Ермак у ивана грозного историческая песня краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Сюжет

Царь Иван задумал покорить Сибирь. Через слугу из крестьян он находит для похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Ермак царю не слуга, но для России рад стараться. Он побеждает хана Кучума. Русские заселяют Сибирь. Народ помнит подвиг Ермака.

Отзыв

В основе любого предания – реальное событие (Сибирь на самом деле была покорена при царе Иване Грозном). Оно передается устно, от старшего поколения к младшему. В любом предании есть достоверные подробности. Например, названия мест, имена, даты (царь Иван, казак Ермак, Тобол, Москва, хан Кучум). Предание о Ермаке сложили с целью показать, что опора царя и лучшие советчики – верные люди из народа, крестьяне, казаки, странники-богомольцы. Тема побед русского оружия, подвига, славы Руси, завоевания и освоения Сибири. Предание учит знать и помнить историю своей страны, ее героев, гордиться ею.

Правда и вымысел

Поход атамана Ермака в Сибирь состоялся в 1581-82 г.г., во время царствования Ивана IV (Грозного). Сибирь и ее богатства стали русскими. Увеличилась территория Русской земли, кочевники перестали угрожать ее границам. С Ермаком на самом деле был не очень большой отряд казаков. У хана людей было больше, но они хуже воевали и считали выгодным подчиниться русскому царю. Однако не царь, а купцы Строгановы позвали отряд охранять их владения от хана. Атаман сам решил взять Сибирское ханство для России. Кучум действительно был убит, но прежде был убит сам Ермак. Вымысел, сказочный элемент – беседа царя и слуги-крестьянина, царя и атамана.

Содержанием исторических песен XVI века являются песни об Иване Грозном и Ермаке. Песни рассказывают о военном походе Ивана Грозного на Казань. Взятие Казани неслучайно привлекло внимание народа. С падением последнего оплота татарского хана устранялась угроза вторжения в Русскую землю с востока, укреплялось Московское централизованное государство.

В других песнях рассказывается о событиях в личной жизни Ивана Грозного, его борьбе с изменой. Одной из таких песен является песня об убийстве Грозным его сына.

По-разному в этих песнях представлен противоречивый образ царя, раскрывающийся и в бытовых условиях. Так, в песне "Правеж" (в Древней Руси так назывался суд, сопровождающийся физическими наказаниями) царь оказывается свидетелем расправы на площади над добрым молодцем, которого бьют на правежи, поставив на "бел горюч камень нагого, босого и разутого". Описание бедного молодца повторяется трижды, что усиливает трагический момент расправы:

Эту картину видит царь, проезжающий мимо. Он останавливается и задает вопрос: "За что вы пытаете добра молодца?". И, получив ответ, не соглашается с решением суда наказать юношу за кражу золотой казны и "цветного" платья, которые он не сам украл, а отбил у воров-разбойников. Царь поверил юноше. Удовлетворил его и ответ, что он разнес все эти богатства по домам питейным и поил всю голь кабацкую: "А поил я всю голь кабацкую, а цветное платье одевал все наших босыих". Царь принял справедливое решение:

И решение это было действительно справедливым, так как юноша потратил эти богатства не на себя, а оделил народ. Царь был не только грозный, но и православный (он рассудил по правде). Эти эпитеты повторяются в песне неоднократно.

ЕРМАК У ИВАНА ГРОЗНОГО

Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986

Отряд казаков под начальством Ермака 1 сентября 1582 года по приглашению уральских землевладельцев и промышленников Строгановых выступил в поход за Урал, чтобы защитить их владения от набегов Кучума – дальнего потомка Чингиз-Хана, захватившего в 1563 году Сибирское ханство и разорвавшего принятую в 1555 году вассальную зависимость Сибирского ханства от Москвы. В 1582 году Ермак разбил войско Кучума и занял его столицу Искер (в районе современного Тобольска); в 1585 погиб в устье реки Вагай (приток Иртыша).

Гей вы думайте, братцы, вы подумайте.

"Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,
И меня, Ермака, братцы, послушайте.
Зимой мы, братцы, исправимся,
А как вскроется весна красная,
Мы тогда-то, други-братцы, в поход пойдем,
Мы заслужим перед Грозным Царем вину свою:
Как гуляли мы, братцы, по синю морю,
Да по синему морю, по Хвалынскому,
Разбивали мы, братцы, бусы корабли,
Как и те-то корабли, братцы, не орленые,
Мы убили посланничка Всецарского
Как и лето настанет, братцы, лето теплое,
Да, пора уже нам, братцы, в поход идти.
Ой вы, гой еси, братцы, атаманы-молодцы,
Эй вы, делайте лодочки коломенки,
Забивайте вы кочета еловые,
Накладывайте бабаички сосновые,
Мы пойдем, братцы, с Божьей помощью,
Мы пригрянем, братцы, вверх по Волге-реке,
Перейдем мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства басурманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы. Царю Белому,
А царя-то Кучума в полон возьмем
И за то-то Государь Царь нас пожалует.
Я тогда-то пойду сам к Белому Царю,
Я надену тогда шубу соболиную,
Я возьму кунью шапочку под мышечку,
Принесу я Царю Белому повинную:
Ой ты гой еси, надежда православный Царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я — то Ермак сын Тимофеевич,
Как и я — то воровской Донской атаманушка,
Как и я — то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю, по Хвалынскому.
Как и я — то разбивал ведь бусы корабли,
Как и те корабли все не орленые,
А теперича, надежда, православный Царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское!"

Из сочинения генерала Петра Краснова "Картины былого Тихого Дона" (1909)

Ермак готовится к походу на Сибирь – это песня, которая описывает события при правлении Ивана Грозного. Она показывает храбрость и силу дружины Ермака, которая отправилась в дальний путь, чтобы разбить сибирских грабителей.

Поход был сложным, и многие погибли. Некоторые вояки хотели уйти. Именно поэтому Ермак запел песню. Это обращение к его людям, призыв быть сильными и мужественными.

Ермак говорит о том, что нельзя сворачивать назад. Он напоминает о прошлых ошибках и верит, что этот поход сможет закрепить за ними добрую молву. Подобная смерть будет наградой.

Все послушали своего предводителя и налетели на татар. Ермак одержал победу, но и потерял более ста своих людей. Их еще долго вспоминали, так как настоящие герои долго живут в сердцах тех, кого они спасли.

Ермак достиг своей цели. Он подчинил Искер и Сибирское царство.

Анализ песни предусматривает и самые интересные моменты, особенности стихотворения Ермак готовится к походу на Сибирь. В песне есть место вере в царя и его правоту. Ермак говорит об этом при обращении к людям.

Здесь нет правильной рифмы, так как текст рассчитан на то, чтобы его пели. Эпитеты есть и простые, и исторические. Они не делают текст жеманным, а, наоборот, углубляют наши ощущения. Повторы в песне также указывают на то, что ее нужно петь, а не читать.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: