Если вы хотите быть по настоящему интеллигентным образованным и культурным человеком изложение

Обновлено: 07.07.2024

Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа. И это не является секретом, ведь каждый человек думает, пишет и говорит на нем. Это свидетельствует о том, что через язык проходит вся жизнь людей. С помощью чувств и эмоций родной язык окрашивается, стает значимым и важным.

Благодаря нашему языку появились умные пословицы, поговорки, анекдоты и так далее. Таким образом народ развивался и укреплял знания родного могучего языка. Подтверждением тому являются древние народные песни, шутки и стихи, которые могли своим смыслом дать человеку веру, возможность заново начать жизнь или же поднять боевой дух у целого войска. Именно язык соединяет людей и объединяет в народы, дает свободу и непокорность.

Много кто забыл о ценности нашего языка. Люди часто начинают ценить его находясь далеко от родных краев. Как приятно услышать родные слова на чужбине. В таком случае слово может исцелить, подбодрить и поднять настроение. Но, к сожалению, многие люди редко когда ценят его, загромождая язык разными иностранными словами, изучают другие языки, не успев выучить досконально свой родной. При этом забывают о словах вековой мудрости, поэтому люди понимают значение родного языка только оказавшись на чужой стороне.

Сложно не заметить то, что, пытаясь завоевать чужие земли завоеватели сразу же запрещали общение на родном языке. Их действия можно понять, потому что без языка нет народа. Народ без языка, как человек без души, который не имеет древа. Именно так у людей отнимали свободу, веру и независимость.

Лично я, изучаю наш родной язык с огромным удовольствием, с помощью этого я могу как можно лучше узнать и понять душу народа. Он удивляет и покорят своей красотой, мелодичностью, яркостью и насыщенностью. Его нужно и важно прививать детям еще с рождения путем чтения: от сказок и былин до стихов и классики. Именно таким образом возможно закрепить язык лучше всего. Для меня язык – это бессмертная душа, способная жить в веках, в поколениях, пока о нем заботятся!

Сочинение 2

Разумный человек оценивает язык как высокую национальную ценность, благодаря которой русский язык сохранился в годы угнетения и суровых испытаний. Поклоняясь своей творческой силе, создавая множество замечательных произведений, патриот осознает свой патриотический долг. Через торжественное обещание создатель принимает на себя миссию защиты чести священного слова, раскрывая в своих произведениях его красоту и отдавая его будущим поколениям во всей красе.

Сохраняя основные нравственные ценности русских, речь становится символом общей памяти, которая объединяет предков и потомков. Художник представляет свою родную речь как средство создания эмоционально влиятельных литературных произведений. Он поклоняется огромным лингвистическим возможностям национального святилища. Синоним богатства и здравости русского слова пробуждает чувство восхищения и гордости. Разнообразие синтаксических конструкций и выбор выразительных языковых средств, используемых в спорах, являются убедительным доказательством богатства и творческого потенциала русского языка.

Осознавая свой патриотический долг, патриот стремится выполнить свою миссию, создавая ценные литературные произведения, раскрывающие красоту родного слова. Таким образом он защищает честь самого святого для одного народа, и в то же время он противостоит злу. Родное слово стало объединяющим фактором для нации, которая строит нерушимое национальное единство и пробуждает чувство национальной гордости.

Другие темы: ← Дружба и вражда↑ 11 классДружба →

Текст для сжатого изложения:

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека: его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Как человек говорит, так он, следовательно, и думает, и поступает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обязательно обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно, чтобы не вынуждать окружающих выслушивать длинные речи, в которых вы просто демонстрируете красоту своей речи.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Самая большая ценность народа — родной язык, на котором он пишет, говорит, думает, ведь все мысли формулируются языком, через который проходит вся сознательная жизнь человека.
  2. Чтобы составить представление об умственном развитии, моральном облике и характере человека, нужно послушать, как он говорит, поскольку язык человека является более точным показателем его нравственности и культуры, чем внешность.
  3. Язык человека отражает его мировоззрение и поведение, и, чтобы быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо говорить правильно, точно, экономно.

Готовое сжатое изложение:

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык, все мысли наши формулируются языком.

Чтобы узнать умственное развитие, моральный облик и характер человека, нужно прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека — более точный показатель его человеческих качеств, нежели внешность.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Если вы хотите быть интеллигентным, культурным человеком, то говорите правильно, точно, экономно. (72 слова)

Популярные сочинения

  • Как Васютка выжил в тайге? Сочинение 5 класс
    В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе
  • Сочинение Они сражались за Родину (4, 7, 8 класс)
    У всех нас есть своя единственная и неповторимая Родина. И только нам решать любить, уважать и восхищаться ею или относиться к ней нейтрально, пренебрежительно, а может и вовсе ненавидеть.
  • Цветущий луг — сочинение
    Одно из прекраснейших мест на Земле – это цветущий луг.

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

(По Д.С.Лихачёву) 133 слова

Информация о тексте для сжатого изложения

Микротема
1 Самая большая ценность народа – его язык. Все наши мысли формулируются языком.
2 Язык народа – показатель его культуры, а язык человека – это показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.
3 Язык человека – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.

Сочинение по тексту Дмитрия Лихачёва: Самая большая ценность — жизнь.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Исходный текст:

Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно.

(По Д.С. Лихачёву) 133 слова
Прослушать аудиотекст онлайн Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Оцените сочинение: Рейтинг 2.36 [11 Голоса (ов)]

Для любого народа родной язык является самым большим достоянием в любом уголке нашей планеты. Я очень горжусь тем, что мой родной язык – русский, и я им достаточно хорошо владею. Ведь на нем написано столько произведений, столько сочинений, романов, теорий и многовековых знаний, что сложно себе это представить. Но я думаю, что таких же, как я, еще множество.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Самая большая ценность народа — его язык. (2)Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (3)Думает! (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

(6)Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (7)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(8)Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

(12)Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении — с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

(13)Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. (14)А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат — лексикой в первую очередь.

(15)Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков — в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и других. (16) Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

(21)Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью.

(22)Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.

(23)А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, такое разнообразие литературного опыта! (24)Но больше всего развивает язык поэзия. (25)От этого так значительна проза поэтов.

(26)Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. (27)Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. (28)Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.

(По Д. С. Лихачёву)

Проблема русского языка

Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам

(И.П. Цыбулько, 34 вариант, задание 25)

Позиция автора красной нитью проходит через весь текст. Автор утверждает, что если хочешь узнать человека, его внутренний мир – прислушайся к тому, как он говорит: вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык. Язык является показателем личных качеств человека. По языку мы судим о его культуре.

Я полностью согласен с автором статьи. Русский язык развивается на протяжении всего своего существования. И поэтому для языка очень важна его история, чтобы понять значение многих слов и выражений, знать пословицы и поговорки. Фольклор – это главная основа языка.

То, что русский язык красив и сложен, могу доказать исходя из собственных наблюдений. Только русский язык имеет такое количество оборотов, эпитетов и фразеологизмов, которые трудно понять и перевести на другой язык. И поэтому многие иностранцы часто не могут понять, о чем идет речь. Мой друг – иностранец. И он говорит, что загадочна не только русская душа, но и русский язык.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, насколько важен и ценен родной язык для человека и народа. Даже когда у нас появляются новые знакомства, многое зависит от того, как говорит человек и приятно ли его слушать.

Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не будьте самовлюбленным болтуном.
Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим - это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут слушатели могут слушать вас внимательно; вторые пять минут они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдет до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, - вы пропали.
Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным для вас. Можно даже читать доклад, но читать с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, появится ≪ожидание конца≫, слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и ждать, как вы сформулируете в конце вашего выступления основную мысль.

Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Культура языка важна для образованного и интеллигентного человека. Говорить нужно правильно, ясно и кратко. Даже публичные выступления не должны быть длинными, если для вас важно понимание вашей речи слушателями. В ходе даже самой интересной, но очень длинной речи, легко потерять внимание слушателя.
Научитесь интересоваться собственными словами. Говорите об интересующих вас вещах, постарайтесь проникнуться темой и слушатели оценят это.
Постарайтесь подчинить все выступление одной главной мысли, сделать из своей речи гармоничное и красиво оформленное единое целое.

блин, я сегодня этот текст писал что бы у меня 4 вышла за четверть)
раньшен е мог написать: D
а то в нескольких местах не знал что вставить)

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 845
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 076

Дмитрий Сергеевич Лихачев

К нашим читателям!

Автор предлагаемой вашему вниманию книги Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся советский ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Его перу принадлежит более двух десятков капитальных книг и сотни научно-исследовательских статей. Д. С. Лихачев – действительный член Академии наук Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, почетный член многих зарубежных академий и университетов.

Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни. Рассматривая многозначные вопросы, нравственного и эстетического воспитания как неотъемлемую часть коммунистического воспитания, Д. С. Лихачев опирается на важнейшие партийные документы, призывающие с величайшим вниманием и ответственностью относиться к культурному просвещению советского народа, и особенно молодежи.

Широко известна и пропагандистская деятельность Дмитрия Сергеевича, постоянно заботящегося об идейно-эстетическом воспитании нашей молодежи, его настойчивая борьба за бережное отношение к художественному наследию русского народа.

В своей новой книге академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что умение постигать эстетическое, художественное совершенство неувядаемых шедевров культурного прошлого очень важно для подрастающего поколения, способствует воспитанию в нем подлинно высоких гражданских позиций патриотизма и интернационализма.

Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе. Впрочем, что значит "судьба"? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете и в том, к кому из профессоров я стал ходить на занятия. Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь и народное творчество. Если сложить все это вместе и умножить на известную усидчивость и некоторое упрямство в ведении поисков, то все это вместе и открыло мне дорогу к внимательному изучению древней русской литературы.

Но та же судьба, жившая во мне самом, одновременно постоянно отвлекала меня от занятий академической наукой. По натуре я, очевидно, человек беспокойный. Поэтому я часто выхожу за границы строгой науки, за пределы того, чем мне положено заниматься по моей "академической специальности". Я часто выступаю в широкой печати и пишу в "неакадемических" жанрах. Меня волнует иногда то судьба древних рукописей, когда они заброшены и не изучаются, то древних памятников, которые разрушаются, я боюсь фантазий реставраторов, слишком смело иногда "восстанавливающих" памятники по своему вкусу, волнует судьба старых русских городов в условиях растущей промышленности, интересует воспитание в нашей молодежи патриотизма и многое, многое другое.

В этой раскрытой сейчас читателем книге отразились многие из моих неакадемических волнений. Я бы мог назвать мою книгу – "книгой беспокойств". Здесь многое из моих беспокойств, и беспокойства я бы хотел передать моим читателям, – содействовать воспитанию в них деятельного, творческого – советского патриотизма. Не патриотизма, удовлетворяющегося достигнутым, а патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений. Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить о своих ошибках в прошлом. Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, – чем действительно можно гордиться и что нужно нам и сейчас, и впредь.

Среди любителей старины очень часто встречаются коллекционеры, собиратели. Честь им и хвала. Ими многое сохранено, что попало затем в государственные хранилища и музеи, – подаренное, проданное, переданное по завещанию. Коллекционеры так и собирают – редкие для себя, чаще для семьи, а еще чаще, чтобы завещать затем музею, – в родном городе, селе или даже просто школе (во всех хороших школах есть музеи – маленькие, но очень нужные!).

Я никогда не был и не буду коллекционером. Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Я назвал свою книгу "Земля родная". Слово "земля" в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в "Слове о полку Игореве"), и весь земной шар.

В названии моей книги слово "земля" может быть понято во всех этих смыслах.

Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.

Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…

Ценя прекрасное в прошлом, мы должны быть умными. Мы должны понимать, что, преклоняясь перед изумительной красотой архитектуры в Индии, совсем не обязательно быть магометанином, как не обязательно быть буддистом, чтобы ценить красоту храмов древней Камбоджи или Непала. Существуют ли сейчас люди, которые верили бы в античных богов и богинь? – Нет. Но разве найдутся люди, которые отрицали бы красоту Венеры Милосской? А ведь это богиня! Иногда мне даже кажется, что мы, люди Нового времени, больше ценим античную красоту, чем сами древние греки и древние римляне. Им она была слишком привычной.

Не потому ли и мы, советские люди, стали так остро воспринимать красоту древнерусской архитектуры, древнерусской литературы и древнерусской музыки, которые являются одной из высочайших вершин человеческой культуры. Только сейчас мы начинаем осознавать это, и то не в полной мере.

Разумеется, вырабатывая свое отношение и борясь за сохранение памятников художественной культуры прошлого, нужно всегда помнить, что, как писал Ф. Энгельс об исторической обусловленности формы и содержания средневекового искусства, "мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим… Церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах… Отсюда само собой вытекало, что церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 21, с. 495).

Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А. С. Пушкина: "Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…".

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека: его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Как человек говорит, так он, следовательно, и думает, и поступает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обязательно обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно, чтобы не вынуждать окружающих выслушивать длинные речи, в которых вы просто демонстрируете красоту своей речи.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

1. Самая большая ценность народа — родной язык, на котором он пишет, говорит, думает, ведь все мысли формулируются языком, через который проходит вся сознательная жизнь человека.

2. Чтобы составить представление об умственном развитии, моральном облике и характере человека, нужно послушать, как он говорит, поскольку язык человека является более точным показателем его нравственности и культуры, чем внешность.

3. Язык человека отражает его мировоззрение и поведение, и, чтобы быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо говорить правильно, точно, экономно.

Готовое сжатое изложение:

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык, все мысли наши формулируются языком.

Чтобы узнать умственное развитие, моральный облик и характер человека, нужно прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека — более точный показатель его человеческих качеств, нежели внешность.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Если вы хотите быть интеллигентным, культурным человеком, то говорите правильно, точно, экономно. (72 слова)

В об­ще­стве, где куль­ти­ви­ру­ет­ся идея ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма, мно­гие за­бы­ли о таких вещах, как вза­и­мо­вы­руч­ка и вза­и­мо­по­мощь. А че­ло­ве­че­ское об­ще­ство как раз и сфор­ми­ро­ва­лось, и про­дол­жа­ет су­ще­ство­вать бла­го­да­ря об­ще­му делу и по­мо­щи сла­бым, бла­го­да­ря тому, что каж­дый из нас до­пол­ня­ет друг друга. И как те­перь мы можем под­дер­жи­вать аб­со­лют­но про­ти­во­по­лож­ную точку зре­ния, гла­ся­щую о том, что нет иных ин­те­ре­сов ,кроме наших соб­ствен­ных?

И дело тут даже не в том, что это зву­чит эго­и­стич­но. Дело в том, что имен­но в этом во­про­се пе­ре­пле­та­ют­ся лич­ные и об­ще­ствен­ные ин­те­ре­сы. По­ни­ма­е­те, на­сколь­ко это глуб­же, чем ка­жет­ся? Ведь ин­ди­ви­ду­а­лизм раз­ру­ша­ет об­ще­ство, а, стало быть, и ослаб­ля­ет нас. И толь­ко вза­им­ная под­держ­ка может со­хра­нить и укре­пить об­ще­ство.

И что же боль­ше от­ве­ча­ет нашим ин­те­ре­сам – вза­и­мо­вы­руч­ка или при­ми­тив­ный эго­изм? Здесь двух мне­ний быть не может. Мы долж­ны по­ни­мать друг друга, если хотим все вме­сте жить хо­ро­шо и ни от кого не за­ви­сеть. И, по­мо­гая людям в труд­ную ми­ну­ту, не надо ждать бла­го­дар­но­сти, надо про­сто по­мо­гать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ по­мо­гут обя­за­тель­но.

Мик­ро­те­мы:

1. Об­ще­ство су­ще­ству­ет бла­го­да­ря тому, что есть вза­и­мо­вы­руч­ка и вза­и­мо­по­мощь.

2. Ин­ди­ви­ду­а­лизм раз­ру­ша­ет об­ще­ство.

3. Если мы хотим жить вме­сте, не­об­хо­ди­мо бес­ко­рыст­но по­мо­гать друг другу.

Готовое сжатое изложение:

В об­ще­стве, где куль­ти­ви­ру­ет­ся идея ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма, мно­гие за­бы­ли о вза­и­мо­вы­руч­ке и вза­и­мо­по­мощи. А ведь об­ще­ство су­ще­ствует бла­го­да­ря об­ще­му делу, по­мо­щи сла­бым, бла­го­да­ря тому, что каж­дый из нас до­пол­ня­ет друг друга.

Ин­ди­ви­ду­а­лизм раз­ру­ша­ет об­ще­ство, ослаб­ля­ет нас. И толь­ко вза­им­ная под­держ­ка может со­хра­нить и укре­пить об­ще­ство.

Мы долж­ны по­ни­мать друг друга, если хотим все вме­сте жить хо­ро­шо и ни от кого не за­ви­сеть. И, по­мо­гая людям в труд­ную ми­ну­ту, не надо ждать бла­го­дар­но­сти, надо про­сто по­мо­гать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ по­мо­гут обя­за­тель­но. (84 слова)

Тема урока:Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. Создание высказывания в публицистическом стиле.

Тип урока:комбинированный

Ход урока: I Речевая разминка.

- Прочитайте текст про себя.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте.

- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

- Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

II Работа по теме.

1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

разговорный

Стили речихудожественный

книжныйнаучный

официально-деловой

2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

- Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

- Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

- Какой общий корень имеют слова?

- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

- Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.

- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

- Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

- Как вы думаете, к кому обращается автор?

- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

- Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

белая смерть - сахар,

битва за урожай - уборка урожая,

черное золото - нефть,

зеленый щит земли - лес,

королева спорта - легкая атлетика,

голубые дороги - водные пути.

- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

В результате работы с текстом должна получиться таблица:

- Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

- Запишем их и дадим толкование:

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

- Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

-Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)

1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

7. Подведение итогов.

Читайте также: