Краткое содержание биология 6 класс параграф 20

Обновлено: 07.07.2024

Актуальное сегодня конспектирование особенно важно при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Научившись составлять краткую запись текста, лекции быстро и четко, школьники смогут впоследствии за минимальный отрезок времени оценить и записать полную и обширную информацию. Это пригодится им в науке, учебе, творчестве, будущей профессии и бизнесе. Сегодня конспекты по биологии 6 класс составляются в классе или задаются педагогом в качестве домашнего задания. Сжатое записывание данных урока, учебного пособия, справочника, иной литературы полезно не только с точки зрения практического применение этих записей впоследствии. Но и как задание на формирование навыков логического осмысления прочитанного и услышанного и отображения этой информации для последующего повторения.

Почему необходимо уметь грамотно конспектировать уроки?

Важно научиться грамотно составлять конспекты по биологии в 6 классе, что позволит:

  • представлять данные параграфов, разделов, тем в максимально компактном, удобном для изучения и быстрого повторения изученного, виде;
  • отображать законспектированные записи наглядно, практично для быстрой оценки материала, выделения нужного блока, который необходимо будет немедленно использовать;
  • выработать умение планомерной и качественной работы с информацией: анализировать и сравнивать ее, обобщать, выделять ключевые моменты, формулировать их кратко и четко записывать полученный результат;
  • быстро и надолго запоминать законспектированные данные, что даст возможность хорошо подготовиться к проверочной, ответу, контрольной, зачету, ВПР, экзамену и получить высокую оценку.

Какие трудности возникают чаще всего при составлении конспектов?

Нередко у подростков, учащихся в средней школе, возникают проблемы с составлением кратких записей уроков, параграфов учебной литературы. Причина - в неумении обрабатывать значительные объемы данных. Научиться этому несложно, причем необязательно привлекать в помощники специалистов - репетиторов, педагогов и. т. д. Можно освоить навык и самостоятельно.

Например, обратившись на портал Еуроки, где конспекты по биологии за 6 класс представлены в широком разнообразии. Коллекция включает краткие записи уроков по всем применяемым в школах программам и УМК по предмету. Используя их, можно:

  • грамотно подготовиться к ответу и получить высокий балл;
  • понять, что лежит в основе качественного конспектирования и научиться самостоятельно, опираясь на образец, конспектировать материал;
  • изучить дополнительные источники в их краткой записи, сэкономив время и обретя нужные, глубокие и полные, знания по дисциплине.

Старшеклассники-выпускники также смогут воспользоваться площадкой в целях повторения непростого курса материала по предмету за шестой класс. С помощью готовых конспектов намного проще и быстрее повторить и систематизировать изученный ранее материал по программе и дополнить свои знания данными из других источников, представленными в удобном, кратком виде.

Ответ:

§20. Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

1. По какой причине водоросли выделены в особую группу царства растении?

Водоросли — это особая группа растений, которые не смотря на их автотрофный тип питания (как и у всех других растений), имеют особенности в виде полного отсутствия разделения их тела на органы, полного отсутствия ярко-выраженной проводящей системы, отсутствия покровных тканей и неспособности жить вне водной среды.

2. Какие признаки лежат в основе систематики водорослей?

В первую очередь, необходимо сказать, что водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными, затем стоит отдельно заметить, что достаточно важную роль играет также и то, какой именно пигмент доминирует в их пластидах (из-за этого их делят на сине-зелёные, красные, бурые, зелёные и т.д.) и последний важный критерий — тип строения таллома.

3. Каков основной признак водорослей, позволяющий объединить их с наземными растениями?

Обе группы данных организмов способны к совершению фотосинтеза.

4. Объясните, как происходит размножение водорослей.

Водоросли могут размножатся двумя способами: половым и бесполым.

При бесполом размножении, их клетки делятся надвое, первым разделяется ядро, затем вакуоли, глазок, и другие компоненты. Материнская клетка может давать порядка восьми дочерних. Позже клетки превращаются в споры и путешествуют на огромные расстояния. Найдя подходящее место, споры превращаются у водоросли.

Когда происходит половое размножение, две клетки сливаются, превращаясь в зиготу, которая развивается и превращается во взрослый организм.

Учитывая тот факт, что водоросли — достаточно сильно распространены по всему мировому океану, важно отметить их роль в обеспечении устойчивости биосферы, что впрочем касается и любого другого вида живых организмов на нашей Земле. В первую очередь их участие заключается в поддержании стабильности круговорота вещества и энергии в природе. Так, они являются автотрофами, и синтезируя и наращивая биомассу — питают множество консументов первого порядка, которые являются пищей для консументов второго порядка.

Водоросли — важный биологический элемент, поддерживающий озоновый слой нашей планеты, синтезирующий много кислорода, а также уничтожающий излишек углекислого газа в атмосфере, что приводит в конечном итоге к стабилизации обстановки на всем земном шаре. Необходимо учитывать, что процесс дыхания характерен абсолютно для всех животных и критически необходим для поддержания их жизнедеятельности.

Водоросли также представляют достаточно выраженную важность для человека, который, так или иначе, также является частью природы. Они используются в приготовлении разнообразных пищевых продуктов, являются материалом для научных изысканий, широко применяются в косметологии, медицине и могут служить в качестве кормовой базы для некоторых домашних животных.

Сухие семена находятся в состоянии покоя. Для того чтобы семя начало прорастать, внутрь него должна проникнуть вода. Когда семя набухнет, то зародыш начнёт развиваться, так как потреблять питательные вещества он может только в виде раствора.

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

В кипячёной воде отсутствует растворённый кислород. Зародышу становится нечем дышать и он погибает, а семя загнивает.

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

В хорошо прорыхлённой почве имеется большое количество кислорода. Это благотворно влияет на прорастание семени, поскольку в этот период зародыш энергично дышит и ему требуется постоянный приток кислорода.

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Для прорастания семян различных растений требуются различные условия окружающей среды: температура, влажность и т.д. Если посадить растение раньше или позже наступлений этих условий, то у семян может снизиться всхожесть, в у выросших растений — урожайность.

6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в вашем районе?

В Средней полосе России очень распространено выращивание растений:

  • теплолюбивых: томатов, огурцов, кукурузы, дыни, тыквы и фасоли;
  • холоднолюбивых: гороха, редиса, ржи, пшеницы, ячменя и овса.

7. Какие семена — лука или гороха — глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Семена лука рекомендуется сеять на глубину 1 — 2 см, а семена гороха — на глубину 4 — 5 см. То есть горох надо сеять глубже, чем семена лука.

Это связано с тем, что глубина заделки зависит от размера семян и свойств почвы. В крупных семенах достаточно питательных веществ, и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

8. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?

Воздух в песчаной почве проникает га большую глубину, а влага лучше сохраняется с более глубоких слоях. Поэтому в песчаной почве семена сажают поглубже, где есть и воздух и вода.

На глиняных почвах, наоборот, воздух может проникнуть только в самые верхние слои, а в более глубоких слоях наблюдается не только недостаток воздуха, но и избыток влаги. Поэтому на глиняных почвах семена сажают как можно ближе к поверхности — влаги там достаточно и кислород также может поступать постоянно.

9. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?

Проросток фасоли, лишённый одной, сначала будет развиваться также, как и обычные проростки фасоли, но буквально через несколько дней рост проростка замедлится или вовсе прекратиться. Дело в том, что проросток очень быстро начнет страдать от нехватки питательных веществ, которые должны поступать к нему из отсутствующей семядоли. Без этих питательных веществ растение либо будет очень чахлым, либо вовсе погибнет.

При отсутствии обеих семядолей растение всегда погибает, причем практически сразу. Это происходит потому, что у зародыша нет запаса питательных веществ, необходимых ему для роста и жизни.

10. Почему для посева отбирают крупные семена?

В крупных семенах находится больший запас питательных веществ, необходимых зародышу для развития. Именно поэтому из самых крупных семян развиваются самые крепкие и здоровые растения.

Подумайте

1. В живых клетках растений постоянно происходит обмен веществ и энергии. Проанализируйте рисунок 88. Какой вывод вы можете сделать? Обсудите ваш вывод с остальными учащимися класса.

Каждое растение постоянно взаимодействует с окружающей его средой и в нём постоянно происходят процессы обмена веществ и энергии, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности растения.

Например, корни растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Эта вода питает растение, наполняет его клетки жизнью и участвует в процессе дыхания и фотосинтеза. В свою очередь корни получают от листьев растения запас питательных веществ, который позволяет им расти и развиваться.

Стебель растения служит опорой и главной транспортной магистралью, по которой вода с минеральными и питательными веществами перемещается от одной части растения к другой. При этом от корней стебель получает воду, а от листьев — питательные вещества.

Листья растения — это место где происходят процессы дыхания и фотосинтеза. Но без поступающих от других частей растения воды, минеральных веществ и кислорода прохождение этих процессов было бы не возможно. В свою очередь только в листьях под воздействием солнечных лучей и при помощи воды углекислый газ может преобразовываться в кислород, а кислород и вода — в органические питательные вещества, которые необходимы всем частям растения.

Цветы, семена и плоды — также важный участник обмена веществ, поскольку они позволяют продолжить произрастание вида и расширить территорию его произрастания.

Вывод: Обмен веществ в растении — это совокупность всех происходящих в нем процессов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности как целого растения, так и его отдельных частей.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Что необходимо учитывать при посеве семян разных видов растений?

При посеве семян обязательно необходимо создать наиболее благоприятные для прорастания конкретного растения условия. А именно, обеспечить комфортную температуру окружающей среды, достаточно и не избыточное количество воды и постоянный приток воздуха .

Задания

Положите семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой; чтобы проростки не пересыхали. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы и засушивайте их, записывая, сколько дней проростку. Через 15—18 суток опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

Коллекция проростков гороха

§ 20. Прорастание семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

Коллекция проростков зерновки пшеницы

Задания для любознательных

Перед посевом важно знать всхожесть семян.

Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Растение

Количество семян Проросло семян в первые 10 дней

Процент всхожести семян

Фенологические наблюдения

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений.

Весна — пора пробуждения растений (рис. 89). В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха (рис. 90). Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности? Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени.

Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы.

Дневник наблюдений для средней полосы России

Дата

Весенние явления, замеченные в природе

Сельскохозяйственные работы, проводимые в это время

Начало цветения ольхи и орешника

Внесение в почву органических удобрений

Начало сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Начало цветения мать-и-мачехи

Внесение минеральных удобрений

Освобождение деревьев и кустарников от обвязки и штамбов

Посадка саженцев плодовых деревьев

Продолжение сокодвижения берёзы

Продолжение цветения ольхи и орешника

Окончание цветения ольхи и орешника

Посадка базилика, мелиссы, тимьяна, майорана.

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у берёзы

Окончание цветения мать-и-мачехи

Окучивание деревьев и кустарников

Посадка картофеля, лука репчатого, свеклы.

Продолжение цветения берёзы

Распускание листьев у липы

Начало цветения одуванчика

Опрыскивание плодовых деревьев и кустарников против вредителей

Подкормка грядок с овощами.

Высадка рассады цветов — однолетников

Борьба с вредителями

Борьба с вредителями

Словарик

Проросток — это растение в начальной стадии своего развития (от прорастания зародыша до момента развертывания листа главного побега).

Семя — растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

2. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

Под семенной кожурой находится зародыш. У двудольных состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки.

Большую часть зерновки однодольного растения составляет мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш маленький. Но семядоля у него одна. Она не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю.

3. Какие вещества входят в состав семян?

В состав семян растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Вопросы

1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия. Но три условия необходимы для прорастания всех без исключения семян — это наличие воды, воздуха и тепла.

2. По какой причине не прорастают сухие семена?

Зародыш может потреблять питательные вещества только в виде раствора.

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

В такой воде нет растворенного кислорода, нечем дышать зародышу семени, после его гибели семя просто загнивает в воде.

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

Семена надо высевать в рыхлую почву, чтобы они могли дышать.

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия. Их нарушение может снизить урожай.

6. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в вашем районе?

Холодостойкие растения: пшеница, овёс, ячмень, горох.

Теплолюбивые растения: кукуруза, фасоль, огурец, тыква, дыня, томат.

7. Какие семена — лука или гороха — глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. Практикой установлено, что мелкие семена (репа, лук) надо сеять на глубину 1—2 см, семена средних размеров (редис, огурец) — на 2—4 см, крупные семена (фасоль, горох, бобы) — на 4—5 см.

8. Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?

Воздух в песчаной почве проникает на большую глубину, а влага лучше сохраняется в более глубоких слоях. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, будут страдать от недостатка влаги.

На глинистых почвах, наоборот, не рекомендуется сеять семена слишком глубоко, так как глинистая почва более плотная и тяжёлая. Даже у самой поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях.

9. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?

Развитие зародыша происходит медленно и постепенно он погибнет.

10. Почему для посева отбирают крупные семена?

Пока проросток не достиг поверхности почвы, для его роста и развития используются органические вещества, запасённые в семени. Но если они закончатся прежде, чем начнётся процесс фотосинтеза, проросток может погибнуть.

Подумайте

1. В живых клетках растений постоянно происходит обмен веществ и энергии. Проанализируйте рисунок 88. Какой вывод вы можете сделать? Обсудите ваш вывод с остальными учащимися класса.

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

2. Что необходимо учитывать при посеве семян разных видов растений?

При посеве семян разных видов растений необходимо учитывать теплолюбивые и холодостойкие это растения, размер семян, свойства почвы, количество воды, необходимое для прорастания.

Задания

Положите семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками и следите за их прорастанием. По мере необходимости увлажняйте опилки водой, чтобы проростки не пересыхали. Каждый день вынимайте из опилок по одному проростку фасоли и пшеницы и засушивайте их, записывая, сколько дней проростку. Через 15—18 суток опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.

семена фасоли и зерновки пшеницы в банку с увлажнёнными опилками

Задания для любознательных

Перед посевом важно знать всхожесть семян. Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

сколько семян прорастёт за первые 10 дней

Фенологические наблюдения

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений. Весна — пора пробуждения растений (рис. 89). В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

В наших широтах сокодвижение у кленов начинается намного раньше, чем у березы: в Подмосковье, например, уже в марте, подтверждая наступление весны.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха (рис. 90). Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности?

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников

Календарь цветения для средней полосы России (в зависимости от метеоусловий сроки цветения могут отклоняться от календарных на 7-14 дней).

Цветы мать-и-мачехи появляются уже в конце марта – апреле месяце. Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года.

Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.

какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности

какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности

какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени. Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы.

ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник В. В.

В шестом классе школьники начинают изучение биологии – довольно сложной науки с большим количеством классификаций. Чтобы успешно влиться в учебный процесс по предмету, стоит обратиться за помощью к ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник. Исследование науки о живых существах в школе начинается с изучения ботаники. Очень подробно и доступно этот раздел биологии описан в учебнике Пасечника. Начиная с основных понятий, к концу учебного года шестиклассники будут знать строение семян и виды корневых систем, строения листа, побегов и почек, развитие цветков, соцветий и плодов, классификацию растительных культур, особенности размножения растений. Кроме изучения теоретических основ, учеников ждут многочисленные практические работы и лабораторные опыты. Сопоставить сложный учебный материал с наблюдениями и проанализировать их далеко не каждому удается легко. В целях оказания помощи учащимся было разработано отличное пособие, которое доступно объяснит все процессы и позволит прийти к верному ответу – сборник готовых домашних заданий.

Учебные цели сборника по биологии 6 класс Пасечник

Он является полноценным онлайн-решебником к основному учебнику по ботанике. На его страницах вы найдете:

  • готовые ответы на вопросы к параграфам;
  • рекомендации по выполнению лабораторных работ;
  • образец выполнения практических заданий;
  • решение упражнений на закрепление темы.

Подпитываясь информацией из решебника, учащиеся шаг за шагом выполнят любое требуемое задание и придут к правильному ответу. Авторские комментарии и обоснования помогут проанализировать каждое действие и сделать соответствующий вывод. Если школьник обращается за помощью к сборнику по биологии 6 класс В. В. Пасечник, родителям и педагогам не стоит волноваться и бить тревогу, мол так он ничему не научится. Напротив, именно благодаря представленным в нем материалам, шестиклассники окончательно разберутся в теме, плохо усвоенной на уроке, всегда смогут проверить правильность собственных выводов и суждений, начнут активнее работать на уроках, станут получать положительные оценки по предмету. Уверенность в своих силах и знаниях, приходящая в процессе регулярной практики с решебником, позволит учащимся ответственно относиться к учебному процессу и радовать родителей высокими результатами.

Читайте также: