Эссе наставничество в школе

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Говоря о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе данной работы молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под руководством наставника. В данном случае наставничество направленно более быстрое восхождение в должность молодого педагога. В моей практике приятным достижением является то, что, мои подопечные пришли работать в нашу школу МБУ №74, успешно прошла адаптация к корпоративной культуре, усвоили традиции коллектива, выполняют достойно свои должностные обязанности, являются успешными коллегами.

Наставник - это человек, который уже достиг той цели, которую Вы ещё только ставите перед собой. Уже поднялся на ту гору, на которую Вы только собираетесь. Уже живёт той жизнью, которой Вы только хотели бы жить.

В настоящее время наставничество стало очень актуальным для организаций различных сфер деятельности.

История показывает, что наставничество - это возрождение народной традиции. Со времен принятия христианства на Руси наставничество сыграло огромную роль в становлении духовности российской нации. У русского духовенства была система воспитания молодых в духе христианского учения и морали. Духовные ценности наставничества развивались у ремесленников, крестьян, военных.

Так что же такое наставничество? Это - форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогическое эссе

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

Нужно любить то, что преподаешь, и

К сожалению, настоящих учителей сейчас не так много. Их мало, как наверно, и настоящих врачей, работников социальной сферы, сферы обслуживания – всех тех, от кого ждут помощи, поддержки, соучастия, приветливости. Мало просто отзывчивых людей, способных думать не только о себе, делать не только для себя. Кризис в нашем обществе ощутим. И это в большей степени не экономический кризис, о котором то и дело мы слышим с экранов телевизора и о котором пишут все газеты. Это кризис нашего сознания, нашей души. И учитель в нашем больном обществе как-то сник, потерялся.

Когда я иду в школу, я думаю об ответственности, которая лежит на моих плечах. Да, пусть кризис, пусть невнимание к основополагающей профессии, но есть дети, которые сейчас будут смотреть на тебя, слушать тебя. Более 36 лет каждый день я вхожу в класс и вижу глаза своих детей. В одних – радость, в других настороженность, в третьих – интерес, надежда.

Кто же мы, учителя начальных классов?
Русоведы, математики, историки, географы, художники. А может музыканты?

Да, сколько же мы должны уметь.

Как хочется, чтобы наши дети, окончив школу, легко пошли самостоятельно по жизни. Хорошо, если им встретится человек, который поможет их становлению, научит различать добро и зло. Хорошо, если свою воспитательную миссию качественно выполнили его родители. А если нет?

И тогда в памяти своих учеников ты останешься УЧИТЕЛЕМ, но только при условии, если ты с достоинством нёс это знание. Либо они забудут вскоре и твоё имя.

Прежде всего, ты учитель, педагог, а это намного больше.
Учитель – не профессия, учитель – призвание!

Имея такой опыт работы, я могу свои знания передавать не только детям, но и молодым специалистам, быть их наставником.

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков, педагогического опыта своему подопечному.

Наставник – учитель, воспитатель.

Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. И тут ему на помощь приходит наставник, целью которого является раскрыть его индивидуальные педагогические особенности, повысить профессиональное мастерство, сформировать потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Процесс наставничества имеет обоюдный положительный результат. Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения, а молодой специалист получает от наставника знания, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения.

Я очень люблю свою профессию и это же стараюсь привить своему молодому специалисту. Ежедневно мы поддерживаем друг с другом тесный контакт: обсуждаем темы уроков, построение урока, использование рациональных приемов и методов, технологий. Разрабатываем и проводим родительские собрания, внеклассные мероприятия.

Ежемесячно даю один открытый урок с обязательным анализом. Причем предмет выбирает молодой специалист. Затем дает урок молодой специалист и мы в теплой, дружественной обстановке обсуждаем подробно ход урока, даю практические рекомендации.

У меня за 36 лет моего педагогического стажа наполнен большой теоретический и наглядный материал по современным технологиям, по рефлексии, по работе над развитием техники чтения, которым я щедро делюсь с подопечной. Ей тоже захотелось накапливать свою методическую базу и когда моя подопечная принимает участие в муниципальных конкурсах, меня берет гордость за нее.

В заключении скажу, что никогда не нужно опасаться того, что ваш подопечный вас перерастет. Наставник должен быть готов к тому, что если он вложит душу в своего подопечного и постарался передать весь накопленный опыт, то талантливый молодой специалист, в скором будущем, может достичь в своей профессиональной деятельности гораздо больших высот, чем его учитель. И это правильно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе по теме "Наставниками не рождаются, а становятся" посвящено проблеме наставничества молодежи в школе. Содержит типы наставников в образовательной среде. Отражает систему работы с молодоми педагогами на примере конкретной школы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский

Автор: учитель истории и обществознания

Кондратюк Елена Сергеевна

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

У любого человека с рождения скрыто много умений и талантов, которые нужно увидеть и дать правильное направление их развития. Кто поможет в этом? Конечно же - учитель или наставник.

Какой же наставник станет главным в жизни? У каждого человека за всю жизнь может быть достаточно много учителей, но все-таки должен быть один, который научит не просто основам какого-нибудь дела, он научит жить. Именно таких учителей называют наставниками.

В настоящее время наставничество стало очень актуальным для организаций различных сфер деятельности.

История показывает, что наставничество - это возрождение народной традиции. Со времен принятия христианства на Руси наставничество сыграло огромную роль в становлении духовности российской нации. У русского духовенства была система воспитания молодых в духе христианского учения и морали. Духовные ценности наставничества развивались у ремесленников, крестьян, военных.

Так что же такое наставничество? Это - форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу.

Наставничество, наряду с коучингом и тьюторством, является механизмом ускорения процесса адаптации сотрудника на новом рабочем месте.

Иностранное понимание коуч - консультант, развивающий работника не обучением новым приёмам и технологиям, а анализом его слабых мест и изменением их восприятия и понимания. [3]

Александр Соломатин, известный тренер, используя типологию стилей обучения Хании Мамфорда, сделал вывод о четырех типах наставников:

Наставник-мыслитель любит порассуждать над тем, какие еще существуют возможные способы эффективно делать свое дело.

Наставник-теоретик убежден, что прежде чем что-то делать, нужно очень хорошо понимать, как именно устроена эта деятельность, какие законы и теории за ней стоят.

Учительство во все времена считалось особым призванием. Предназначение учительства определялось как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений.

Школьное наставничество сегодня - это разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Как же организовано педагогическое наставничество в нашей школе?

Организация наставничества с молодыми специалистами осуществляется поэтапно.

Во время адаптационного этапа наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

На основном этапе наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

Контрольно-оценочный этап дает возможность наставнику определить степень профессиональной компетенции молодого педагога,

Главная задача наставника - помочь молодому учителю развить личностные качества, реализовать себя в стремлении к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Бесспорно, чтобы чему-то научить, необходимо самому в совершенстве владеть предметом, поэтому в нашей школе в качестве наставника определен высококвалифицированный мудрый педагог. Он обладает широким кругозором для того, чтобы суметь ответить на разные вопросы и не только по предмету. Наставник должен уметь выслушать и постараться подсказать выход из той или иной жизненной ситуации.

Становление молодых учителей, их самореализация происходит под наблюдением и непосредственным участием Кротовой Надежды Васильевны. И не только. Учителя с опытом работы постоянно обращаются к Надежде Васильевне за консультациями, методической помощью при подготовке к мастер-классам, открытым урокам, конкурсам, методическим конференциям.

Она, как наставник, обращает внимание молодого специалиста на требования к организации учебного процесса, к ведению школьной документации, к формам и методам организации внеурочной деятельности, досуга учащихся. Обеспечивает поддержку молодым педагогам в подготовке, проведении и анализе урока, формах, методах и приёмах обучения и т.д.

В 2018 году Мурадов Е.С., под чутким руководством своего наставника, готовится принять участие в районном конкурсе профессионального мастерства.

Проблемы духовности современного российского общества являются на сегодняшний день самыми насущными и острыми. Школа остаётся один на один в решении этой проблемы. Именно педагоги - наставники сумеют передать свои моральные ценности молодёжи.

Поэтому Правительство РФ именно с учителями и наставниками сегодня связывает свои надежды на будущее нашей Родины.

Никогда передо мной не стоял вопрос, кем быть. Только педагогом! Мне с детства хотелось быть педагогом, нравилось играть с маленькими ребятишками в детский сад или школу: организовывать весёлые игры, читать книги, учить тому, чему научилась сама. К тому же примером для меня была моя мама, Петренко Наталья Юрьевна – учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Лидога. Глядя на неё, я научилась понимать, какая это интересная, нужная, хотя и очень трудная профессия.

В 1997 году я поступила в Хабаровский государственный педагогический институт, на биолога - химический факультет. И вот она – школа. А я – педагог! Сейчас, оглядываясь назад, я осознаю, что ни разу не пожалела о своем выборе. Не было ни одного дня, когда бы мне не хотелось встретиться со своими учениками.

Мне повезло, что я стала воспитателем МАДОУ № 2___ в котором созданы все условия для качественной и разносторонней работы и учебы.

В начале своей педагогической деятельности почти каждый молодой педагог сталкивается со многими трудностями, которые в дальнейшей работе будут казаться такими пустяками. Ведь неумение грамотно, чётко, логично выстроить последовательность занятия, трудность в объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — это далеко не полный перечень того, с чем встречается молодой начинающий педагог. Этих проблем легко избежать, если рядом будет опытный педагог - наставник, который может поддержать, дать совет и поможет пройти по извилистым тропам педагогической деятельности

Мой страх и волнение рассеялись после того, как ___тепло и радушно приняла меня на работу, а ___помогла влиться мне в коллектив, грамотно осуществлять работу с воспитанниками. С одной стороны, мой наставник был строгой, твердо принимала свои решения, а с другой - она с теплотой и заботой относится ко всем подчиненным. Ее мягкий темп голоса, доброжелательные и приветливые глаза притягивали к себе верой в свои силы. Не напрасно говорят, что глаза – отражение души. На мой взгляд, Наталья Викторовна является истинным наставником. Настоящим примером того, каким должен быть истинный Педагог. С первых дней общения с ней, я поняла – передо мной профессионал с чётким разработанным планом работы, умением добиваться поставленной цели. С чего началась моя работа с ней? Наталья Викторовна стала для меня, прежде всего примером, мудрым советчиком, который может поделиться опытом своей работы в детском саду, всегда готова прийти на помощь. С её помощью я смогла освоить ни только практическую сторону педагогической деятельности, но и пробовать свои силы, училась видеть свои профессиональные достоинства и недостатки. Наталья Викторовна показала мне, что в отношениях между воспитателем и ребёнком и родителем - главное всё – и речь, и улыбка, и умение понять и простить.

Находясь в режиме постоянного поиска, ___использует в своей работе различные инновационные технологии. Этим заинтересовывает своих молодых коллег, демонстрирует, что вы не стоите на вершине той самой скалы, на которую только предполагается взобраться, не толкает её на путь уже пройдённой вами, а наоборот дать способность сделать - это самостоятельно, отыскать свой вверх, свой путь к успеху. Главное, чтобы ты сам!

Чувство беспокойства и страха периодически возникали. И вот, именно в такие моменты приходит на помощь Наталья Викторовна и помогает, словом, иногда просто зрительным контактом поддерживала меня:

Вы первый человек, который

Смог выслушать меня, понять.

Сочувствие и влажность взора…

И… я нашла себя опять.

С первых дней общения с ней, я поняла – передо мной профессионал своего дела : чёткий выработанный план работы, умение добиваться поставленной цели. Наблюдая за ее работой, я понимаю, что для неё нет преград, которые бы она не смогла преодолеть.

___ стала для меня не только человеком, способным поделиться своим опытом работы в детском саду, но также дальновидным консультантом, надежным соратником, готовой в любое время прийти на помощь. Вместе с ней мы анализировали разные образовательные ситуации, в которых участвовали я и мои дети.

Работая вместе с ___, я поняла, что мы команда: мы вместе обсуждаем проблемы, вырабатываем стратегию. Когда мы команда единомышленников, только тогда достигается результативность в работе с детьми и родителями.

Благодаря помощи опытного педагога - наставника, я смело вела занятия, смогла заслужить доверие детей, родителей, педагогов смогла отыскать индивидуальный педагогический стиль.

Я не боюсь трудностей в своей профессии! Я горжусь тем, что я – воспитатель! Я готова идти вперед! И в этом есть заслуга моего первого в детском саду педагога-наставника Сухаревой Натальи Викторовны.

Наталья Викторовна, Я, Ваша ученица, коллега …сердечно благодарю за ваше наставничество. Пусть Ваше педагогическое мастерство, отзывчивость, душевное щедрое еще долго остаётся маяком всем коллегам. Ваш образ является примером подражания:

«Я знаю: Вы наш друг надёжный,

Что не обманет, не предаст,

А успокоит и утешит, и дельный мне совет подаст.

За вашу дружбу, за заботу, за вашу преданность друзьям.

Я люблю свою работу, люблю детей, и каждый мой рабочий день не повторяет предыдущий. Я чувствую себя счастливым человеком, потому что я отдаю свои знания и энергию детям.

Музыка в моей жизни. Музыка, музыка, музыка… Как всё просто, но как сложно объяснить словами. Это неповторимое чувство наслаждения от покалывания тысячи мелких.

Читайте также: