Беседа об искусстве в доу

Обновлено: 04.07.2024

Искусство и живопись в частности — развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие.
Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию?

В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.

С чего начать знакомство ребенка с искусством?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет.
Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.
Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета. Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра.

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.
Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

  1. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
  2. Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
  3. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Когда пойти в музей?

В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.

После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.

С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?

Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.
Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.

Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Карл Павлович Брюллов
Девушка, собирающая виноград

Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Доска, масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. Эпоха Возрождения (Ренессанс).

Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.

Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Воскресный день на острове Дж. Сера

Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Эдвард Мунк Крик.

Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.

Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.

Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Букет цветов в сером кувшине
1908 год

Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.

Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Михаил ВрубельЦаревна-Лебедь. 1900

Модерн (Густав Климт, Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр

Некоторые техники живописи

Масляная живопись - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок. Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Портрет работы Боровиковского

Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцем (Лита). Эрмитаж.

Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмаль

Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Анри Матисс

Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

О.Кипренский. Калмычка Баяуста. Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила/

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, пастель, дублированный на холст (1810 – 1820 гг.).

Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. У Чжэнь (1280–1354).

Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.

Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Звездная ночь (А. Нагайцева, граттаж)

Карнация. Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Пopтpeт Сиджиэмондо Малатесты. П. дела Франческа.

Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.

Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий. Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Сграффито на греческом доме острова Хиос

Прививаем любовь к искусству с ранних лет


В клеевой живописи для создания красок используют клей (животный или растительный). Такие краски наносят крупными мазками, и они получаются тяжелыми. Чаще всего эта техника использовалась для росписи саркофагов.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Изображение Будды, клеевая живопись (Монголия, XIX век)

Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.

Прививаем любовь к искусству с ранних лет

Терри Дюваль Акварель

Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программные задачи:

  1. Воспитывать уважение к труду художников, стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.
  2. Дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать к нему интерес.
  3. Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев.

Беседа об искусстве в старшей группе.

Программные задачи:

Воспитывать уважение к труду художников, стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.

Дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать к нему интерес.

Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев.

Материал:

Книги с иллюстрациями Ю. Васнецова.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите на эти прекрасные издания и скажите, для чего нужны книги? Рассуждения детей.

- Какие книги вам больше нравятся? Дети отвечают.

- Да, я тоже люблю яркие и красивые книги с иллюстрациями. Даже не умея читать, по рисункам можно понять, о чем говорится в книге, понять ее смысл.

- Скажите, кто делает книги красочными, интересными и занимательными?

- Иллюстрировать – значит освещать, пояснять. Создавая рисунок, художник тоже рассказывает историю только на своем языке – языке цвета и линий.

- Как вы думаете, каким главным качеством должен обладать художник? Дети высказывают предположения.

- Конечно, все, что вы перечислили, может пригодиться художнику в его работе. Но главное качество, каким должен обладать творческий человек, - это наблюдательность. Художник умеет видеть многообразие жизни и различных оттенков цвета, состояний природы, изменений формы, переливов света и тени. Все эти зрительные наблюдения он переносит в свои рисунки.

- Какими материалами может рисовать художник? (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски…)

- Какими средствами художественной выразительности пользуются художники, чтобы их рисунки нравились? (Цвет, композиция, колорит, ритм…)

Обращаю внимание на книги Ю. Васнецова.

- В числе первых, лучших художников – сказочников люди по праву называют Юрия Алексеевича Васнецова.

Показываю портрет художника.

- Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Название этого года вам знакомо – там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и расписывают их яркими красками. Как называются эти игрушки? (Дымковские.)

- Когда Юра Васнецов был маленьким, он очень любил эти игрушки. Став взрослым, он всегда вспоминал, как весной на его родине устраивались ярмарки. Это были настоящие праздники игрушки! Самыми веселыми и любимыми игрушками были свистульки. В них свистела вся ярмарка: и взрослые, и дети! Давайте сравним дымковские игрушки с изображением таких же птиц или животных на иллюстрациях Васнецова. (Изображения животных и птиц больше похожи на настоящие. А узоры, орнамент, украшающие героев рисунков, очень схожи с дымковскими.)

Дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями.

- Видите, какие добрые и веселые герои изображены художником. Все предметы в его иллюстрациях оформлены декоративно.

Дети рассматривают орнаменты, узоры на разных предметах, одежде героев. Определяют, на каком фоне нарисованы события, устанавливают зависимость фона от содержания изображенного.

- Как много иллюстраций создано Юрием Алексеевичем, и среди них нет ни одной одинаковой! Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.

Предлагаю детям набор иллюстраций с изображением героев разных сказок. Они рассматривают рисунки и перечисляют качества персонажей, их эмоциональные состояния (с помощью каких средств выразительности это смог показать художник).

- Попробуйте описать по рисункам характер медведей. Как его смог показать художник? (Дети рассказывают.)

- Какая иллюстрация к сказке вам больше понравилась? Почему?

- Назовите другие сказки, иллюстрированные Ю. А. Васнецовым.

- Вот и закончилось наше путешествие в сказочные владения художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова. Я надеюсь, что оно было интересным и увлекательным. Теперь вы знаете, что такое книжная графика и для чего она нужна. Время все больше отдаляет нас от Ю. Васнецова, но его прекрасные иллюстрации не стареют. Рассматривая его рисунки, мы лучше начинаем понимать людей вокруг себя и самих себя. Этому учат нас замечательные произведения художника – графика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства, о роли изобразительного искусства в жизни человека, как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях. Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

Ход: Скажите, мир искусства, что это за мир? Послушайте, я расскажу вам сказку о том, кто создает такой мир.

Жил-был художник. Однажды он увидел цветок, цветок был такой красивый, красный, как огонек, капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу - и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир. Художник нарисовал множество красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательнее всматриваться в предметы, природу, людей – и тогда волшебный мир красоты откроется.

Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего мира и высекал образы людей и животных из камня, дерева, лепил их из глины, лил из металла. И они получались как живые и радовали людей своей удивительной красотой. На соседней улице жил другой художник. Он любил читать книги, а читая, представлял себе героев этих книг – добрых и злых, хитрых и простодушных, умных и глупых, он видел, как они одеты, как ходят, говорят, где живут. Он хотел помочь и другим людям увидеть этих героев, вот он и стал их рисовать. А вы знаете, как называется такой художник? (иллюстратор)

Художник – иллюстратор старался так украшать книжки, чтобы они доставляли людям радость.

А теперь ответьте на вопрос: кто создает мир изобразительного искусства? (художник, скульптор, архитектор, график, мастер прикладного искусства) Сегодня мы поговорим об изобразительном искусстве. Давайте рассмотрим картины и найдем нарисованный на них мир.

Что рисуют художники? О чем все эти картины? Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, сцены из жизни людей, сказки, животных. Они рисуют на холсте красками, а изображения на картинах получаются как живые, а картины называются живописными. Это все мир живописи.

А есть здесь произведения, которые создает художник – иллюстратор? Да, его произведения – в книгах. Давайте рассмотрим их внимательно. Помните эти книги, о чем они? Мы с вами уже читали их. Какие красивые книжки, и герои их замечательные – и сказочные, и такие, как в жизни. А увидеть всех этих героев нам помогли художники – иллюстраторы.

Ну, а сейчас найдите произведения, которые создаются из камня, стекла, дерева. Кто их создает?

Кто из камня из гранита

высекает образ скрытый?

И из глины лепит то,

что не ведает никто?

А на дерево сухое вдруг посмотрит

И откроет, будто сказочный ларец.

И в руках его резец

Оживет, как жезл волшебный.

Кто он, этот молодец?

Есть профессия такая.

Вам ее не называя, лишь скажу,

Люди в целом мире чтут.

Да, правильно, это скульптур. А искусство, которое он создает – скульптура. Какая скульптура вам больше понравилась? Чем?

А вот вам еще задание: найдите произведения мастеров, которые украшают предметы. Правильно, это и посуда, и одежда, и мебель. Как называют этих мастеров? ( мастера прикладного декоративного искусства) Рассмотрим эти произведения. Показ дымковских, каргапольских, городецких, семеновских изделий. Какие они? (нарядные, праздничные, яркие)

А вы узнали, какие мастера их расписывали? Как узнали?

Мы с вами увидели разные произведения изобразительного искусства. Художники, скульпторы, иллюстраторы создают их для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость, чтобы мы могли вспоминать о наших чувствах, когда в жизни увидим подобное. Они дают нам возможность еще раз пережить ощущение теплого летнего или холодного зимнего дня, воспоминание о походе в лес или на реку, радость от наших удач, помогают вспомнить, как нам было тревожно в грозу, как весело мы собирали в лесу ягоды или грибы, составляли на солнечной лужайке букет из полевых цветов. Эти картины, эта скульптура, красивая посуда помогут украсить нашу жизнь и продлить жизнь сорванных цветов, собранных фруктов и овощей. Они дарят нам счастье и радость красоты.

Произведения искусства, написанные или сделанные самим художником, называются оригиналами или подлинниками. А знаете ли вы, где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Как называется этот дом? Да, это музей. Там хранятся и выставляются многие подлинные произведения живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства. Живут они там сотни лет, радуя людей. Кто знает, какие музеи есть у нас в городе? Были ли вы в музеях? Что вам запомнилось?

Оценить 1902 0

Конспект занятия для детей 6-7лет по теме:

Познакомить детей с профессией художник, её особенностями, значимостью его деятельности для людей.

Закреплять навыки работы с различными изобразительными материалами, знать их особенности.

Привлечь внимание детей к профессии художника, давая ей характеристику. В беседе выяснить, что нужно для того, чтобы стать художником.

Закрепить у детей знания о том, какие материалы необходимы художнику для работы. Заинтересовать детей возможностью использования этих изобразительных материалов.

Развивать цветовое восприятие, эстетические чувства, воображение.

Материалы к занятию:

Слайды с репродукциями картин известных художников ульяновского края.

Фонограммы любых спокойных мелодий.

Костюм художника (балахон, берет, бант на шею, брюки, палитра, в руках кисть, мешочек с загадками и изобразительными материалами).

Краски акварельные, краски масляные, цветные карандаши, угольный, жировой, графитный карандаш.

Бирки с загадками.

Листы с недорисованными картинками.

Стаканчики для воды.

Ход занятия.

Добрый день, ребята.

Сегодняшнее занятие мы начнём с загадки. Отгадайте её.

У меня есть карандаш,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Верно, этот человек - художник. (На экране появляются картины, изображающие художника за работой. Это и современный художник и тот, который жил давно).

Как вы думаете, что из того, что вы видите вокруг себя сделано руками художника? Какие материалы должен использовать художник, чтобы правдиво передать внешний облик предмета, (некоторые из них перечислены в загадке, которую вы отгадали). ( Художник может рисовать масляными красками, гуашью, пастелью, акварелью, темперными красками, карандашами и т.д. Для своей работы он может использовать бумагу, холст, оштукатуренную стену, глиняную поверхность и т.д.) Что помогает художнику сделать изображение более красочным, живописным? (Цвет). (На мультимедиа показываются соответствующие слайды). Представьте себе, что бы было, если бы этих творческих людей не было на свете? Какое настроение было бы у нас, если бы вокруг всё было однообразно и не красиво?

Художник делает мир вокруг нас ещё ярче и привлекательнее. Он может перенести его на бумагу с помощью красок. Та красота, которой порадовался художник, уже радует гораздо больше людей. Как может человек, который не умеет читать, узнать, о чём говорится в книге? Верно, если мы не умеем читать, то мы не узнаем о чём книга. И только картинки в ней расскажут нам о её содержании.

Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Вот послушайте. (Звучит музыка).

Потом подрос Ваня, и рисунки его заметили не только мама, но и другие ребята и взрослые. Вот какие они стали. (Показывает детские рисунки). Все хвалили его и говорили, что станет он художником. А Ваня рисовал всё, что видел, и рисунки у него постепенно становились всё лучше и лучше.

Прошло много лет, и сбылись эти слова. Окончил мальчик школу, поступил в Академию художеств, и научился рисовать так, что стал настоящим художником. Рисовал он, по-прежнему, очень много, но картины его уже не были похожи на те, первые рисунки, которым улыбалась мама, но хранит он их всю жизнь, ведь это были первые его картины.

А вы, ребята, храните свои детские рисунки? Что же нужно сделать для того, чтобы стать настоящим художником? ( Да, нужно много всматриваться в мир вокруг нас и пытаться его изображать и делать это постоянно).

Ребята, художники живут не только в реальной жизни, а и в сказке. Я слышу волшебный звон, это значит, что сейчас случится что-то волшебное, необычное. Так и есть, к нам кто-то пожаловал.

ХУДОЖНИК: Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? Я - Художник. Я пришёл к вам из Страны весёлых красок.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Художник, а что у тебя случилось? Почему у тебя плохое настроение?

ХУДОЖНИК: В моей стране – беда. Раньше у меня было много верных друзей, которые помогали делать мне красивые картины, а теперь злой Волшебник чёрной ночи сделал так, что я забыл, как зовут моих друзей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А где же теперь твои друзья?

ХУДОЖНИК: А их коварный волшебник спрятал вот в этот мешок. Он сказал, что выпустить их оттуда можно только тогда, когда я отгадаю его хитрые загадки, а мне их никогда не отгадать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Послушай Художник, ребята очень хорошо умеют разгадывать загадки, может они тебе помогут?

ХУДОЖНИК: Ну, попробуйте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот первая загадка:

Там заметку кладёт.

(Карандаш). (Достаёт графитный, жировой, угольный карандаш).

Живут в коробке мальчики,

Одетые в кафтанчики.

Синий, жёлтый, голубой

Дружат с небом и водой

И весёлым солнцем за моим оконцем.

Чёрный, дружит с тенью,

А зелёный с елью.

Красят, красят мой альбом

И короче с каждым днём.

Кто же эти мальчики, одетые в кафтанчики.

(Цветные карандаши и фломастеры).

Своим хвостиком коротким нарисует в пять минут

И цветочек, и морковку,

И большой зелёный луг.

Её за палочку возьми, и хвостик в краску обмакни.

Вместе рядышком живут.

Только белый лист увидят

И раскрашивать начнут.

Нам она необходима, если краски нужной нет,

Размешаем на ней краски

И получим нужный цвет.

(Палитра). (Параллельно с отгадыванием загадок на экране возникают те изобразительные материалы, которые необходимы художнику).

ХУДОЖНИК: Я очень благодарен вам, ребята, вы очень мне помогли, и я хочу, чтобы вы поближе познакомились с моими друзьями. Я предлагаю вам дорисовать изображения, которые они начали рисовать, но не закончили свою работу. Вы должны выбрать те же изобразительные материалы, которыми была начата картина, и закончить её. А мне пора в свою сказку. В Страну весёлых красок. До свидания! (Звучит спокойная музыка, дети дорисовывают картинки).

Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью для детей 6-7 лет по теме:

Развивать интерес к пейзажной живописи, учить рассматривать картины, понимать их содержание.

Формировать представления о средствах выразительности, используемых художником при создании картины.

Воспитывать умение эмоционально откликаться на произведение, общаться по поводу увиденного со взрослыми и сверстниками.

Закрепить умение изображать сосновый лес, передавая в рисунке деревья с различной конфигурацией веток.

Упражнять в умении использовать технику граттаж для создания изображения.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в нетрадиционной технике, стремление доводить работу до конца.

Материалы к занятию:

Фонограмма с голосами лесных птиц.

Фонограмма с любой спокойной мелодией.

Листы по количеству детей, приготовленные на предыдущем занятии для работы в технике граттаж.

Палочки для процарапывания.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о картинах, изображающих природу. А вы помните, как называются картины о природе? Верно,

Если видишь, на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Был такой русский художник И.И. Шишкин, и он очень любил рисовать лес. У него даже фамилия лесная - Шишкин.

Как мачты корабельные, Над лесом поднялись, Стоят стволы смолистые, И смотрят сверху вниз Зелёные короны, Ни перед кем не снимут, И лишь на небе облака Их ласково обнимут.

Почему можно сказать, что этот лес старый? Почему одна сосна лежит?Со всех сторон маленькую поляну окружают старые сосны. Вершины сосен уходят высоко в небо. Старая сосна сломалась во время бури и рухнула. Её мощные корни заросшие мхом вырваны из земли. (Звучит фонограмма с голосами лесных птиц). Посмотрите, какое яркое утро, птицы уже проснулись и своими песнями встречают новый день. Ещё не жарко, солнце только разгорается. Какие тона темные или светлые использовал художник, чтобы это показать? Верно, светлые.

Утром ветки золотятся в голубом, как сон, дыму…

Очень хочется смеяться неизвестно почему.

Теперь представьте этот уголок леса ночью. Какие тона помогут нам это сделать? (Тёмные).

Вот и опустилось за лес солнце, и по полянам и ветвям деревьев поползли сумерки. (Звучит спокойная мелодия). Молодые медвежата залезли в свою берлогу спать. А сумерки всё ползли, надвигались, пока всё вокруг не стало почти совсем невидимым. Но вот взошла луна, и осветила сосны. Одна старая, скрипучая. (Рисует на большом листе в технике граттаж). Другая, поваленная после бури.

А каким вы видите ночной сосновый лес. Нарисуйте его.

Читайте также: