Фенибут при адаптации к детскому саду

Обновлено: 03.07.2024

Статья посвящена актуальной проблеме первичной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях. На репрезентативной выборке верифицирована необходимость подготовки детей перед социализацией и показана высокая эффективность применения лекарственной терапи

The article is devoted to an actual problem of primary adaptation of children in preschool institutions. On a representative sample, we verified the need of preparing children before the socialization, and effectiveness of drug therapy in the solution of this problem was shown.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей организма ребенка. Именно эти особенности определяют палитру психосоматических нарушений у детей — от банальных респираторных инфекций до серьезных неврологических дисфункций (тики, энурез, термоневроз) [4, 5, 8, 14–18]. В настоящее время задачей врачей и особенно педиатров амбулаторно-поликлинического звена является превентация этих изменений адекватной подготовки этой когорты детей. Проблема имеет также большое социально-экономическое значение, так как частые болезни детей и необходимость ухода за ними родителями негативно отражаются на производительности их труда и требуют выплат больничных листов.

Материалы и методы исследования

Под наблюдением находился 221 ребенок в возрасте от 3 до 6,5 лет — 57% мальчиков и 43% девочек. Диагностический дизайн включал в себя клиническую балльную оценку соматического и неврологического статуса, нейрофизиологическое исследование — электроэнцефалографию головного мозга (ЭЭГ), проведение теста психоэмоционального состояния (теста Люшера). Лабораторные исследования включали в себя клинический и иммунологический анализ крови (оценку гуморального и клеточного звена), мазки из зева на посев, консультацию невролога, ЛОР-врача, психолога, при необходимости иммунолога.

Для удобства анализа и достоверности статистической обработки были введены количественные шкалы оценки теста Люшера и клинико-анамнестических данных. В клинике анализировались социально-семейный анамнез, перинатальный фон, соматическое и неврологическое здоровье, частота заболеваемости (часто, редко, очень редко). За наличие каждого неблагоприятного признака и в зависимости от степени его проявления дети получали от 0 до 1 балла, т. е. 0 баллов имели благополучные и здоровые пациенты, а 5 — самые дисфункциональные и депривированные. Количественный подсчет теста Люшера позволил оценить его в баллах, где определенные преференции цвета имели определенный балл. Это позволило объективно верифицировать эмоционально-волевой и психофизиологический уровень каждого ребенка в динамике. Чем больше баллов получали дети по тесту Люшера, тем выраженнее были нарушение психоадаптативного состояния, т. е. 4 балла — это был оптимум, а 16 — негативный максимум.

Результаты исследования

Все пациенты наблюдались в поликлинике по месту жительства и были оценены как здоровые (группа здоровья 1 и 2А). Дети основной группы были разделены на подгруппы случайным способом с проспективным наблюдением в течение 6 месяцев. Первоначальная клиническая оценка определила балльное соответствие у детей: 1ОЛ = 1,53 ± 0,9; 2ОФ = 1,33 ± 0,8; 3ОЛФ = 1,37 ± 0,84 балла, а у пациентов контрольной группы — 1КО = 0,98 ± 0,42; 2КН = 1,35 ± 0,78. Достоверной разницы между группами не выявлялось, что подтверждало в целом их идентичность и нормальное состояние здоровья наблюдаемых детей. Однако при психологическом тестировании выявилось нарушение эмоциональной сферы и мотивации, а также процессов физиологической компенсации в стрессорных ситуациях. Количественная оценка пациентов по группам продемонстрировала следующие показатели: лишь у 8 пациентов (3,6%) отмечался тест в 4,5 балла (норма). Средние показатели составляли в 1ОЛ — 9,67 ± 1,2; во 2ОФ — 9,91 ± 2,3; в 3ОФЛ — 10,1 ± 2,6, а в контрольных = 8,2 ± 3,7 (1 КН) и 9,93 ± 2,9 (1КО). По данным ЭЭГ у 38 пациентов (17,2%) отмечалась дезорганизация биоэлектрической активности головного мозга и ирритативные нарушения подкорково-стволовых структур.

Лабораторные иммунологические тесты выявили следующие нарушения гуморального и клеточного звена: незначительное снижение уровня иммуноглобулина А у 24 пациентов (11%), повышение уровня иммуноглобулина G у 17 детей (7,7%) и повышение иммуноглобулина Е (без клинических проявлений у 9 пациентов (4,1%)). У всех наблюдаемых нами детей иммуноглобулин М был в пределах возрастных показателей. В клеточном звене выявлялось нарушение соотношение разных типов Т-лимфоцитов у 41 пациента (19%) и изменение у 16 (7,2%) количества В-лимфоцитов (до 0,09 на 10 × 9/л) при референсном значении 0,1–0,5.

В соответствии с данными табл. 2 и рис. 1 видно, что наилучшую адаптацию имели дети, получавшие Фенибут или Фенибут вместе с Ликопидом. У детей этих групп показатели неврологического и соматического статуса не только не ухудшались в процессе социализации в ДДУ (детское дошкольное учреждение), но и имели тенденцию к улучшению в 1,9 раза в 2ОФ и 1,5 раза в 3ОФЛ за счет нивелирования невротических проявлений и декременции частоты заболеваемости. Клиническая картина прямо коррелировала с показателями теста Люшера, и эти дети продемонстрировали положительную динамику в виде улучшения в эмоционально сфере, мотивации и физиологической компенсации в 1,75 и 1,8 раза. Что касается дошкольников, которые получали монокоррекцию Ликопидом, то их показатели ухудшились в процессе адаптации к детскому саду и приближались к таковым у контрольной группы неорганизованных детей.

Наихудшие результаты мы отметили у детей, которые социализировались без медикаментозной поддержки. У них балльные показатели клиники и теста Люшера усугубились в 1,8 и 1,3 раза по сравнению с первоначальными данными. Динамический контроль этих детей через 6 недель от начала наблюдения выявил дальнейшее ухудшение показателей соматического и неврологического статуса (частые заболевания, дисфункции желудочно-кишечного тракта, нарушение аппетита и сна, фобии и тревожность, невротические проявления) более чем в 2 раза и показателей теста Люшера в 1,4 раза (рис. 1).

Что касается пациентов первой контрольной группы (1КН), то их показатели были стационарны и достоверно не отличались от исходных.

При динамическом наблюдении мы выявили интересный факт, что у детей, получавших сочетанную коррекцию Фенибутом и Ликопидом, отмечался более длительный положительный эффект, чем просто при монотерапии Фенибутом (табл. 2).

Что касается лабораторных данных, то отмечалось повышение показателей IgG, IgA и фагоцитарного индекса активности гранулоцитов у пациентов первой и третьей основных групп, получавших Ликопид. Уровень IgG составлял в среднем в этих группах 11,2 ± 0,8 и 10,6 ± 1,3, а иммуноглобулин А 0,9 ± 0,14 и 0,86 ± 0,2. У пациентов второй основной (на Фенибуте) и первой контрольной групп (не посещающих ДДУ) достоверных изменений иммунологии по сравнению с исходными данными не отмечалось. Наихудшие показатели клеточного и гуморального звена продемонстрировали в динамике дети без коррекции, посещающие детский сад. Иммунологический контроль выявил (через 6 недель) снижение IgA (0,43 ± 0,08 г/л), повышение IgG (13,6 ± 2,1) и IgE (24,8 ± 2,6) при средненормативных показателях IgM. В клеточном иммунитете отмечалось незначительное повышение уровня CD3+ и снижение индекса фагоцитоза, в среднем до 76 ± 2,3 (при норме 80–100). Все эти изменения обуславливали высокий уровень заболеваемости этих детей. Первый эпизод болезни наступал у них на 4,2 ± 1,1 дня адаптации, а за 6 месяцев наблюдения было зафиксировано 11,6 ± 2,8 случая заболевания (чаще вирусными инфекциями), т. е. в среднем 2 раза в месяц. Оценка частоты заболеваний в других группах (табл. 3) показала, что самый низкий уровень отмечался у детей из группы, получавших коррекцию Фенибутом и Ликопидом вместе (5,2 ± 0,9).

В процессе исследования выяснилось, что динамика иммунологических показателей не всегда коррелировала с частотой заболеваемости у детей (в группе, принимающей Фенибут), но обуславливала длительность заболевания. Так, дети, получавшие Ликопид, реконвалесцировали в среднем в 2 раза быстрее по сравнению с контрольной. Важность фактора стресса при первичной адаптации у детей верифицировалась не только всем вышеизложенным, но и наблюдением наихудших результатов (практически в каждой группе) у детей, чьи матери работали полный день и часто имели ненормированный график работы.

Заключение

На репрезентативной группе пациентов (221 ребенок в возрасте от 3 до 6,5 лет) впервые было верифицировано доминирование эмоционально-психологического фактора над иммунологическим при их первичной адаптации в детские дошкольные учреждения. В процессе рандоминизированного проспективного исследования с применением разных типов коррекции была доказана высокая эффективности совместного приема Фенибута и Ликопида. Показано, что такой подход позволяет снизить частоту заболевания в 2,2 раза по сравнению с контрольной группой, обеспечить психологический и эмоциональной комфорт ребенка, превентировать невротические реакции, которые чаще всего дебютируют в этом возрасте.

Полученные результаты имеют большое практическое значение. Внедрение этой коррекции в амбулаторно-поликлиническую службу позволит не только снизить частоту заболеваемости детей при первичной социализации, но и повысить качество жизни их семей.

Литература

  1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб: Речь, 2010.
  2. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. 2007. № 2.
  3. Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. 2008. № 10.
  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М.: Педобщество, 2007.
  5. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2011.
  6. Паршукова С. В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Автореферат канд. дис. психол. наук. Ярославль, 2007.
  7. LeGear et al. A window of opportunity? Motor skills and perceptions of competence of children in Kindergarten // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2012, 9: 29, 1–5.
  8. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 2007. 64 с.
  9. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006.
  10. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. М.: Просвещение, 2007.
  11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. В кн.: Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2007.
  12. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2007.
  13. A double-blind, Placebo-Controlled Study of Atomoxetine in Young Children With ADHD // Pediatrics. 2011; 127 (4): 862–868.
  14. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2012. № 3.
  15. Брайт Джонс. Стресс. Мифы, теории, исследования. СПб: Прайм-Еврознак, 2003.
  16. Nih Public Access Jennifer M., Nancy L. McElwain, Nicole Lasky. Presence and Quality of Kindergartrn Children’ s Friendships: Concurrent and Longitudinal Associations with Child Adjustment in the Early School Years // Infant Child Dev. 2011; 20 (4): 365–386.
  17. Prevalence of Fttention-Deficit/Hyperacttivity Disorder Symptoms in Preschool-aged Iranian Children // Iran JPediatr. 2011; Vol. 21, № 4, p. 467–472.
  18. Social Competence and Behavior Problems in Preschool // Iran J Psychiatry. 2012; 7: 126–134.

Л. Г. Хачатрян* , 1 , доктор медицинских наук, профессор
М. С. Максимова**

* ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова МЗ РФ, Москва
** ГБУЗ ДГП № 120 ДЗМ, Москва

На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте. пантокальцин хорошо помогает при тиках, но может возбуждать,но с учетом того что после сада сильно вял и усталый - думаю что самый подходящий препарат. Имейте в веду еще фенибут хороший.
разницы нет сколько деток - 10-30 - все равно сад это некий возбуждающий, провоцирующий фактор, я считаю не имеет значения.

фотография пользователя

Я считаю водить надо, потому что от домасидения и отсутствия социальных детских контактов лучше точно не будет. Сами старайтесь эмоционально не нагружать , планшеты давать редко.

фотография пользователя

Здравствуйте, подскажите какие тики у ребёнка , как давно ? Смотрит ли ребёнок мультики , если да - то сколько по времени ?

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте такое лечение конечно помогает при тиках и не будет по хорошему счету разницы сколько детей в саду. Просто сама обстановка будет выступать в роли провоцирующего фактора

фотография пользователя

Здравствуйте!
Тики подтверджены органической проблеме?
Или более психологический фактор?

Препараты назначены верно, но стоит сдать и причину в том числе.

Я все-таки больше склоняюсь так же к фенибуту (это препарат улучшающий кровоснабжение ГМ с противотревожным действием).

фотография пользователя

Добрый день! Пантакальцин эффективный препарат для лечения тиков, его лучше принимать в первую половину дня. Еще хорошо идёт препарат фенибут или Анвифен.Я так поняла, что идёт период адаптации к детскому саду? В этот период закономерно увеличивается тревожность ребенка и как следствие, увеличение частоты тиков.Если поменять коллектив, ребенку снова придется проходить период адаптации, и при этом совершенно неважно, будет он адаптироваться к большому коллективу или к маленькому. Держать дома ребенка не стоит, ведь социализация должна происходить, впереди школа.

Здравствуйте, ребенку (2года 2 месяца) невролог прописала попить фенибут для адаптации в детском саду. Летом сыну по рекомендации этого же врача давала магний в6 и таблетки сермион для нормализации ночного сна (спал беспокойно, просыпался и не мог уснуть по нескольку часов). Сейчас все наладилось, но вот врач из-за опасений, что беспокойный сон может вновь появиться, поскольку ребенок начнет ходить в частный детский сад и назначила эти таблетки. Почитала об этом препарате, там такие показания, что я решила не давать эти таблетки сыну. Ребенок очень привязан ко мне, но мне необходимо выходить на работу и никуда не денешься. Напишите пожалуйста, кто сталкивался с этим препаратом?

Мы принимали этот препарат 2 недели, но это ведь не простые успокоительные, мне невролог говорила, что это лёгкий транквилизатор. мало того, что сын орал все 2 недели как бешеный, совсем не спал, так ещё и печень лечить пришлось (увеличилась). Я думаю, что для адаптации в детсад такой препарат не нужен. Пропоите витаминами, глицин (если есть эффект). А вообще большая половина детей пока не проорётся к саду не привыкнет. Кому-то даётся легко и даже без слёз. Настройте себя на позитив, рассказывайте ребёнку про садик, как там интересно и весело. И не стойте за дверью, когда первый раз отведёте ребёнка в группу. Детки всё чувствуют. У нас в саду одна мама привела дочь на 2 часа и все эти 2 часа ходила вокруг да около и ребёнок орал не переставая. Доверяйте профессионалам т.е. воспитателям.

Можно еще в кроватку повесить льняной мешочек с травами ромашки, и правильно заметило Наталья, никогда не говорить о садике плохо, не пугать им.


От этого Фенибута,дочка перестала просыпаться в туалет и днем и ночью,хотя на тот момент уже сама просыпалась.Мы сразу перестали давать этот препарат,все нормализовалось.


Как по мне,так это глупость фенибут давать.Так можно начать снотворные давать если ребенок плохо засыпает ,антидепрессанты если у него плохое настроение.Это же ребенок!Да еще и 2-летний!Ну прочитайте про кризис этого возраста и про кризис 3 лет,изучите все что касается адаптации детишек в дет саду в этом возрасте и выберите те варианты которые вам наиболее подходят,проговаривайте с малышом ситуацию о необходимости вашего ухода,но не заостряйте на этом внимание,а больше говорите о том времени когда вы будете вместе и как вы тоже этого ждете(конечно, все подавать упрощенно,понятно двухлетнему малышу),но при этом не должно быть видно,что у вас есть опасения по поводу его пребывания в садите,а что это вполне естественно и т.д. и т.п .В идеале ребеночек должен попрощаться с вами идя в сад,это будет значить,что он вас САМ отпустил и никакой обиды между вами нет.

И еще,помните,как правило, тревожные дети у тревожных родителей(т.е над собой тоже нужно работать)

Что касается ночного сна,то я знаю несколько примеров,когда дети стали лучше засыпать и крепче спать после посещения садика,это связано и с тем что ребенок рано встает,и целый день чем-то занят,и спит днем не в своей кроватке,а в своей ему намного более комфортно и спокойно.

ну ничего себе! а в школу какие наркотики дадите? полно детских травяных чаев, да сами мяту заварите и молоко с медом дайте. вообще-то в 2 года в сад ранова-то. но если без этого никак, тогда удачи вам! только без лекарств! поменьше врачей слушайте!

Фенибут был синтезирован в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена профессором В. В. Перекалиным. В 1960-х вышел на фармацевтический рынок на территории СССР. Производители указывают на ноотропное, транквилизирующее, психостимулирующее, антиагрегантное и антиоксидантное действие препарата.

Вообще препараты аминофенилмасляной кислоты широко известны в нашей стране.

Детям их назначают для адаптации к детскому саду (!), для лечения тиков и заикания, энуреза и кинетоза (укачивания в транспорте), для стимулирования речи и психологического развития, при нарушении сна (при этом часто забывается, что препарат противопоказан детям до трех лет), истериках(!) и других поведенческих расстройствах.

улучшения памяти, но сказать, что наша нация умнеет в геометрической прогрессии, сложно.

Взрослым препарат назначается при тревоге, астенических состояниях, неврозе навязчивых состояний, психопатии, головокружениях, глаукоме, бессоннице, лечении алкоголизма, лечении пределириозных и делириозных состояний при алкоголизме.

Если заглянуть в РЛС, то у фенибута практически нет побочных эффектов, только сонливость и тошнота.

Так. А если заглянуть в тот же РЛС, но смотреть не по торговому названию, а по действующему веществу? Уже интереснее. Побочные эффекты: сонливость, тошнота, головная боль (при первых приемах); усиление раздражительности, возбуждение, тревога, головокружение, аллергические реакции.

Оставлю сей факт без комментариев. Идем дальше.

Справедливости ради замечу, что большинство случаев отравления связаны с передозировкой препарата.

В Австралии после случая отравления фенибутом семи подростков, 4 из которых были в реанимации в критическом состоянии, вообще запретили ввозить в страну этот препарат. С 1 февраля 2018 года в Австралии фенибут относится к ядам 9 класса. Причина запрета препарата — риск осложнений и побочных эффектов превышает пользу от препарата.

    нет клинических исследований препарата, которые бы соответствовали общепринятым стандартам современной медицины. Но даже те исследования, которые есть, доступны только на русском языке, что затрудняет их анализ;

Наличие в виде порошка повышает риск токсичности.

Если верить СМИ, в настоящее время в Америке и Европе также предложено пересмотреть правовой статус препарата.

Итак, подведем итоги.

В отличие от препаратов-пустышек, которые часто назначаются при тех же заболеваниях, что и фенибут, препарат действительно работает. Это не пустышка. Вопрос в том, что не было проведено ни одного качественного исследования этого препарата. А значит, мы не знаем, как дозировать препарат, каких побочных эффектов и на каких дозировках ожидать, как отменять препарат, каким по продолжительности должен быть курс лечения и т.д.

И сразу отвечу на вопрос, чем же тогда лечить детей. В зависимости от заболевания, теми препаратами или методами, которые входят в клинические рекомендации в развитых странах с высоким уровнем медицины.

С надеждой на рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследовние гамма-амино-бета-масляной кислоты, детский невролог Островерхова А. М.

Все ссылки на исследования и публикации на английском языке вы можете найти здесь.

Читайте также: