Эрих фромм представитель школы

Обновлено: 05.07.2024

Эрих Фромм(1900–1980) был американским психоаналитиком немецкого происхождения, известным своими исследованиями отношений между человеческим разумом и обществом, в котором мы живем. Его основная идея заключалась в том, что если мы применим принципы психоанализа к социальным проблемам, мы сможем в конечном итоге развить здоровую культуру, которая будет укреплять наши сильные стороны.

Эрих Фромм получил докторскую степень в Гейдельбергском университете в 1922 году, а затем начал обучение психоанализу в Мюнхенском университете и в Берлинском психоаналитическом институте. Он учился непосредственно под руководством Зигмунда Фрейда, но вскоре начал расходиться с ним в некоторых ключевых областях его теории.

В то время как для Фрейда единственной важной вещью было понимание биологических импульсов и их воздействия на наш разум, Эрих Фромм считал, что социальные факторы также имеют очень важный вес, даже определяя развитие нашей личности. После изгнания в Соединенные Штаты, чтобы избежать нацистского режима в 1933 году, он определенно вступил в конфликт с традиционными психоаналитическими кругами.

На протяжении всей своей жизни Эрих Фромм разработал множество теорий об отношениях между людьми и обществом и тем, чем они живут, и опубликовал такие работы, какстрах свободы(1941), Вменяемое общество(1955) илиИскусство любить(1956). Его теории и вклады по-прежнему имеют большое значение.

биография

Ранние года

Когда ему было всего 14 лет, Эрих Фромм начал вынужденно беспокоиться о текущих делах в связи с началом Первой мировой войны. В это время он заинтересовался такими темами, как групповое поведение, и, чтобы попытаться ответить на свои вопросы, он прочитал работы таких авторов, как Карл Маркс и Зигмунд Фрейд.

Когда он стал достаточно взрослым, он начал изучать право во Франкфуртском университете, но всего через два семестра он решил сменить курс и закончил факультет социологии Гейдельбергского университета. В 1922 году он получил докторскую степень под руководством известного психолога Альфреда Вебера.

Пару лет спустя, в 1924 году, Эрих Фромм решил продолжить свое обучение и начал изучать психоанализ во Франкфуртском университете. Вскоре после этого он переехал в Берлин, чтобы завершить обучение в Институте психоанализа в столице Германии. В то время он все еще следовал официальной доктрине дисциплины, хотя уже начинал не соглашаться с некоторыми идеями Фрейда.

Два года спустя, в 1926 году, Фромм женился на Фрейде Райхманн, женщине на 10 лет старше его и ранее работавшей его терапевтом. Брак продлился недолго, так как через четыре года они развелись.

Профессиональная жизнь

На протяжении всей своей жизни Эрих Фромм сделал очень плодотворную карьеру: от преподавания в разных университетах до публикации нескольких книг по его теориям, а также частной практики психотерапии. Большую часть своей профессиональной жизни он провел в Америке после переезда в Соединенные Штаты, чтобы избежать нацистского режима.

После переезда в США Фромм начал преподавать в разных университетах страны, в том числе в Нью-Йорке, Колумбии и Йеле. Однако его критика теорий Фрейда вскоре вызвала к нему неприязнь психоаналитиков в стране, и в 1944 году Нью-Йоркский психоаналитический институт запретил ему продолжать наблюдать за студентами.

Мексика

В течение следующих лет он продолжал преподавать как в Мексике, так и в Соединенных Штатах, занимался психоанализом и опубликовал несколько работ на разные темы, в том числе такие разные, как свобода, любовь или влияние общества. в человеческом разуме.

Эрих Фромм окончательно переехал в Муральто, Швейцария, в 1974 году. Там он оставался до своей смерти в 1980 году.

Теории

Фактически, эта работа считается одной из тех, которые положили начало тому, что позже будет известно как политическая психология. Его следующая книга,Этика и общество(1947), продолжил расширять идеи этой первой работы. В обоих случаях отчетливо просматривается теория человеческой природы Фромма, которая для него была определена как биологией, так и обществом.

Гуманистическая философия

Одним из наиболее важных пунктов гуманистической философии Фромма является его интерпретация библейской истории об Адаме и Еве и их изгнании из Эдемского сада. По его словам, история будет способом передать экзистенциальную тревогу, которую первые люди испытали бы, когда осознали свою роль в природе.

По словам Фромма, открытие того, что люди являются живыми существами, в значительной степени отделенными от природы, является основным источником стыда и вины. Решением этой проблемы автор считает развитие некоторых человеческих способностей, таких как разум и любовь, понимаемых в данном случае как нечто положительное.

Идеи о любви

Традиционные психоаналитические взгляды рассматривали любовь как в значительной степени негативную, основанную исключительно на самых основных инстинктах людей. Эрих Фромм, однако, совершенно иначе относился к этой эмоции и считал ее в первую очередь положительной.

В своей знаменитой книгеИскусство любить(1956) Фромм защищал идею о том, что любовь - это на самом деле межличностная творческая способность, а не простая эмоция.

Для этого автора переживание влюбленности было фактически признаком того, что они не поняли, что такое романтическая любовь на самом деле, что она состоит из таких элементов, как ответственность, уважение, знания и забота.

Свобода

Свобода была еще одним из центральных аспектов теории Эриха Фромма. По мнению этого психоаналитика, люди могут занять только две позиции относительно этого аспекта нашей природы: принять нашу свободную волю или убежать от нее.

Если мы примем свою свободу, нам придется столкнуться с собственной ответственностью, но в долгосрочной перспективе мы достигнем здорового психического состояния, которое позволит нам жить хорошей жизнью. Напротив, Фромм считал, что, избегая свободы, мы в конечном итоге столкнемся с психологическими конфликтами из-за наших механизмов избегания.

В этом смысле Эрих Фромм описал три различных механизма побега:

- Автоматическое соответствие, или изменение себя, чтобы соответствовать ожиданиям общества от каждого человека. Благодаря этому механизму избегания мы теряем свою идентичность, но перекладываем бремя собственного выбора на общество.

- Авторитаризм, или передача контроля над своей жизнью другому. Таким образом теряется свобода выбора со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Разрушение, или попытка покончить с другими и миром в целом, чтобы избежать экзистенциального ужаса, который влечет за собой свобода.

В этом коротком интервью Фромм рассказывает о некоторых своих идеях:

Взносы

Социальный критик

Эрих Фромм не только разработал множество социологических и психоаналитических теорий, но также был важным социальным критиком и очень активным человеком в области политики. Он был известен как один из защитников критической теории Франкфуртской школы и продвигал всевозможные идеи, весьма необычные для того времени.

Вклад в фрейдистский психоанализ

Фигура Фромма также была чрезвычайно противоречивой в некоторых областях, особенно из-за его критики теорий Зигмунда Фрейда, создателя психоанализа и одной из самых важных фигур того времени. Фромм указал на некоторые противоречия в идеях этого психоаналитика, которые вызвали у него неприязнь многих исследователей этой дисциплины.

Однако Фромм всегда проявлял большое уважение к фигуре Фрейда, даже говоря, что он был одним из основателей современной мысли наряду с Альбертом Эйнштейном и Карлом Марксом.

Политическая идеология

С другой стороны, Эрих Фромм был ярым противником как капитализма, так и советского коммунизма, и защищал идеологию, основанную на свободе и личной ответственности наряду с заботой о других.

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх, и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929—1932).

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

Социально-философские идеи Фромма

… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить [2] .

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

… неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов. [4]

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

Эдипов комплекс

Интересные факты

См. также

Список работ



Примечания

  1. ↑ Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 17.
  2. ↑ Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 20—22.
  3. ↑ Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 10.
  4. ↑ Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой.— М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 225.
  5. ↑ Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. — С. 138—139.
  6. ↑ Человек для самого себя. Пер. с англ. Э. Спировой. —. М.: АСТ; АСТ Москва, 2008. — 352 с. — С. 178.

Ссылки

Работы Фромма

О Фромме

Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 марта
  • Родившиеся в 1900 году
  • Родившиеся во Франкфурте-на-Майне
  • Умершие 18 марта
  • Умершие в 1980 году
  • Умершие в Локарно
  • Философы по алфавиту
  • Психологи Германии
  • Психологи США
  • Философы XX века
  • Философы Германии
  • Философы США
  • Критики саентологии
  • Марксисты
  • Психоаналитики Германии
  • Неофрейдисты
  • Исследователи идентичности
  • Франкфуртская школа
  • Психологи по алфавиту
  • Исследователи фашизма
  • Современные гуманисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фромм, Эрих" в других словарях:

Фромм Эрих — (Fromm) (1900 1980), немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, усматривал пути выхода из кризиса современной… … Энциклопедический словарь

Фромм Эрих — (1900–1980) немецко американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии (см. экзистенциальная психология), к рое состоит в нарушении естественной,… … Большая психологическая энциклопедия

Фромм, Эрих — (Fromm) (1900 1980) немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия… … Политология. Словарь.

Фромм Эрих — Фромм (Fromm) Эрих (р. 23.3.1900, Франкфурт на Майне), немецко американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929 32 сотрудник института социальных исследований во Франкфурте на Майне; в 1933 эмигрировал в США; ряд лет вёл… … Большая советская энциклопедия

Фромм, Эрих — ФРОММ (Fromm) Эрих (1900 80), немецко американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФРОММ Эрих — (1900–1980) – немецко американский психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ФРОММ Эрих — (Fromm, Erich) (1900 1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте на Майне 23 марта 1900. Изучая социологию и психологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922, учился также в Мюнхенском университете и… … Энциклопедия Кольера

фромм Эрих — (1900 1980) немецко американский философ и социальный психолог. Родился во Франкфурте на Майне. Учился в университетах во Франкфурте, Мюнхене, Гейдельберге, в Берлинском институте психоанализа. В 1933 г. переехал из Германии в США, где работал… … Великие философы: учебный словарь-справочник

Фромм Эрих — Порок ли неподчинение? Человек рождается тогда, когда он разрывает первобытные связи с природой, характеризующие животное существование. Такова точка зрения Эриха Фромма (1900 1980). Порвав цепи, человек остается одиноким. Дискомфорт изоляции … Западная философия от истоков до наших дней

557e10be12f91

Эрих Фромм (1900–1980) родился во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. В 1922 г. окончил Гейдельбергский университет и получил степень доктора философии. Затем в течение года учился в Берлинском психоаналитическом институте, после чего занимался частной практикой, но не бросал занятий наукой. С 1929 г. он работал в институте социальных исследований во Франкфурте, где занимался изучением неосознаваемых мотивов поведения в малых и больших группах. Уже тогда он понимал, что германское общество готово подчиниться диктаторскому режиму. Когда Гитлер пришел к власти, Фромм в 1933 г. эмигрировал в США, где продолжал изучение социально-психологических идей авторитаризма.

Еще один фактор, приводящий к болезням, — это чувство одиночества. Оно связано с тем, что только человек осознает себя как отдельное существо, способен помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами. Только человек обладает разумом для постижения и понимания мира и воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений.

Единственным средством, снимающим тягостные последствия чувства одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через него со всем остальным миром. Однако в процессе воспитания человек теряет способность любить. И вместо равноправных отношений, возможных только тогда, когда они замешаны на чувстве любви, возникают отношения симбиоза — садомазохистические отношения, приводящие к невротическим расстройствам.

Фромм выделял различные виды любви: любовь к себе, материнскую любовь, отцовскую любовь, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.
Базовой любовью Э. Фромм, как и А.С.Пушкин, считал любовь к себе. Действительно, если человек себя не любит, он лишен всяческих шансов на взаимность, ибо не должен соединяться с человеком, которого он любит, дабы не подсовывать ему для общения плохого человека. Материнская любовь, которую ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему сладость, мед жизни. Отцовская любовь, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Любовь к другу позволяет ему жить в мире с ближними. Если в детстве ребенок недополучает необходимую ему любовь, он оказывается неприспособленным к практической жизни, не способен радоваться ей, не может ладить с людьми и, наконец, не в состоянии наладить эротическую любовь. Отсутствие любви к Богу приводит к человеконенавистничеству.

Источники идей представителей Франкфуртской школы. Неомарксизм школы и взгляды его представителей (Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Гуссерль Э. как основоположник феноменологической социологии. Феноменологическая социология А. Щюца.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 25.09.2018
Размер файла 56,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На тему: "Франкфуртская школа. Неомарксизм в социологии XX в. Феноменологическая социология"

1. Франкфуртская школа (30-70 гг. XX в.). Неомарксизм Франкфуртской школы

2. Источники идей представителей франкфуртской школы

3. Основные идеи теоретиков франкфуртской школы

4. Неомарксизм Франкфуртской школы и взгляды его представителей: Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе

5. Гуссерль Э. - основоположник феноменологической социологии и его теоретические взгляды

6. Феноменологическая социология А. Щюца

7. Феноменологическая социология знания П. Бергера и Т. Лукмана

8. Гарфинкель Г. о сущности взаимодействия (культурных моделях взаимодействия) в феноменологической социологии

1. Франкфуртская школа (30-70 гг. XX в.). Неомарксизм Франкфуртской школы

Франкфуртская школа в немецкой философии и социологии возникла в начале 30-х гг. XX века. Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Она была создана на базе Центра - Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. С приходом Гитлера в 1933 г. к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру (в 1934 - 1939 гг. в Женеву и Париж, в 1939 - 1946 гг. в США).

Главные представители этой школы: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60 - х гг. - Ю. Хабермас. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг. XX в.

Главными особенностями этой школы были:

- неомарксизм, т.е. франкфуртцы стремились применить теорию К. Маркса к современным условиям;

- леворадикализм, т.е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях.

Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли видное место. Нередко концепции представителей Франкфуртской школы причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным исследованиям. Тем не менее, трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев. Продолжая традиции К. Маркса, они используют яркие выражения, не характерные для академических работ.

Франкфуртская школа всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий. К Франкфуртской школе в разное время примыкали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин, Л. Левенталь, Ф. Вайль, К.А. Виттфогель, Ф. Поллок, К. Корш, Х. Арендт. Последователями франкфуртцев можно считать Ч. Р. Миллса в американской социологии и Ю. Хабермаса в немецкой. В данном курсе изучаются воззрения самых ярких представителей школы: М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, а также Э. Фромма.

2. Источники идей представителей франкфуртской школы

Понятие отчуждения К. Маркса было адаптировано ими к критике современного общества. Отчуждение - одна из важных методологических категорий К. Маркса:

· отчуждение создается в процессе принудительного труда;

· отчуждается родовая сущность человека, превращаясь в чуждую ему сущность;

· человек отчуждается от других людей и от самого себя;

· преодоление отчуждения возможно только через освобождение труда.

Теоретиками Франкфуртской школы использовались идеи З. Фрейда:

· представление о структуре человеческой психики;

· некоторые положения психопатологии, позволяющие обрисовать негативное влияние современного общества на человека и трудности на пути развития революционного сознания;

· представление о возможностях психического освобождения.

Теорию формальной рациональности М. Вебера также можно считать одним из интеллектуальных источников работ Франкфуртской школы. Теория включает следующие положения:

· одним из основных процессов современного общества является процесс рационализации социального действия - вытеснения ценностно-рационального, традиционного и аффективного действия;

· рациональность выступает как самоцель - это судьба западной цивилизации и путь всемирно-исторического процесса;

· развитие науки представляет собой чистое воплощение принципа рациональности;

· основными механизмами процесса рационализации являются формализация и калькулируемость;

· способы ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей рационализируются;

3. Основные идеи теоретиков франкфуртской школы

· расщепление изначальной целостности природы на субъект и объект;

· разделение социальных отношений на отношения господства и подчинения;

· саморасщепление индивида: подавление чувственных переживаний абстрактными представлениями о себе. В результате этих процессов происходит полное отчуждение человека от природы, общества, других людей и самого себя.

3. Рациональность и разум в концепциях теоретиков франкфуртской школы. Под рациональностью здесь имеется в виду процесс рационализации и формализации, характерный для западной цивилизации и понятый в веберовском духе. Под разумом - позитивная рациональность, гуманистическая разумность, изначально присущая человеческой цивилизации, принципами которой надо руководствоваться, чтобы противостоять негативным тенденциям технократической капиталистической культуры. Формальная рациональность выступает как апогей развития технократического мышления.

8. Франкфуртцы не принимали позитивизм главным образом потому, что считали невозможным вынести человеческие ценности за рамки научного исследования. А также потому, что позитивизм претендует на бытие единственным эталоном достоверности и точности для всех научных дисциплин. Позитивизм, по мнению франкфуртцев, способствует:

· невниманию к роли действующих субъектов;

· овеществлению социального мира (абсолютизации фактов);

· идеологическому консерватизму (он не в состоянии бросить вызов существующей системе, а зачастую и поддерживает существующий социальный порядок);

· пассивности индивида и социального ученого.

По мнению мыслителей Франкфуртской школы, необходимо сфокусировать свое внимание, прежде всего на человеческой деятельности, ее воздействии на социальные структуры.

4. Неомарксизм Франкфуртской школы и взгляды его представителей: Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе

Валлерстайн Иммануил (р. 1930) - американский социолог, представитель неомарксистского направления в исторической социологии. В 60-е годы занимался изучением экономических проблем развивающихся стран Африки. С начала 70-х годов работает над своей теорией мировой системы, не получившей окончательного завершения. Объектом исследования выступает для него мировая капиталистическая экономика. В своих работах И. Валлерстайн прослеживает формирование капиталистического рыночного хозяйства в XVI столетии и его последующее превращение в глобальную систему. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные регионы, находящиеся в зависимом положении. Теория мировой системы И. Валлерстайна завоевала прочные позиции в американской социологии, а ее автор в 1994 г. был избран президентом Международной социологической ассоциации.

5. Гуссерль Э. - основоположник феноменологической социологии и его теоретические взгляды

Человеком, который создал предпосылки феноменологической социологии, считается Э. Гуссерль. Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К.Т.В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользу философии. Э. Гуссерль работал в первой половине XIX века, когда наука стала отходить от реальности, и, соответственно, возник реакционный посыл возвращения к реальности. Основной позицией философии Э. Гуссерля была установка на то, что жизненный мир (повседневность) предшествует научному миру. Эту установку дальше приняли ученик Э. Гуссерля, А. Шюц, который стал известным продолжателем феноменологического подхода в социологии, и Э. Гарфинкель - основатель этнометодологии.

Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 - 1848) и Франца Брентано (1838 - 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Э. Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов - сущностей, значений.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции. На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание.

В этот период, что характерно и для Европы в XX в., вместо единой живой философии, отмечает Э. Гуссерль, мы имеем выходящий из берегов, но почти бессвязный поток философской литературы: вместо серьезной полемики противоборствующих теорий, которые в споре обнаруживают свое внутреннее единство, свое согласие в основных убеждениях и непоколебимую веру в истинную философию, мы имеем лишь видимость научных выступлений и видимость критики, одну лишь видимость серьезного философского общения друг с другом и друг для друга. Это менее всего свидетельствует об исполненных сознания ответственности совместных научных занятиях в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты. Объективно значимые, т. е. именно очищенные во всесторонней критики и устоявшие перед всякой критикой результаты. Да и как были бы возможны подлинно научные занятия и действительное сотрудничество там, где так много философов и почти столько же различных философий.

1). Материю (ядро, предметный смысл);

2). Качество (характеристика);

Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние неокантианства, а в третьем - историзма. Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения.

Э. Гуссерль считал, что феноменологическая философия строится на анализе поля мнения феноменов сознания и черпает из них знание, которое призвано сложить философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Феноменологическая редукция в целом - совокупность различных редукций: феноменолого - психологической, эйдетической и трансцендентальной. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить поворот от восприятия мира в естественной установке к сосредоточению на самих переживаниях сознания, а затем и перейти от рассмотрения переживаний в их индивидуальности к усмотрению их сущностей. Далее трансцендентальная редукция открывает чистое сознание: эмпирические компоненты сознания выносятся за скобки, существование эмпирического субъекта и феномены его психической жизни перестают быть предметом внимания. Обнаруживается ноэтико-ноэматическая структура сознания.

Читайте также: