Фартук татарский национальный шаблон для аппликации в доу

Обновлено: 05.07.2024

Воспитывать интерес и у важение к истори и татарского народа и её традициям.

Исәнмесез! Вчера нам доставили посылк у давайте з аглянем в неё. А здесь оказывается

- Дети посмотрите, ,. сегодня мы с вами ещё раз посмотрим и закрепим названия та т.

Такую одежд у н адевают тольк о по п раздник ам .Женщины самостоятельно шилисвои наряды

Это калфак - Бу калфак! К алфа к – женский головной у бор, его украшали золотыми нитками и

Это фартук который женщины носили не только в повседневной жизни.

Это сапоги ичиги их носили не только женщины, но и мжчины.

Это тюбетейка, - Бу тюбәтәй! Тюбетейка – это мужской головной у бор ее вышивали тоже золотыми

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу

художественного творчества народа. Прекрасные образцы, которые вы видите здесь,

использовали для у крашения ювелирных изделий, в вышивках гол овных убора х, кожаной

Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые у зоры, как их много.

- Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны, трилистник, лотос.

- Скажите, какие цвета, использу ются в татар ском орнаменте?

- В татарском орнаменте и спользу ются яркие цвета (красный, синий, зеленый, гол у бой,


ЦЕЛЬ : формировать у детей интерес к знаниям через интеграции образовательных областей : познание, художественное творчество; продолжать знакомить детей с мордовским и татарским национальными костюмами, узорами, играми на основе сенсорного обследования; описания их внешних характеристик.

  • Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
  • Воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
  • Воспитывать личностные качества детей – организованность и самостоятельность.
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать у детей интерес к татарскому декоративно-прикладному искусству.
  • Развивать умение устанавливать сходство и различие.
  • Развивать речь.
  • Развивать внимание, умение слушать.
  • Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами, узорами, играми, традициями.
  • Учить детей на силуэте фартука составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, цветы, волнистые линии и др.)
  • Учить отличать татарский национальный костюм от костюмов других народов по известным им признакам (пошив, элементы узора, цвет и др.).
  • Продолжать учить различать и называть основные цвета и их оттенки: красный, розовый, желтый, оранжевый, зеленый, синий, черный, белый.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Формировать умение наклеивать готовые формы.


Планируемый результат : самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.
Методы : игровые, практические, словесно-наглядные, поисково- исследовательские. Сюрпризный момент, ТРИЗ.
Приемы : вопросы, указания, дополнения, напоминания, худ. слово, поощряющая оценка.

Раздаточный материал : клей, кисти, салфетки, заготовка фартука и элементов татарского узора (вырезанные педагогом из цветной бумаги и ватмана)

Словарная работа: ярмарка – ежегодный рынок, тюбетейка – головной убор мусульман, орнамент – узор, калфак – головной убор мусульманских женщин,

камзол – безрукавка , ичиги – сапоги у татар.
Организация детей :

I. На стульчиках полукругом
II. Стоя
III. За столами
Предварительная работа : рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций с элементами узоров, национальные игры, слушание музыки, экскурсия в мини музей .

( Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь.Заходит воспитатель Тамара Владимировна в мордовской национальной одежде).

Воспитатель: Вы очень красивая сегодня! Правда ребята?

Дети: ( Вопросы и ответы детей).

Воспитатель: Наверное, для этого есть повод. Такую одежду одевают только на праздники.

Там. Влад. А разве вы не знаете? Сегодня у нас в садике праздник, проходит ярмарка.

Воспитатель: ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Это рынок, где продают разные вещи.

Там. Влад. Я тоже приобрела на ярмарке своим детям 2 куклы, я думаю им понравятся. Только в каких национальных костюмах они я затрудняюсь сказать.

Дети: Куклы в татарских костюмах.

Воспитатель: А как вы определили?

Дети: На них надеты безрукавки, которые у татар называется камзол, на головах тюбетейки и др.

Воспитатель: Ребята, а в какой национальной одежде Тамара Владимировна?

Дети: В мордовском национальном костюме.

Воспитатель: Как вы узнали?

Дети: По цвету. рисунку и др.

Воспитатель: Ярмарка, ребята, это не только торговля. С разных мест приезжали музыканты. Звучала музыка. Проходили театральные представления. Проводились массовые игры.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Сколько дать тебе рублей?

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Воспитатель: На кукле татарке, которую купила Тамара Владимировна нет фартука. Но мы то с вами знаем, что он очень важен в их национальном костюме. Они имели разное предназначение. Мы об этом будем не раз еще говорить. Тамара Владимировна хорошо шьет и сама сможет сшить фартук для куклы, а мы ей поможем в этом. Каким образом? Выступим в качестве дизайнеров.

( Проходим к столам)

Воспитатель: На столах у вас, ребята, заготовки фартуков и элементы татарского узора (листочки, цветы, полоски). Вы можете украсить ваше изделие .

Где ладошки? Тут? (Хлопаем в ладоши)

Тут. (Раскрываем ладоши)

На ладошке - пруд, пруд. (Указательным пальцем прочерчиваем круг на ладони)

Палец большой - гусь молодой, (Загибаем большой палец)

Указательный – поймал, (Указательный палец ложится на большой)

Средний палец – ощипал, (Загибаем средний палец)

Этот палец суп варил, (Загибаем безымянный палец)

Самый меньший - печь топил. (Загибаем мизинец)

Полетел гусь в рот, (Соответствующее лвижение)

А потом в живот и вот. (Разводим руками)

( Дети выполняют работу. Звучит татарская музыка. Валентина Евгеньевна ходит между детьми, подсказывает им, Тамара Владимировна подбадривает их. Дети выходят демонстрируют свои работы. Выслушиваем 1-2 ребят)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Дополнительная профессиональная программа

Воспитание детей дошкольного возраста

Конспект занятия по аппликации из бумаги.

Старший дошкольный возраст.

Составила и провела: воспитатель Балташева В.Р.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

способствовать развитию художественного вкуса;

развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Участники: старшая группа.

Возраст обучающихся : 5-6 лет.

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

Организационный этап.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Рада приветствовать вас на нашем занятии. Мы с вами начали изучать народности нашего края.

Как называется наш край? (Южный Урал). Какие народы тут проживают? О каких знаете вы? (Русские, башкиры, татары).

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

- Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, татары, украинцы). (Показ иллюстраций).

- Сегодня мы поближе познакомимся с татарским народом.

- Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

- Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки. Жили татары в срубных избах. Внутреннее убранство татарской избы отличало множество занавесок, на которых обычно изображали орнамент, узор, рисунок.

- Давайте поближе посмотрим татарский женский костюм. Костюм состоит из головного убора, калфака, платья, передника, сапожек. Главным украшением татарского костюма можно считать передник, украшенный национальным орнаментом. Посмотрите, как же красива татарочка!

3. Изучение нового учебного материала

- Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом на одежде, а именно будем делать вот такой красивый татарский фартук! Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Посмотрите, как же красив татарский орнамент! Он бывает нескольких видов.

hello_html_2928106b.jpg

Цель: приобщение обучающихся к татарской национальной культуре и развитие духовных ценностей посредством знакомства с татарским орнаментом.

Образовательные: учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Развивающие: развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

Планируемые результаты: научиться самостоятельно украшать изделия по мотивам татар­ского орнамента, правильно организуя композицию и подбирая цветовые соче­тания; соблюдать правила безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Материалы и инструменты: бумага, картон, ткань, фоамиран, фетр, бусины, стразы, ножницы, клей, коробка.

Планируемый результат : изготовление элементов орнамента, самостоятельный подбор компоновки элементов композиции и выбор цветовой гаммы.

Варианты готовых работ:

t1590667430ab.jpg

t1590667430ac.jpg

t1590667430ad.jpg

Ход занятия

Вводный этап

У татарского народа существует три вида орнамента: цветочно-растительный, геометрический, зооморфный.

Наиболее распространенный – это орнамент с цветочно-растительными мотивами . Мотивы волнообразных побегов в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли), головные уборы (калфаки, тюбетейки, платки).

В татарском орнаменте используются яркие цвета - красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый.

Планирование работы:

  • Выбор материала.
  • Выбор орнамента.
  • Продумать композицию.
  • Расположить на изделии и закрепить.

Основной этап

  • Подготовим необходимые инструменты и материалы для работы.
  • Подготовим шаблоны.
  • Переносим шаблон и вырезаем .

t1590667430af.jpg

t1590667430ag.jpg

Расположение на изделии:

t1590667430ah.jpg

t1590667430aj.jpg

Варианты построения композиции:

t1590667430ak.jpg

t1590667430al.jpg

Заключительный этап

- Какое основное назначение орнамента? И с какими трудностями вы столкнулись в данной работе?

Читайте также: