Эссе финансовая грамотность в доу

Обновлено: 07.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

В настоящее время каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Наших современных детей уже мало волнует, есть ли у родителей средства, возможности, чтобы удовлетворить их запросы и потребности. Они желают только получать, ничего не делая взамен.

Конечно, обвинять одних только детей нельзя. Виноваты мы с вами, т. е. – взрослые. Загруженные с утра до вечера работой, мы уже не можем заниматься своими детьми, просто не хватает сил, поэтому разбаловали их, каждый раз приобретая ту или иную вещь, которая может совсем и не нужна нашему ребенку, тем самым уделяя себе больше времени на отдых, домашние дела и прочее.

Для этого нам самим необходимо исследовать и понять эту новую для нас науку. Мы, педагоги, сможем развить и раскрыть, дать первые представления детям о их возможностях, способностях, умениях проявить инициативу, изобретательность. А еще, мы, конечно, через познание истории, сможем привить детям патриотические чувства, трудолюбие, ценностное отношение к природе, окружающей среде, ресурсам.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. Требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Вывод: полученные знания дадут возможность нашим деткам более полно представить свое место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в будущей жизни. Работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться системно и поэтапно.

Воспитатель: Татьяна Валерьевна Леонтьева

 Значение освоения первоначальной финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи

Международный опыт в области финансового образования показал, что каждое государство ставит конкретную цель и определяет ожидаемые результаты при формировании национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения с учетом подрастающих поколений.

Появление широкого спектра новых финансовых услуг и отношений ставят сложную задачу финансового образования всех категорий российских граждан, предполагая, что представителям среднего и старшего возраста необходимы знания для управления личными финансами, планирования пенсионного обеспечения, оптимизации соотношения сбережение-потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений.

Молодежи финансовое образование дает представление о ценности денег, о финансовом рынке, закладывает фундамент для развития навыков планирования бюджета и сбережений. Воспитание молодого человека, который принимает решения, знает, как обеспечить личную финансовую безопасность и благосостояние, способен и готов внести вклад в отечественную экономику, является тем ресурсом, который обеспечит вхождение во взрослую жизнь целого поколения.

Сформировать финансовую грамотность как совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере — задача, стоящая сегодня перед образовательной системой.

Образовательные организации обладают преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний: доступность и мотивированность аудитории к обучению, регулярность занятий, педагогический потенциал, сформированная образовательная среда, возможность внешнего контроля качества материала, усвоенного обучающимися.

Успех финансового образования зависит от степени использования в процессе обучения новых образовательных технологий, ориентированных на получение практико-ориентированных знаний, создание благоприятных условий для обучения, среди которых: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, непрерывность. Это позволяет охватить обучением все слои населения, тем самым закладывая основы финансовых знаний у целого поколения, тем более, что в настоящее время возрастает число тех, кто начинают принимать финансовые решения в раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.), когда формируются стимулы к познанию и образованию в течение всей жизни.

В целом для успешного интегрирования финансовой грамотности и её элементов в существующую российскую образовательную систему необходимо выполнение ряда условий:

  • последовательный характер обучающих программ;
  • адаптация методов обучения для определённых целевых групп, привлекательность обучения, основанная на реальных жизненных ситуациях;
  • организация обучающих курсов по финансовой грамотности для педагогов, в частности (в том числе дистанционно и в режиме он-лайн);
  • создание и постоянное пополнение базы информационно-образовательных ресурсов и методических материалов для педагогов и для родительской аудитории.

Международный и отечественный опыт финансового образования детей и молодежи показывает, что интерес научного сообщества к теме финансового образования детей и молодежи значителен, спектр программ, направленных на освоение финансовых знаний, весьма разнообразен, но он не всегда касается проблем освоения финансовой грамотности дошкольниками с помощью специалистов дошкольного образования, тем более включения в этот процесс родителей воспитанников ДОО.


ФГОС дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня предшкольного образования, которые являются ориентирами для педагогов дошкольных образовательных организаций, семей воспитанников и широкой общественности.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими впоследствии образовательных программ начального общего образования. В связи с этим занятия по освоению финансовой грамотности должны включатся в образовательную деятельность с соблюдением целостного педагогического процесса, не нарушая всестороннего полноценного развития ребенка, и направлены на возраст детей 5-7 лет.

Анализ деятельности дошкольных образовательных организаций, использующих в своей деятельности элементы, направленные на освоение финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста, позволил выявить, что все мероприятия, проводимые исследуемыми организациями в рамках заданной тематики, соотносятся с ФГОС дошкольного образования, в том числе и разработанные собственно педагогами занятия по знакомству детей с основами финансовой грамотности.

Проведенный ФГАОУ ДПО ЦРГОПиИТ в 2018 году опрос среди воспитателей дошкольных образовательных организаций о необходимости освоения финансовой грамотности среди старших дошкольников показал, что по мнению педагогов:

  • это подготовит воспитанника к пониманию ценности и значения денег в жизни человека (43%),
  • научит правильно обращаться с деньгами (38%),
  • поможет соотносить свои желания с возможностями семьи (36%),
  • выработает умение отличать желание от потребностей (34%),
  • заинтересует в получение знаний в финансовой области в дальнейшем.

Как наиболее интересными и полезными педагоги отметили:

  • беседы (47%),
  • сюжетно-ролевые игры (43%),
  • использование наглядной информации (38%),
  • дидактические игры (36%),
  • просмотр мультфильмов по тематике финансовой грамотности (29%),
  • чтение книг (27%).

Современные взрослые сами нуждаются в повышении финансовой грамотности, хотя многие из них считают эту тему сложной или мало понятной для детей дошкольного возраста. Но ребёнок растёт и развивается в социальном мире и является его неотъемлемой частью. Он готовится стать полноправным членом общества и задача воспитателей помочь ему в этом. С детства человек должен понимать законы и взаимоотношения людей в мире финансов. Дети, особенно старшие дошкольники, с удовольствием погружаются в освоение экономических и финансовых знаний. Наиболее интересны для них практические занятия: экскурсии на объекты, которые связаны с экономикой, действия с денежными знаками, игровая деятельность, основанная на финансовых отношениях. При грамотном подходе к включению изучения основ финансовой грамотности, педагогический коллектив должен задействовать весь доступный человеческий ресурс: дети, родители, педагоги, специалисты в области экономики и финансов.

Тем не менее решение задач по освоению финансовой грамотности старшими дошкольниками возможны лишь в тесном взаимодействии с родительской аудиторией, что включает и стимулирование родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с деньгами и управлением личными финансами.

Не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей.

Английская пословица

Каждый ответственный родитель старается усердно трудится, чтобы у его ребенка было счастливое и беззаботное детство. Грамотная финансовая политика в семье играет в этом не последнюю роль. Но как научить ребенка финансовой грамотности? Психологи утверждают, что уже с раннего возраста детей нужно обучать основам финансовой грамотности. Один из способов — быть хорошим примером для своего ребенка в экономических вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся его родители к деньгам и в дальнейшем будет равняться на них.


Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают физическим или умственным трудом.

В тоже время ребенок не сможет научиться обращаться с деньгами, если у него их нет. Поэтому старший дошкольный возраст может быть тем периодом, когда у ребенка появляются карманные деньги. Конечно, под присмотром родителей и с учетом его индивидуальности.

Безусловно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Возможны ошибки и потери, но необходимо помогать ребенку самостоятельно принимать решения. Терпение со стороны родителей в обучении финансовой грамотности своего ребенка пойдет на пользу и в будущем даст свои плоды.

Анализ программ, методических пособий, рекомендаций показывает, что интерес научного сообщества к данной теме велик, однако не всегда он касается проблем освоения финансовой грамотности старшими дошкольниками с помощью специалистов дошкольного образования, тем более включения в этот процесс родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Необходимость внедрения и реализации программы в каждой дошкольной образовательной организации по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста позволит сформировать у дошкольников умения отличать желания от потребностей, понимать ценности и значения денег в жизни человека и семьи, закрепить интерес ребенка к дальнейшему получению финансовых знаний. Реализация программ даст социальные эффекты и будет иметь для ребенка практическое значение, в том числе при обучении в школе.

Однако существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности:

  • недостаточная осведомленность аудитории, связанной с дошкольным детством (педагоги, родители) о значимости и освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности;
  • отсутствие методических и учебных пособий, парциальных программ, специальной литературы по освоению финансовой грамотности детьми дошкольного возраста;
  • несформированность систематической организационной и профессиональной поддержки педагогов (курсы повышения квалификации, семинары, консультации) в области освоения финансовой грамотности в ДОО.

Решение вышеуказанных проблем и привлечение внимания научной аудитории к проблематике освоения финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста, организация системы финансового и экономического образования педагогов и просвещения родительской аудитории даст свои плоды и уверенность в завтрашнем дне подрастающих поколений, в стабильности финансово-экономической сферы страны в целом.

Литература:
1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017г. №2039р.
2. Антонов, Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения. Воспитатель ДОУ, №9, 2018, С.6-16.
3. Дядюнова, И. А., Индык, М. Ю. Развитие коммуникативной культуры ребенка в условиях семьи и дошкольной образовательной организации. В сборнике: Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2017.
4. Люнфин, И. В. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8.
5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.


Автор: Дядюнова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент.


Автор: Индык Марина Юрьевна

Методист, ФГАОУ ДПО “Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий”

«Нужна ли ребенку дошкольного возраста финансовая грамотность?

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данное эссе поможет ответить Вам на вопрос: "Нужно ли обучать финансовой грамотности детей дошкольного возраста?" Данное эссе поможет объяснить, что такое финансовая грамотность, зачем она нужна, и что делать , и как ее преподнести. Финансовая грамотность должна присутствовать, ведь это наше будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

«Можно смотреть на деньги свысока,

Работа в данном направлении вызвала у нас интерес, так как осуществлялась в первый раз и реализовывалась нами в течении 2 лет.

Цель данной работы мы определили, как формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. (СЛАЙД)

Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Задачи: (СЛАЙД)

Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

Расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета;

Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.

Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить.

Повысить уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.

Активизировать работу по экономическому развитию дошкольников через обогащение ППС.

Участниками выступали дети старшего дошкольного возраста. Большое внимание уделялось работе с родителями (законными представителями) и непосредственно воспитатели группы, осуществлявшие работу по данному направлению. (СЛАЙД)

Формирование основ финансовой грамотности осуществлялось нами в несколько этапов:

1этап – Организационный: (СЛАЙД)

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по данному направлению;

анкетирование родителей по данной теме;

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

создание развивающей среды по теме, которая включала в себя обогащение дидактическими играми, сюжетно – ролевыми играми.

Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой, где родителям предлагалось заполнить анкету, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться? О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?

Делался акцент на то, что все профессии нужны и важны, так как каждая из них оценивается как важная!

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста продолжалось в проведении мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:

- изучение правил финансовой грамотности, которое заключалось в определении поступить правильно/не правильно в той или иной ситуации; детям предлагались карточки, где изображены различные ситуации, где дошкольник должен выбрать правильный вариант, как ему поступить, чтобы сохранить семейный бюджет и т.д. (СЛАЙД )

- это использование раздаточного материала в соответствии с темой, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

-художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

-Большое внимание при формировании финансовой грамотности уделялось организации СРИ профессиональной наклонности.

В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры.

Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т.д

(СЛАЙД) Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой.

На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее: (СЛАЙД)

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.

Читайте также: