Эволюция школ менеджмента базировалась на усилении внимания к фактору

Обновлено: 04.07.2024

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:
• развивалось общественное, а потом и промышленное производство;
• появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
• начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Работа содержит 1 файл

История развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое.docx

История развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов. Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное – правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее. Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

  • развивалось общественное, а потом и промышленное производство;
  • появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
  • начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

  1. Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.
  2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.
  3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах.
  4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.

Менеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

  • объясняет природу управленческого труда;
  • устанавливает причинно-следственные связи в работе;
  • выявляет факторы и условия, необходимые для совместного труда;
  • разрабатывает эффективные методы управления и стратегии;
  • прогнозирует возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

В Ххст. последовательно сформировалось несколько научных школ менеджмента, среди которых наиболее известные следующие:

Развитие производства на границе ХІХ- Ххст. заставил руководителей сосредоточиться на разработке научных и рациональных принципов управления людьми, оборудованием, ресурсами. Ученые и практики, которые решали как увеличить производительность производства, начали школу научного управления. Ее основатели – Тейлор Фредерик Уінслоу, Генри Гант, Френк и Лилия Джилберті, Генри Форд и др. Основатель школы Ф.Тейлор вывел ряд общих принципов управления, среди которых:

  • разработка оптимальных методов выполнения работ ( изучение усилий и движений рабочих, нормирование времени выполнения отдельных операций );
  • разделение труда между рабочими и менеджерами на конкретные задачи и функции;
  • установление расценок на отдельные работы на основе конкретных знаний;
  • профессиональная подготовка рабочих;
  • использование менеджеров для контроля и анализа результатов работ технологического цикла.
    • Административная (классическая) школа управления (1920-1950гг).

    Стремление определить общие характеристики и закономерности развития организаций стимулировали формирование классической школы в менеджменте. Основателями школы является французский администратор и предприниматель Анрі Файоль и его последователи Л.Урвік, Дж.Муні, Г.Эмерсон, Г. Вебер, М. Блюмфільд и др.

    А.Файоль разработал классификацию операций, общие принципы построения структуры организаций, принципы управления. Таких принципов за Файолем есть четырнадцать /13, с.38; 15, с.16/:

    1. Разделение труда.
    2. Дисциплина.
    3. Власть и ответственность.
    4. Единство распорядительства.
    5. Единство руководства.
    6. Подчинение индивидуальных интересов интересам организации.
    7. Вознаграждение персонала.
    8. Централизация управления.
    9. Иерархия структуры.
    10. Порядок.
    11. Справедливость, которая обеспечивает преданность персоналу.
    12. Стабильность персонала.
    13. Ініциатива персонала.
    14. Единство персонала в решении задач (корпоративный дух).
    • Школа человеческих отношений (с 30-х лет ХХст.к нашему времени).

    В условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам ведения хозяйства созревшая необходимость поиска новых форм управления, для которых характерным был социол огический и психологический уклон.Основателями этой школы были американский социолог и психолог Елтон Мейо, М.Фоллет, А.Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Оуен и др.

    Основные идеи этой школы:

    - управление есть социально-психологический, а не экономический процесс;

    - в основе управления находится человек, который имеет свои нужды, интересы и мотивации;

    - производительность работы исполнителя зависит не столько от материальных, как от психологических и социальных факторов;

    - люди в основном мотивируются социальными нуждами и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;

    - удовлетворение персонала работой приводит к повышению производительности работы и содействует ее росту при творческом подходе.

    Начиная с 60-х лет ХХ ст. к нашему времени развивается новая школа науки управления как следствие появления новых методов принятия решений с использованием математики, кибернетики, теории імовірностей, статистики, компьютерных технологий. Наиболее известными представителями этой школы есть Д.Марч, Г.Саймон , Р.Акофф, Д.Вудворд, Д.Томпсон, Л.Канторович и др.

    Главные характеристики школы:

    - основное внимание сосредоточивается на принятии решений;

    - критерием деятельности является экономическая эффективность;

    - использование формализованных методов и моделей в управлении;

    - использование компьютеров для обработки значительного объема информации;

    - использование системного, процесного и ситуационного подходов к управлению.

    Процесний подход рассматривает управление как цикл взаимосвязанных общих функций (планирование, организация, мотивация, контроль).

    Системный подход рассматривает организацию (фирму) как совокупность связанных элементов системы (структура, технология, производители), что ориентированные во исполнение поставленных целей в условиях динамики окружающего среды.

    Ситуационный подход предусматривает использование разных методов управления согласно ситуации.

    Нужно знать, что современный уровень производства нуждается в интегрированном управлении, разном объединении указанных выше подходов согласно поставленным целей и задачам.

    .Основными положениями современной системы менеджмента есть:

    1. Использование теории систем, разработанной из конца 50-х лет ХХ ст. (П.Друкер, Н.Винер, К.Шеннон, Т.Пітерс и др.). При этом организация (фирма) рассматривается как система, неразрывно связанная с окружающей средой, адаптивно реагирующая на его изменения.
    2. Использование ситуационного подхода (разработанного в конце 60-х лет Ххст. как продолжения системного подхода), когда процесс управления становится откликом на разные факторы, которые влияют на состояние системы (организации).
    3. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными работниками организации.

    Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

    Эффективный контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов.
    1. Контроль должен быть непрерывным (периодичным). Непрерывность контроля является обязательным условием, без которого невозможно получить объективной картины. Контроль, который осуществляется неравномерно, хаотично, только усложняет картину, создает трудности, его результаты могут отражать случайные характеристики объекта контроля.


    2. Контроль должен осуществляться в соответствии с четко сформулированными целями. Только зная, что именно необходимо контролировать, можно осуществить эффективный контроль. А это предполагает, что изначально ясны параметры, которые должны контролироваться, единицы их измерения, количественные показатели, которые позволяют рассматривать положение как хорошее или плохое. Выработка критериев контроля и формулировка его задач-— это процедура, которая обязательно должна предшествовать разработке системы контроля.


    Отсутствие четких целей и критериев приводит к тому, что процесс контроля оказывается вообще нецелесообразным. Информация, получаемая в процессе такого контроля, обычно бесполезна или имеет очень небольшую ценность. Лучше вообще отказаться от такого контроля, поскольку он представляет собой бессмысленную трату средств и времени.


    3. Контроль должен быть гибким. Это означает, что система контроля должна обладать способностью трансформироваться в соответствии с требованиями ситуации. Это касается и внутренних требований, связанных с целями контроля, и внешних требований, возникающих в результате изменений положения как внутри, так и вне организации.


    4. Контроль должен быть индивидуализированным. Контроль, не учитывающий специфики объекта, на который он нацелен, не способен дать полноценных результатов. Использовать такой контроль — это практически то же самое, что пытаться рассмотреть звезды в микроскоп.


    5. Контроль должен быть экономичным. Это означает, что затраты на контроль не должны превышать выгод, которые он приносит. В обратном случае контроль становится просто бессмысленным.


    6. Контроль должен быть согласован с планированием. Результаты контроля должны учитываться при планировании, поскольку ошибки или, наоборот, неожиданные, незапланированные достижения нередко свидетельствуют о том, что планирование было осуществлено плохо, а также о том, что какие-то факторы не были учтены в процессе планирования.

    1 Концепции и школы менеджмента

    3 Введение Актуальность выбранной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Цель реферата рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в реферате решаются следующие задачи: 1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента. 2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления. 3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.

    5 Историческая периодизация Р.М. Фалмера Роберт М. Фалмер предложил следующую историческую периодизацию развития управления: -начало эпохи практизма г. до н.э. -годы до н.э. (до капитализма) г. до н.э. -классическая эпоха (500до н.э.-500г.н.э.) -ранние стадии развития капитализма (500г. н.э. до 1400г. н.э.) -капитализм до появления бизнеса ( гг.) -мелкособственнический капитализм ( гг.) -протестантский капитализм и меркантилизм ( гг.) -промышленный капитализм в Новом Свете ( гг.) -финансовый капитализм ( гг.) -национальный капитализм ( гг.) -управленческий капитализм ( гг.) -предпринимательский капитализм (1990-е годы).

    6 Классическое направление менеджмента Классическое направление менеджмента включало в себя три области: – научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт); – административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет); – концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер). В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

    8 Недостатки классической школы К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора. Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину). Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в х годах.)

    9 Классическая административная школа управления Представители классической, или административной, школы управления ( гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др. Классическая школа: - разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией - создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху); - предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку; - рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль; - считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер); - сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы; - сформулировала общие функции управления.

    10 Принципы управления Анри Файоля Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия там возникает ответственность. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

    11 Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. Скалярная цепь. Скалярная цепь это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса. Порядок. Место для всего и все на своем месте. Справедливость. Справедливость это сочетание доброты и правосудия. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. Корпоративный дух. Союз это сила. А она является результатом гармонии персонала.

    13 Недостатки классической административной школы - недооценка социальных аспектов управления; - невнимание к человеческому фактору в организации; - недостаточное внимание к научной разработке методов управления; - организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой

    15 Теории X и Y Д. Мак-Грегор сформулировал основные предположения теорию X и теорию Y. Теория X Средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его. Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достижения целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказаниями. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, имеет относительно невысокие амбиции и наиболее высоко ценит безопасность. Теория Y Физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочно. Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение целей организации усилиям. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль. В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства. Большинство (отнюдь не меньшая часть) работников способно проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и мастерства.

    17 Количественная школа науки управления Эта школа сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени. Она привела к углублению понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей. Широко использованы количественные методы в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн и др. Школой было разработано большое количество принципов, правил, подходов и т.д. Существуют такие подходы как дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация (конгломераты), теория Z, бюджетирование (с нулевой базой), кружки качества, портфельный менеджмент, интрапренерство.

    18 Школы х годов гг. характеризуются развитием менеджмента в рамках нескольких школ, отличных от школы поведенческих наук. Такими школами были: эмпирическая или прагматическая школа управления, школы, связанные с теориями технократического менеджмента и школа науки управления. Основатели эмпирической (прагматической) школы управления: Э. Петерсен, Г. Саймон, Р. Дэвис и др

    20 Заключение Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

    22 Выполнили студенты 105 группы Петровского колледжа Путтоев Александр и Грушевский Владимир 2008г.

    Школы управления в менеджменте

    Формирование менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине XIX века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале XX века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникла с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности.

    ХХ век — это время возникновения и эволюции науки управления. Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.
    В зарубежной науке управления сложились важнейшие концепции, так называемые школы управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.

    Основные школы управления, их характеристика

    Становление управления как научной дисциплины происходило эволюционным путем. Четко различимые школы управленческой мысли получили развитие в первой половине XX в. Хронологически они могут быть представлены в следующем порядке:

    1. школа научного управления (1885-1920 гг.);
    2. классическая (административная) школа управления (1920- 1950 гг.);
    3. школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930- 1950 гг.);
    4. школа количественных методов (с 1950 г.).

    Основатель школы научного управления Ф. Тейлор пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 1920-е гг. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда, теория организации производства и др.

    Целью классической (административной) школы управления было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией. Основатели этой школы А. Файоль и М. Вебер разрабатывали принципы и методы управления организацией и хотели, чтобы вся организация работала как машина.

    Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, на увеличение внимания социальным потребностям работников. Школа науки о поведении сконцентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, изучении индивидуальных способностей отдельных работников.

    Ключевой характеристикой школы количественных методов является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Она базируется на достижениях таких наук, как математика, кибернетика, статистика; на использовании математических методов и моделей при подготовке управленческих решений.

    Школа научного управления

    Школа научного управления с самого начала стремилась к поиску наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов.

    Основу теорий этой школы составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.

    Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля.

    Его теория предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на работника и его подчинение управленцу. Побудительным мотивом и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде.

    • разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;
    • абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;
    • подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;
    • оплата по результатам труда;
    • использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
    • поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).

    Идеи Тейлора были развиты его последователями — Г. Гантом, Ф. Гилбрейтом, Г. Эмерсоном. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

    Концепция научного управления стала переломным моментом, благодаря которому управление было признано самостоятельной областью научных исследований.

    Заслуги школы научного управления состоят в том, что ее представители:

    1. обосновали необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности;
    2. выдвинули принципы научной организации труда;
    3. подошли к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда.

    Однако человеческий фактор практически оставался вне сферы внимания этой школы.

    Административная школа управления

    1. разработку рациональной структуры организации;
    2. построение на ее основе рациональной системы управления персоналом — бюрократической модели.

    Анри Файоль (1841-1925), французский социолог, считается основателем административной школы управления. Заслуга Файоля заключалась в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению предприятием.

    По утверждению Файоля, вначале необходимо создать продуманную структуру, где нет дублирования функций и лишних уровней управления, а затем уже подыскивать подходящих работников, т.е. принцип соответствия работников структуре.

    А. Файоль разработал 14 общих принципов управления, от которых, по его мнению, зависит успешное управление любой организацией:

    1. разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
    2. власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
    3. дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
    4. единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
    5. единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
    6. подчинение индивидуальных интересов общим;
    7. вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
    8. централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
    9. скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
    10. порядок (каждый должен знать свое место в организации);
    11. справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
    12. стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
    13. инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
    14. корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

    Применение перечисленных принципов в практической деятельности должно носить гибкий характер, и всегда необходимо учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

    Классическая модель организации, сформировавшаяся на основе разработок Файоля и его последователей, базируется на четырех принципах:

    Таким образом, согласно классической теории организации, последнюю нужно строить под работников.

    Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, примерно в то же время провел анализ деятельности бюрократических систем, построил модель идеальной бюрократии, основанную на жестко регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления. С его точки зрения, идеальная, наиболее эффективная система управления — бюрократическая.

    Бюрократия в организации характеризуется:

    • быстротой принятия решений;
    • оперативностью в решении производственных вопросов;
    • жесткостью связей, что способствует устойчивости бюрократических структур и четкой направленности на достижение целей организации.

    Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, стала концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации. Рациональность является высшим смыслом и идеалом любого предприятия или учреждения, а идеальная организация характеризуется предельно рациональными технологией, коммуникациями и управлением.

    Однако для административной школы управления характерно игнорирование человека и его потребностей. Ее сторонники пытались повысить эффективность организации в обход человека, посредством выполнения административных процедур по управлению формальной стороной организации. В итоге административная школа, признавая значение человеческого фактора, не смогла осознать значимость эффективности мотивации труда.

    Школа человеческих отношений

    Таким образом, положено начало использованию социологии и социологических исследований в управлении персоналом; в противовес подходу к работнику с позиций биологизма, когда эксплуатируются в основном такие ресурсы работника, как физическая сила, навыки, интеллект (научная и административные школы управления), член организации стал рассматриваться с точки зрения социально-психологического подхода.

    Мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, как считали сторонники научной школы управления, а разнообразные потребности, которые с помощью денег могут быть удовлетворены лишь частично.

    Отличительная характеристика школа человеческих отношений — перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т.е. социологии и психологии.

    Основные идеи школы человеческих отношений:

    • управление — социально-психологический, а не экономический процесс;
    • в основе управления находится человек, неповторимая личность с его интересами, потребностями и мотивами;
    • человек — социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника;
    • на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;
    • управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.
    1. человек является рациональным животным, стремящимся максимизировать свои экономические выгоды;
    2. каждый индивид реагирует на экономические стимулы как изолированный индивид;
    3. к людям, как и к машинам, можно относиться стандартизованным образом.

    Мэйо и его последователи были убеждены, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности работников, причем предприниматели только выиграют, так как резко возрастает производительность труда.

    Суть концепции М. Фоллет состоит в следующем:

    Фоллет считала, что конфликт в трудовых коллективах не всегда деструктивен; в некоторых случаях он может быть конструктивным. Она определила три типа разрешения конфликтов:

    Таким образом, школа человеческих отношений сосредоточила свое внимание на человеческом факторе при достижении эффективности организации. Но проблема не получила своего решения в полной мере.

    Школа поведенческих наук в существенной мере отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись преимущественно на методах налаживания человеческих отношений. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.

    Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, А. Маслоу, Ф. Херцберг являются наиболее видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

    По мнению А. Маслоу, у человека существует одна система (иерархия) потребностей, а по мнению Ф. Херцберга, две — качественно различные и независимые:

    1. факторы актуализации, или мотиваторы, — труд и все получаемые благодаря ему признания: достижение успеха, признание заслуг, служебное продвижение, интерес к работе, ответственность, возможность роста. Использование этих факторов позволяет добиться глубокого и устойчивого во времени изменения индивидуального поведения человека в процессе труда. Это сильные мотивационные стимулы, результатом становится качественное исполнение работы;
    2. факторы атмосферы (или гигиенические) — условия работы и окружающая среда: оплата труда, гарантия занятости, политика и деятельность компании, условия труда, статус, технический надзор, отношения с начальниками, коллегами, подчиненными, безопасность труда.

    Внешние факторы способны ослабить внутреннюю напряженность в организации, но их влияние носит кратковременный характер и не может привести к глубоким изменениям в поведении работников.

    Чрезмерное расчленение работы на дробные операции, по мнению Херцберга, лишает человека ощущения завершенности и полноты работы, приводит к снижению уровня ответственности, подавлению действительных способностей работника, появлению чувства бессмысленности труда, падению удовлетворенности работой.

    Не человека следует приспосабливать к работе, а работа должна отвечать индивидуальным способностям человека. Эта идея впоследствии воплотилась в адаптивных, гибких организациях, сетевых компаниях.

    Основными достижениями школы поведенческих наук считаются:

    • использование приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности труда;
    • применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы потенциал каждого работника мог быть использован полностью;
    • был сделан вывод о том, что для достижения эффективности управления социальной организацией необходимо научиться управлять поведением людей как членов этой организации.

    Школа количественных методов

    Данное направление в теории управления стало возможным благодаря развитию таких наук, как математика, кибернетика, статистика.

    Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др.

    Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей.

    Исследование операций — применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. При этом подходе вначале исследования уточняется проблема. Затем разрабатывается модель ситуации. После ее создания переменным задаются количественные значения и находится оптимальное решение.

    В настоящее время количественные методы управления получают новое развитие в связи с широким использованием компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые в большей мере приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.

    Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

    Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений. Позднее начали применяться количественные (прикладные и абстрактные) модели экономических явлений, таких как модель затрат и выпуска продукции, модель научно-технического и экономического развития и т.п.

    Вклад школы науки управления в теорию менеджмента:

    1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, в том числе экономико-математических.
    2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
    3. Использование информационных технологий в управлении.
    4. Разработка общей теории управления.

    Влияние школы науки управления растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

    Эволюция менеджмента - это процесс его исторического развития, изменения и оформления в систематизированную научную дисциплину.

    Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке. Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. В начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную инициативу. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку в XIX веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты поддерживали идею получения образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.

    Появление и оформление управления как науки частично было ответом на потребности большого бизнеса, а частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.

    Как самостоятельная теоретическая дисциплина, менеджмент возник на рубеже XX века. В этот период впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Несмотря на то, что основная задача менеджмента сводилась к достижению возможно более высокой отдачи от труда рабочих на основе авторитарного стиля руководства, уже в этот период наметилась тенденция к переходу от принципа надзора за трудом к принципу его организации на научных основах. Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента принято рассматривать с выделением подходов и научных школ управления.

    Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, областях, связанных с управлением, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и других. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

    К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления.

    Подход с позиции выделения различных школ в управлении позволяет рассматривать управление с различных точек зрения - с позиции школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления и количественных методов.

    Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

    В системном подходе организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов − люди, структура, задачи, технология, − ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

    При более детальном изучении истории менеджмента можно выделить такие этапы его развития:

    · Научные школы. Ее представителями были: Роберт Оуэн (1771-1858 г.), Чарльз Бэббидж (1792-1871 г.), Генри Тоун (1844-1924 г.) и другие.

    · Классическая теория управления:

    ― административный менеджмент - Анри Файоль (1841-1925 г.), Г. Форд (1863-1947 г.), Честер Бернард (1886-1961 г.), О. Челдон (1894-1951г.);

    ― бюрократичный менеджмент - Макс Вебер (1864-1920 г.).

    Современные подходы к менеджменту:

    ― операционный научный подход,

    Основные научные школы менеджмента


    Рис. Подходы к управлению с точки зрения различных школ

    Школа научного управления (1885—1920 гг.).

    Ее основатели — Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд — полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

    Главные идеи в области менеджмента сформулировал Ф. Тейлор в виде принципов "научного управления":

    • разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

    • абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

    • подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

    • оплата по результатам труда;

    • использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

    • поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).

    Административная школа управления (1920—1950 гг.).

    Основатели школы − А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон − пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности.

    А. Файоль разработал 14 общих принципов управления организацией.

    Применение этих принципов в практической деятельности должно носить гибкий характер, и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

    Школа человеческих отношений и поведенческих наук

    (начиная с конца 30-х годов по настоящее время).

    Создатели школы — Э. Мэйо, Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, А. Маслоу, Мак-Грегор и др.

    Отличительная характеристика этой школы — перенесение центра внимания в управлении на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т. е. социологии и психологии.

    Основные идеи школы:

    • управление — социально-психологический, а не экономический процесс;

    • в основе управления находится человек, неповторимая личность с его интересами, потребностями и мотивами;

    • человек — социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника;

    • на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

    • управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

    Количественная школа, или новая школа науки управления

    (начиная с 60-х годов по настоящее время).

    Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

    Ее представители — Р. Аккоф, С. Вир, Д. Экман, А. Энтховен, Э. Квейд — рассматривают управление как логический процесс, кото­рый может быть выражен математически.

    В 60-е годы XX в. началась разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений.

    Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей; в развитии и использовании количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.

    Раздел: Менеджмент
    Количество знаков с пробелами: 63587
    Количество таблиц: 1
    Количество изображений: 1

    Читайте также: