Факультативы по экологии в школе

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле необходимы экологические знания. Многие страны, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение ней.

Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С. Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем природы.

У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в ответственности.

Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете.

Ребята должны научиться понимать взаимосвязь компонентов экологической системы, иметь представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ни что не исчезает бесследно.

Содержание экологического образования не должно заканчиваться вопросами биологической экологии или охраны природы. Необходимо знакомить учащихся с элементами социальной экологии, валеологии , экологической безопасности.

Цель – воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы в условиях интерната.

В целом эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы 8 вида: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.

Основными методами и формами организации занятий являются рассказ, беседа, сюжетная игра, экскурсия, наблюдение, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, викторины, КВНы, кроссворды.

Программа рассчитана на воспитанников 15 – 17 лет, срок реализации программы (68 часов) – два года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

На факультативных занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой деятельности.

Например: на весенней экскурсии учащиеся оценивают степень загрязнённости местности мусором, наносят эти места на схему с. Большие Уки, привлекают общественность для ликвидации стихийных свалок. Проводят изучение состояния реки Ук.

Для реализации программы необходимы следующие условия и оборудование: хорошо оснащенный кабинет со столами, библиотека по биологии, географии, экологии, индивидуальные папки учащихся, наглядности: плакаты, таблицы, альбомы, разработки, рефераты, гербарий. Необходимо установить связь с егерями Большеуковского государственного комплексного заказника, работниками метеостанции, музея, детской библиотеки, председателем районного комитета по охране природы, учащимися, посещающими подобного рода факультативы, кружки, местными художниками, поэтами.

Предполагаются следующие результаты работы по программе:

Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.

Учащиеся должны знать: в чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.

Учащиеся должны уметь: оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих

Календарно – тематическое планирование (8 класс)

Календарно – тематическое планирование (9 класс).

Первый год обучения (8 класс)

Практика – 4 часа. Изготовление кормушек (совместно с учителем трудового обучения). Экскурсия с целью исследования снежного покрова. Написание писем зимующим птицам (по составленной учителем схеме).

Второй год обучения ( 9 класс)

Теория – 3 часа. Здоровье духовное и нравственное. Глобальные экологические проблемы млекопитающих. Охрана природы – проблема всего человечества.

Теория – 4 часа. Влияние на здоровье людей достижений цивилизации. Встреча со старожилами села. Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений.

Рабочая программа факультативного курса по экологии для учащихся 6 класса "Юный эколог", срок реализации 1 год.

ВложениеРазмер
fakultativ_po_ekologii_2012-2013.docx 44.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Школьным методическим объединением Директор школы

учителей химии, биологии, географии ______________ Сумина О.А.

Протокол № от приказ от ____________ № ____

Руководитель: ________________ Макарова Л.М.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

(Срок реализации 1 год)

Разработана Квасовой Е.С.

Пгт. Троицко-Печорск 2012 г.

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

  1. формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
  1. Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
  2. Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  1. Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
  2. Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  1. Развить умение проектирования своей деятельности;
  2. Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  3. Научить оформлять результаты своей работы.
  1. Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  2. Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  4. Продолжить развивать творческие способности.
  1. Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  2. Совершенствовать навыки коллективной работы;
  3. Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  4. Усиление контактов школьников с природой.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  1. Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
  2. Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  3. Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  4. Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  5. Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  6. Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  7. Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  8. Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 6 класса общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Количество обучающихся в коллективе: до 12 человек.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа факультативного курса по экологии

для 7 классов

Составитель: Кузбаева Г.Е,

учитель биологии.

Пояснительная записка

Различные виды загрязнения биосферы возникают по вине самого человека, поэтому очень важно изучать среду обитания, стараться улучшать её экологическое состояние. Но такая установка не появиться сама собой, для этого необходимо педагогическое воздействие и, прежде всего в школе.

Данная программа очень актуальна, так как в наше время – время технологий и научных открытий, человек все чаще забывает о своей природе, окружающей его среде, старается достичь цели любой ценой, не задумываясь о последствиях, поэтому формирование экологической культуры и нравственности – это основная задача педагогов – экологов. Генофонд человечества накапливает в своем генотипе множество аномалий, а также снижается здоровье людей по причине экологической обстановки как в биосфере в целом, так и, в частности, экологической безопасности жилья и факторов среды обитания.

Поэтому очень важно как можно раньше начинать формировать экологическую культуру и экологическое сознание у детей.

Новизна данной программы в том, что используются новые темы, больше практических и исследовательских занятий, что способствует не только приобретению новых знаний и умений, но и применение их в реальной жизни. К тому же рассматриваемые в данной программе темы имеют непосредственное отношение к повседневной жизни детей.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она не только дает начальное представление о механизмах, происходящих в природе, о роли человека в ней, но и помогает внести посильный вклад в природоохранную деятельность.

Цель: Формирование экологического сознания и экологической культуры школьников.

Образовательные:

- расширение и углубление знаний учащихся о механизмах существования биосферы;

- расширение представлений о взаимосвязях в живой и неживой природе, о роли человека в ней.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса школьников;

- развитие практических умений и навыков.

- развитие навыков исследовательской деятельности.

- развитие интереса к биологии и экологии, формирование мотивации на выбор дальнейшего профиля обучения.

Воспитательные:

- воспитание любви к природе;

- воспитание творческой личности.

- формирование нравственной ответственности за принимаемые решения по защите окружающей среды;

- воспитание экологической этики у школьников среднего звена.

Данный курс предназначен для детей 13-14 лет, программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю в течение учебного года.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- о различных видах загрязнения природы и их жилища;

- о влиянии человека на природу;

- что изучает экология;

- о существовании природных сообществ;

- о значении воды и состава воздуха в природе и жизни человека;

- о взаимосвязи живой и неживой природы.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать экологическое состояние школы, своего города, дома.

- проводить социологические и практические исследования;

- улучшать санитарное состояние своего жилища, улиц;

- определять пылевое загрязнение атмосферы;

- анализировать качество природной и водопроводной воды;

- проводить фенологические наблюдения;

- озеленять школу, класс.

- правильно ухаживать за растениями;

- оформлять результаты работы в виде презентаций.

В данном факультативном курсе используются различные формы занятий: беседы, круглые столы, экскурсии, работа по ситуационному заданию, викторина, практикумы, конференции, лабораторные работы и практические работы исследовательского характера.

Формы подведения итогов – это защита творческих отчетов, учебно-исследовательские конференции по охране окружающей среды и результатам работы.

Содержание данного курса способствует формированию ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, исследовательской, учебно-познавательной, компетенции личностного совершенствования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа эколого-биологической направленности нацелена на развитие интереса к изучению и охране природы; на осознание ими взаимосвязи человека и природы, на формирование экологической культуры, на приобщение обучающихся к общебиологическим ценностям, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на заседании МО

______/Столярова И. С.

Зам. директора по УР

________ / Уросова В. В../

_________ /Левченков В. В./

Рабочая программа

специального курса по биологии

для 7 класса

Столярова И.С.,

2017/2018 учебный год

Пояснительная записка

Вид деятельности: познавательная.

Программа эколого-биологической направленности нацелена на развитие интереса к изучению и охране природы; на осознание ими взаимосвязи человека и природы, на формирование экологической культуры, на приобщение обучающихся к общебиологическим ценностям, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ.

Отличительная особенность данной программы в том, что разнообразие изучаемых объектов способствует выявлению наклонностей и интересов школьников.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить коллективный, групповой и индивидуальный характер. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет работа с дополнительной литературой, подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Обучение по программе основывается на следующих принципах:

принцип научности, весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу;

• принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;

• принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;

• принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;

• принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;

• принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;

• принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;

• принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;

Программа разработана на основе:

Цель программы: привитие учащимся интереса и любви к природе, формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи программы:

углубить знания по биологии и экологии в соответствии с возрастом учащихся;

сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности;

изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

привить навыки исследовательской работы;

развить умение проектирования своей деятельности;

научить применять на практике полученные на занятиях знания;

Развивающие:

развивать у воспитанников умения самостоятельно работать с популярной литературой по экологии;

развивать интерес к изучению природы родного края;

развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

развивать умения выращивать культурные растения на участке;

развивать интерес к исследованиям;

продолжить развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

воспитывать экологически грамотных исследователей природы;

воспитывать чувство ответственности, навыки коллективной работы;

способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки изучаемого материала, представить его образно и показать завораживающую красоту природы мира.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от этой науки человечество ждёт решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем человека. В связи с этим в плане развития России стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров в таких сферах общественного производства, где биология служит теоретической основой практической деятельности.

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях между организмами, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации занятий спецкурса, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и всестороннее развитие ребенка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, решать проблемные ситуации.

Занятия спецкурса помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ.

Условия реализации программы

Курс предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан 1 год обучения. Изучение курса в 7 классе составляет 34 часа.

Режим занятий - 1 раз в неделю по 45 минут.

Основные возрастные особенности группы школьников

Возраст обучающихся: 13 лет. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряженнее жизнь, тем больше дети тянутся к природе.

Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха при изучении спецкурса, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- подбор и группировка материалов по определенной теме;

- составление планов различных видов;

- составление на основе текста таблицы, схемы;

- составление тезисов, конспектирование;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

-организовывать и планировать свою деятельность;

- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач;

- работать по плану, сверять свои действия с целью;

- владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения ;

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективнов обсуждении проблем;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Характеристика системы отслеживания и оценивания результатов

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Читайте также: