Диагностика школьной тревожности подростков

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я не нахожу себе места

Я не чувствую скованности

Я слишком возбужден и мне не по себе

2. Шкала личной тревожности (ЛТ)

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко растраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверености в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

  1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные

Содержащиеся в анкете симптомы стресса могут послужить предупреждением, особенно если они проявляются у вас довольно часто. Отметьте одну из трех соответствующих колонок галочкой.

1. У меня слишком высокое кровяное давление

2. У меня бывают приступы тошноты

3. Я боюсь заболеть

4. Я чувствую себя беспомощным

5. У меня бывают кошмары

6. У меня дрожат ноги/руки

7. Я часто просыпаюсь

8. Мои кисти/стопы холодные

9. Я не могу правильно дышать

10. Я чувствую слабость

11. У меня потные руки/лоб

12. У меня боли в шее

13. Я не могу сосредоточиться

14. У меня нарушено пищеварение

15. Я страдаю низким кровяным давлением

16. Я раздражителен в личной жизни

17. Я раздражителен на работе

18. У меня бывают приступы мигрени

19. Я испытываю внутренне беспокойство

20. Я страдаю от болей в желудке

21. Мне постоянно хочется спать

22. Мое сердце бешено стучит или прерывисто бьется

23. У меня словно ком застревает в горле

24. Я чувствую стеснение в груди

26. Меня бросает в жар

27. Слезы душат меня

28. У меня бывают головные боли

29. Бывают спазмы определенных групп мышц

30. Меня одолевают страхи

31. У меня бывают головокружения

32. У меня болит спина и поясница

33. Я не могу уснуть

34. Присовокупите сюда дополнительно все те проблемы, которые гнетут вас в настоящее время на работе и дома

Обработка результатов:

  1. Подсчитайте очки во всех пунктах, где у вас есть отметки галочкой.
  2. Оцените каждую проблему по трехбалльной шкале в зависимости от тяжести ее воздействия на вас:
    • незначительно – один балл;
    • средне – два балла;
    • сильно – три балла.
  3. Добавьте полученные баллы к сумме очков пункта 1.

Оценка:

От 0 до 12 баллов . Вы можете радоваться своей относительно здоровой стрессовой устойчивости. Если вы в данный момент прибегнете к мерам по преодолению стресса, то они, в первую очередь, будут иметь для вас профилактическое значение. Вы можете ожидать, что ваши недомогания, если они вообще есть, постепенно пойдут на убыль или вовсе исчезнут.

От 13 до 27 баллов . У вас уже проявляются цепные реакции физических и умственно-психических нарушений. Вам необходимо как можно скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса. Уже через несколько недель в вашем состоянии наступит заметное улучшение благодаря ослаблению стрессовых симптомов или их снятию, а также повысится работоспособность.

От 28 баллов и выше . Вы глубоко увязли в замкнутом круге чрезмерных напряжений, чувствительных нагрузок и заметного расстройства здоровья. Вы должны предпринять какие-то целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы тем самым вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10-15 лет.

Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст – подростковый.

Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале. Возраст – от 7 класса и старше.

4. Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory - STAI)

Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст – начиная со школьного возраста.

5. Шкала тревожности Р.Сирса

Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог. Состоит из 14 вопросов.

6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст – подростковый.

7. Шкала безнадежности (депрессии) А.Бека (англ. BeckHopelessnessInventory, сокр. BHI)

Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст – подростковый и взрослый.

Рисуночная методика оценки суицидального риска.

Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.

9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)

Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.

Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст – 5-11 класс.

12. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан).

13. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко)

Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.

Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Возраст – 14-18 лет.

14. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга)

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков. Возраст – детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.

15. Опросник агрессивности (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.

16. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик

Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.

Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.

17. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина

Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.

Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.

18. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой.

Опросник, состоящий из 20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.

Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложены наиболее часто применяемые тесты по изучению тревожности учащихся. Данные методики проводятся быстро, обработка не требует много времени.

Диагностика тревожности учащихся.

Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

1) Не чувствую в себе уверенности.

2) Часто из-за пустяков краснею.

3) Мой сон беспокоен.

4) Легко впадаю в уныние.

5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6) Меня пугают трудности.

7) Люблю копаться в своих недостатках.

8) Меня легко убедить.

10) Я с трудом переношу время ожидания.

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

21) Оставляю за собой последнее слово.

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23) Меня легко рассердить.

24) Люблю делать замечания другим.

25) Хочу быть авторитетом для других.

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

31) Мне трудно менять привычки.

32) Нелегко переключать внимание.

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34) Меня трудно переубедить.

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36) Нелегко сближаюсь с людьми.

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38) Нередко я проявляю упрямство.

39) Неохотно иду на риск.

40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I 1. 10 вопрос - тревожность;

II 11. 20 вопрос - фрустрация;

III 21. 29 вопрос - агрессивность;

IV 31. 40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.

I. Тревожность: 0. 7 - не тревожны; 8. 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15. 20 баллов - очень тревожный.

П. Фрустрация: 0. 7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8. 14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15. 20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 0. 7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8. 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15. 20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность: 0. 7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8. 14 баллов - средний уровень; 15. 20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

2.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

Адаптация Т. И. Балашовой

Опросник разработан для дифференциальной диагнос­тики депрессивных состояний и состояний, близких к деп­рессии, для скрининг-диагностики при массовых иссле­дованиях и в целях предварительной, доврачебной диаг­ностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состо­яние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 бал­лов диагностируется субдепрессивное состояние или мас­кированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Фамилия_______________________________________ Дата _________________

Никогда или изредка

Почти всегда или постоянно

Я чувствую подавленность

Утром я чувствую себя лучше всего

У меня бывают периоды плача или близости к слезам

У меня плохой ночной сон

Аппетит у меня не хуже обычного

Мне приятно смотреть на привлекатель­ных женщин, разговаривать с ними, нахо­диться рядом

Я замечаю, что теряю вес

Меня беспокоят запоры

Сердце бьется быстрее, чем обычно

Я устаю без всяких причин

Я мыслю также ясно как всегда

Мне легко делать то, что я умею

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

У меня есть надежды на будущее

Я более раздражителен, чем обычно

Мне легко принимать решения

Я чувствую, что полезен и необходим

Я живу достаточно полной жизнью

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

Внимательно изучите группу высказываний и выберите одно утверждение.

1. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я почти не грущу.

(1) Иногда мне бывает грустно.

(2) Я часто расстраиваюсь.

(3) Я очень несчастен.

2. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я спокоен за свое будущее.

(1) Я не уверен в завтрашнем дне.

(2) Меня не ждет ничего хорошего.

(3) У меня нет будущего.

3. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) У меня все получается.

(1) Мне кажется, что мои знакомые успешнее меня.

(2) В моей жизни было мало побед.

(3) У меня все валится из рук.

4. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я доволен своей жизнью, как и раньше.

(1) Я испытываю меньше радости.

(2) Ничего не доставляет мне удовольствия.

(3) Я презираю свою жизнь.

5. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Меня не в чем упрекнуть.

(1) Иногда чувствую себя виновным в чужих бедах.

(2) Большую часть времени я испытываю чувство вины.

(3) Я всегда чувствую себя виноватым.

6. (Для взрослого)

(0) Я не совершал поступков, за которые меня могли бы наказать.

(1) Иногда мне кажется, что я заслужил наказание.

(2) Я постоянно жду наказания.

(3) Я уже наказан.

7. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я считаю себя достойным человеком.

(1) Я разуверился в себе.

(2) Я себе неприятен.

(3) Я ужасный человек.

8. (Для взрослого)

(0) Я не хуже других.

(1) Я ошибаюсь чаще других.

(2) Мне стыдно за свои действия и мысли.

(3) Все самое плохое случается из-за меня.

9. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я хочу прожить долгую и счастливую жизнь.

(1) Я задумываюсь о самоубийстве, но не собираюсь этого делать.

(2) Я серьезно задумываюсь о суициде.

(3) Я покончу с собой, как только выпадет удобный случай.

10. (Для взрослого)

(0) Я редко плачу.

(1) На данный момент я плачу чаще.

(2) Я все время плачу.

(3) У меня не получается заплакать, даже когда хочется.

11. (Для взрослого)

(0) Я не думаю, что стал более раздражительным.

(1) Меня легко вывести из себя.

(2) Я часто раздражен.

(3) Мне безразличны вещи, которые раньше меня злили.

12. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я интересуюсь жизнью окружающих.

(1) Меня меньше заботит жизнь других людей.

(2) мне не важно, как живут другие люди.

(3) Меня абсолютно не волнуют чужие жизни.

13. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Как и раньше, я могу не сразу принять важное решение.

(1) Я стал чаще оставлять срочные дела на потом.

(2) Я с трудом принимаю решения.

(3) Я не способен что-то решать.

14. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я доволен своей внешностью.

(1) Мне кажется, что сейчас я менее привлекательный.

(2) Моя внешность изменилась в худшую сторону.

(3) Мне противно смотреть в зеркало.

15. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Моя работоспособность осталась прежней.

(1) Мне приходится заставлять себя делать что-либо.

(2) У меня не получается настроиться на работу и важные дела.

(3) Я не в состоянии что-либо делать.

16. (Для взрослого)

(0) Я сплю как обычно.

(1) Мой сон стал хуже.

(2) Я могу проснуться несколько раз за ночь.

(3) Я практически не сплю.

17. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Моей энергии хватает на весь день.

(1) Я стал быстрее утомляться.

(2) Любая деятельность лишает меня сил.

(3) Я не могу ничего делать из-за переутомления.

18. (Для взрослого и подросткового теста)

(0) Я питаюсь как обычно.

(1) Я стал питаться хуже.

(2) Я ем через силу.

(3) Еда вызывает у меня отвращение.

19. (Для взрослого)

(0) Мой вес не изменился.

(1) Я потерял около 2 кг.

(2) Я похудел на 5 кг.

(3) Я очень сильно похудел.

20. (Для взрослого)

(0) Мое здоровье не вызывает у меня опасений.

(1) Я все чаще переживаю за свое здоровье.

(2) Мне сложно думать о чем-либо, кроме моих проблем со здоровьем.

(3) Я постоянно думаю только о своих болезнях.

21. (Для взрослого)

(0) Вопросы сексуального характера волнуют меня не меньше обычного.

(1) Я все реже думаю о сексе.

(2) Меня практически не интересует сексуальная жизнь.

(3) Меня совсем перестал интересовать секс.

Подробная интерпретация результатов

Чем выше набранная сумма баллов, тем тяжелее степень депрессии. За взрослый опрос можно набрать от 0 до 63 баллов.

Вы набрали от 0 до 9

У вас полностью отсутствуют признаки депрессии или они незначительны и временны. Ваше эмоциональное состояние не вызывает опасений. Если отметка приближена к 9, то рекомендовано больше времени посвящать отдыху, чтобы не допустить развитие депрессивного состояния.

Вы набрали от 10 до 15

Это говорит о первых симптомах депрессии. Ваше состояние субдепрессивное, что не является психопатологией и не свидетельствует о нарушениях социального характера. При таких результатах пациенту рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы проконтролировать ситуацию.

Вы набрали от 16 до 19

Вы находитесь в стадии умеренного депрессивного состояния. В отличие от легкой формы депрессии, в данной ситуации характерные признаки проблем с психикой проявляются гораздо чаще. Такие люди больше грустят, устают быстрее обычного, теряют интерес к социальной жизни и испытывают постоянное чувство вины. Шкала депрессии Бека создана для выявления именно этой категории людей.

Вы набрали от 20 до 29

Результат говорит о наличии средней тяжести депрессии. Такие пациенты жалуются на ухудшение аппетита и потерю сна. В их организме происходят не только эмоциональные сбои, но и физические. На этой стадии перестает вырабатываться гормон счастья. Пытаясь его восполнить, люди часто прибегают к алкоголю и наркотическим средствам, что приводит к зависимости или летальному исходу. Такое состояние пациента нуждается в срочном лечении. По статистике, примерно 70% людей с подобными симптомами пытаются покончить с жизнью.

Вы набрали от 30 до 63

Критические показатели свидетельствуют о признаках глубокой депрессии. У пациентов с подобными психологическими проблемами наблюдается постоянное гнетущее состояние. Они ненавидят себя и чувствуют себя бесполезными. Такие люди подвержены резкими эмоциональным переменам. Они не представляют своего будущего, легко впадают в истерику, склонны к суициду и насилию. Эта категория должна находится под постоянным наблюдением специалиста, во избежание негативных последствий.

Интерпретация подросткового теста

За подростковый тест Бека, в которым всего 13 пунктов, можно набрать 39 баллов.

От 0 до 9 – эмоциональное состояние в норме;

От 10 до 19 – легкая форма депрессии;

От 19 до 22 – характерные признаки субдепрессии;

От 23 до 39 – тяжелая депрессия.

4. ТЕСТ- “НСВ 10”.

№ Допишите окончание предложений

2 Все против_________________________________________________________________

5 Мне не_____________________________________________________________________

Повторите ещё раз. Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно

1 Многие меня­_______________________________________________________________

2 Все за______________________________________________________________________

3 Есть силы__________________________________________________________________

4 Я многим_________________________________________________________________

Дополните окончания предложений на своё усмотрение

1 Мне надоело______________________________________________________________

2 Когда мне плохо, я_________________________________________________________

3 Я не хочу_________________________________________________________________

4 Моя жизнь – это__________________________________________________________

5 Настроение у меня_________________________________________________________

6 Мое терпение_____________________________________________________________

Обработка результатов ТЕСТА “НСВ-10”.

Обработка результатов ведется следующим образом. Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное поведение, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.

В случае выявления суицидного состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.

Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.

Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1до 9. Каждому выявленному суицидному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.

Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.

В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест “НСВ-10”), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.

Тест тревожности
(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).


Cтимульный материал к тесту для девочек

Психологический Центр "Искусство Жить" г.Чехов запись закреплена
Частная группа

🌠

Тесты и методики на тревожность, агрессивность, страхи (со стимульным материалом).

Диагностика страхов
Метод неоконченных предложений
Методика Басса Дарки
Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева)
Проективная методика для диагностики школьной тревожности
Тест школьной тревожности Филиппса
Шкала явной тревожности CMAS
Анкета для педагогов на агрессивность детей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.(1992)
Шкала враждебности
Опросник Спилбергера по оценке агрессии

Читайте также: