Факторы влияющие на дезадаптацию ребенка в доу

Обновлено: 30.06.2024

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, - она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.

Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития.

Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми.

Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка в зависимости от его психофизиологических, и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду?

У эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета. преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Большие проблемы с адаптацией у часто болеющих детей, у детей, которые привыкли к исключительному вниманию в семье, у единственных и поздних детей, у детей с проблемами общения и у излишне медлительных детей, излишне подвижных (гиперактивных) детей. Сложнее адаптируются дети единственные и чрезмерноопекаемые, привыкшие к тому, что их постоянно занимают, ласкают. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Быстрее привыкают к новым условиям сангвиники. Сложнее адаптируются мальчики, чем девочки.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями.

Типичные ошибки родителей в период адаптации :

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ, когда мать, вопреки рекомендациям педагога, стремится оставить ребенка сразу на целый день. В это время предпочтительно находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову в случае осложнений в адаптации (непрекращающийся плач, расстройства сна, повышение температуры).

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением. Обязателен дневной сон.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Нужно научить ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Оле и Жене).

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

11. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями.

Проблемы дезадаптации в раннем возрасте.

2. Стеснительность и робость тоже приводит к определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью для забияк. У малыша, который не умеет за себя постоять, задиристые сверстники отбирают машинки и куклы, в том числе и принесенные им из дома. Неудивительно, что ребенок боится идти в садик и встречаться со своими обидчиками, поскольку постоянно испытывает чувство незащищенности.

3. Еще один негативный фактор – некорректное поведение воспитателей. Излишняя придирчивость, строгость педагога способна вызвать отторжение даже у самого общительного и контактного малыша. К сожалению, не все педагоги могут сдержать себя при виде испачканной одежды, оставленной на тарелке еды, мокрых штанишек. Ребенок, которого постоянно ругают на глазах других детей, находится в состоянии стресса, что и приводит к дезадаптации.

Признаки и последствия дезадаптации

Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад. Повторю еще раз, я говорю не о первой неделе детей в садике, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, а вечером жалуется, что в садике его обижают или, напротив, отказывается даже говорить об этом, это серьезнейший повод задуматься.

Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то через полгода или чуть больше у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия.

1. Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.

2. У крохи значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.

3. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в садике, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.

4. Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в садике, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.

Профилактика дезадаптации

Чтобы избежать проблем с приспособлением ребенка к новому ритмы жизни, я рекомендую начинать подготавливать его к садику заранее. Прогуливайтесь рядом с детским садом во время прогулок, обращайте внимание крохи на занятия малышей – играют в песочнице, бегают на спортплощадке, а вечером их забирают родители.

Заранее приучите малыша к горшку или туалету. Предоставьте ему больше самостоятельности: ребенок должен сам одеваться и раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами. Конечно, сначала это будет у него получаться не очень хорошо, зато в садике он не будет в числе отстающих.

Если же вы все-таки заметили те признаки дезадаптации, о которых я говорила выше, не рассчитывайте, что проблема исчезнет сама по себе или малыш справится собственными силами. Не уделив должного внимания возникшим проблемам, мама рискует вообще забрать ребенка из садика. Не очень хорошая перспектива, не так ли?

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами: просчеты воспитания; особенности характера и темперамента; личностные характеристики.

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной .

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации :

кризисные периоды развития ребенка,

психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность.

Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками :

отсутствие навыков общения,

неадекватная оценка себя в системе общения,

высокие требования к окружающим,

установки, препятствующие общению,

тревожность и боязнь общения,

Факторами дезадаптации могут быть и семья и дет сад.

Детский сад выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в сад, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к саду, на статус ребенка в группе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности

Воспитатель – самый значимый взрослый для ребенка в начале, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что воспитатель принимает ребенка, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в садах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание воспитателем только плохого от ребенка ведет к усилению дезадаптации, другие дети перенимают плохое отношение воспитателя к определенному ребенку. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение воспитателем детей между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей :

повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

возрастные особенности темперамента.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:

формирование навыков общения,

гармонизация отношений в семье,

коррекция некоторых личностных свойств,

коррекция самооценки ребенка.

Взрослый часто выступает как побудитель дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние воспитателя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию :

Факторы семейной системы.

Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).

Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).

Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).

Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).

Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Нарушения развития как побудители дезадаптации

Психологами и физиологами выделяются несколько закономерностей в возникновении и развитии нарушений развития ребенка:

Нарушение одной сферы (личности, психики) всегда оказывает негативное действие на другие сферы.

Нарушения проявляются в поведении (что можно обнаружить наблюдением). Исключение – кризисные периоды в жизни ребенка и подростка, когда видимые нарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях развития.

Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации – сужение круга людей, отвержение в группе.

Психические нарушения – барьер на пути воспитательского воздействия.

Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Основная сфера проявления и появления нарушений – мотивационно-эмоциональная и как следствие – волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения – первичными и вторичными.

Характер появления нарушений:

- деформация уже развитых структур (например, травматический страх),

- недоразвитие структур (слабоволие).

Четыре вида нарушений:

Первичные нарушения в результате воздействия (например, боязнь собак, возникшая после нападения злой собаки);

Первичные нарушения в результате негативного воздействия, приводящего к недоразвитию или отсутствию социально-важных структур (например, ухудшение произвольной памяти как следствие нарушения формирования волевых процессов из-за заболевания);

Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие какой-либо деформации психики (развод родителей ведет к повышению тревожности и снижению произвольности мышления);

Отставание в развитии всех сфер личности и психических процессов.

Нарушения формирования личности могут быть специфическими и неспецифическими. Специфическими называются нарушения психических функций, которые характерны только для определенного возраста. В другом возрасте наличие таких проявлений не свидетельствует о нарушении, например, апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым для подростка не является свидетельством нарушения развития, скорее свидетельством не сложившихся взаимоотношений.

Специфическими нарушениями формирования личности ребенка можно назвать те, проявления которых в определенном возрасте свидетельствует об отклонении в развитии, причем те же проявления в другом возрасте не обязательно свидетельствует о нарушениях:

отсутствие комплекса оживления,

отсутствие эмоциональных реакций или задержка в их появлении,

неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого,

апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым.

Специфические нарушения раннего возраста:

отсутствие эмоционального заражения,

высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения,

отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей,

отсутствие положительной реакции на новые игрушки,

боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность,

эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете,

депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия,

равнодушие и апатия.

Специфические нарушения дошкольного возраста:

отсутствие эмоциональной децентрации (неспособность переживать),

множество негативных эмоций и фобий.

Факторы риска патологического прохождения подросткового кризиса:

В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового кризиса представляются следующие проявления:

выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

особенности личной незрелости – склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, повышенная внушаемость неправильным формам поведения;

инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, происходящие по незначительному поводу;

реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на замечания, запреты, энурез, побеги как реакция активного протеста.

В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы :

сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

нередуцируемая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;

стремление к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффектных вспышек выраженными вегенетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебранестическими явлениями;

отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных неинтересных уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи

Основные виды нарушений поведения у детей

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос.


Физическое насилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие


Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.

Гиперактивность как фактор риска.В современном мире большие масштабы приобрела проблема дошкольного синдрома дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Именно это заболевание является частой причиной.


Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.

Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн.


Консультация для родителей "Гиперактивность как фактор риска"

Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах. Целенаправленные исследования СДВГ в России начались отно.


Консультация для родителей «Гиперактивность как фактор риска"

В медицине проявление повышенной активности у детей называется гиперактивностью, или гиперкинезом. Существуют и другие термины, которые также определяют повышенную, неконтролируемую двигательную актив.

Главная Для Вас, родители! Консультации ПУБЛИКАЦИЯ 12 факторов, которые влияют на адаптацию ребенка к ДОУ

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД" № 7/2021 Г.

12 ФАКТОРОВ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ДОУ


Фактор 1: возраст ребенка.

Вывод: дождитесь завершения кризиса или выберете наиболее подходящий для Вашего режим малыша посещения.

Фактор 2: режим дня.

Очень часто родители предоставляют ребенку возможность просыпаться в удобное для него время, а значит, и отходить ко сну в зависимости от того, спал ли малыш днем, какие семейные мероприятия были накануне и т. д. В ДОУ же, чтобы не пропустить основные режимные моменты (зарядка, завтрак, занятия) необходимо приходить к определенному времени. Если ребенок не выспался, то его день, не задавшись с самого утра, вряд ли пройдет благополучно. Кроме того, подстроится под настроение ребенка, как родители, в условиях детского сада вряд ли получится, ведь нужно успеть еще столько интересного.

Вывод: за несколько месяцев до начала посещения ДОУ начинайте постепенно переходит на режим, принятый в Вашем ДОУ.

Фактор 3: рацион питания.

Современное общество все время куда-то торопиться, спешит. В таком темпе жизни не в каждой семье возможно приготовление домашней пищи каждый день. К тому же в магазинах прекрасный выбор питания для детей в удобном формате, и, что не маловажно, данная еда является полезной, обогащена витаминами и микроэлементами.

В условиях ДОУ ребенку предлагается совсем другой рацион питания – каша, запеканка, омлет, кисель. Незнакомая еда не позволяет ребенку, который довольно консервативен в вопросе питания, удовлетворить одну из базовых физиологических потребностей, а значит, не будет способствовать комфортному пребыванию в дошкольном учреждении.

Вывод: вводите в рацион питания ребенка блюда, которые входят в меню ДОУ. Ознакомиться с меню можно на сайте детского сада.

Фактор 4: навыки самообслуживания.

В условиях семьи потребности ребенка, как правило, достаточно быстро удовлетворяются. В дошкольном учреждении на одну группу приходиться лишь два взрослых: воспитатель и его помощник (няня). Когда малыш испытывает трудности при открывании крана с водой, не умеет одевать колготки и т. п., а педагоги физически не могут одновременно помочь всем детям, возникает ситуация, когда потребность удовлетворяется частично или гораздо позже, чем нужно, тогда ребенок испытывает дискомфорт, плачет. И говорить об эмоциональном благополучии малыша в ДОУ не приходится.

Важно. Если Ваш малыш пользуется соской или бутылочкой, важно не совмещать процесс отучения от них с началом посещения детского сада. Это может усугубить ситуацию. Сдвиньте его на более ранний срок.

Вывод: научите ребенка самостоятельно посещать туалет, мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться ложкой и чашкой, раздеваться и одеваться (штанишки, носочки, обувь).

Фактор 5: опыт взаимодействия с другими взрослыми и детьми.

Приходя в ДОУ, ребенок попадает в новую ситуацию – ситуацию близкого и активного взаимодействия с воспитателем и сверстниками. Если ребенок не имеет опыта общения с различными взрослыми, (а каждый из них выстраивает его по-своему), а также другими детьми, это является еще одним стрессором в сложном процессе адаптации.

Вывод: расширяйте опыт общения ребенка – ходите и приглашайте в гости, почаще гуляйте на детских площадках.

Фактор 6: опыт разлуки со значимым взрослым (формирование надежной привязанности).

Среди множества изменений, возникающий в жизни ребенка в связи с началом посещения детского сада наибольшее влияние на него оказывает разлука с человеком, с которым у него сформировалась привязанность. Привязанность - это врожденное поведение ребенка, которое выражается в стремлении ребенка к сохранению близости со взрослым, это особая эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Как правило, привязанность формируется к тому, кто осуществляет уход за ребенком (кормит, успокаивает). Чаще всего это мама, но не обязательно. Легче переносит разлуку малыш с надежным видом привязанности, у него сформировано базовое чувство безопасности и доверия к миру, а также способность к установлению глубоких отношений.

Вывод: убедитесь, что между Вами и ребенком существует надежная привязанность (или постарайтесь выстроить со своим малышом другие, более качественные отношения).

Фактор 7: опыт самостоятельной игры.

Движущей силой развития дошкольника является именно игра (до 3-х лет с предметами). Малыш, умеющий самостоятельно выбрать себе игру, а также осуществить с ней действия, активно изучает свойства предметов, что необходимо для дальнейшего познавательного развития. Он исследует богатство окружающего мира и уже на этапе раннего детства учиться ставить и достигать цели, преодолевать трудности.

Важно. Не ограничивайте своего ребенка, заменяя ее просмотром телевизора или изучением букв.

Вывод: создавайте условия для самостоятельной игры как условия развития ребенка.

Фактор 8: что такое детский сад.

Фактор 9: постепенное вхождение.

Посещение детского сада следует начинать постепенно: сначала погулять на площадке вместе с мамой, потом оставить ребенка одного на некоторое время. При переходе на режим полного дня (а также дневной сон) важно учитывать рекомендации педагога-психолога (воспитателя).

Фактор 10: я ухожу, но обязательно вернусь!

Фактор 11: слезы вместо слов и наоборот.

Вывод: ребенок часто плачет, потому что не может выразить всю гамму своих чувств словами. Помогите ему сделать это.

Вывод: проясните для себя мотив посещения ребенком ДОУ или ищите альтернативные варианты.

Факторы, приводящие к социальной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками особенно важно для закладывания характера, формирования личности. В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников), в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть - адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей. Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребительская сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Решению задач социальной адаптации помогает раздел ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно включает в себя следующие параметры:

· уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;

· уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

· уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;

· уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;

· уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;

· уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);

· уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

· Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

· Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

· Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

· Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

· Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

· Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

· Научить ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.

· Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность.

· И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

А поскольку игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества, и будет способом решения этой задачи. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

· С помощью этих игр у детей:

· Снимаются телесные зажимы;

· Происходит эмоциональная разрядка;

· Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

· Проявляются навыки правил поведения;

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки:

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Во многом успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель служит для них эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти.

И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

Факторы, влияющие на адаптацию детейв дошкольном учреждении

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Факторы, влияющие на адаптацию детей
в дошкольном учреждении

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стрессу).

Критериями успешной адаптации считаются:

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Приходя в детский сад, ребенок первый раз попадает в новую для него обстановку. Для любого малыша - это, несомненно, стресс. Ведь круг общения детей до сада был ограничен общением с родными: мамой, папой, бабушкой и т.д. В домашней атмосфере ребёнок чувствует себя комфортно, так как все условия приспосабливаются к его личным потребностям. А в детском саду наоборот, ребёнку самому нужно приспосабливаться к новой обстановке, обязанностям и правилам. Детский сад – это первое социальное учреждение в жизни малыша. Здесь ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (взрослых, сверстников) и разных обстоятельств (режим, расписание занятий, правила поведения и т.п.) влияют на малыша. Ему нужно будет научиться отстаивать свое мнение, но уважать правило; защищать себя, но не обижать других; быть личностью, но ценить коллектив.

Период адаптации у детей может проходить от трёх недель до трёх месяцев, иногда и больше. Во время адаптации здоровье ребёнка может ухудшиться, так как стресс снижает работу иммунной системы. Привыкание к условиям детского сада у каждого ребёнка проходит индивидуально.

Задача взрослых на этапе адаптации - быть внимательными к любым отклонениям в поведении ребенка, в своей работе учитывать индивидуальные особенности детей; специалистам дошкольного учреждения проводить психолого-педагогическое сопровождение малышей и их родителей.

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Н.М. Аксариной, Н.П.Жуковой и др. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки и возможности их перестройки нет.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.

Таким образом, оптимальным возрастом для адаптации ребенка к условиям детского учреждения, является период с 2 лет до 2 лет 8 месяцев.

Как показывает опыт, привыкание детей к новым условиям зависит так же от индивидуальных особенностей нервной системы. Эти индивидуальные особенности человека врождённы, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение ребенка.

Наиболее удачно процесс адаптации протекает у детей с сильным типом нервной системы. Это сангвиники и флегматики.

Флегматик невозмутим и спокоен, эмоционально сдержан, усидчив и дисциплинирован.

Проблемные зоны – малоконтактен, эмоционально скуп, шумных игр не любит. Задача взрослого на этапе адаптации: расширять круг общения таких детей, помогать выражать свои эмоциональные переживания, привлекать к выполнению творческих заданий, способствовать пополнению эмоционального опыта.

Сангвиник- ребенок жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой. Такие дети легко привыкают к незнакомой обстановке, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, могут быть инициаторами детских забав. Они любознательны и умеют сдерживать свои эмоции.

Проблемные зоны – не любят однообразия, нуждаются в смене деятельности, легко увлекаются, но интерес носит кратковременный характер. Сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Задача педагогов - обеспечить доступ к различным видам деятельности, помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. При этом все взрослые должны придерживаться единой стратегии воспитания, должны быть едины в требованиях.

Холерик быстрый, очень подвижный с трудом переносит ожидание, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво: он быстро переходит от радости к гневу.

Процесс возбуждения у такого ребенка преобладает над торможением. Такой ребенок решителен, уверен в себе, легко идет на контакт, увлекаясь чем-то, заражает этим других.

Проблемные зоны - нуждается в большем контроле, отсутствует страх в ситуациях риска, т.е. может попасть в опасную ситуацию; не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения.

Задача взрослых на этапе адаптации, учитывая индивидуальные особенности холериков, спокойно приучать их к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и т.п. Занимать их тем, что им особенно интересно.

Меланхолик чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения: появление в его жизни посторонних взрослых, приход в новый коллектив.

Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность вызывает у такого ребенка слезы. Он быстро утомляется. На пике утомляемости становится капризным.

Задача взрослых создать дома и в саду спокойную, доброжелательную психологическую атмосферу. Постоянно хвалить, даже за незначительные успехи. Взрослые должны проигрывать положительные моменты, стараясь отвлечь такого ребенка от тревожных мыслей. Необходимо учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т.п.

Следующим немаловажным фактором, влияющим на привыкание детей к детскому саду, является эмоциональное состояние самих родителей. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и взрослые.

Состояние здоровья и уровень развития ребенка так жевлияют на успешное протекание процесса адаптации. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Многократные заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие ребенка. Часто болеющие дети астеничны, истощаемы. Они хуже справляются с трудностями адаптационного периода, состояние стресса носит у них затяжной характер и приводит к болезням.

Специфические возрастные особенности, в частности обостренная чувствительность к разлуке с матерью, страх новизны особенно остро проявляется у категории часто болеющих детей. Такие дети по состоянию здоровья оказываются в симбиотических связях с матерью, не имеют опыт разлуки с ней. Значимую роль при этом приобретает родительское отношение к часто болеющему ребенку, поскольку именно родители, являясь первыми социальными партнерами ребенка, обеспечивают его готовность к новой социальной среде и адаптации в ней.

Необходимо научить родителей способам подготовки ребенка к дошкольному учреждению, снятию собственной тревожности за ребенка, развитию его самостоятельности.

Для успешной адаптации детей к условиям детского сада немаловажную роль играет уровень тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребёнка новых форм поведения. Дети, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия: посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу, играли в общей песочнице и т.п. легче привыкают к обстановке в группе и легко отпускают маму.

Успешность адаптации зависит и от методов воспитания ребенка в семье.

Причиной трудного привыкания к пребыванию в детском саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослыми дома и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения - сотрудничества со взрослыми.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Симптомы неблагополучного поведения детей разные:

одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам с ними. Неумение общаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода. Поэтому очень важно, чтобы в семье у ребёнка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (сесть за стол, взять необходимое пособие, убирать за собой игрушки и т.п.), выполнялись совместные действия.

Адаптация – это всегда стресс, поэтому задача всех представителей образовательного процесса учесть все возможные факторы, воздействующие на ребенка, и так организовать адаптационный период, чтобы он прошел легко.

Читайте также: