Элементы чувашского орнамента для детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ларионова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №130" г. Чебоксары
Каждый человек имеет свою национальность. Воспитываясь в определенной местности, на основе традиций, постоянно испытывая на себе влияние обычаев, речи, культурных особенностей, человек приобретает определенные личностные качества, характерные для жителей того или иного региона. Так или иначе каждому человеку свойственны особенности, присущие менталитету того народа, к которому он относится. Эти особенности вырабатывались веками, изменяясь под влиянием исторических, географических, культурных факторов. Поэтому особенно важно с самого юного возраста научить ребенка знать и понимать историю, особенности поведения родного народа. Необходимо воспитывать умение идентифицировать себя со своей нацией, дать возможность гордиться происхождением, принимать свои особенности такими, какие они есть. Только так можно вырастить гармоничную личность, четко осознающую и принимающую себя и свое место в обществе.

Одной из наиболее доступных приемов для восприятия детей дошкольного возраста в ходе знакомства с культурой родного народа является изучение чувашского орнамента. Ведь орнамент представляет собой один из наиболее ярких носителей менталитета, истории, культуры, составляя своего рода письменность, определенную знаковую систему, соединяющую поколения.

Основной вид мышления детей дошкольного возраста - наглядно-образный. Поэтому они очень восприимчивы к различным изображениям. Отсутствие умения читать маленьких детей особо актуализирует значение символов, схем, знаков. Поскольку через них дошколята могут передавать информацию в письменной форме.

Познакомить детей дошкольного возраста с начертанием и значением чувашского орнамента возможно с помощью методов ТРИЗ.

Последователи Теории решения изобретательских задач, адаптировавших технологию для работы с дошкольниками, основываются на том, что детям не нужно давать конкретных готовых знаний. Они утверждают, что гораздо полезнее преподнести алгоритмы мыслительных действий для самостоятельного обретения представлений, сведений.

На наш взгляд, одним из действенных методов ТРИЗ при знакомстве детей с чувашскими узорами является метод матриц. Суть данного метода заключается в преподнесении детям некого образца, штампа, который является основой для создания собственной модели какого-либо объекта.

Нами разработано пособие, состоящее из матричных таблиц, готовых деталей для аппликации или конструирования и плоского поля для моделирования. Матричные таблицы состоят из нескольких столбцов. Каждый столбец имеет свое значение и название. Например: первый столбец – название или изображение деталей, во втором столбце указан цвет детали, в третьем их количество, в четвертом - расположение на поле для моделирования. Таким образом, ребенок получает готовый алгоритм или образец для создания определенного элемента чувашского узора. Существует несколько способов воплощения полученных инструкций. Это может быть аппликация, рисование, конструирование из готовых пластиковых или бумажных заготовок.

Далее педагогом проводится работа по осмыслению полученного изображения. Дети делятся своими впечатлениями, дают словесное описание полученному узору, выдвигают предположение относительно того, какой смысл древние чуваши могли вкладывать в данный элемент орнамента и пытаются назвать его. Затем дети проводят дальнейшую поисковую деятельность по определению значения узоров, используя для этого все имеющиеся ресурсы. Они выискивают знания в книгах, альбомах, находящихся в группе, прибегают к помощи сети интернет. Можно организовать семейные советы с рассуждениями и рассказами бабушек и дедушек в качестве домашнего задания.

Получив необходимые сведения, можно переходить к композиционной деятельности. Используя все элементы чувашского орнамента, которые имеют в своем понятийном багаже, дети переходят к составлению узоров, целых картин-схем.

Работа в данном направлении позволяет не просто окунуть дошкольника в культуру родного народа, но и способна развить немаловажные для будущей взрослой личности качества. Занятие подобной деятельностью способствует развитию у детей умения понимать и использовать различные матрицы; пространственного мышления, в частности ориентации на листе бумаги, в таблице. Помимо этого развивается целый ряд художественных навыков: композиционные умения, умение рисовать различные узоры, понимать их структуру, графические навыки и т.д.

Ознакомление с чувашским орнаментом позволило нам обогатить преставления детей о своих предках, повысить интерес к культуре и истории родного народа. Дети чаще стали выражать желание узнать что-то новое о Чувашской Республике, родном городе, национальных костюме, быте, играх.

Образовательная задача: Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно – прикладное искусство. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Развивающая задача: Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Ход НОД: (Дети входят в зал, стилизованный под музей, украшенный чувашской одеждой и головными уборами (звучит чувашская народная мелодия).

2. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд? (чувашский национальный костюм).

Посмотрите, как необычно он украшен, какие интересные и загадочные узоры здесь вышиты. Эти удивительные узоры называются орнамент. Орнамент на одежде чувашей служил не просто красивым узором, он был оберегом. Раньше чувашский народ верил в то, что вокруг существует много духов и божеств. Заботливые и любящие мама, жены, сестры вышивали орнамент на одежде своих детей, мужей и братьев, чтобы защитить их от злого глаза, нечистого духа и беды. И чтобы они всегда были здоровыми и счастливыми.

Ребята, я вам предлагаю внимательно рассмотреть орнамент на нарядах. Вы, наверно, уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (ответы детей)

Правильно! Как вы заметили, в цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (ответы детей) Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (ответы детей) Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (ответы). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор – это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица. Давайте вспомним основные узоры.

(Показ узоров и объяснение их значений)

В: Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.

(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).

В: На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.

(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).

В: Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.

В: Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, также как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное? А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?

В: Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.

В: Сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут

ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную

которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой

вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать

между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза).

Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

В: А сейчас я вас прошу подойти к столу. (На столе разложены салфетки с чувашской вышивкой). Посмотрите сколько здесь разных салфеток! Скажите, как называются рисунки на этих салфетках?

Д: Чувашский орнамент.

В: Правильно, чувашский орнамент. А скажите, пожалуйста, узнаете ли вы здесь какой-нибудь узор?

В: Правильно, молодцы. Вы знаете значение многих узоров. Давайте подумаем, какую историю хотела рассказать мастерица, которая вышила эту салфетку? (показ одной выбрано салфетки)

В: Молодцы ребята! У меня для вас есть игра, давайте поиграем.

В: Какие молодцы. Вы правильно разложили все узоры. А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.

В: Молодцы! А сейчас, пожалуйста, присядьте на стульчики.

(дети садятся на свои места)

Рефлексия. В: Ребята, давайте вспомним c какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились? Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?

Что обозначали (символизировали) эти цвета? Где еще можно увидеть чувашские узоры? Какие вы молодцы! Какой узор вам понравился больше всего и почему? В какую чувашскую игру мы поиграли?

Вот мы с вами и побывали в загадочном мире чувашского орнамента, окунулись в эту тайну и разгадали некоторые узоры. Давайте сейчас выберем узоры, из которых будем составлять и рисовать орнамент на следующем занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"

Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево.


Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г.

Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.


Конспект для детей старшего возраста программы "Мы Кубанцы".

Цель НОД: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.

Цель: Поддерживать у детей интерес к играм математического содержания, проявляянастойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку. Учить детей общаться сосверстниками, оказывая взаимопомощь.Зад.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Цивильского района Чувашской Республики.

Ознакомление детей 6-7 лет

с чувашским орнаментальным искусством

Воспитатель первой категории

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.

Тема: «Ознакомление детей 6-7 лет

Актуальность проекта:

1. В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традициям своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.Н. Неменский необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа.

2. Художественно – образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребёнка нравственно – эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить своеобразие и миропонимание народа. Всё это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций взрослого.

Проблематика.

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:

- отсутствие устойчивого интереса детей к чувашской национальной культуре;

- недостаточная развивающая среда.

Данные проблемы выявили следующую ключевую проблему: отсутствие интереса у детей к чувашской национальной культуре. Данная проблематика позволила определить цели проекта.

Цель проекта: развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству, воспитание духовно – нравственных, культурных, образованных граждан отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отражённых, заключённых в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, декоративно – прикладном искусстве, творчестве и т.д.)

2. Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания;

- ощущение причастности к чувашской культуре.

3. Ознакомление с изделиями чувашского орнаментального искусства (вышивки).














Задонская Ирина Владимировна
МБДОУ "Детский сад №122 " Солнечный лучик" город Чебоксары, Чувашская республика,
воспитатель

Программное содержание:

Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.

Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.

Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, дома, животных на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.

Учить использовать нетрадиционную технику рисования на ткани контурными красками.

Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров;

Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;

Учить отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).

Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.

Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.

Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Предшествующая работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

Ход НОД:

Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.

Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг другу хорошего настроения:

(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья!

  1. 2.Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров

Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?(чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне?(фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.

Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.

В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Пройдите к ноутбуку и послушайте внимательно, если вы правильно отгадаете загадку, то образ - символ появится на экране:

1-й слайд

Что это? (солнышко)

– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:

Солнце красное восходит, красотою мир сияет.

Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.

Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек.

Таким же узором чуваши вышивали звезду. У каждого человека, пологали чуваши, есть своя звезда. В старину верили: когда умирает человек, звезда падает, она спускается с неба на землю. С рождением человека на небе загорается новая звезда. Но среди великого множества звезд, из которых одни падают, другие только что загораются, есть основные, которые всегда существуют: Венера, Большая Медведица, Млечный путь и др.

Чуваши любили солнце и изображали его по разному. Показ вариантов узоров солнца. (Показ 2-го слайда) Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнемуоформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?

Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.

3-й слайд

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В меха его одели (дерево)

Послушайте, ребята, следующую загадку?

4-й слайд

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком (собака)

-А, это, новый символ чувашского узора – собака. Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали, потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы, отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их.

Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы и связывают человека с космосом. Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных. (Показ 5-го слайда) Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются? У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. У кого такие же рога? Чуваши таким узором изображали козу. А вот еще узор животного с длинными рогами. А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?

Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку.

6-й слайд

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый … (дом)

Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили.

Ала супар – хлопают в ладоши;

Ала секлер – поднимают руки вверх;

Весер – движения определяющие полет птиц;

Ишер – плавательные движения;

Сикер – прыжки на двух ногах;

Чупар – бег на месте юрлар, весер, ташлар,

Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Будем рисовать чувашские узоры на ткани, волшебными красками. Для этого я предлагаю вам подойти к столу, выберать понравившийся узор и занять свои места. На столах лежат контурные краски для ткани. Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор и можете приступить к работе.

  1. 6.Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
  2. 7.Совместный анализ детских работ.

Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор?( индивидуальное обращение к детям).

8. Составление выставки чувашских узоров.

Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку сушиться. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка чувашских узоров получилась.

Читайте также: