Фенибут при адаптации к детскому саду
Обновлено: 03.07.2024
Статья посвящена актуальной проблеме первичной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях. На репрезентативной выборке верифицирована необходимость подготовки детей перед социализацией и показана высокая эффективность применения лекарственной терапи
The article is devoted to an actual problem of primary adaptation of children in preschool institutions. On a representative sample, we verified the need of preparing children before the socialization, and effectiveness of drug therapy in the solution of this problem was shown.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей организма ребенка. Именно эти особенности определяют палитру психосоматических нарушений у детей — от банальных респираторных инфекций до серьезных неврологических дисфункций (тики, энурез, термоневроз) [4, 5, 8, 14–18]. В настоящее время задачей врачей и особенно педиатров амбулаторно-поликлинического звена является превентация этих изменений адекватной подготовки этой когорты детей. Проблема имеет также большое социально-экономическое значение, так как частые болезни детей и необходимость ухода за ними родителями негативно отражаются на производительности их труда и требуют выплат больничных листов.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находился 221 ребенок в возрасте от 3 до 6,5 лет — 57% мальчиков и 43% девочек. Диагностический дизайн включал в себя клиническую балльную оценку соматического и неврологического статуса, нейрофизиологическое исследование — электроэнцефалографию головного мозга (ЭЭГ), проведение теста психоэмоционального состояния (теста Люшера). Лабораторные исследования включали в себя клинический и иммунологический анализ крови (оценку гуморального и клеточного звена), мазки из зева на посев, консультацию невролога, ЛОР-врача, психолога, при необходимости иммунолога.
Для удобства анализа и достоверности статистической обработки были введены количественные шкалы оценки теста Люшера и клинико-анамнестических данных. В клинике анализировались социально-семейный анамнез, перинатальный фон, соматическое и неврологическое здоровье, частота заболеваемости (часто, редко, очень редко). За наличие каждого неблагоприятного признака и в зависимости от степени его проявления дети получали от 0 до 1 балла, т. е. 0 баллов имели благополучные и здоровые пациенты, а 5 — самые дисфункциональные и депривированные. Количественный подсчет теста Люшера позволил оценить его в баллах, где определенные преференции цвета имели определенный балл. Это позволило объективно верифицировать эмоционально-волевой и психофизиологический уровень каждого ребенка в динамике. Чем больше баллов получали дети по тесту Люшера, тем выраженнее были нарушение психоадаптативного состояния, т. е. 4 балла — это был оптимум, а 16 — негативный максимум.
Результаты исследования
Все пациенты наблюдались в поликлинике по месту жительства и были оценены как здоровые (группа здоровья 1 и 2А). Дети основной группы были разделены на подгруппы случайным способом с проспективным наблюдением в течение 6 месяцев. Первоначальная клиническая оценка определила балльное соответствие у детей: 1ОЛ = 1,53 ± 0,9; 2ОФ = 1,33 ± 0,8; 3ОЛФ = 1,37 ± 0,84 балла, а у пациентов контрольной группы — 1КО = 0,98 ± 0,42; 2КН = 1,35 ± 0,78. Достоверной разницы между группами не выявлялось, что подтверждало в целом их идентичность и нормальное состояние здоровья наблюдаемых детей. Однако при психологическом тестировании выявилось нарушение эмоциональной сферы и мотивации, а также процессов физиологической компенсации в стрессорных ситуациях. Количественная оценка пациентов по группам продемонстрировала следующие показатели: лишь у 8 пациентов (3,6%) отмечался тест в 4,5 балла (норма). Средние показатели составляли в 1ОЛ — 9,67 ± 1,2; во 2ОФ — 9,91 ± 2,3; в 3ОФЛ — 10,1 ± 2,6, а в контрольных = 8,2 ± 3,7 (1 КН) и 9,93 ± 2,9 (1КО). По данным ЭЭГ у 38 пациентов (17,2%) отмечалась дезорганизация биоэлектрической активности головного мозга и ирритативные нарушения подкорково-стволовых структур.
Лабораторные иммунологические тесты выявили следующие нарушения гуморального и клеточного звена: незначительное снижение уровня иммуноглобулина А у 24 пациентов (11%), повышение уровня иммуноглобулина G у 17 детей (7,7%) и повышение иммуноглобулина Е (без клинических проявлений у 9 пациентов (4,1%)). У всех наблюдаемых нами детей иммуноглобулин М был в пределах возрастных показателей. В клеточном звене выявлялось нарушение соотношение разных типов Т-лимфоцитов у 41 пациента (19%) и изменение у 16 (7,2%) количества В-лимфоцитов (до 0,09 на 10 × 9/л) при референсном значении 0,1–0,5.
В соответствии с данными табл. 2 и рис. 1 видно, что наилучшую адаптацию имели дети, получавшие Фенибут или Фенибут вместе с Ликопидом. У детей этих групп показатели неврологического и соматического статуса не только не ухудшались в процессе социализации в ДДУ (детское дошкольное учреждение), но и имели тенденцию к улучшению в 1,9 раза в 2ОФ и 1,5 раза в 3ОФЛ за счет нивелирования невротических проявлений и декременции частоты заболеваемости. Клиническая картина прямо коррелировала с показателями теста Люшера, и эти дети продемонстрировали положительную динамику в виде улучшения в эмоционально сфере, мотивации и физиологической компенсации в 1,75 и 1,8 раза. Что касается дошкольников, которые получали монокоррекцию Ликопидом, то их показатели ухудшились в процессе адаптации к детскому саду и приближались к таковым у контрольной группы неорганизованных детей.
Наихудшие результаты мы отметили у детей, которые социализировались без медикаментозной поддержки. У них балльные показатели клиники и теста Люшера усугубились в 1,8 и 1,3 раза по сравнению с первоначальными данными. Динамический контроль этих детей через 6 недель от начала наблюдения выявил дальнейшее ухудшение показателей соматического и неврологического статуса (частые заболевания, дисфункции желудочно-кишечного тракта, нарушение аппетита и сна, фобии и тревожность, невротические проявления) более чем в 2 раза и показателей теста Люшера в 1,4 раза (рис. 1).
Что касается пациентов первой контрольной группы (1КН), то их показатели были стационарны и достоверно не отличались от исходных.
При динамическом наблюдении мы выявили интересный факт, что у детей, получавших сочетанную коррекцию Фенибутом и Ликопидом, отмечался более длительный положительный эффект, чем просто при монотерапии Фенибутом (табл. 2).
Что касается лабораторных данных, то отмечалось повышение показателей IgG, IgA и фагоцитарного индекса активности гранулоцитов у пациентов первой и третьей основных групп, получавших Ликопид. Уровень IgG составлял в среднем в этих группах 11,2 ± 0,8 и 10,6 ± 1,3, а иммуноглобулин А 0,9 ± 0,14 и 0,86 ± 0,2. У пациентов второй основной (на Фенибуте) и первой контрольной групп (не посещающих ДДУ) достоверных изменений иммунологии по сравнению с исходными данными не отмечалось. Наихудшие показатели клеточного и гуморального звена продемонстрировали в динамике дети без коррекции, посещающие детский сад. Иммунологический контроль выявил (через 6 недель) снижение IgA (0,43 ± 0,08 г/л), повышение IgG (13,6 ± 2,1) и IgE (24,8 ± 2,6) при средненормативных показателях IgM. В клеточном иммунитете отмечалось незначительное повышение уровня CD3+ и снижение индекса фагоцитоза, в среднем до 76 ± 2,3 (при норме 80–100). Все эти изменения обуславливали высокий уровень заболеваемости этих детей. Первый эпизод болезни наступал у них на 4,2 ± 1,1 дня адаптации, а за 6 месяцев наблюдения было зафиксировано 11,6 ± 2,8 случая заболевания (чаще вирусными инфекциями), т. е. в среднем 2 раза в месяц. Оценка частоты заболеваний в других группах (табл. 3) показала, что самый низкий уровень отмечался у детей из группы, получавших коррекцию Фенибутом и Ликопидом вместе (5,2 ± 0,9).
В процессе исследования выяснилось, что динамика иммунологических показателей не всегда коррелировала с частотой заболеваемости у детей (в группе, принимающей Фенибут), но обуславливала длительность заболевания. Так, дети, получавшие Ликопид, реконвалесцировали в среднем в 2 раза быстрее по сравнению с контрольной. Важность фактора стресса при первичной адаптации у детей верифицировалась не только всем вышеизложенным, но и наблюдением наихудших результатов (практически в каждой группе) у детей, чьи матери работали полный день и часто имели ненормированный график работы.
Заключение
На репрезентативной группе пациентов (221 ребенок в возрасте от 3 до 6,5 лет) впервые было верифицировано доминирование эмоционально-психологического фактора над иммунологическим при их первичной адаптации в детские дошкольные учреждения. В процессе рандоминизированного проспективного исследования с применением разных типов коррекции была доказана высокая эффективности совместного приема Фенибута и Ликопида. Показано, что такой подход позволяет снизить частоту заболевания в 2,2 раза по сравнению с контрольной группой, обеспечить психологический и эмоциональной комфорт ребенка, превентировать невротические реакции, которые чаще всего дебютируют в этом возрасте.
Полученные результаты имеют большое практическое значение. Внедрение этой коррекции в амбулаторно-поликлиническую службу позволит не только снизить частоту заболеваемости детей при первичной социализации, но и повысить качество жизни их семей.
Литература
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб: Речь, 2010.
- Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. 2007. № 2.
- Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. 2008. № 10.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М.: Педобщество, 2007.
- Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2011.
- Паршукова С. В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Автореферат канд. дис. психол. наук. Ярославль, 2007.
- LeGear et al. A window of opportunity? Motor skills and perceptions of competence of children in Kindergarten // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2012, 9: 29, 1–5.
- Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 2007. 64 с.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. М.: Просвещение, 2007.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. В кн.: Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2007.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2007.
- A double-blind, Placebo-Controlled Study of Atomoxetine in Young Children With ADHD // Pediatrics. 2011; 127 (4): 862–868.
- Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2012. № 3.
- Брайт Джонс. Стресс. Мифы, теории, исследования. СПб: Прайм-Еврознак, 2003.
- Nih Public Access Jennifer M., Nancy L. McElwain, Nicole Lasky. Presence and Quality of Kindergartrn Children’ s Friendships: Concurrent and Longitudinal Associations with Child Adjustment in the Early School Years // Infant Child Dev. 2011; 20 (4): 365–386.
- Prevalence of Fttention-Deficit/Hyperacttivity Disorder Symptoms in Preschool-aged Iranian Children // Iran JPediatr. 2011; Vol. 21, № 4, p. 467–472.
- Social Competence and Behavior Problems in Preschool // Iran J Psychiatry. 2012; 7: 126–134.
Л. Г. Хачатрян* , 1 , доктор медицинских наук, профессор
М. С. Максимова**
* ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова МЗ РФ, Москва
** ГБУЗ ДГП № 120 ДЗМ, Москва
На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Здравствуйте. пантокальцин хорошо помогает при тиках, но может возбуждать,но с учетом того что после сада сильно вял и усталый - думаю что самый подходящий препарат. Имейте в веду еще фенибут хороший.
разницы нет сколько деток - 10-30 - все равно сад это некий возбуждающий, провоцирующий фактор, я считаю не имеет значения.
Я считаю водить надо, потому что от домасидения и отсутствия социальных детских контактов лучше точно не будет. Сами старайтесь эмоционально не нагружать , планшеты давать редко.
Здравствуйте, подскажите какие тики у ребёнка , как давно ? Смотрит ли ребёнок мультики , если да - то сколько по времени ?
Здравствуйте такое лечение конечно помогает при тиках и не будет по хорошему счету разницы сколько детей в саду. Просто сама обстановка будет выступать в роли провоцирующего фактора
Здравствуйте!
Тики подтверджены органической проблеме?
Или более психологический фактор?
Препараты назначены верно, но стоит сдать и причину в том числе.
Я все-таки больше склоняюсь так же к фенибуту (это препарат улучшающий кровоснабжение ГМ с противотревожным действием).
Добрый день! Пантакальцин эффективный препарат для лечения тиков, его лучше принимать в первую половину дня. Еще хорошо идёт препарат фенибут или Анвифен.Я так поняла, что идёт период адаптации к детскому саду? В этот период закономерно увеличивается тревожность ребенка и как следствие, увеличение частоты тиков.Если поменять коллектив, ребенку снова придется проходить период адаптации, и при этом совершенно неважно, будет он адаптироваться к большому коллективу или к маленькому. Держать дома ребенка не стоит, ведь социализация должна происходить, впереди школа.
Здравствуйте, ребенку (2года 2 месяца) невролог прописала попить фенибут для адаптации в детском саду. Летом сыну по рекомендации этого же врача давала магний в6 и таблетки сермион для нормализации ночного сна (спал беспокойно, просыпался и не мог уснуть по нескольку часов). Сейчас все наладилось, но вот врач из-за опасений, что беспокойный сон может вновь появиться, поскольку ребенок начнет ходить в частный детский сад и назначила эти таблетки. Почитала об этом препарате, там такие показания, что я решила не давать эти таблетки сыну. Ребенок очень привязан ко мне, но мне необходимо выходить на работу и никуда не денешься. Напишите пожалуйста, кто сталкивался с этим препаратом?
Мы принимали этот препарат 2 недели, но это ведь не простые успокоительные, мне невролог говорила, что это лёгкий транквилизатор. мало того, что сын орал все 2 недели как бешеный, совсем не спал, так ещё и печень лечить пришлось (увеличилась). Я думаю, что для адаптации в детсад такой препарат не нужен. Пропоите витаминами, глицин (если есть эффект). А вообще большая половина детей пока не проорётся к саду не привыкнет. Кому-то даётся легко и даже без слёз. Настройте себя на позитив, рассказывайте ребёнку про садик, как там интересно и весело. И не стойте за дверью, когда первый раз отведёте ребёнка в группу. Детки всё чувствуют. У нас в саду одна мама привела дочь на 2 часа и все эти 2 часа ходила вокруг да около и ребёнок орал не переставая. Доверяйте профессионалам т.е. воспитателям.
Можно еще в кроватку повесить льняной мешочек с травами ромашки, и правильно заметило Наталья, никогда не говорить о садике плохо, не пугать им.
От этого Фенибута,дочка перестала просыпаться в туалет и днем и ночью,хотя на тот момент уже сама просыпалась.Мы сразу перестали давать этот препарат,все нормализовалось.
Как по мне,так это глупость фенибут давать.Так можно начать снотворные давать если ребенок плохо засыпает ,антидепрессанты если у него плохое настроение.Это же ребенок!Да еще и 2-летний!Ну прочитайте про кризис этого возраста и про кризис 3 лет,изучите все что касается адаптации детишек в дет саду в этом возрасте и выберите те варианты которые вам наиболее подходят,проговаривайте с малышом ситуацию о необходимости вашего ухода,но не заостряйте на этом внимание,а больше говорите о том времени когда вы будете вместе и как вы тоже этого ждете(конечно, все подавать упрощенно,понятно двухлетнему малышу),но при этом не должно быть видно,что у вас есть опасения по поводу его пребывания в садите,а что это вполне естественно и т.д. и т.п .В идеале ребеночек должен попрощаться с вами идя в сад,это будет значить,что он вас САМ отпустил и никакой обиды между вами нет.
И еще,помните,как правило, тревожные дети у тревожных родителей(т.е над собой тоже нужно работать)
Что касается ночного сна,то я знаю несколько примеров,когда дети стали лучше засыпать и крепче спать после посещения садика,это связано и с тем что ребенок рано встает,и целый день чем-то занят,и спит днем не в своей кроватке,а в своей ему намного более комфортно и спокойно.
ну ничего себе! а в школу какие наркотики дадите? полно детских травяных чаев, да сами мяту заварите и молоко с медом дайте. вообще-то в 2 года в сад ранова-то. но если без этого никак, тогда удачи вам! только без лекарств! поменьше врачей слушайте!
Фенибут был синтезирован в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена профессором В. В. Перекалиным. В 1960-х вышел на фармацевтический рынок на территории СССР. Производители указывают на ноотропное, транквилизирующее, психостимулирующее, антиагрегантное и антиоксидантное действие препарата.
Вообще препараты аминофенилмасляной кислоты широко известны в нашей стране.
Детям их назначают для адаптации к детскому саду (!), для лечения тиков и заикания, энуреза и кинетоза (укачивания в транспорте), для стимулирования речи и психологического развития, при нарушении сна (при этом часто забывается, что препарат противопоказан детям до трех лет), истериках(!) и других поведенческих расстройствах.
улучшения памяти, но сказать, что наша нация умнеет в геометрической прогрессии, сложно.
Взрослым препарат назначается при тревоге, астенических состояниях, неврозе навязчивых состояний, психопатии, головокружениях, глаукоме, бессоннице, лечении алкоголизма, лечении пределириозных и делириозных состояний при алкоголизме.
Если заглянуть в РЛС, то у фенибута практически нет побочных эффектов, только сонливость и тошнота.
Так. А если заглянуть в тот же РЛС, но смотреть не по торговому названию, а по действующему веществу? Уже интереснее. Побочные эффекты: сонливость, тошнота, головная боль (при первых приемах); усиление раздражительности, возбуждение, тревога, головокружение, аллергические реакции.
Оставлю сей факт без комментариев. Идем дальше.
Справедливости ради замечу, что большинство случаев отравления связаны с передозировкой препарата.
В Австралии после случая отравления фенибутом семи подростков, 4 из которых были в реанимации в критическом состоянии, вообще запретили ввозить в страну этот препарат. С 1 февраля 2018 года в Австралии фенибут относится к ядам 9 класса. Причина запрета препарата — риск осложнений и побочных эффектов превышает пользу от препарата.
-
нет клинических исследований препарата, которые бы соответствовали общепринятым стандартам современной медицины. Но даже те исследования, которые есть, доступны только на русском языке, что затрудняет их анализ;
Наличие в виде порошка повышает риск токсичности.
Если верить СМИ, в настоящее время в Америке и Европе также предложено пересмотреть правовой статус препарата.
Итак, подведем итоги.
В отличие от препаратов-пустышек, которые часто назначаются при тех же заболеваниях, что и фенибут, препарат действительно работает. Это не пустышка. Вопрос в том, что не было проведено ни одного качественного исследования этого препарата. А значит, мы не знаем, как дозировать препарат, каких побочных эффектов и на каких дозировках ожидать, как отменять препарат, каким по продолжительности должен быть курс лечения и т.д.
И сразу отвечу на вопрос, чем же тогда лечить детей. В зависимости от заболевания, теми препаратами или методами, которые входят в клинические рекомендации в развитых странах с высоким уровнем медицины.
С надеждой на рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследовние гамма-амино-бета-масляной кислоты, детский невролог Островерхова А. М.
Все ссылки на исследования и публикации на английском языке вы можете найти здесь.
Читайте также: