Еврипид орест краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Еврипид (Euripides) 485 (или 480) — 406 до н. э.
Алкестида (Alcestis) — Трагедия (438 до н. э.)
Это трагедия со счастливым концом.

Геракл

Геракл (Heracles) — Трагедия (ок. 420 до н. э.)
Имя "Геракл" означает "Слава богини Геры". Звучало это имя иронически. Богиня Гера была небесной царицей, супругой верховного Зевса-громовержца. А Геракл был последним из земных сыновей Зевса: Зевс нисходил ко многим смертным женщинам, но после Алкмены, матери Геракла, — уже ни к кому.

Ипполит

Ипполит (Hippolytos) — Трагедия (428 до я. э.)
В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему. Помощницей ему была критская царевна Ариадна: она дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта.

Ифигения в Авлиде

Ифигения в Тавриде

Ифигения в Тавриде (Iphigeneia en Taurois) — Трагедия (после 412 до н. э.? )
Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, которое чтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышли из обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная, как их Артемида-охотница.

Медея

Медея (Medeia) — Трагедия (431 до н. э.)
Есть миф о герое Ясоне, вожде аргонавтов. Он был наследным царем города Иолка в Северной Греции, но власть в городе захватил его старший родственник, властный Пелий, и, чтобы вернуть ее, Ясон должен был совершить подвиг: с друзьями-богатырями на корабле "Арго" доплыть до восточного края земли и там, в стране Колхиде, добыть священное золотое руно, охраняемое драконом. Об этом плавании потом Аполлоний Родосский написал поэму "Аргонавтика".

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Ореста и Электру судят за убийство матери Клитемнестры. Царь Менелай, обещавший поддержку, отказывается от обещания и брата с сестрой приговаривают к казни. Тогда Орест с другом берут в заложники Елену и ее дочь Гермиону.

За минуту

Действие трагедии происходит в Аргосе спустя несколько дней после убийства Орестом своей матери Клитемнестры. Герой тяготится муками совести, а аргосский суд должен вынести решение о его судьбе. Вместе с Орестом судят его сестру Электру, которая помогала ему совершить преступление. Электра нежно любит брата и готова ради него на все.

В это время в Аргос приезжает спартанский царь Менелай со своей женой Еленой. Менелай обещает помочь Оресту, но из-за трусости и боязни потерять трон Спарты отказывает в поддержке в последний момент. Брата и сестру приговаривают к казни.

Что бы отомстить Менелаю и спастись, Орест с другом Пиладом решают захватить в заложники Елену и ее дочь Гермиону. Но тут в конфликт вмешивается бог Аполлон. Он превращает Елену в звезду и возносит на небо. Менелаю он приказывает взять другую жену, Орест берет в жены Гермиону, а Пилад женится на Электре. Оресту Аполлон предрекает, что тот будет оправдан афинским Ареопагом.

Еврипид (Эврипид) – великий древнегреческий драматург, младший современник Эсхила и Софокла. Его биография была бы находкой для современной желтой прессы: интриги и соперничество с другими поэтами, 2 распавшихся из-за измены брака, отъезд с родины и таинственная смерть, предположительно, наступившая в результате придворного заговора.

Детство и юность

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора.

Портрет Еврипида


Портрет Еврипида

Что касается года его рождения, то во многих источниках значится дата 23 сентября 480 года до н. э. – в этот день греческое войско победило персов в морском сражении на Саламине. Однако другие письменные свидетельства включают упоминание о том, что Клейто зачала Еврипида тогда, когда царь Ксеркс вторгся в Европу, что произошло за 5 месяцев до Саламинской победы.

Еврипид


Еврипид

Также найдены еще 2 источника, указывающие разную информацию о времени рождения Еврипида: согласно надписи на Паросском мраморе, это произошло в 486 году до н. э., а по другим свидетельствам современников – в 481.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Орестея. Еврипид

Орестея. Трагедия (458 до н. э )

У Атрея было два сына: герои Троянской войны Агамемнон и Менелай. Они женились на двух сестрах: Менелай — на Елене, Агамемнон — на Клитемнестре (или Клитеместре). Когда из-за Елены началась Троянская война, греческие войска под начальством Агамемнона собрались для отплытия в гавань Авлида. Здесь им было двусмысленное знамение: два орла растерзали беременную зайчиху. Гадатель сказал: два царя возьмут Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева богини Артемиды, покровительницы беременных и рожениц. И действительно, Артемида насылает на греческие корабли противные ветры, а в искупление требует себе человеческую жертву — юную Ифигению, дочь Агамемнона и Клитемнестры. Долг вождя побеждает в Агамемноне чувства отца: он отдает Ифигению на смерть. (О том, что случилось с Ифигенией, потом напишет трагедию Еврипид.) Греки отплывают под Трою, а в Аргосе остается Клитемнестра, мать Ифигении, помышляя только об одном — о мести за дочь.

Двое мстителей находят друг друга: Эгисф и Клитемнестра становятся любовниками и десять лет, пока тянется война, ждут возвращения Агамемнона. Наконец Агамемнон возвращается, торжествуя, — и тут его настигает месть. Когда он омывается в бане, Клитемнестера и Эгисф накидывают на него покрывало и поражают его топором. После этого они правят в Аргосе как царь и царица. Но в живых остался сын Агамемнона и Клитемнестры Орест; чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительницы, она отсылает его в чужой край, чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына.

Орест растет в далекой Фокиде, помышляя только об одном — о мести за Агамемнона.

Орест вырос и приходит мстить.

С ним его фокидский друг Пилад — имена их стали в мифе неразрывны. Они притворяются путниками, принесшими весть, сразу и печальную и радостную: будто бы Орест умер на чужбине, будто бы Эгис-фу и Клитемнестере больше не грозит никакая месть. Их впускают к царю и царице, и здесь Орест исполняет свой страшный долг: убивает отчима и родную мать.

Действие второй трагедии — восемь лет спустя: Орест вырос и в сопровождении Пилада приходит мстить.

Он склоняется над могилой Агамемнона и в знак верности кладет на нее отрезанную прядь своих волос. А потом прячется, потому что видит приближающийся хор.

Является тень Клитемнестры.

Раздел: Краткое содержание произведений Количество знаков с пробелами: 14958 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Категория трагическое в античном театре и музыке

Древнегреческая женщина: идеальная двойственность


… женщины в любовных взаимоотношениях. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Глава 1. Положение гречанки в семье и обществе 1.1 Внешний облик древнегреческой женщины Полисная мораль и родовые нормы семейной жизни регламентировали все аспекты жизни древнегреческой женщины: как должно производиться воспитание ребенка, когда женщина может и …

Курс лекций по культурологии

Драматургия

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Творчество драматурга делится на 2 категории: собственно трагедии, где часто фигурируют боги, и социально-бытовые драмы, в которых действуют обыкновенные люди. В работах Еврипида нашли отражение и политические события того времени. Трагедии он писал в эпоху Пелопонесских войн, против которых выражал горячий протест. В его творчестве сохранился созданный им образ миролюбивых Афин, которые драматург противопоставлял агрессивной олигархической Спарте.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

В своем творчестве он нередко упоминал и рабов, при этом выводил их не бездушными статистами, а полноценными персонажами с непростыми характерами. Что касается единства и законченности действия, то этому требованию удовлетворяют лишь немногие из его работ. Сила Еврипида – в тонкости и психологизме сцен и монологов, но в эффектных концовках он был не силен.

Памятники Еврипиду, Эсхилу и Софоклу


Памятники Еврипиду, Эсхилу и Софоклу

В 408 году до н. э. Еврипид уехал из Афин и поселился в Македонии. Причины его решения покинуть город точно не известны: возможно, ранимый и чуткий поэт обиделся на своих земляков, не ценивших его творчество по достоинству (из 95 его пьес при жизни автора награду получили только 4).

Биография Еврипида

Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора, знал Продика, Протагора и Сократа.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес.

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима.

Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. По легенде, переданной Плутархом, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера, Гете и других известных мастеров пера.

Библиография

Ключевые слова: ​Эврипид,Еврипид,Εὐριπίδης,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,древнегреческая литература,трагедия,евріпід

Личная жизнь

Бюсты Еврипида


Бюсты Еврипида

Плутарх упоминал о страсти драматурга к юношам, в частности о его романе с Кратером, юным любовником македонского царя Архелая.

Согласно античным описаниям, Еврипид предпочитал тишину и одиночество и терпеть не мог шума толпы. На Саламине он часто проводил целые дни в уединении в морском гроте, любуясь морем и размышляя о сюжетных ходах новых произведений.

Смерть

Статуя Еврипида


Статуя Еврипида

Современные историки склоняются к более простому варианту – скорее всего, Еврипид, уже доживший до почтенного возраста, просто не выдержал суровой македонской зимы и умер от болезни. Афиняне, бывшие земляки драматурга, предложили забрать тело Еврипида для похорон, но по распоряжению Архелая его погребли в столице Македонии – Пелле.

Когда Софокл узнал о его кончине, велел актерам в знак скорби играть очередную пьесу с непокрытыми головами. По легенде, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Характеристика героев по трагедиям Еврипида | ЕЛЕНА

ЕЛЕНА

Представ перед мужем после окончания Троян­ской войны, Елена, не испытывая ни смущения, ни стыда, оправдывает свой побег божественной необ­ходимостью. Однако Гекуба утверждает, что причи­ной побега была страсть к Парису и желание восполь­зоваться его богатством. Елена пытается убедить мужа в том, что когда погиб Парис, она жила в Трое как пленница, но, согласно Гекубе, Елена наслаждалась в Трое роскошью и не хотела оттуда возвращаться. Этот эпи­зод получает особое звучание, так как всем известно, что Менелай не убьет Елену, а наоборот — подчинится ей и вернет ее домой невредимой. Судьба Елены отлична от судеб других троянок, которые, не имея за собой ни­какой вины, подвергаются насилию, издевательствам, оказываются обреченными на гибель.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Творчество Еврипида

У Еврипида Орест как больной человек страдает припадками, и ему во время бреда кажется, что кругом него Эриннии, которые его хотят убить.
У Эсхила Орест не сомневается в своей правоте, он по призыву Аполлона убил мать, которая убила его отца, правителя Аргоса, главу семьи, мужчину, который всегда и во всем активен, а женщина Лишь существо пассивное, стоящее неизмеримо ниже. У Еврипида нет такой трактовки, нет защиты приоритета мужского права. Орест говорит, что он убил мать, потому что она была преступна, отдалась любовнику, обесчестила отца, героя Эллады, защитника ее. Так, в речи перед дедом Тиндаром, защищая свое право убить мать, Орест заявляет:

Ты говоришь: я грешен был, старик,
Что мать свою убил, слова другие
И ту же мысль возьми, я буду прав.
Без мщения отца я не оставил.
(стр. 47)

Ты подумай,
Над кем она глумилась? Ратоборцу
За Грецию ложе осквернить!
(стр. 48)

Вину поняв свою, не захотела ж
Виновную, небось, она убить.
Нет, моего отца казнила.

На что слова, Елена? Если ты
Не видела семьи Агамемнона
Злосчастия . полюбоваться можешь:
Вот день и ночь у трупа сторожу .
Иль не мертвец? Дыханья не уловишь . ..
Так и сижу . не мне судьею быть
Ему . А с вас, блаженных, не довольно ль
Увидеть нас измученных бедой?
(23 стр.)

В следующей сцене Электра с злорадством кричит, слыша стоны Елены, убиваемой Орестом и Пиладом с целью отомстить Менелаю:

Бейте, губите, разите!
Меч двулезвейный
В тело ее погружайте.
Мужа, отца обесславила,
Греков губила
Там у пучины Скамандра,
Где от железа стрел
Слезы рождали слезы.
(83 стр.)

Читайте также: