Самоуправление в 1 классе начальная школа шаблоны

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развития их творческих инициатив.
Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, самообслуживании дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, учатся планировать, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.

1.Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении.
2. Воспитание организаторов.
3. Формирование у детей важнейших нравственных качеств .
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправлении
Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности
.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие. Непосредственные причины тому могут быть различные, но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является :

1.Умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся.
2.Последовательность действий учителя и учащихся.
3.Долгосрочность программы.
Каковы же основные, характерные черты самоуправления в классе?
Прежде всего, необходимо отметить, что здесь, как и всегда, самоуправление выполняет две основные функции: внутреннюю и внешнюю.

самоуправления класса состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности. Это достигается установлением ответственных лиц по разделам работы. Каждый из них находится в положении уполномоченного коллектива, подчиняется активу класса (объединение ответственных за основные участки работы) и общему собранию. Управление внутренней жизнью класса обеспечивается нормальным функционированием классного собрания, разработкой и проведением ими в жизнь плана работы.

классного самоуправления состоит в установлении связей данного коллектива с другими первичными коллективами школы, в определении своего места в общешкольном коллективе. Важную роль здесь играет и общешкольное планирование, если оно обеспечивает взаимодействие и контакт в работе классных коллективов. Проводя в жизнь основные задания общешкольного плана, организуя коллектив класса на участие в соревнованиях, конкурсах с другими классами, классное самоуправление предупреждает опасность замыкания первичного коллектива в кругу своих интересов.
Но безусловным условием данной работы должна быть мотивация как учителя так и учащихся.Просто начать данную работу потому что тебе дали указание свыше можно .но она будет менее результативная и более формальная.
На этапе начала работы надо задать себе вопросы :
-Что делать?
-Зачем делать?
-Как делать?
-Каков будет результат?

Привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. Главная задача дежурства по классу – выполнение учащимися единых требований, а также систематическую ежедневную уборку классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурят по классу все ученики, обычно по два человека.( к этому мы тоже пришли не по назиданию учителя а опытным путем, решено было что это самый удобный способ дежурства)
В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. Начиная с ноября детям уже практически не требуется напоминание обязанностей дежурных.
Далее детей читающих можно привлекать к раздаче тетрадей, помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется и никакой системы в распределении этих временных обязанностей тоже нет, всё выполняется исключительно по желанию.


И в третьем классе в начале года на собрании мы подойдем к выводу что необходимо объединяться в группы по интересам
Но по какому принципу объединять детей в группы тоже предстоит решить коллективно на собрании. Традиционная система самоорганизации предлагает два
1.Разделить класс на постоянные группы по количеству(звенья, звездочки, города, улицы и т.д). и уже внутри таких сообществ вводить основные обязанности и вести соревновательный элемент между этими коллективами.
2.Либо расширить уже имеющиеся обязанности просто количеством исполнителей ( например группа художников у вас может быть 4 человека, группа цветоводов 5 человек и т д. )Дети определятся со своими интересами во втором классе. И тогда уже внутри этой микрогруппы по интересам они и будут распределять свои обязанности и их исполнять.
3.А можно попробовать и первый и второй вариант ,что бы определиться что будет хорошо для вашего конкретного класса. Например первую четверть -1 вариант, вторую четверть – 2 вариант. А уже третью и четвертую четверть тот вариант который и вам и детям больше подойдет.
Когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок ( сначала на не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями.
На этом этапе можно если есть необходимость добавить новые должности ( хозяйственный ,культмассовый сектор, ребята уже в состоянии организовать и с помощью учителя провести внутриклассные праздники и мероприятия) или убрать неэффективные на ваш взгляд.
Добавляется больше работы по самоанализу, работа групп оценивается по определенным критериям( их тоже необходимо разработать вместе с ребятами) и имеет открытый характер, фиксируется на стенде класса.
Может уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.

Самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они могут входить в состав органов самоуправления общешкольного коллектива. Это могут быть как постоянно действующие группы- например совет школы, так и группы временного состава-агитбригады, дикторы радиолинеек, волонтеры и т.д….)

В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе. Должен уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.
И для 4-8 классов, и для 9-11 сохраняется общая организация работы актива.
Однако с переходом в старшие классы самоуправление (вместе с учащимися) набирает зрелость.

1.В первом классе –дети достаточно быстро прошли адаптационный период, без длительного привыкания приняли правила и требования учителя, школы, класса. Научены качественно дежурить по классу.
2.Во втором классе- уже можно говорить , о развитии самостоятельности в самообслуживании, более осознанного понимания себя как личность общества. Дети учатся взаимодействовать с друг другом, слушать и слышать друг друга, выполнять требования одноклассников. Решать мирным путем конфликтные ситуации( в классе стали редкими драки).Учимся уважать друг друга ,даже если не испытываем симпатии ,учимся быть терпимыми .Но пока еще многие дела делаются под частичным контролем учителя.
3.В третьем классе - я надеюсь что доля самостоятельности увеличится.
Дети станут более инициативными по собственному желанию ,а не по указке учителя.
4.В четвертом классе –будем готовится к взаимодействию с разными учителями ,для того чтобы адаптация в 5 классе при переходе на новую ступень обучения прошла более организованно и без осложнений.

1.Обзательно возьмите на первом собрании с родителей согласие на привлечение детей к работе по самообслуживанию и поинтересуйтесь о противопоказаниях по здоровью для выполнения таких работ.
2.Знакомясь с классом обязательно тактично поинтересуйтесь у родителей нет ли среди них таких людей которым вероисповедание или стиль и образ жизни запрещает например мальчикам брать тряпку в руки. Лучше выяснить это заранее чтобы избежать конфликтных или неловких ситуаций. Если такие найдутся то им в понятной и ненавязчивой форме надо говорить о том что уважать надо и свои традиции и традиции того государства где вы живете, поэтому необходимо себя обслуживать самим.
3.Не забывайте еженедельно подводить итоги работы детей, это может быть качественная словесная характеристика , знаковая система ,смайлики ,цветочки, но это занимает много дополнительного времени чтобы это оформить( у нас это были деревья роста, мы наклеивали на них листики, так мы работали 1 месяц, потом отказались.)
4.Итоги работы и новые назначения лучше проводить на классном часу в пятницу, чтобы к понедельнику дети уже были готовы с самого первого урока работать.
5. Система очень мобильна, подвижна от чего-то отказываемся , что-то добавляем.
6. Интерес к содержанию деятельности - ещё одно из условий, которые определяют успех самостоятельной деятельности детей на первых порах.
Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться за помощью, ссориться. Им надо помочь наладить дружную коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта, коллективных умений мало.
Практические рекомендации для работы
1.Должны быть четки разработанные критерии для оценивания того или иного вида работы детей.
2.Четко и лаконично составляются должностные обязанности ,так как в этом возрасте дети еще не могут держать в уме большой объём новой информации.
3.Атрибуты должны быть работающими в нашем случае бейджики, и дети в классе наглядно видят к кому обратиться за тем или иным вопросом.
4.Должностные обязанности заламинируйте так как они быстро изнашиваются.
5. Введите систему условных знаков для работы на стенде, так вы избежите большого объёма бумаг перед глазами ребят.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самоуправления в 1-ом в начале учебного года в классе на общем собрании закрытым голосованием выбирался командир. Ребята делились на группы по 4-5человек. В каждой группе назначались ответственные по какому-либо поручению. Вся работа происходила по сюжету мультфильма о Барбоскиных. Любимые герои помогали ребятам чётче представлять и выполнять свои обязанности. Поручения менялись каждую неделю так, чтобы каждый член группы мог попробовать выполнить разные дела.

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащими­ся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственнос­ти, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.

ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника

1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности .

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах :

Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием

1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.

Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.

Актив класса:

- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе

- Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

1. Диагностирование школьного, классного пространства.

2. Проектирование школьного, классного самоуправления.

3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.

4. Функционирование в оптимальном режиме.

5. Обновление и перестройка.

Ожидаемый результат.

Обретение чувства уверенности в себе.

Умение поддерживать других.

Осознание ответственности за свои поступки.

Расширение представлений о себе, своих возможностях.

Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

Стремление использовать свои умения на радость близким.

Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Примерные группы и их обязанности

Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;

Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой ;

Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;

Репортерская служба класса , в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса", "Последний день в школе в роли ученика;

Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, "Город мастеров";

Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;

Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.

Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект". Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;

Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;

Сопроводительная диагностика классного коллектива

Методика "Чудо – дерево"

Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.

Отмечают, где бы хотелось находиться.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

Анкета для учащихся

Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?

У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?

Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?

Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?

Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.

Самоуправление 2 а класса

организует учащихся в уборке класса, следит за качеством дежурства, помогает дежурным по классу.

помогает о рганизовывать настольные игры и подвижные игры.

Министерство физкультуры и спорта

ведет учет спортивных достижений, отвечает за порядок в спортивном зале, готовит команду к спортивным мероприятиям.

следит за чистотой рук, ногтей, наличием носового платка и расчески, помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, ведет устный журнал о здоровье (интересные статьи, передачи, журналы…)

организует оказание помощи в учебной деятельности, проверяет обложки и выполнение домашнего задания, может помочь учителю проверить таблицу умножения, принять долги за домашние задания и т.д.

разбирает ссоры, споры и драки, следит за порядком, предупреждает драки.

оформляет и украшает класс, организует поздравления с днем рождения и праздниками.

Самоуправление в классе представлено в форме различных поручений. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять их. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив- это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.




Рекомендации:

Наталия Ивановна! Великолепный материал, красочный, живой, интересный! Очень понравился! Удачи в конкурсе!

Наталия Ивановна, примите и мои слова благодарности за отличный классный час. Выборы актива - важный момент в жизни классного коллектива. Надеюсь, что Ваш материал поможет учащимся в принятии решений. Успехов Вам в новом учебном году, всего доброго!

Уважаемая Наталия Ивановна, благодарю за разработку и оформление классного часа на тему классного самоуправления. Задачи классного руководителя научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения. Хорошо, что в начальной школе есть педагоги, которые заинтересованы в развитии классного самоуправления! Важно заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию. Яркая познавательная презентация поможет учащимся познакомиться с разнообразием поручений. Желаю Вам удачи в конкурсе!

Наталия Ивановна, Вы представили интересную разработку классного часа. Подробный, добротный сценарий, яркая презентация - всё поможет детям понять, насколько важен правильный выбор классных поручений. Удачи Вашим детям в учебном году, а Вам - удачи в конкурсе!

Наталия Ивановна, спасибо за интересную работу, очень понравилась игра-презентация, яркая, красочная и познавательная! Спасибо за знакомство с методикой Иванова, где каждый ученик класса сможет проявить себя, быть полезным коллективу! Удачи Вам в конкурсе!

Плюсы:
1.Формирует активную жизненную позицию школьников
2.Каждый ученик может проявить себя, быть полезным коллективу
3.Интерактивность, использование новых технологий
4.Прекрасное яркое, красочное оформление
5.Познавательность, увлекательность

Сплоченность коллектива, а детского в особенности - очень важная вещь. Классный час по выборам актива очень ярок и образен. Великолепная озвучка. Благодарю Вас за интересную работу, Наталия Ивановна. Удачи Вам!

Уважаемая Наталия Ивановна, благодарю Вас за прекрасную разработку и интересно оформленную презентацию. Несмотря на то, что у меня среднее звено, но думаю, что если бы я предложила своим семиклассникам в подобной форме ознакомиться с поручениями, они были бы в восторге! Очень ярко, красочно, интересно. Желаю Вам удачи в конкурсе!

Читайте также: