержит ненормативную лексику и описание сцен жестокости (убийств в том числе). Кроме этого достаточно нудно описываются в подробностях детали одежды героев романа "Американский психопат", есть большие отступления от повествования, которые автор отводит описанию музыкальных альбомов, популярных в то время. В общем и целом книга не понравилась. Читать не рекомендую.

Главный герой романа Брета Истона Эллиса – типичный яппи, живое воплощение этой мечты, у которого есть все, что считается мерилом успеха – деньги, красивые подружки, отличный вкус, соответствующий времени, прекрасная работа. С точки зрения его, так называемых друзей и коллег он – приемлемый элемент общества, рьяно исполняющий нужные функции. А поскольку герой умело носит маску “идеального гражданина”, то никто не замечает, и не желает замечать, его внутреннюю нестабильность психики и яростные крики души, которые перевоплощаются в убийства.

В какой-то степени «Американский психопат” книга о том состоянии человека, которое наступает после исполнения всех мечтаний и желаний. Патрик Бэйтмен добился всего, что считалось необходимым для респектабельного члена общества, дошел до предела материального и физического совершенства. Но пока он достигал этой черты, в нем погибли практически все человеческие чувства и эмоции. Он идет по жизни равнодушно, разыскивая лишь новые способы заставить себя что-то почувствовать. В этом плане он наркоман, который ищет все более сильную дозу нового наркотика. Его истинную сущность заставлять раскрыться разве что алкоголь, кокаин, секс и убийства. По большому счету он и превратился в маньяка только для того, чтобы как-то разбудить свои остывшие чувства. Но так же, как и в случае со всеми предыдущими удовольствиями, убийства однажды перестают дарить ему нужные ощущения, и его “забавы” начинают приобретать все более и более извращенный характер. Все это происходит не потому, что Бэйтмену просто нравится это делать, или потому что он душевнобольной маньяк. Просто для того, чтобы заставить себя ощутить себя живым, ему нужно опускаться все ниже и ниже. При этом Бэйтмен прекрасно осознает степень разложения своей личности, но считает, что поскольку дороги назад нет, то нет и предела, до которого можно опуститься. Пока ты что-то чувствуешь — ты вправе этим заниматься.

Если судить по степени человечности, то в главном герое осталась лишь одна черта, напоминающая о том, что он когда-то был чуть более живым, чем сейчас. Бэйтмен, находясь в постоянных поисках новых удовольствий, смертельно боится потерять статус в обществе или постареть. Однако страх здесь лишь подчеркивает безликость главного героя – Патрик боится этого, потому что все этого боятся. На самом деле, единственной вещью, заставляющей его выйти из рамок “идеального представителя общества” является любовь к музыке. Сцены зверской расправы вполне могут соседствовать с рассуждениями о мотивах одиночества в альбоме такой-то группы, и если со временем Бэйтмен начинает терять ощущения и от убийства, то о музыке он всегда размышляет эмоционально и долго. Автор не стесняется отдавать целые главы на такие рассуждения главного героя, и если поначалу это кажется странным, то потом читатель понимает причину такого большого количества разговоров о музыке. Однако, несмотря на эту человеческую черту, обычная любовь для героя остается непонятным чувством. Правда осознание того факта, что его кто-то любит несколько раз заставляет Бэйтмена остановиться, но это происходит не от большой человечности, а просто потому, что такая эмоция по отношению к нему – это чистый воды шок. Поскольку он не верит в любовь, то его шокирует, что кто-то может кого-то по-настоящему любить.

Еще в какой-то степени, погоня Бэйтмена за удовольствиями, пересекается с постоянным безразличием и равнодушием людей. Так же как и главный герой, многие просто равнодушны к жизни, и “просыпаются” только из-за тех же самых удовольствий, только чуть менее жестоких и извращенных, стараясь при этом не выходить за границы одобренного обществом поведения. На протяжении романа автор не раз иллюстрирует мысль, о том, что положение в обществе обязывает, так сказать, соответствовать своей функции и не выходить за ее рамки. Когда кто-то из героев пытается каким-нибудь образом высказать то, что у него на самом деле на душе – на него смотрят неодобрительно и не понимают. Несколько раз главный герой откровенно признается в том, что он кого-то убил или изнасиловал, но либо его никто не слушает, либо принимают это за шутку. Под конец и сам Патрик уже не очень четко понимает – то ли он действительно убийца, то ли это всего лишь помутнение его психики. И в отличие от одноименного фильма, ответ на этот вопрос, в книге, неоднозначен.

Интересно, что в 2003 году, когда роман только перевели на русский язык, некоторые заявили, что на данный момент он утратил свою актуальность. То есть эти проблемы могли существовать в девяностые, но в поколении нулевых из место заняли другие вещи. Прошло ровно 20 лет, и можно ли говорить о неактуальности романа Эллиса? Критерии, выявляющие “успешного человека” эволюционировали со временем, да, но основные принципы остались неизменными – деньги, погоня за модой, желание стать одной идеальной деталью общества. И если мечты о духовных вещах уступили свое место жажде материального успеха уже тогда, то на данный момент изменились лишь декорации и костюмы – игроки и принципы остались те же.

Американский психопат – это фильм, который является настоящим полиморфизмом кинематографического жанра, другими словами: он может иметь множество форм, которые становятся очевидными только при внимательном просмотре.

Так, обычный зритель при поверхностном просмотре может увидеть только странный в своем гротеске и садизме фильм, смысл которого заключается в извращенной тяге к убийствам и попыткам привлечь зрителя сценами неоправданной жесткости.


Фильм-сюрприз


Самые первые кадры фильма начинаются с капель крови, мерно капающих на фоне титров, таким образом создается впечатление о картине как о фильме ужасов, но уже в следующую секунду мы видим, как те же капли оказываются обычным клюквенным соком и не имеют ничего общего с жесткостью. На такой игре контрастов и держится вся картина, всячески иронизируя над принятыми в обществе стереотипами. Попытки обмануть зрителя принимают форму апофеоза в финале фильма, когда становится и вовсе непонятным, были ли поступки Бэйтмана на самом деле реальны или это просто буйство извращенной фантазии.

Бунт против культуры потребления


Все персонажи картины всячески стремятся изобразить наполненную радостями жизнь привилегированного общества: постоянные вечеринки, употребление наркотиков, посещение салонов красоты. Важно здесь подметить то, что в фильме нет ни одного кадра, где люди действительно работают: они только веселятся, сидят в ресторанах, а все разговоры строятся на обсуждении внешних характеристик других людей. Культ гедонизма и никаких моральных ориентиров. Больше всего в данном плане выделяется главный герой Кристиана Бэйла: на работу он приходит всегда с опозданием, а в офисе занимается только прослушиванием музыки и рисованием в своем блокноте.

При попытках привести в порядок свое тело и как-то выделиться из толпы самая главная ирония здесь в том, что персонажи кинофильма совершенно не отличны друг от друга. Даже более того: они постоянно путаются в именах и принимают друг друга за разных людей. Так, даже Пол Оуэн после пыток Бэйтмана не узнает его и принимает за очередного яппи Маркуса Халберстрама.


Персонажи фильма настолько погрязли в своем розовом и беззаботном мире, что совершенно не принимают другой реальности. Так, Бэйтман периодически высказывает свои мысли и секреты, признается в том, что любит в свободное время заниматься убийствами, но его откровения вообще не замечают.

Двойственная личность Бэйтмана

Центральный персонаж фильма постоянно мечется между двумя сущностями: высокооплачиваемый работник престижной кампании и безумный психопат с тягой к насилию, каннибализму и некрофилии. Как и любой представитель высокого класса, который высмеивается в фильме, Патрик тщательно следит за своей внешностью: регулярно занимается физическими упражнениями, с огромным вниманием относится к выбору гардероба и даже таких мелочей как визитная карточка или ручка для письма.


Наибольшая двойственность личности Патрика выражается в его отношении к другим людям и вопросам общества. Так, он критикует приятелей за антисемитские шутки, является ярым противником расизма, экономического неравенства – но это всего лишь очередной костюм, который он надевает на себя.

Алчность и лицемерие – вот главные составляющие личности главного героя. У Патрика весьма своеобразное чувство юмора, где он иронизирует над своим жалким существованием. Именно в эти редкие моменты можно заметить, как Бэйтман на самом деле относится к себе. Нелепое чувство юмора – это незаметный для окружающих крик души Патрика, проявление той депрессии, в которой он погряз.

При ярко выраженном дуализме характера главного персонажа, по ходу фильма вовсе не сложно заметить, что как таковая индивидуальность у него отсутствует, как и у всех других персонажей фильма, являющихся лишь карикатурными пародиями друг на друга. Патрик ощущает себя совершенно чуждым окружающему миру и пытается найти наиболее естественную модель поведения, чтобы не выделяться среди других людей: слушает популярную музыку для имитации музыкального вкуса обывателей, просматривает порнографию, чтобы научиться заниматься любовью, берет напрокат фильмы ужасов, чтобы научиться убивать. Личность Патрика – это собирательный образ массовой культуры и попытка подражать социальному окружению.

Вымысел или реальность?

При просмотре фильма можно заметить, как Бэйтман постепенно начинает сходить с ума. В попытках уйти от реальности его садистские наклонности принимают все более изощренные формы, что выливается в убийство более семи встречных людей (включая старушку на улице, отряд полиции, метрдотеля и уборщика). Патрик поспешно возвращается в свой офис и в слезах признается обо всех совершенных преступлениях своему адвокату по имени Гаррет.


После откровенных признаний главный герой для уничтожения улик возвращается в квартиру Пола Оуэна, которого он убил ранее. Но к его удивлению оказывается, что Пол в этих апартаментах никогда не жил, что становится очевидным сигналом того, что все убийства (или большая их часть) Патрика – лишь буйство его фантазии. Эту теорию подтверждает финальная сцена, где Бэйтман встречается со своим адвокатом, которому он ранее признался в совершенных убийствах. Гаррет воспринял все слова об убийствах шуткой и недоуменно сообщил, что Пол Оуэн на самом деле жив.


Читайте также: