Философ милетской школы анаксимандр ввел термин апейрон для обозначения

Обновлено: 10.07.2024

Жил в городе Милет ок. 610 - ок. 540 гг. до н. э., ученик известного основоположника философии Фалеса Милетского - Анаксимандр. В те времена, когда не существовало технического прогресса, и не было интернета, любили люди размышлять на разные темы. Так вот, как известно Фалес Милетский заговорил о первоначале бытия. Что же было в самом начале мира, из чего всё было создано? Конечно, религиозное мировоззрение той эпохи влияло на мысли философов и они пытались найти общее между богами и бытием.

Так вот выше упомянутый Анаксимандр очень был увлечён мыслями о природе, собственно и сочинение его так называется "О природе". Он, так же как и его учитель, Фалес, задался вопросом о первоначале всего сущего. И таким началом назвал "апейрон" - что значит беспредельное. Если Фалес указывал на водную стихию, как начало всего, то Анаксимандр считал что:

  • в мире множество разных вещей, они не похожи друг на друга - значит первоначало тоже не похоже ни на что;
  • поэтому какая-либо стихия (вода, воздух, земля, огонь) всегда будет поглощать остальные, а отсюда следует, что тогда множество вещей невозможно;
  • первоначало не имеет ни начала, ни конца, его невозможно почувствовать и уловить органами чувств.

Апейрон , по мнению Анаксимандра, и есть первоначало всего сущего в мире.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев – синоним материи.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(греч. ἄπειρον, букв. – беспредельное) – понятие, введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал, что Гегель "правильно передает это бесконечное словами: „неопределенная материя“" ("Диалектика природы", 1955, с. 147). Понятие А. было шагом вперед в развитии древнегреч. материализма, отождествлявшего материю с к.-л. веществом (напр., водой). Термин "А." означает, что первоначало не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи; бескачественно, но является основой всех качественно определенных тел; является бесконечным, неиссякаемым источником созидания вещей природы; вечно движется, выделяя из себя противоположности теплого и холодного. Борьба противоположностей движет мировой процесс. Т.о., в понятии А. концентрировались стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. идеи философии Анаксимандра.

В истории философии понятие А. подвергалось различным толкованиям: 1) А. есть нечто промежуточное либо между воздухом и водой, либо между огнем и водой, либо между огнем и воздухом [это истолкование дали Александр Афродизийский, а в новое время – Д. Тидеман ("Geist der spekulativen Philosophie", Bd 1, 1791, S. 501); М. Каринский ("Бесконечное Анаксимандра", "Ж. М-ва народного просвещения", 1890, NoNo 4–6)]. Такого же взгляда придерживались Буле, Круг, Ф. Лютце (F. Lütze, Über das ἄπειρον Anaximanders, 1878) и др.; 2) А. есть смесь всех вещей, наподобие понятия первоначальной смеси в философии Анаксагора (Г. Риттер, История философии древних времен, 1839, с. 237–38; такого же взгляда придерживались Тейхмюллер, О. Новицкий, С. Гогоцкий, М. Мандес и др.); 3) А. есть бесформенная материя, наподобие первоматерии у Аристотеля. В полемике с этими тремя концепциями выдвигалось мнение, что все они – лишь гипотезы и что сам Анаксимандр хотел лишь отметить, что первовещество не обладает никакими определ. качествами (Э. Целлер, В. Виндельбанд, В. Нестле, Г. Каффка).

Иной смысл получило понятие А. в пифагореизме, где А. – беспредельное неограниченное бесформенное начало, к-рое вместе с противоположным ему началом – "пределом" является основой всего существующего (см. Аристотель, Метафизика, I5, 986 в; рус. пер., М.–Л., 1934). Пифагорейское учение о беспредельном и пределе, как единстве противоположностей, лежащем в основе всего существующего, развил затем Платон в диалоге "Филеб" (23 С), где А. характеризуется как нечто совершенно неопределенное, беспорядочное, не имеющее подлинного бытия, колеблющееся между противоположностями.

Термин "А." употреблял и Демокрит (Симпликий, De coelo, р. 294,33; Аэций I 12,6; рус. пер. – см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, NoNo 47 и 77) для обозначения бесконечного абсолютного пространства.

Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Neuhaeuser J., Anaximander Milesius sive vetustis-sima quaedam rerum universitatis conceptio restituta, Bonn, 1883; Вüsgen F., Über das ἄπειρov Anaximanders, Wiesbaden, 1867.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АПЕЙРОН (греч. άπειρον, от α —отрицательная частица и ?έρας—κонец, предел) — термин древнегреческой философии, означающий “бесконечное”; в пифагорейскоплатоновском словоупотреблении означает Также “неопределенное, неоформленное” (отсутствие внутренних границ). .

Как космогонический принцип бесконечное занимает существенное место в древнейших мифологических картинах мира. Уже в “Огдоаде” (Восьмерице) — древнеегипетской Гермопольской теогонии (2-е тысячелетие до н. э.) — в качестве одной из четырех космогонических прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Древнеиндийская ведическая традиция учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев — охранителей космического закона “рта”. В древнегреческой орфической (см. Орфизм) теогонии Мировое яйцо зарождается в “бесконечном хаосе” (пространстве). Проблема апейрона, в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в научно-философской традиции, начиная с Милетской школы, и по свидетельству Аристотеля (“О небе” I 5, 271b2—8), оказалась едва ли не основным источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последовательного осмысления апейрон впервые стал в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причем негативное отношение к апейрону у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием апейрона атрибутом “бытия” у Мелисса.

Аристотель дал в “Физике” (III, 4—8) классический анализ понятия “апейрон” как возможного лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих философских предшественников, Аристотель замечает, что “все они полагают апейрон неким онтологическим принципом” (“Физика” 203а3, Ь4), но при этом одни (большинство досократических натурфилософов) рассматривают его лишь как “атрибут другой субстанции”, тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют апейрон и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Алаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. Апейрон выступает как атрибут (на грамматическом уровне—прилагательное) космогонической праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали апейрон за первоначало (архе).

Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-платоновской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел—беспредельное, но и в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (το άπειρον, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля (“Метафизика” 15,986а23 ел.) оппозиция предел — беспредельное (апейрон) занимает первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником—ем, “пределополагающие” (активные) и “беспредельные” (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологических принципов *Фшеба” (23с) наряду с “причиной” и результатом их “смешения”; позднее, в “неписаном учении”, она развилась в оппозицию одно — неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел—алейрон (параллельная оппозиция эйдос — пространство “Тимея”) — прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского алейрона—бесконечности, неопределенности и текучести—тому онтологическому принципу, которому он впервые дал имя “материала, материи” (“Физика” 207Ь35). Плотин (“Эннеады” II 4,15) принимает отождествление апейрона и “материи”, но последовательный монизм заставляет его подчинить апейрон Единому в качестве момента его эманации.

Лит.: Лебедев А. В. ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, аПлатон и Аристотель.—“Вестник древней истории”, 1978,1, с. 39—54; 2, с. 43-58; EdelA. Aristotle's theory of the infinite. N. Y„ 1934; Mondolfo K. L'infmito nel pensiero dell' antiehita classica. Firenze, 1956; Sinnige Th. G. Matter and infinity in the presocratic schools and Plato. Assen, 1968; Sweeney L. Infinity in the Presocratics, The Hague, 1972. А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.


ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.

Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература:


Анаксимандр был прирожденным стихийным диалектиком, он представлял мир в качестве бесконечного сплетения связей и взаимодействий, где первоначалом и элементом было бесконечное (=апейрон). Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, в первую очередь тепла и холода. Его космогоническая теория построена на взаимодействии этих противоположностей. В недрах беспредельного начала возникает как бы зародыш будущего мира, в котором влажное и холодное ядро оказываются окруженными огненной оболочкой. Под воздействием жара этой оболочки влажное ядро постепенно подсыхает; выделяющиеся из него пары раздувают оболочку, которая в конце концов лопается, распадаясь на ряд колец (ободов). В результате этих процессов и образуется плотная Земля. Живые же существа зародились во влажном иле, которым была покрыта поверхность Земли. Некоторые животные из воды вышли на сушу.

Как показали новейшие исследования, космогоническая концепция Анаксимандра включала в себя некоторые идеи из космогонических концепций философов Древнего Востока.

(1) земля покоится в центре мира, пребывая в мировом пространстве; (2) в мировом пространстве нет ни верха, ни низа, ни левой, ни правой стороны.

Источники сообщают, что Анаксимандр был первым греком, начертившим карту Земли.

Читайте также: