Этика станиславского краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Станиславский как художник сложился, опираясь прежде всего на величайшие традиции реализма XIX века в русском искусстве и литературе, и явился продолжателем этих традиций в новых исторических условиях. Поэтому его реформы в области театрального искусства приобрели всеобщее значение и в обогащенном виде, в новом качестве органически вошли в социалистическую художественную культуру. Если мы обратимся к творчеству К. С. Станиславского, то направленность его художественных, эстетических устремлений представляется совершенно ясной: он был последовательным и убежденным реалистом, и целью его жизни было дальнейшее развитие и углубление принципов реализма в искусстве.

Реалистическое направление в театре, призванное выполнять высокие цели искусства, и прежде всего его общественное назначение, Станиславский позднее определил как . Сложный процесс творчества артиста и создание им сценического образа получает впоследствии свое обоснование в знаменитой системе Станиславского, которая сама пройдет несколько стадий развития. Однако и в 90-е годы прошлого столетия сущность искусства переживания была Станиславскому вполне ясна. Он уже тогда искал практические пути к достижению искусства переживания на сцене.

Сейчас нам важно выяснить эстетический смысл искусства переживания, как его определял в то время Станиславский. Искусство переживания в театре обращено к жизни, и только к жизни. Оно черпает весь материал для художественных обобщений исключительно из самой действительности. Другого источника для него не существует. В этом глубочайший реализм искусства переживания.

В этих словах ясно ощущается, как Станиславский, становясь на путь искусства переживания, необычайно расширяет возможности сценического творчества, столь суженные и обедненные в старом Teaтре.

Речь шла о новом этапе развития сценического реализма, коль скоро он может обладать беспредельным жизненным содержанием и неисчерпаемыми возможностями выразительных средств. Рамки реалистического искусства раздвигаются, расширяются, что составляет одну из основных целей искусства переживание. Это не было утверждением специфического, узкого направления в искусстве театра, а выработкой новых, более высоких принципов реалистического творчества в нем. Предметом сценического творчества должны стать важные явления жизни, которые выражают существенные процессы ее развития и способны вызвать живой отклик у зрителя, обогатить его духовно. Необходимо было переосмыслить все виды и жанры театра в свете принципов искусства переживания и разработать для них другую технологию. Это было постоянной заботой Станиславского, и многое ему удалось сделать в этом направлении, даже проникнуть в сферу музыкального театра и оставить там заметный след. Немало осталось и нерешенных проблем. Однако важно подчеркнуть направленность исканий Станиславского.

Детская театральная студия "КОЛИБРИ"

Детская театральная студия "КОЛИБРИ"

Детская театральная студия "КОЛИБРИ" запись закреплена
Детская Театральная студия "Мозаика"

📖

Краткое содержание "Этики" К. С. Станиславского:

1) Не вноси в театр житейские мерзости, сплетни, интриги, пересуды, клевету, зависть – это разрушает театр!

2) Плачь и грусти дома или про себя, а на людях будь бодр, весел и приятен. Атмосферу создаёшь ты сам.

3) Укрепляй авторитет тех лиц, которые стоят во главе дела. До назначения – не спорь, после назначения – поддерживай.

4) Не принимай в штыки новичков – у каждого есть шанс. Помни! И ты был когда - то новичком!

5) Самые высокие требования предъявляй себе. Начни установку любых правил с себя!

6) Не позволяй себе работать в "полноги". Всегда работай в полную силу!

7) Разделяй в искусстве прекрасное и отвратительное. Это позволит занять театру высокое положение, на которое он имеет право!

8) Будь терпеливым, выдержанным, твердым и спокойным. Знай, что требуешь. Помни! Для выполнения любых требований нужно время.

9) Каждый работник театра служит искусству и подчинён его основной цели. Зритель также является творцом спектакля.

10) Все работники театра подчинены общей цели искусства и не только во время спектакля, но и в другое время дня.

11) ВСЕ! Должны создавать и поддерживать дисциплину!

12)Не опаздывай! Семеро одного не ждут!

13) Будь внимателен к замечаниям режиссёра не только в своей роли, но и в целом спектакле.

14) Тренируй свою волю и инициативу! Нельзя работать за чужой счёт, привноси в жизнь театра сам, а не бери от других!

15) К каждой вещи в театре относись как к потенциальной музейной "реликвии"!

16) КАЖДЫЙ, не только артист, обязан с достоинством вести себя вне стен театра и оберегать его имя не только на подмостках, но и в своей частной жизни!

Этика актера, в первую очередь – это ряд требований к самому себе, правильное понимание, что такое театр, и что он – актер может сделать для достижения целей, поставленных перед театром самим искусством.

Актер - есть не что иное, как носитель определенных качеств, ценностей и моральных норм, которые выражаются искусством, а именно созданной внутренней жизнью пьесы и ролей и сценическое воплощение основного зерна и мысли, породивших самое произведение поэта, композитора.

Актер - есть проводник мыслей, чувств автора произведения, в котором ему выпала честь играть.

Искусство ставит перед актером определенные этические нормы, которые не являются простым руководством к общению между коллегами по цеху или со зрителем, а которые являются средством общения с самим собой, со своим творческим я. Правильное понимание актером этих этических норм и неукоснительное следование им приведет актера к пониманию себя, своего творчества, позволят ему развить способности, оценить труд своих коллег и отдаться роли не вполсилы, или в полтона, а с полной самоотдачей, наполнить роль душой, донести до зрителя саму суть произведения, раскрыть мысли автора посредством своей собственной работы над ролью.

Константин Сергеевич Станиславский выделил следующие этические нормы или правила для актера:

Сценическое или актерское самочувствие;

Самочувствие актера перед выходом на сцену определяет его готовность отдаваться работе, наполнять роль живой энергией, работать в полную силу. Умение оставлять за порогом театра свои житейские неурядицы, неприятности дают актеру свободу, возможность творить. Поддержка коллег также важна, доброжелательная атмосфера вселяет уверенность в свои силы, дарит радость от любимой работы. Если каждый будет приходить в театр с бодрыми чувствами, то отдаваться любимому делу будет проще. Порядок, дисциплина, этика и прочее нужны не только для общего строя дела, но главным образом для художественных целей искусства и творчества.

Уважение к руководителю театра, к коллегам;

Для пользы дела необходимо поддерживать руководство театра, уважительно относиться к коллегам и их успехам. Стоит искоренять в себе чувства зависти, конкурентности.

Умение перенимать опыт;

Это понятие напрямую вытекает из предыдущего. Искоренив в себе отрицательные чувства, следует научиться перенимать опыт у более старших коллег. Станиславский утверждал, что Недостатки перенимать — легко, но достоинства — трудно. Но именно чужой опыт дает толчок твоему собственному творчеству. Это развивает личностно, развивает духовно.

Репетиция для актера не может быть в полтона;

Не может быть репетиция в полтона, тихое бормотание слов про себя не принесет должного эффекта. Роль надо прочувствовать, пережить и делать это надо сразу, как только приступаешь к работе над ролью. Не может в актерской работе быть полсилы или полтона, без внутреннего переживания и осмысливания роли. Такой подход приучает актера к ремесленной работе, лишая его полноты актерской игры и, соответственно, лишая этого же зрителя.

Помнить о возвышенных целях театра;

Насколько миссия подлинного артиста — создателя, носителя и проповедника прекрасного — возвышенна и благородна, настолько ремесло актёра, продавшегося за деньги недостойно и унизительно. Выбор актера ведет его, это отражается на работе и игре. Служение искусству и театру, его высоким целям не может совмещать в себе мещанство, интриги, беспринципность. Следует уметь отличать плохое от хорошего, и помнить о зрители, который приходит в театр за возвышенными чувствами и эмоциями, а служение актера плохому не воздействует на зрителя.

Художественная дисциплина по Станиславскому – это особая творческая атмосфера, в которой царит понимание и поддержка, уважение между актерами. Он отмечает существенное различие между дисциплиной в привычном для нас понимании и художественной дисциплиной. Не распорядок и расписание делает актера актером, а творческий поиск. Основной идеей художественной дисциплины является требовательность к себе. Решение всех задач начинается с себя, а уж потом воодушевляйте коллег.

Несомненно, что в любом месте, где трудятся люди, должна быть рабочая дисциплина. И театр не исключение, но с поправкой на то, что там работают творческие люди. Руководителю следует учесть, что актер должен и вовремя отдыхать, а значит, расписание спектаклей и репетиций должно быть устроено так, чтобы актер мог после позднего спектакля отдохнуть и прийти на репетицию свежим и бодрым.

Постоянная тренировка своих способностей;

Актерские навыки не могут быть постоянной константой, они должны совершенствоваться, постоянная тренировка, например дикции, дает возможность актеру расти, а не замораживать свои способности.

Окружающая атмосфера, готовность к творчеству

Все в театре должны создавать соответствующую атмосферу, чтобы зритель придя на спектакль, погрузился в атмосферу пьесы, проникся и ничто его не отвлекало. Поэтому актер должен быть готов к творчеству, и задача административной конторы помочь актеру, а не отвлекать его житейскими мелочами.

Аккуратное отношение к сценическому костюму, бутафории;

Актер должен аккуратно относиться к своему костюму, так это не просто одежда, это часть роли, а не просто одежда, в которой мы ходим в повседневной жизни.

Работа над ролью вне стен театра;

Замечания режиссера, разбор роли происходят во время репетиции, но проработка её для себя самого должна происходить и вне стен театра.

Театр – это не индивидуальное творчество, это коллективный труд. Здесь все за одного и один за всех. Вклад каждого актера делает спектакль органичным, целостным.

Ответственность за работу других актеров;

Каждый актер несет ответственность за свою роль, но следует помнить, что и за других он тоже должен нести ответственность.

Преданность актерскому делу;

Артист, прежде всего, должен помнить о своей душе и заготовить для неё как предрабочее состояние, так и самое сценическое самочувствие. Нужно ли говорить, что об этом следует позаботиться в первую очередь, как до, так и после прихода в театр, на спектакль. Подлинный артист, занятый вечером в спектакле, помнит и волнуется этим с самого утра, а нередко и накануне каждого сценического выступления.

Помнить о репутации и своей, и театра;

На сцене актеры стараются создавать красивые, художественные впечатления, но, сойдя с подмостков, точно смеясь над зрителями, только что любовавшимися ими, они усердно стараются их разочаровать. Не стоит забывать, что выбрав этот путь, актер становится носителем ценностей и морали, о которой он говорит со сцены, а значит и в жизни должен оставаться человеком – носителем этих ценностей.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Константин Станиславский - Этика

Константин Станиславский - Этика краткое содержание

Этика - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

. Сцена – белый лист бумаги и может служить и возвышенному и низменному, смотря по тому, что на ней показывают, кто и как на ней играет. Чего только и как не выносили перед освещённой рампой! И прекрасные, незабываемые спектакли Сальвини, Ермоловой или Дузе, и кафе-шантан с неприличными номерами, и фарсы с порнографией, и мюзикхолл со всякой смесью искусности, гимнастики, шутовства и гнусной рекламы.

. Я не пуританин в нашем искусстве. Нет. Я очень широко смотрю на те горизонты, которые отведены театру. Я люблю весёлое, шутку.

. Всё то, что вы хотели бы провести в жизнь, всё то, что нужно для водворения здоровой атмосферы, дисциплины и порядка (а это нужно знать), пропускайте прежде всего через себя.

. Собственный пример – самое лучшее доказательство не только для других, но главным образом для себя самого. Когда вы требуете от других того, что сами уже провели в жизнь, вы уверены, что ваши требования выполнимы, вы по собственному опыту знаете, трудно оно или легко.

. При проведении требований корпоративной и иной дисциплины и всего того, что создаёт желаемую атмосферу, надо быть прежде всего терпеливым, выдержанным, твёрдым и спокойным. Для этого необходимо, в первую очередь, хорошо знать то, чего требуешь, ясно сознавать все трудности и то что для их преодоления нужно время. Кроме того надо верить, что каждый человек в глубине души стремится к хорошему, но ему что-то мешает подойти к этому хорошему. Подойдя к хорошему, он уже не расстанется с ним, потому что оно всегда даёт больше удовлетворения, чем плохое. Главная трудность – узнать препятствия, мешающие верному подходу к чужой душе, и устранить их. Для этого совсем не нужно быть тонким психологом, надо быть просто внимательным и знать того, к кому подходишь, самому приблизиться к нему и рассмотреть его. Тогда увидим ясно ходы в чужую душу, чем эти ходы загромождены и что мешает проводимому делу.

. Подходите к каждому человеку в отдельности, сговоритесь с ним, а сговорившись и хорошо поняв, чего нужно от него добиваться и с чем нужно бороться, будьте тверды, настойчивы, требовательны и строги.

. При этом помните всё время о том, что дети, играя в снежки, из маленького катышка наворачивают огромные снежные шары и глыбы. Тот же процесс роста должен происходить и у вас. Сначала один – я сам. Потом двое – я и единомышленник, потом четыре, восемь, шестнадцать и т.д. в арифметической, а может и в геометрической прогрессии.

. Поэтому, если в первый год у вас создаётся группа только из пяти, шести человек одинаково понимающих задачу, всем сердцем преданных ей и неразрывно идейно связанных между собой, будьте счастливы и знайте, что ваше дело уже выиграно.

. Может быть в разных местах театра одновременно возникает несколько таких групп, – тем лучше, тем скорее произойдёт идейное слияние, но только не сразу.

. Толстой, Чехов и другие подлинные писатели считали до последней степени необходимым ежедневно, в определённое время, писать, если не роман, не повесть, не пьесу, то дневник, записывать свои мысли, наблюдения. Главное, чтобы рука с пером и рука на пишущей машинке не отвыкали ежедневно изощряться непосредственно в тончайшей и точнейшей передаче всех неуловимых изгибов мысли и чувства, воображения, зрительных видений и аффективных [эмоциональных] воспоминаний и пр.

. Спросите художника, он скажет вам решительно то же.

. И только один актёр, по утрам, одевшись и позавтракав, спешит скорее на улицу, к знакомым или в другое место, по своим личным домашним делам, так как это его единственное свободное время.

Читайте также: