Алексей толстой краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Алексей Толстой.

Число страниц: 128.

Жанр произведения: автобиографическая повесть.

Главные герои: Никита, Аркадий Иванович, отец, мать.

Второстепенные герои: Мишка Коряшонок, Стёпа Карнаушкин, Виктор, Лиля.

Характеристика главных героев:

Никита — любознательный и ловкий мальчишка.

Взрослеет и многое начинает понимать.

Умный и честный.

Отец — хлопотливый, весёлый, неунывающий.

Мать — добрая, ласковая.

Аркадий Иванович — учитель.

Въедливый, хитрый, настойчивый.

Характеристика второстепенных героев:

Мишка Коряшонок — трудолюбивый и работящий мальчик.

Является примером для Никиты.

Стёпа Карнаушкин — друг Никиты, сильный и воинственный мальчик.

Виктор Бабкин — сын подруги матери.

Ровесник Никиты. Хвастун.

Лиля Бабкина — красивая девочка с голубыми глазами.

Первая любовь Никиты.

Никита с удовольствием катался с горки и играл с деревенскими детьми, но учитель часто звал его делать уроки.

Однажды мальчики устроили драку с соседними ребятами, и герой подружился с бывшим врагом, Стёпой.

Они стали много времени проводить вместе.

Один раз Никите приснился странный сон про комнату с часами.

А вскоре приехали гости, подруга матери с детьми.

Никите сразу понравилась Лиля, а девочка улыбалась, глядя на старания мальчика поразить её воображение.

Виктор подружился с деревенскими, но при защите снежного городка показал себя трусом.

А Никита в первый раз поцеловался с Лилей.

Перед отъездом девочка обещала писать ему.

Прошла зима, наступила весна.

Никите исполнилось десять и отец помог ему спустить на воду кораблик, на котором мальчик стал адмиралом.

Мальчик много времени проводил в играх.

Он подобрал скворца, назвав его Желтухин, и птица стала жить в доме.

Потом мальчику подарили лошадь.

В конце лета Никита получил письмо от Лили, но заигрался и забыл ответить.

В сентябре вся семья переехала в Самару, где мальчик должен был пойти учиться в школу.

Он встретил Лилю и попросил прощения за письмо.

Девочка простила его.

План повести:

  1. Катание с горки.
  2. Драка с деревенскими.
  3. Приезд гостей.
  4. Красавица Лиля.
  5. Рождество и подарки.
  6. Комната с часами.
  7. Поцелуй и обещания.
  8. Весна.
  9. Спасение отца.
  10. Желтухин.
  11. Клопик.
  12. Летние хлопоты.
  13. Письмо от Лили.
  14. Переезд.
  15. Прощение.

Главная мысль повести заключается в том, что детство является самым лучшим временем в жизни каждого человека.

Основная идея повести в том, что именно в это время закладываются основы характера будущего взрослого человека.

Ребёнок учится отвечать за свои поступки, отличать хорошее от плохого.

Чему учит произведение

Повесть учит ценить время и проводить его с пользой.

Учит играть и веселиться пока есть возможность.

Учит держать слово и поступать по совести.

Учит ничего не бояться и никогда не отступать.

Также повесть учит человечности и доброте.

Учит уважать всех людей, вне зависимости от их социального положения.

Прочитав эту повесть, я невольно позавидовала главному герою.

Так беззаботно и весело он проводил своё детство.

У мальчика было множество интересных занятий, у него имелись настоящие друзья.

И к нему пришла первая любовь.

Повесть написана очень лёгким и понятным языком.

Она увлекает с первых страниц и заставляет сопереживать героям, представляя себя на их месте.

Автору удалось написать настоящую поэму о счастливом детстве.

Это во многом автобиографическая повесть, что делает её ещё более ценной в глазах читателей.

Мне очень нравится главный герой.

Он простой мальчик, который не кичится своим происхождением и не стесняется играть с деревенскими ребятами.

Он очень живой и добрый, любит природу и животных.

И Никита старается всегда быть честным.

Ещё мне понравилась девочка Лиля.

Она романтичная и воспитанная, но при этом большая выдумщица и заводила.

Отрицательных же героев в повести просто нет.

Я всем советую прочитать это произведение и погрузиться в мир счастливого детства.

Узнать больше об образе жизни наших сверстников конца позапрошлого века.

Пословицы к произведению:

  • Всякая молодость резвости полна.
  • Детство — время золотое.
  • Жить да взрослеть, а ещё и умнеть.
  • Молод да умён — два угодья в нём.
  • Молодости не возвратить, надо по годам жить.

Словарь неизвестных слов:

  • Раздолье — простор.
  • Чистописание — обучение красивому письму.
  • Подвода — телега с лошадью.
  • Людская — комната для гостей.
  • Обоз — несколько повозок.
  • Суше — сухо.
  • Хлопотать — добиваться чего-то.
  • Сев — посев зерна.
  • Заутреню — ранняя церковная служба.
  • Мерин — жеребец.
  • Флагшток — шест для флага.
  • Покос — уборка сена.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Отец говорил шёпотом:

— Аркадия топить.

Они разделялись и плыли с двух сторон к Аркадию Ивановичу, который по близорукости не замечал окружения.

Подплыв, они кидались к нему на саженках.

Аркадий Иванович, взревев, начинал метаться, высовываясь по пояс, и нырял.

Его ловили за ноги,— он больше всего на свете боялся щекотки.

Но поймать его было нелегко,— чаще всего он уходил, и, когда Василий Никитьевич и Никита возвращались в купальню, Аркадий Иванович уже сидел на лавке в белье и очках и говорил с обидным хохотом:

— Плавать, плавать надо учиться, господа.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

В повести рассказывается о последнем годе детства мальчика Никиты, который тот проводит в своём имении под Самарой. Но детство заканчивается и начинается учеба в гимназии.

Сюжет – краткое содержание

  1. Никита живёт в деревне и ведёт обычную деревенскую жизнь, играет и учится.
  2. На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей, влюбляется в неё и дарит кольцо.
  3. Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу, занимается хозяйственными делами.
  4. Мальчик весело проводит лето, приручает скворца и не отвечает на письмо Лили.
  5. На зиму семья переезжает в Самару, где Никита вновь встречает Лилю и мирится с девочкой.
  6. Мальчик поступает во второй класс, и счастливая пора детства заканчивается.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод со скворцом Желтухиным. Мальчик подобрал его на аллее, принёс домой и долго приручал. Скворец боялся, что мальчик съест его, но когда тот прогнал кота, понял, что сильнее Никиты зверя нет, и стал уважать мальчика.

План произведения для пересказа

  1. Учитель Аркадий Иванович.
  2. Начало зимы.
  3. Рождество.
  4. Знакомство с Лилей.
  5. Найденное кольцо.
  6. Разлука.
  7. Грачи прилетели.
  8. Возвращение отца.
  9. Полевые работы.
  10. Желтухин.
  11. Ярмарка.
  12. В Самаре.

Главная мысль

Детство – самая счастливая пора жизни человека, когда он ещё не обременён заботами и когда может жить в своё удовольствие.

Чему учит эта книга

Повесть учит любить детей, не баловать их, но и не держать в строгости. Учит любить природу и всех животных. Учит честности, доброте, благородству. Учит осознавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит ответственности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть, и особенно мальчик Никита. Никита был добрым мальчиком, он никого не обижал, хотя и любил подраться. Но эти драки были просто играми, принятыми среди деревенских детей. Зато Никита любил животных и всегда трогательно о них заботился.

Новые слова и выражения

Людская – комната для слуг в господском доме

Ломберный столик – прямоугольный столик для игры в карты.

Амазонка – костюм для верховой езды.

Пословицы к произведению

Детство – время золотое.

Добро того учить, кто слушает.

Усы пробиваются, а он с детством не прощается.

Овощи видно по рассаде, человека с детства.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Сюжет

Никите трудно слушать своего учителя. Он смотрит в окно, и ему кажется, что солнце, зеленые луга, речка и вся природа задорно зовут его играться и развлекаться. Но учитель умный — он разговаривает с родителями мальчика так, что тому приходится слушать его уроки. Никита любит зиму — строить снежные норки, прятаться в них и играть. Еще он много играет в старом деревянном доме с Мишкой и Степкой. У него есть сестренка Лиля, к которой он испытывает невероятную любовь и нежность. С сестренкой они нашли кольцо своей прабабушки и восхитились находкой — ведь они столько слышали о большой любви прабабушки и прадедушки. Играм приходит конец, когда мальчику пора готовиться ко второму классу школы.

Вывод (моё мнение)

Детство — веселая и беззаботная пора. Она играет важную роль в формировании личности, мы вспоминаем детство, будучи взрослыми, и у нас приятно щемит в сердце. Только дети вправе находить развлечения во всем, никогда не скучают и видят это мир иначе.

Название: Золотой ключик, или Приключения Буратино

Жанр: Сказка

Год написания: 1936 год


Главные герои

Буратино – деревянный мальчик, весёлый, добрый, находчивый, доверчивый.

Папа Карло – старый шарманщик, добрый, любящий, заботливый.

Джузеппе – столяр, лучший друг Папы Карло.

Карабас Барабас – владелец кукольного театра, жадный и жестокий.

Дуремар – приятель Карабаса, трусливый и глупый продавец пиявок.

Лиса Алиса и кот Базилио – мошенники, способные на любую подлость.

Мальвина – красивая кукла с голубыми волосами, очень правильная и ответственная.

Пьеро – печальная, грустная кукла, влюблённая в Мальвину.

Артемон – пудель Мальвины, её верный друг.

Тортилла – старая черепаха, добрая и мудрая.

Сверчок – мудрый, терпеливый, добрый.

для самых рациональных -

Сюжет

В крошечной убогой каморке старый шарманщик Папа Карло строгал полено, которое ему принёс верный друг столяр Джузеппе. В результате получилась деревянная кукла с длинным носом, которая могла разговаривать и бегать, словно живой мальчик. Папа Карло назвал его Буратино.

Мудрый Сверчок, живший в каморке, посоветовал Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу. Однако озорной мальчик не послушал его. Когда Папа Карло на последние деньги купил ему чудесную азбуку, он вместо школы отправился прямиком к кукольному театру, где обменял азбуку на входной билет.

Своим появлением Буратино сорвал представление, и разгневанный владелец театра Карабас Барабас хотел сурово наказать его, но неожиданно, узнав, что мальчик живёт в каморке с нарисованным на холсте очагом, смилостивился, отпустил на свободу и даже дал пять золотых монет.

По дороге в страну Дураков на Буратино напали разбойники, но он успел спрятать деньги. Разбойники подвесили Буратино за ноги на дерево и скрылись. Утром его обнаружила красавица Мальвина и её верный пудель Артемон, которые сбежали от жестокого Карабаса. Мальвина попыталась привить хорошие манеры невоспитанному Буратино, но он не выдержал и сбежал в страну Дураков, где его уже поджидали лиса Алиса и кот Базилио.

Закопав деньги, Буратино принялся ждать появления дерева. Тем временем Алиса и Базилио вызвали полицейских, которые бросили Буратино в пруд. Здесь он познакомился с черепахой Тортиллой, подарившей ему золотой ключик. По дороге домой Буратино встретил Пьеро, который сбежал от Карабаса, подслушав тайну золотого ключика. Друзья отправились к Мальвине, и вскоре им пришлось спасаться от преследования ищеек, Карабаса Барабаса и Дуремара. В самый сложный момент им на выручку пришёл Папа Карло. Открыв золотым ключиком потайную дверцу в старой каморке, они оказались в чудесном театре, где для каждой куклы нашлась работа. Очень быстро этот театр стал самым популярным среди детворы, и куклы были очень счастливы.

План пересказа

  1. Папа Карло и говорящая кукла.
  2. Советы старого Сверчка.
  3. Буратино идёт в школу, но попадает в театр.
  4. Гнев Карабаса Барабаса.
  5. Знакомство с лисой Алисой и котом Базилио.
  6. Нападение разбойников.
  7. У Мальвины.
  8. Побег.
  9. Страна Дураков.
  10. Тортилла и золотой ключик.
  11. Встреча с Пьеро.
  12. Погоня и помощь Папы Карло.
  13. Чудесный новый театр.

Главная мысль

Чтобы не оказаться в затруднительном положении, нужно прилежно учиться и слушать советы взрослых.

Чему учит

Сказка учит тому, как важно быть верным другом, справедливым человеком, избегать сомнительных знакомств, но самое главное – никогда не лениться и получать новые знания.

Отзыв

Быть надёжным, верным другом и принимать правильные решения совсем непросто, но Буратино удаётся идти по верному пути. Да, он совершает немало ошибок, но в итоге понимает, что был неправ, и исправляется.

Рисунок-иллюстрация к сказке Золотой ключик, или Приключения Буратино

Рисунок-иллюстрация к сказке Золотой ключик, или Приключения Буратино.

Пословицы

  • Ученье – свет, неученье – тьма.
  • Послушному сыну отцовский указ не в тягость.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Что понравилось

Понравилось, как несчастным куклам удалось избавиться от гнёта жестокого Карабаса и работать в собственном театре на радость благодарной публике.

Читайте также: